Круглый стол на тему: «Профилактика суицидального поведения подростков»
план-конспект
Занятие для родителей обучающихся с ОВЗ по профилактики суицидального поведения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие для родителей обучающихся с ОВЗ
Круглый стол на тему: «Профилактика суицидального поведения подростков»
Цель: «Познакомить родителей с проблемой суицида в подростковой среде, оказать профилактическую помощь родителям».
Задачи:
- воспитание уважения к личности подростка и понимание его проблем;
- расширение знаний родителей о характере, причинах и признаках
подросткового суицида;
- рекомендации родителям по профилактике подросткового суицида.
Материалы и оборудование: ручки, листы бумаги А3 и А4, цветные карандаши, ноутбук.
Ход занятия.
Педагог-психолог:
Уважаемые родители, сегодня наше занятие посвящено очень важной теме – подростковому суициду. Какие же причины толкают подростка на такой безвозвратный шаг? Сегодня мы с вами обсудим и причины и признаки суицидального поведения.
На безвозвратный шаг толкают подростка мысли, что он никому не нужен, особенно родителям. Другой причиной становится равнодушие окружающих к проблемам и переживаниям подростка. Также одной из причин является неумение слушать ребёнка, которая угнетает еще неокрепшую психику подростка.
Сегодня мы с вами исследуем, по каким признакам вы заметите суицидальное настроение ребёнка и обсудим, что подталкивает детей на такие действия.
Сейчас вашему вниманию я предоставлю практические упражнения. Чтобы их выполнить прошу соблюдать следующие правила работы:
- обращаться друг к другу по имени;
- проявлять активность;
- соблюдать регламент;
- не проявлять излишнюю критичность к высказываниям других.
Упражнение « Знакомство»
Педагог-психолог: Сейчас мы с вами познакомимся, каждый подбирает на первую букву своего имени качество.
(обсуждение)
Упражнение «Психологическая зарядка»
Предлагаю вам выполнить определенные движения, если вы согласны с данными: высказываниями
- похлопайте в ладоши, если в вашей семье время от времени возникают «приступы непослушания»;
- дотроньтесь до кончика носа, если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете;
- постучите кулаком в грудь, если вы считаете себя хорошим родителем;
- закройте глаза, если у вас возникают какие–либо сложности или непонимание со своим ребенком;
- потопайте ногами, если бывает в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка;
- поднимите руку, если вы считаете, что в воспитании детей главное – пример взрослых;
- погладьте себя по голове, если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье.
(обсуждение)
Упражнение «Ассоциации»
Родителям предлагается запустить цепочку ассоциаций. Психолог называет слово, понятие, а участники практически не задумываясь, называют слова (существительные, прилагательные, глаголы, образы животных людей, героев), которые ассоциируются с этим словом.
Например, «смелость»…», «человек»… «жизнестойкость» и т.д.
Подведение итога и формулировка ответа на вопрос «Что такое жизнестойкость?».
Обсуждение:
Легко ли было выполнять упражнение? Что вы взяли для себя, выполняя его? Почему именно такие ассоциации? и пр.
Упражнение «Чистый лист»
Уважаемые родители, у вас на столах находятся листы бумаги, представьте, что это душа ребёнка. (Психолог демонстрирует чистый лист бумаги, постепенно сворачивая его в четыре части).
Когда ребенка не замечают в семье – часть его души отрывается, (оторвем часть бумаги).
Когда ребенка не принимают сверстники – происходит то же самое.
Когда ребенка не понимают учителя – еще кусочек души прочь!
Когда он перестает верить в себя - ……..
Когда он становится никому не нужен…что происходит с его душой?.........
А что в итоге? (в листе бумаги должна появиться внушающая дыра).
Душа ребенка становится сплошной черной дырой…. испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния.
А как часто, вы уважаемые родители, задумываетесь над такими вопросами как:
-Какие чувства и переживания, испытывает мой повзрослевший ребенок?
- Как складываются его отношения с семьей, сверстниками, учителями?
- Какие проблемы волнуют моего ребенка?
Пожалуй, не так часто.
А сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик.
«Я не хочу жить! Меня все достало!»
Обсуждение:
1.Что чувствовали, когда смотрели этот видеоролик?
2.Какой вывод сделаем?
Педагог-психолог: Родители, разделитесь на две группы. Группа получит один вопрос. Нужно найти на него ответ. На выполнение задания 10 минут. Далее обсудим наработки
Задание для первой группы. Почему у детей возникает желание лишить себя жизни?
Педагог-психолог: Вы получили вопрос. Подумайте и напишите причины суицида. Выполните это задание на листе бумаги.
Статистические данные к основным причинам относят: ссоры, конфликты с родителями, страх перед наказанием и насилием со стороны взрослых, неразделенную любовь. В 70 процентах случаев дети испытывали страх перед насилием со стороны взрослых.
ПРИЧИНЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СУИЦИДА
1. Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых.
2. Неудачи в учебе, проблемы с законом.
3. Алкоголизм и наркомания среди родителей, подростков.
4. Жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие.
5. Конфликты со взрослыми, сверстниками.
6. Неуверенность в завтрашнем дне.
7. Чувство одиночества, хронические болезни.
8. Потеря смысла жизни.
9. Низкая самооценка, трудности в самоопределении.
10. Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни.
11. Безответная влюбленность, смерть близкого человека.
Задание для второй группы. Что в поведении ребенка должно насторожить родителей?
Педагог-психолог: Обсудите и запишите признаки суицидального поведения у ребенка.
1. Сниженное настроение – от лёгкой грусти до полного отчаяния. Может наблюдаться печаль, тоска, апатия (безразличие, снижение активности), чувство душевной боли.
2. Нарушение сна (затрудненное засыпание, ночные или ранние пробуждения, чуткий, прерывистый сон, либо, очень глубокий).
3. Повышенная утомляемость.
4. Повышенный уровень тревоги, беспокойства.
5. Возможно повышение агрессивных реакций – конфликтность. Раздражительность. Вспыльчивость.
6. Снижение иммунитета.
7. Снижение памяти, работоспособности. Нарушение внимания. Снижение умственных способностей.
ЧТО МОЖЕТ УДЕРЖАТЬ ПОДРОСТКА ОТ СУИЦИДА?
1. Установите заботливые взаимоотношения с ребенком.
2. Будьте внимательным слушателем.
3. Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожной ситуации.
4. Помогите определить источник психического дискомфорта.
5. Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно.
6. Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы.
7. Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее.
8. Внимательно выслушайте подростка!
9. Любите своего ребенка таким, какой он есть.
Упражнение «Не кричите на ребенка!»
Выбираются 2 желающих родителя. Один играет роль ребенка, второй - родителя. Задача родителя: кричать на ребенка, по какому-то придуманному поводу, задача «ребенка»: присесть на корточки, чтобы быть намного меньше ростом и говорить только одну фразу «Я маленький, и я просто хочу, чтобы меня любили».
Вопросы для обсуждения:
- Какие чувства испытывали Вы, находясь в роли родителя?
- Какие ощущения испытал на себе «ребенок»?
- Хотелось ли изменить ситуацию? Какие действия хотелось предпринять
Одну из ошибок семейного воспитания, мы с Вами рассмотрели «Не повышать голос на ребенка, сохранять спокойствие и рассудительность». Далее ваша задача с помощью «мозгового штурма» написать на листах А3 «Ошибки семейного воспитания, которые могут создать почву для суицидального поведения подростков» (демонстрация работ родителями)
ОШИБКА ПЕРВАЯ. Родители вольно или невольно провоцируют в ребёнке чувство вины. «Ты огорчаешь меня своим поведением и оценками»; «Мы не поедем летом на море, потому что у тебя двойки. Если бы не ты, мы бы прекрасно отдохнули, а ты расстроил все наши планы» и т.п. Если родители не упускают случая, чтобы объяснить своему ребёнку, как сильно он виноват в их плохом настроении, сколько страданий он им доставил, они воспитывают человека, который станет заниматься самоедством. Подросток взвалит всю вину на себя или, в знак протеста, захочет доказать обратное: «Вот я умру, а вы все останетесь виноватыми!».
ОШИБКА ВТОРАЯ. Родители жёстко контролируют поведение, распорядок дня, учёбу и даже настроение ребёнка. Такие родители берут на себя ответственность за малейшие эмоциональные переживания своего ребёнка. «Он плачет или устал – значит, мы не создали ему комфортных условий». В результате вырастают дети, не умеющие отвечать за себя и последствия своих поступков. В подростковом возрасте чувство беспомощности, возникающее в трудных ситуациях при таком типе воспитания, нередко становится причиной самоубийства.
ОШИБКА ТРЕТЬЯ. Родители относятся к ребёнку, как к своей последней игрушке. «Зачем ему учиться – он ещё такой маленький? Зачем ему заниматься спортом – он такой слабый? Зато он такой славный!». Это приводит к тому, что дети не научаются предвосхищать и планировать события, ставить себе цели и идти к ним.
ОШИБКА ЧЕТВЕРТАЯ. Родители стараются объяснять все события в жизни ребёнка внешними причинами, игнорируя возможность самого человека быть хозяином своей судьбы и чувств. Подобное воспитание порождает зависимость эмоциональных состояний от внешней среды и полное неумение справляться с трудностями самостоятельно.
ОШИБКА ПЯТАЯ. Родители постоянно оберегают ребёнка от ошибок. В результате мотивация избегания станет доминировать у него над мотиваций достижения. Одни люди, как известно, стремятся достигнуть большего, а другие – боятся совершить ошибку. Страх ошибки приводит к потере перспективного взгляда на будущее и, как следствие, потере смысла жизни.
Рефлексия
Уважаемые родители! Наше занятие подходит к логическому завершению. Вы активно и дружно работали, старались выполнять все задания и рекомендации.
И в заключении я хотела бы получить обратную связь. Предлагаю Вам написать на листках, что Вы положите в чудесный ларец и возьмете с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на данном занятии.
Спасибо за внимание!
Психолог: Спасибо всем за внимание! А сейчас, давайте поблагодарим друг друга аплодисментами. Мы заслужили их. Всего вам доброго! Спасибо всем за участие, общение, взаимодействие.
Используемый источник
Литература
Акопов Г.В. и др.(ред.)Методы профилактики суицидального поведения.- Самара-Ульяновск, 1998 г.
Возрастная психология: детство, отрочество, юность/Хрестоматия/Сост.В.С.Мухина, А.А.Хвостов-М: 2000-624с.
Семейное воспитание: Как стать хорошим родителем. Методическое пособие для родителей. Книга 1. Астана, 2012 г.
Семейное воспитание: Как стать хорошим родителем. Методическое пособие для родителей. Книга 2. Астана, 2012 г.
Снайдер Р. Практическая психология для подростков.-М., 1995г..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика суицидального поведения
Задачи : 1. Познакомить с причинами суицидального поведения. 2.Предложить родителям рекомендации по укреплению взаимоотношений в семье....

Родительское собрание" « Профилактика суицидального поведения учащихся» Подготовила учитель начальных классов МОУСОШ№6 города Петровск_Забайкальского Сизых Елена Викторовна
"СУИЦИДАЛЬНЫЕ ПОСТУПКИ ДО 10 ЛЕТ СОВЕРШАЮТСЯ НЕЧАСТО. ЧЕМ МЕНЬШЕ ВОЗРАСТ РЕБЕНКА, ТЕМ БОЛЕЕ ТРАВМАТИЧНЫМИ БЫВАЮТ ПОПЫТКИ".Е.М. ВРОНО. Цель: Оказание профилактической помощи родителям по проблемам...
Психолого-педагогическая профилактика суицидального поведения в начальной школе
Психолого-педагогическая профилактика суицидального поведения в начальной школе...

Семинар-тренинг "Суицидальное поведение подростков"
Семинар-тренинг для педагогов "Суицидальное поведение подростков"...

Семинар – практикум для педагогов по теме "Профилактика суицидального поведения детей и подростков"
Цели: Информировать педагогов школы о существовании проблемы подросткового суицида.Задачи:- информировать педагогов о подростковом суициде, его видах, причинах, признаках готовящегося самоу...

Конспект занятия по профилактике суицидального поведения и намерений у обучающихся в возрасте 12–15 лет на тему: "Жизнь, ты мне дорога!"
Занятие для обучающихся направленное на формирование позитивных жизненных целей и мотивации к их достижению....
