Форсирование творческих интеллектуальных способностей младших школьников на основе учебного проектирования.
статья (3 класс) на тему

Меркулова Любовь Захаровна

Статья предназначена для учителей начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Форсирование творческих интеллектуальных способностей младших школьников на основе учебного проектирования.

к.п.н. Меркулова Л. З.

учитель начальных классов

ГОУ Центра образования № 1601 г. Москвы

В новой парадигме образования учитель выступает в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта. Профессиональная деятельность педагога должна быть направлены на диагностику   их  учебной деятельности,  на контроль  знаний и умений школьников, чтобы своевременно корректировать процесс познания, освоения, применения знаний.  Учитель информирует учащихся об источниках получения знаний, направляет мысль учеников, организует их самостоятельный поиск. Ученик самостоятельно или  в группе совместно с  другими учащимися решает учебно - исследовательскую проблему, применяя необходимые знания из разных областей,  в целях получения практического результата. Строит свой проект выхода из проблемной ситуации. Проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Проект предполагает определённую совокупность учебно - познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Проект, – прежде всего цель, принятая, осознанная детьми, актуальная для них. Проект – это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели. Проект – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды. Проект – звено в системе  воспитания, звено в цепи развивающей личность программы.

  Умение управлять проектной работой – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Эту технологию относят к  инновационным, предусматривающим умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.  

  В современной педагогике и психологии используются  близкие по содержанию понятия – «проектная деятельность» и  «исследовательская  работа».  Но  это разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Человек, реализующий проект решает реальную вставшую перед ним проблему. Исследование, представляет собой поиск истины. Не всегда  в результате исследовательской работы удается решить практическую проблему. Исследовательская деятельность свободна, не регламентирована внешними установками.

В основе  проектов  лежит развитие познавательных  и исследовательских навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проект способствует актуализации знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению. Если ученик приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

 Чтобы управлять такой работой, необходимо, знать, что проекты могут быть разными и использование их в учебном процессе требует от учителя серьёзной подготовительной работы.

Проектная работа предусматривает по своей сути  личностно- ориентированный, дифференцированный    подход  к  обучению  с учетом  уровня интеллектуального    развития школьника, его подготовки, способностей,  задатков. Говоря о необходимости последовательной   реализации такого подхода  в обучении и воспитании  учащихся, необходимо всегда иметь   в виду       целостную  личность ребенка      с его  эмоциональной и духовной сферой.

Творческая позиция учителя одно из центральных условий формирования творческой интеллектуальной способности учащихся начальной школы, способствующая сознательному  выбору между различными социально Поэтому для младших школьников очень важна позиция учителя, определяемые им рамки учебной деятельности личностными тенденциями.

Специфика проектной работы в младших классах, соответственно, заключается в том, что педагогический процесс сосуществует с процессом взаимодействия ребёнка с окружающим миром, освоением учеником окружающей среды (природной и социальной). Педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребёнком деятельности, опирается на собственный опыт школьника. Учитель осуществляет педагогическое сопровождение ребёнка в деятельности по освоению окружающего мира,  

во взаимодействии с окружающей средой. В работе над проектами используются разные методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Среди них исследовательский метод занимает не центральное место и вызывает наибольшие трудности.  Он основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования.

 Возрастные особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними слишком отдаленные задачи, предлагать школьникам дальние перспективы, требование заниматься сразу несколькими видами деятельности.   В связи с этим, значимость проектных работ состоит в том, что маленький конкретный проект маленького ученика может выступать тем «стеклышком мозайки», из которого складывается общая картина - процесс обучения, воспитания, профессионального взаимодействия ребенка с окружающим миром.

При подготовке проекта полезной оказывается технология сотрудничества. Она становится исходной точкой самостоятельной деятельности учащихся. Совместная деятельность, а не соревнование лежит в основе обучения в группе.  Педагог при принятии  решения об организации проектной деятельности   в начальных классах должен  руководствоваться рядом правил. Среди них:

  1. адекватность возникающего у учащегося субъективного представления о поставленной задаче;
  2.  полное осознание проблемы, которую требуется решить;
  3. стимулирование использования учащимися разных типов моделей для отображения сути заданий;
  4.  использование для активизации творческого мышления мотивацию достижения. Предоставляя учащимся свободный выбор заданий и поощряя при этом решение творческих задач;
  5. вознаграждение результатов творческой деятельности.

Младший школьный возраст является перспективным для обучения творчеству.  Именно в этом возрасте ребенок, с одной стороны, готов к социализации, с другой - еще не социализирован.

Главным фактором, который определяет возникновение и развитие этой потребности, является позиция взрослого. Если взрослый подчеркивает неспособность ребенка выполнять взрослые действия, то ребенок начинает имитировать труд в сюжетно-ролевой игре. Если учитель обращает внимание на возможности ребенка, то  ученик уже пробует выполнять творческие действия. При этом у него формируется потребность в творчестве. С  позиций теории учебной деятельности формирование творческой способности предполагает выделение тех психических процессов и операций, их которых складывается эта способность; подбор соответствующего содержания; соотнесение формируемого плана деятельности с содержанием обучения и выявление соответствующих предметных и мыслительных средств.

 Личностно-ориентированное образование ставит создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной через активизацию внутренних резервов, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности. Учебное проектирование может сыграть  решающую роль в выполнении этих условий. Это не только «обучающая, но и воспитывающая» технология, способствующая формированию   самостоятельности мышления, принятия решений, ответственности за свою работу и работу одноклассников. Решение проблем подготовки школьников к  выполнению проектных работ, освоение новых образовательных технологий во многом зависит от подготовленности самих учителей к новому типу  деятельности. Может ли педагог создать мотивацию  учения, привить интерес к поисковой самостоятельной работе?  Может ли он передать ученику средства, способы деятельности в новой образовательной парадигме, понимает ли когда и как это надо делать? Может ли создать для ребенка условия, при которых тот становится субъектом деятельности?  Все это в  значительной  мере зависит от освоения учителем технологии управления  проектной работой   учащихся.

Приведем виды заданий для  подготовки детей младшего школьного возраста к выполнению проектной деятельности:

-восприятие на  слух интонированного текста и поиск в нем лейтмотивов;

-постановка логических ударений;

-краткий пересказ,      письменное  изложение текста, постановка вопросов к тексту;

- поиск литературы по заданной теме;

- конспектирование текста на слух;

-иллюстрирование текстов.

 Управление проектной деятельностью  младших школьников основывается на понимании структурно-психологических характеристик личности  ребенка. Выявление психолого-педагогических ориентиров развития личности школьников  при выполнении проектных работ позволит определить содержание готовности учителя к личностному обучению в плане осуществления диагностической, информационно-проектировочной, консультативной развивающей деятельности.

Проектное  творчество отличается от другой деятельности тем, что  предполагает не подавление личных интересов и инициативы каждого участника для достижения результата, а использование энергии всех принимающих участие в деле для того, чтобы добиться максимума.  Проекты, создаваемые детьми, активизируют их стремление к исследованию, делают детские изыскания более строгими, подчиненными определенной задаче.

В ходе управления проектной деятельностью школьников успешному решению задач  педагогу помогут несколько правил:

-учите детей действовать самостоятельно, избегайте прямых инструкций;

- не сдерживайте инициативы детей;

- не делайте за них то, что они могут сделать сами;

- не спешите с вынесением оценочных суждений

- помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний.

                                         

  Литература.

  • Козырева Е.А. Дидактические основы личностно-ориетированных технологий обучения младших школьников и их реализация. М.: Прометей  2002г.
  • Краткая философская энциклопедия.- М., 1994.
  • Полат Е.С. Как рождается проект.- М., 1995.
  • Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: Аркти 2003.
  • Савенков А.И. учебное исследование в начальной школе.  Начальная школа №12 2000г.
  • Симановский А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников. М. МПСИ 2003. 268с.
  • Яшнова О.А. Успешность младшего школьника. М.: Академический проект 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках математики в 3 классе

В материале  раскрыты теоретические основы развития интеллектуальных способностей младших школьников и представлена система работы  на уроках математики в 3 классе....

Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников 1 класс

Задания повышенной сложности для учащихся 1-х классов на кружке "Всезнайка" по математике и обучению грамоте...

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников как основа успешности обучения русскому языку посредством применения различных видов технологий. (из опыта работы)

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников   как основа успешности обучения русскому языку посредством применения различных видов технологий. (из опыта работы)...

Свидетельство «Развитие творческих способностей младших школьников на основе изучения геометрического материала»

Свидетельство «Развитие творческих способностей младших школьников на основе изучения геометрического материала»...

Развитие творческих способностей младших школьников на основе изучения геометрического материала в системе Л.В. Занкова»

Выступление по теме:  «Развитие творческих способностей младших школьников  на основе изучения геометрического материала в системе Л.В. Занкова»....

« Формирование познавательной активности, творческих и интеллектуальных способностей младших школьников» ( из опыта работы)

самая важная   и главная цель любого педагога - вооружить умением учиться, а не дать ему как можно больший багаж знаний.  Начальная школа — важнейший этап в процессе общего о...