Педагогическое Эссе "Здоровьесбережение школьников первой ступени в рамках реализации государственных стандартов общего образования первого поколения" ступени
статья по теме

Здоровьесбережение  школьников первой ступени в рамках реализации государственных стандартов общего образования  второго поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskoe_esse.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

 по теме «Здоровьесбережение  школьников первой ступени в рамках реализации государственных стандартов общего образования  второго поколения»)

          Здоровый образ жизни занимает пока не первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Поэтому важность решения этой проблемы как никогда актуальна при переходе на Стандарты второго поколения. Если учить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, тогда можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только физически, но и личностно, интеллектуально и духовно. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

          Уже в первый класс часть детей приходит с отклонениями в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается, а число близоруких детей, с нервно – психическими расстройствами, нарушениями осанки увеличивается.    

          Приоритетным направлением в деятельности учителя начальной школы должна стать системная работа с учащимися на первой ступени обучения. Создание здоровьесберегающей среды в классе; использование в учебном и воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий - наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности, для самореализации ребёнка в дальнейшей жизни.  

          Применение здоровьесберегающих технологий в моей практике выражается через привитие навыков здорового образа жизни.

          Формы работы:

- утренняя гимнастика, пальцевая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж;

- простейшие навыки оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;

- правила личной гигиены;

- физкультминутки и подвижные перемены;

- проветривание и влажные уборки кабинетов;

- чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью;

- массовые оздоровительные мероприятия (спортивно – оздоровительные праздники, тематические часы здоровья, выход на природу, экскурсии);

- работа с семьёй (пропаганда здорового образа жизни через систему организационно – теоретических и практических занятий в родительском лектории);

- нестандартные уроки (уроки – игры, уроки – соревнования, театрализованные уроки, уроки с групповыми формами работы, уроки – конкурсы, уроки – обобщения, уроки – концерты, уроки – экскурсии, уроки творчества, уроки взаимообучения учащихся).

          Необычность уроков активизирует учащихся к познанию, воспитывает любовь к окружающему, благотворно воздействует на состояние физического и психического здоровья школьника.

          Урок в рамках здоровьесберегающих технологий провожу при выполнении обязательных условий:

- плотность урока не более 80 %;

- 4 – 7 видов учебной деятельности,

- средняя продолжительность различных видов учебной деятельности не более 10 мин.,

- наличие 2 – 3 эмоциональных разрядок,

- чередование позы детей,

- присутствие физкультминуток  и динамических пауз,

- использование учебно – познавательной игры,

- создание ситуации успеха как «сильным», так и «слабым» обучающимся,

- необычность подачи учебного материала,

- система учебных требований,

- формирование ответственного отношения к учению,

- рефлексия поведения обучающихся класса,

- создание ситуации взаимопомощи,

- взаимопроверка.

          Использую различные методы мотивации и стимулирования учебной деятельности: эмоциональные, познавательные, разумная организация учебного процесса, волевые, социальные.

Эмоциональные:

- поощрение,

- учебно – познавательная игра,

- создание ярких наглядно – образных представлений,

- стимулирующее оценивание,

- свободный выбор задания,

- постановка системы перспектив,

- удовлетворение желания быть значимой личностью.

Познавательные:

- опора на жизненный опыт,

- познавательный интерес,

- занимательность содержания,

- новизна учебного материала,

- необычность подачи учебного материала,

- выполнение творческих заданий,

- создание проблемной ситуации,

- побуждение к поиску альтернативных решений.

Разумная организация учебного процесса:

- постановка цели урока совместно с детьми,

- чёткое структурирование учебного материала,

- логическое изложение учебного материала,

- своевременное чередование более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых,

- доброжелательное отношение к учащимся,

- создание благоприятного психологического климата в классе.

Волевые:

- предъявление учебных требований,

- информирование об обязательных результатах,

- формирование ответственного отношения к учению,

- познавательные затруднения,

- самооценка деятельности и коррекция,

- рефлексия поведения,

- прогнозирование будущей деятельности.

Социальные:

- развитие желания быть полезным Отечеству,

- побуждение подражать сильной личности,

- создание ситуации взаимопомощи,

- поиск контактов и сотрудничества,

- заинтересованность в результатах коллективной работы,

- взаимопроверка,

- рецензирование.

          В связи с разными способностями обучающихся в моём классе имеется необходимость в дифференциации и индивидуализации учебного процесса. Обучаясь по единой программе и одному учебнику, школьники усваивают материал по – разному: практически – действенно, словесно – логически, наглядно – образно. Но ущемлёнными в классе никто не должен чувствовать. Поэтому учу детей самоконтролю и самооценке, способной поддержать уверенность в себе. А если оценку ставит учитель, то необязательно всегда озвучивать её, во избежание отрицательных эмоций, неправильной реакции класса. Предпочитаю качественное оценивание, которое состоит из словесного комментария и рекомендаций.

          Целью образования в современной школе является создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности, для самореализации ребёнка в дальнейшей жизни. Способом достижения этой цели является деятельностный подход к обучению – ученик – активный участник процесса обучения, а учитель – организатор учебной деятельности.

          Л. В. Выготский говорил: «Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причём, чем активнее деятельность. Тем быстрее развитие» Я полностью поддерживаю эту линию. Такой подход к обучению и является одной из основ здоровьесберегающих технологий.

          В настоящее время можно уверенно утверждать. Что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит. Что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.

Педагогическое эссе

Тема «Здоровьесбережение школьников первой ступени в рамках реализации Государственных стандартов общего образования второго поколения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Общее положение, общеучебные умения,  навыки и способы деятельности обучающихся начальной школы....

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Доклад на тему "Современные образовательные технологии и их значение в учебно-воспитательном процессе с позиции государственного стандарта общего образования второго поколения"

Современные образовательные технологии и их значение в учебно-воспитательном  процессе с позиции государственного стандарта общего образования второго поколения...

Педагогическая диагностика универсальных учебных действий учащихся в рамках реализации ФГОС начального общего образования.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, предметом  итоговой оценки выпускников начальной школы становится достижение личностны...

Системно - деятельностный подход –методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения (презентация)

Реализация  системно-деятельностного подхода , как методолгической основы концепции государственного стандарта общего образования второго поколения. Цель деятельностного подхода, виды деятельност...