Здоровьесберегающие технологии в УМК "Перспективная начальная школа".
материал (1 класс) по теме

Басович Елена Григорьевна

Материал акцентирует внимание на возможностях УМК "Перспективная начальная школа" по формированию здорового образа жизни младшего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_zachyotu..doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Басович Елена Григорьевна,

учитель начальной школы, ГБОУ гимназия №446

Колпинского района г. Санкт-Петербурга.

Использование возможностей УМК «Перспективная начальная  школа» в формировании ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

В УМК при организации деятельности школьника предполагается:

- учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него;

- выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам.

Основная идея УМК:

- оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интереса, склонностей, развития) в условиях такой учебной деятельности, где он выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающегося, то в роли организатора учебной ситуации,

- то, что ученик не может выполнить самостоятельно, он может сделать с помощью соседа по парте или в условиях групповой работы. А то, что представляет трудность для конкретной малой группы, может стать доступным в процессе коллективной работы.

Например.

Русский язык. Тема «Твёрдые и мягкие согласные звуки». 1 класс.

Задание к упражнению: Подели всех животных на две группы:

  1. чьи названия начинаются с БУКВЫ твёрдого согласного звука;
  2. чьи названия начинаются с БУКВЫ мягкого согласного звука.

Пусть Маша выпишет десять животных, которые составят первую группу. А Миша – десять животных  второй группы. (Маша и Миша – герои учебников в УМК).

Ты присоединись к Маше, а твой сосед пусть поможет Мише. Получилось? Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.

Одним из основных концептуальных принципов УМК является принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребёнка.

В УМК созданы условия для общения (инструментарий общения). Активные формы и приёмы организации урока (заседания предметных клубов, походы в «Музейный дом», динамические паузы в рамках темы урока, выставки работ детей, взаимопроверка).

Например.

 Окружающий мир.

 Тема «Что нас окружает». 1 класс.

Динамическая пауза. Игра «Объекты живой природы». Дети становятся в круг или около парт. Учитель называет объекты живой природы и изделия: мяч, собака, телевизор, трактор, облако, сумка, снежинка, река, ложка, сосулька, ранец, песчинка, качели и т.д. Дети приседают, когда узнают изделие, и поднимают руки вверх, когда слышат термин, характеризующий объект природы (не сделанный руками человека).

Тема «Природа и её сезонные изменения». 1 класс.

Динамическая пауза. Выполняя задание 17 в Тетради для самостоятельной работы: «Выбери одежду и обувь для уроков на воздухе в осенние дни, раскрась эти рисунки. Дорисуй те предметы, которые могут пригодиться на уроке-экскурсии».

В условиях динамического момента проверяется, кто и как выполнил это задание. Организуется «выставка» раскрашенных рисунков (на первых двух столах). Дети «гуляют среди выставленных экспонатов». Затем начинается организованная «экскурсия»: все подходят к одному из рисунков, а «экскурсовод» (автор раскрашенного рисунка) рассказывает, почему он выбрал одежду именно этого цвета и фасона.

Литературное чтение. 2 класс. Глава 3. Природа для ПОЭТА – любимая и живая.

Поход в «Музейный Дом». (Подбор иллюстраций в конце учебника).

Сходи в «Музейный Дом». Найди зайца, нарисованного художником Альбрехтом Дюрером. Ты помнишь название другой его работы?

( Можешь посмотреть в первой части учебника.)

В какое время года художник писал зайца?

( Обрати внимание на окраску шубки зайца.)

Где он писал зайца: на улице или в комнате?

( Всмотрись: в зрачке у зайца отражается оконная рама.)

Заяц спокоен или напуган?

( Посмотри внимательно на то, как подобраны его лапки, как он держит ушки.)

Разная ли шёрстка у зайца на ушках, на лапках, на боку, груди, спинке? Где она короткая и бархатистая? Где пожестче? Где самая длинная? Где самая пушистая? Где самая пёстрая?

Можно ли сказать, что художник Дюрер любит мир природы?

«Азбука вежливости» устного и письменного общения как специальная линия в рамках «Развития речи».

Изучение литературного чтения направлено:

- на обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле,

- на развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России,

- на высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении.

Изучая математику, школьники учатся использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.),

- для решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.).

Изучение окружающего мира направлено:

- на освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

- на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

В результате изучения окружающего мира ученик узнаёт (понимает):

- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

- правила сохранения и укрепления здоровья;

- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоёмах, в школе).

Ученик использует приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- ориентируется на местности,

- определяет температуру воздуха, воды, тела человека с помощью термометра,

- выполняет изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения,

- оценивает воздействие человека на природу, выполняет правила поведения в природе и участвует в её охране.

Изучение технологии учит:

- овладению способами планирования и организации трудовой деятельности,

- развитию сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера.

В результате изучения технологии ученики узнают правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами и бытовой техникой (в том числе с компьютером), используют приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта и др.),

- соблюдения правил личной гигиены и безопасных приёмов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой, средствами информационных и коммуникативных технологий,

- осуществления сотрудничества в процессе совместной работы.

Изучение физической культуры служит:

- укреплению здоровья, содействию гармоническому, физическому развитию и всесторонней физической подготовленности учащихся,

- развитию жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности,

- овладению общеразвивающими и корригирующими физическими упражнениями, умением их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга,

- культуры общения в учебной и игровой деятельности.

Ученик использует приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для выполнения ежедневной утренней гимнастики, корригирующих упражнений и закаливающих процедур,

- преодоления безопасными способами естественных и искусственных препятствий,

- соблюдения правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной деятельности,

- наблюдения за собственным физическим развитием и физической подготовленностью; самостоятельной организации активного отдыха и досуга.

Использованная литература:

  1. Программы четырёхлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа» / Сост. Р.Г. Чуракова. – 5-е изд. -  М.: Академкнига/Учебник, 2010.
  2. Развёрнутое тематическое планирование. УМК «Перспективная начальная школа» / авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе

В  современной  школе  чаще  всего  условия  сохранения  здоровья  понимаются  и  соблюдаются  лишь  в  отноше...

Здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе.

В данной статье расмотрены принципы здоровьесберегающей педагогики, применение ЗОТ в начальной школе....

Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе

Одной  из основных задач  начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе...

«Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе»

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школ...

Пропаганда здорового образа жизни и применение здоровьесберегающих технологий в современной начальной школе.

В данной статье раскрываются понятия здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий, представлена их классификация.  А также в статье дается обоснование необходимости их применения в нача...

Здоровьесберегающие технологии в ГПД начальной школы.

Организация сохранения здоровья учащихся начальных классов в ГПД....

Доклад:"Здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе."

Основные  принципы здоровьесбережения на  уроках  в начальной  школе.  ...