Главные вкладки

    Педагогический проект на тему: Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов с ЗПР на уроках (через игры и игровые упражнения)
    материал по теме

    Педагогический проет по формированию коммуникативных универсальных учебных действий  у учащихся начальных классов с ОВЗ (через игры и игровыу упражнения)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл chesnova_formir-_komm-h_uud_cherez_igru.docx79.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Самарской области

    ГОУ СИПКРО

    Зачетная работа

    по курсам повышения квалификации

    вариативный учебный блок ИОЧ

    «Особенности организации учебного процесса в классах коррекционно-развивающего обучения»

    Педагогический проект

    на тему:

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов с ЗПР на уроках (через игры и игровые упражнения)

     Автор проекта:

    Чеснова Светлана Владимировна

    Сызрань   2011г.

    Визитная   карточка   педагогического   проекта 

    Автор

    Чеснова Светлана Владимировна

    Учреждение

    Сызранский филиал государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2 г.о. Жигулёвск

    Должность

    Учитель начальных классов

    Тема

    «Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов с ЗПР на уроках (через игры и игровые упражнения)»

    Участники

    Дети младшего школьного возраста (от 6,5 лет до 11 лет)

    Цель, задачи

     Цель: Моделирование системы работы учителя, обеспечивающей  формирование коммуникативных УУД у учащихся с ЗПР начальных классов  на уроках.

    Задачи:

    1. Изучить и проанализировать состояние проблемы  в педагогической теории и практике;

    2. Провести диагностику среди учащихся на выявление уровня  сформированности коммуникативных универсальных учебных действий;

    3. Осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию коммуникативных УУД у учащихся с ЗПР;

    4. Определить способы диагностики и показателей достижения результатов.

    Предмет

    Коммуникативные УУД у учащихся с ЗПР начальных классов при выполнении игровой деятельности  на уроках

    Объект

    Процесс формирования коммуникативных УУД

    Гипотеза

    Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов с ЗПР на уроках будет успешным, если в коррекционно-развивающей работе  использовать игры и игровые упражнения

    Программно – техническое обеспечение

    Мультимедийный компьютер, мультимедиапроектор, средства телекоммуникации (выход в Интернет), экран, видеоплеер, DVD- плеер, телевизор, аудиоцентр.

    Не аппаратные средства

    1. Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)
    2. Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительные конструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы и т.д.) 
    3. Спортивные пособия и предметы (мячи разной величины)
    4. Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши) 
    5. Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.

    Содержание:

    Пояснительная записка

    1. Этапы реализации проекта. 
    2. Технологический аспект.
    3. Характеристики коммуникативных УУД учащихся с ЗПР.
    4. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
    5. Общая характеристика коммуникативных универсальных учебных действий.
    6. Роль игр и игровых упражнений в формировании коммуникативных УУД на уроках.
    7. Коррекционно-образовательная деятельность в начальной школе по формированию коммуникативных УУД.
    8. Преемственность в формировании коммуникативных универсальных учебных действий при переходе к начальному общему образованию.
    9. Планируемые результаты в освоении школьниками с ЗПР коммуникативными универсальными учебными  действиями.

    Вывод.

    Список использованных источников.

    Приложение.

    Пояснительная записка.

    Методика  работы   в начальной  школе  за  последнее десятилетие  претерпела  серьёзные  качественные  изменения  и  вышла за  общепринятые  модели   обучения  и  воспитания.  Введение  ФГОС  является отражением социального заказа, рассматривается как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством.                                                                          

    «Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания    и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта».

    Актуальность исследования темы «Формирование коммуникативных УУД у учащихся с ЗПР начальных классов на уроках (через игры и игровые упражнения)» является на современном этапе развития социальных отношений одной из важнейших проблем. Возрастная категория детей выбрана неслучайно. Следующий этап в жизни ребенка – подростковый возраст, когда одним из доминирующих факторов являются навыки общения. Освоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал.

    Основная задача обучения родному языку - развитие речи учащихся. Может ли учитель, обучающий детей русскому языку, считать свою задачу выполненной, если он не научит их грамотно говорить и писать, правильно и ясно выражать свои мысли. Вся история русской прогрессивной педагогической мысли и история нашей культуры повелительно требуют того, чтобы ребенок, воспитывающийся в семье, в детском саду, а тем более обучающийся в школе, овладевал нормами литературного языка.

    Без овладения родным языком невозможно дальнейшее образование и общее развитие ребенка. Ведь всякому известно, что язык - важнейшее средство общения между людьми, средство выражения своих мыслей, чувств и стремлений, средство формирования мыслей. Чем совершеннее это средство, тем успешнее идут обучение и дальнейшее умственное развитие человека.

    Таким образом, актуальность исследования определяется следующими фактами:

    1) необходимостью  работы по совершенствованию коммуникативных навыков младших школьников, что связано с общими задачами демократизации и гуманизации образования, с требованиями современного этапа реформирования российской системы образования;

    2) потребностью в разработке технологии формирования коммуникативных навыков у младших школьников, позволяющей установить максимально эффективные взаимоотношения с окружающим миром;

    3) изобилием практического материала с одной стороны и неразработанностью технологии его применения.

    Социокультурная ситуация в обществе стимулирует возникновение образовательных потребностей, направленных на актуализацию способностей к саморазвитию личности, раскрытию её творческого потенциала. Современному обществу необходимы такие специалисты образования, которые способны не только видеть проблемы, но и продуктивно решать их.

    Общество нуждается в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы, так как в изменчивых условиях экономического и социального развития общества выпускники должны быть готовы эффективно встраиваться в социальную деятельность и, обладая базисным уровнем знаний, быть способными совершенствовать свои знания на протяжении жизни, т.е. обладать общеучебными универсальными действиями.

           Речь – важное условие и средство коммуникации. Коммуникации – смысловой аспект социального взаимодействия: контакты, общение, обмен информацией между людьми.

                Анализ широкого спектра социальных и духовных проблем современного российского общества приводит к выводу о необходимости совершенствования сферы человеческих отношений. Эта задача ставится практически всеми гуманитарными науками. В связи с этим проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий становится особенно актуальной и для педагогики.

    Исходя из выше сказанного, можно сформулировать цель и задачи  данного проекта.

          Цель: Моделирование системы работы учителя, обеспечивающей формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся с ЗПР начальных классов на уроках (через игры и игровые упражнения). 

    Задачи:

    1. Изучить и проанализировать состояние проблемы  в педагогической теории и практике.

    2. Провести диагностику среди учащихся на выявление уровня  сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.

    3. Осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся с ЗПР.

    4. Разработать систему формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся на уроках (через игры и игровые упражнения).

    5. Определить способы диагностики и показателей достижения результатов.

    1.Этапы реализации проекта.

    Подготовительный

    -Диагностика коммуникативных навыков учащихся;

    -Изучение теоретических основ проблемы;

    -разработка модели;

    Поисково – экспериментальный

    -Апробирование модели;

    -мониторинг процесса и промежуточных результатов;

    -корректировка дальнейшей работы.

    Заключительный

    - Оценка эффективности модели;

     - анализ результатов, обобщение и распространение опыта.

    2.Технологический аспект.

    - Технология здоровьесбережения

    - Технология личностно-ориентированного подхода ( И.С. Якиманская)

    -  Идеи деятельностного подхода («учение через деятельность») - Д.Дьюи., Г.П.Цедровицкий, А.А.Дергач, О.С.Анисимов и др.

    - Идеи развивающего обучения  (П.Я.Гальперина, Л.В Занкова, В.В.Давыдова)

    -  Технология РКМЧП – « Развитие критического мышления через чтение и письмо» (Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарлз Темпл и Скотт Уолтер)

    - Технология «Дебаты».( Институт «Открытое общество».)

    - Технология проектной и ислледовательской деятельности.

    3.Характеристики коммуникативных УУД у учащихся с ЗПР.

    ФГОС  определяют,  что    «коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.»                    

     К коммуникативным действиям относятся:

    - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

    - постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    - разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

    - управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

    - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

    Перед тем, как приступить к решению поставленной перед собой задачи, было проведено исследование для выявления уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся с ЗПР.

     Цель методики определить: уровень сформированности коммуникативных навыков детей, пришедших в 1 класс;

    Исследование проводилось с помощью метода направленных наблюдений и материала методики «Рукавички» (модификация Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.). Данная методика помогла проанализировать, как протекало взаимодействие детей по следующим признакам:

    1. Умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.
    2. Как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют.
    3. Как относятся к результату деятельности, своему и партнера.
    4. Осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается?
    5. Умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами и т.д.).

    Оценка результатов.

    Педагог, наблюдающий за учащимися, оценивает деятельность по трехбалльной системе: умеет хорошо – 3 балла, затрудняется – 2 балла, не умеет совсем – 1 балл, результаты заносятся в таблицу.

    Апробация материалов исследования была проведена в 2011г. На базе Сызранского филиала государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2 г.о. Жигулёвск.  В эксперименте принимали участие 10 детей контрольной группы и  10 детей экспериментальной группы, у всех учащихся имеются  нарушения речи, по заключению городской ПМПК.

    Умения владеть коммуникативными УУД младшими школьниками с ЗПР

     Данные показали, что уровень сформированности коммуникативной стороны речи низкий и необходимо срочно создать условия для  системного подхода к формированию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.

    У учащихся первого класса мало представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Свои мысли выражают не последовательно, нет логичности в высказываниях.

    Бедность словаря приводит к тому, что дети не могут подобрать слов для выражения своих мыслей. Часто в речи используются неуместные слова и выражения, повторяются отдельные слова или целые предложения.

    Для учеников первого класса характерно неумение найти нужно слово, и они заменяют его местоимением «такой».

    Синтаксические конструкции бедны и однообразны. В основном употребляются простые, нераспространенные предложения, а часто и просто словосочетания. Связь между предложениями осуществляется с помощью повторения слов.

    Следовательно, необходимо организовать такую работу на уроках, которая помогла бы избавиться от этих недостатков детской речи.

           Далее было  изучено и проанализировано состояние проблемы  в педагогической теории и практике.

    4.Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

    Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

            Коммуникативные универсальные действия   обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

            Коммуникативное общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей. В процессе коллективного труда создавалась сложная коммуникативная система речи. Главными коммуникативными качествами речи принято считать: правильность, чистоту, точность, логичность, выразительность и уместность.

              Ребёнок постепенно овладевает речью, развиваясь в социальной по своей природе и многоплановой по своему характеру совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития.

            Нарушения речи многообразны. Они имеют различную выраженность и зависят от причины и структуры дефекта. Сложные, распространенные и длительно протекающие речевые нарушения у детей: заикание, дизартрия, ринолалия, алалия - характеризуются сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью коррекции. Данные речевые нарушения ограничивают коммуникативные возможности ребенка, искажают формирование личности, затрудняют социальную адаптацию. Трудности общения школьников, страдающих стойкими нарушениями речи, со сверстниками и взрослыми нередко становятся причиной задержки их личностного развития, низкого статуса в классном коллективе, дезадаптации, тревожности, препятствуют полноценному функционированию личности.

    Изучение детей с задержкой психического развития выявило наличие трудностей при построении процессов коммуникативного взаимодействия, переживаний детей, связанных с нереализованной потребностью свободного речевого общения. У детей с ЗПР навыки общения спонтанно не образуются. Суть педагогического воздействия заключается в направленном формировании коммуникативных универсальных учебных действий (с опорой на осознание и на образец, создаваемый педагогом). Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации

    Понятие «универсальные учебные действия»

         Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметными знаниями, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

    Функции универсальных учебных действий:

    - обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

    - создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

        Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

    К коммуникативным  УУД относятся: умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

    5.Общая характеристика коммуникативных универсальных учебных действий.

    Коммуникативные действия можно разделить (с неизбежной долей условности, поскольку они исключительно тесно между собой связаны) на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности:

    1. коммуникацией как воздействием  (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности; преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях)
    2. коммуникацией как сотрудничеством  (коммуникативные действия, направленные на кооперацию, т.е. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности)
    3.  коммуникацией как условием интериоризации (речевые действия, служащие средством коммуникации, способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания.

    В начальной школе формируются следующие коммуникативные УУД:

    -   планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ;

    - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

    - постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    - разрешение конфликтов выявление, идентификация проблемы,

    поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

    - управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

    - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

    6.Роль игр и игровых упражнений в формировании коммуникативных УУД на уроках.

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

    1.  Формирование коммуникативных УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность.

    2.  Заданные стандартом коммуникативные УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании  и организации  образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.

    3.  Схема работы над формированием  коммуникативных УУД указывается в тематическом планировании.

    4.  Способы учета уровня их сформированности -   в требованиях к результатам освоения учебной программы по каждому предмету и в программах внеурочной деятельности.

    5.  Результаты усвоения коммуникативных УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения

    Смысловые  акценты УУД

    Трудовое обучение

    Физическая культура

    Русский язык

    Литературное чтение

    Математика

    Развитие речи

    коммуникативные

    Алгоритмизация действий

    Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера

    Алгоритмизация действий использование средств языка и речи для получения и передачи информации

    Моделирование (перевод устной речи в письменную)

    Логические рассуждения, доказательства, практические действия; участие в продуктивном диалоге

    Смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания

    Логические рассуждения, доказательств, практические действия

    Алгоритмизация действий Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого

    Логические рассуждения, доказательства, практические действия

    Широкий спектр источников информации формулирование личных, языковых, нравственных проблем

    Логические рассуждения, доказательства, практические действия

    самовыражение: монологические высказывания разного типа

    Можно ли представить себе младшего школьника ничем не занятым? Жажда деятельности, подвижность этого возраста постоянно ищут выхода. Поэтому естественно, что ребенок много играет. Игра для ребенка - сама жизнь со всеми ее прелестями, волнениями, тревогами, удачами и огорчениями.

     Выдающийся педагог А.С. Макаренко придавал исключительно важное значение обучающему воздействию игры. Он рассматривал игру в разных аспектах, и прежде всего в плане подготовки ребенка к жизни.

    Игра является средством развития, когда она включается в целостный педагогический процесс. Игра является и средством обучения, усвоения детьми науки. В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и понимаю факты, явления.

    Дети младшего школьного возраста с помощью игры учатся воспринимать и усваивать причины и связи, в игре легче выражаются детские мысли. Используя игру как средство формирования коммуникативных УУД, учитель имеет возможность направлять внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений, для обогащения словаря. И вместе с тем учитель питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление детей что-то узнать, искать, делиться с другими своими находками. А это все содействует умственному, речевому и общему развитию.

    Дидактические игры и упражнения широко применяются на всех уроках в начальной школе. Большую помощь они оказывают и на речевое развитие детей. Дидактическая игра осуществляет задачи обучения, она объединяет разный состав детей по количеству и интересам. Дидактические игры, игровые упражнения позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразить учебную деятельность ребенка.

    Игры со словом, которые очень важны для детей, почти не включаются, к сожалению, в школьную программу и зачастую игнорируются начальной школой. А они должны стать частью предметного обучения, помогая развивать у ребенка его природное языковое чутье; подготавливая его к восприятию сложных поэтических форм, которые изучаются в 5-6 классах. Развитию речи нужно уделять много внимания на всех этапах, поэтому Волина выделяет игры на развитие устной и письменной речи:

    -игры с ребусами, шарадами, кроссвордами;

    -игры с загадками;

    -игры с пословицами, поговорками, скороговорками.

    Практически все педагоги знают, как трудно научить ребенка составлять связный последовательный рассказ о том или ином предмете или явлении, учитывая всю совокупность его признаков, именно эти трудности помогает преодолеть игра, т.к. играя, дети учатся сравнению, в их речи происходит активизация нужных слов.

    Игры и игровые упражнения дают учителю возможность проводить уроки более живо и интересно. В играх со словом дети, по меткому определению A.M. Горького, учатся тонкостям родного языка и начинают чувствовать его красоту.

      Для достижения личностных результатов с 1 по 4 класс введены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и содержанию тексты, упражнения, задания, задачи, которые способствуют формированию коммуникативных УУД. На уроках  дети учатся задавать вопросы и понимать вопросы собеседника, отвечать на поставленные вопросы. Передают впечатления в рассказе о повседневной жизни. Обмениваются мнениями, спорят, доказывают свое мнение.

      Хорошо использовать такие задания, как «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» и т.д. Эти задания имеют чисто коммуникативную природу: рассказ всегда адресован кому-то, объяснение тоже теряет смысл вне ситуации общения и взаимодействия. Используются практические задания, когда детям, объединенным в пары или группы необходимо выработать общее мнение или создать общее описание. В этой форме работы учащихся привлекает то, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия. Дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать

    Уроки , организованные в форме диалога или дискуссии, позволяют прививать уважение к мнению своего собеседника, умение грамотно и четко выражать свои мысли, аргументировать свое мнение, принимать позицию собеседника. На основе воссоздания картины событий и поступков персонажей дети учатся понимать контекстную речь. Учатся строить свои высказывания с учетом особенностей слушателя.

    При выполнении практической деятельности учащиеся учатся выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами  и условиями общения; участвуют в диалоге, составляют несложные монологические высказывания. Одним из приёмов решения учебных проблем является языковой эксперимент  «Проведи опыт».  Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами и проектными задачами.

    Задания творческого характера требуют от ребенка развернутых ответов, предполагают сотрудничество с одноклассниками, взрослыми.

    Работа в группе и практическая деятельность на уроках позволяет добиваться максимально четкого отображения в речи детей состава полной ориентировочной основы выполняемых действий как по ходу выполнения, так и после. Выполнение заданий позволяет систематически практиковать работу в парах и микрогруппах, стимулируя выработку умения совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль.

    Таким образом, можно без преувеличения сказать, что все учебные задания, используемые учителем на уроке в начальной школе имеют потенциальные предпосылки для развития коммуникативных и речевых действий, но особое место среди них занимает игр


    7. Коррекционно - образовательная деятельность в начальной школе по формированию коммуникативных УУД.

    Образовательный блок

    Коррекционно-развивающий блок

    Формирование школьника как субъекта учебной деятельности, развитие навыков коммуникативной деятельности.

     Целенаправленная работа, обеспечивающая успешность школьного обучения в рамках урочной и внеурочной деятельности.

      Расширение представлений и знаний об  окружающем мире.

       Использование различных видов учебной, практической и творческой деятельности, дидактических игр, коррекционных  упражнений, направленных на формирование коммуникативных УУД

      Формирование эмоционального и социального здоровья обучающихся, их самостоятельности и активности.

    Организация психологического  воздействия по метапредметным программам НОО

    Формирование базовых составляющих психического развития: сенсомоторное развитие детей, развитие перцептивных и интеллектуальных действий; формирование структуры мыслительной  и речевой деятельности.

    Формирование операционной и мотивационно-потребностной сферы.

    Коррекция эмоционального развития.

    Логопедическая работа.

    Консультирование родителей

    Остановлюсь подробнее на работе, направленной на формирование  речевой деятельности детей. Большую возможность для этого предоставляют уроки чтения, обучения грамоте, развития речи,

    На данных занятиях с целью обогащения словарного запаса и уменьшения времени на орг.момент часто планирую нестандартное начало:

    -назови слова, близкие (противоположные) по значению;

    -найди третье (четвертое) лишнее слово (выделяют сходство, различие, что обосновывают связными высказываниями);

    -назови слово, поменяв порядок букв;

    -объясните значение (заменив одну букву: бочка-точка);

    -в каких значениях употребляются одинаково звучащие слова (ключ, коса);

    -измени ударение (стрелки, замки). Изменилось ли значение?

    -отгадай (составь) загадку, дай развернутое объяснение;

    -разгадывание кроссвордов.

    Но необходимо обратить внимание на то, что содержание всех игр и упражнений должны быть подчинены одной теме, что позволяет обогащать словарный запас детей, группировать слова по темам. На каждом уроке обязательное введение новых слов, т.к. детям прежде всего не хватает речевого арсенала для выражения своих мыслей, чувств.

    Их на урок может принести Мудрая Сова, они есть на страницах учебников, получаются способом словообразования, подбираются синонимы и антонимы, толкуются с помощью словаря.

    Практически в каждый урок ввожу пословицы и поговорки -сокровище русской народной речи и народной мудрости -необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания. Крылатые слова так же кратки и выразительны, являются «строительным материалом» нашего языка.

    На каждом уроке или занятии необходимо организовать диалог детей. Монологическая речь формируется на основе формы речевого общения. Диалог - первая ступень развития связной устной речи ребенка.

    Большие результаты дает включение в разговор третьего лица с объяснениями своему сверстнику чего-либо, с дополнениями, с высказыванием своей точки зрения.

    Еще К.Д. Ушинский говорил, что «дар слова развивается не иначе, как от игровых упражнений...»

    Но какими же должны быть эти упражнения?.. Они должны быть:

    -по возможности самостоятельными;       -систематическими

    -логическими;                          -устными и письменными, причем устные должны предшествовать письменным.

    Остановлюсь подробнее на некоторых играх, формирующих коммуникативные УУД.  (Приложение)

    Существует множество игр и игровых упражнений, направленных на формирование коммуникативных УУД младших школьников. Учителю не нужно бояться использовать их в своей работе. И тогда  любая деятельность, предложенная детям, будет посильной, интересной,  вызывающей желание общаться с окружающими


    8.Преемственность в формировании коммуникативных универсальных учебных действий при переходе  к начальному общему образованию.

     

    Наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках в момент поступления детей в школу (при переходе из дошкольного звена на ступень начального общего образования) и в период перехода обучающихся на ступень основного общего образования, особенно если сопутствуют тяжелые нарушения речи.

    Преемственность результатов формирования  универсальных учебных действий  

    Сформированность УУД у детей при поступлении в школу

    Планируемые результаты на конец 1 класса

    Планируемые результаты по формированию УУД выпускников начальной школы

    Коммуникативные:

    Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их.

    Имеет первоначальные навыки работы в группе

    Умеет планировать учебное сотрудничество с учителем и

    сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия;

    Понимает смысл простого текста; знает и может применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре)

    Умеет осуществлять поиск информации, критически относиться к ней, сопоставлять её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;

    Проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений

    Умеет задавать учебные вопросы;

    Умеет ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации;

    Способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции, проявляет доброжелательное внимание к окружающим

    Умеет слушать, принимать  чужую точку зрения, отстаивать свою

    Владеет способами разрешения конфликтов:

    - выявляет, идентифицирует проблему,  - находит и оценивает альтернативные способы разрешения конфликта,

    - принимает решение и реализует его;

    Обсуждает в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила

    Умеет договариваться

    Владеет способами управления поведением партнера: контролирует, корректирует, оценивает его действия;

    Поддержать разговор на интересную для него тему

    Строит простое речевое высказывание

    Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеет монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

    9.Планируемые результаты в освоении школьниками с ЗПР коммуникативными универсальными учебными действиями.

            К концу обучения младшего школьника в начальной школе определяются следующие  результаты формирования универсальных учебных действий.

    К концу 1 класса учащиеся должны:

    1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

    2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

    2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

    3. Слушать и понимать речь других.

    4. Взаимодействовать  в паре.

    Во 2 классе:

    1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

    2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

    3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

    4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

    3 класс

    1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

    2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

    3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

    4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

    5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

    6. Критично относиться к своему мнению

    7. Понимать точку зрения другого

    8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

    К концу 4 класса:

    1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

    2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

    3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

    4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

    5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.  

    6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

    7. Понимать точку зрения другого

    8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть  последствия коллективных решений.

    Вывод.

    Учителя, работая в данном направлении, должны формировать у детей свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, позволяющими реализовать свой замысел во взаимодействии субъектов общения в различных коммуникативных ситуациях.

    Помочь ребёнку максимально реализовать потенциальные возможности и скорректировать имеющиеся недостатки можно только в процессе интенсивной, систематической и последовательной работы.

    В зависимости от поставленной на уроке  цели используются следующие типы коммуникативных упражнений:

    1. индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений;
    2. парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнёру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его;
    3. групповые упражнения дают ребёнку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.

    На уроках учителя могут использовать следующие виды коммуникативных упражнений:

    1. упражнения для совершенствования невербальных способов общения;
    2. тренинг навыков конструктивного взаимодействия с собеседником;
    3. упражнения для совершенствования психологических, логических и этических умений.

    Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях.

    Без сомнения основной базой для достижения этой задачи служат уроки и факультативные занятия, на которых дети учатся говорить, сочинять, рассуждать, доказывать. И, безусловно, большую роль в этой работе оказывает игра, т.к. игра - основное занятие детей, их работа. В игре часто и сложное становиться доступным. Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами, помогите ребенку в познании окружающего мира, накоплении знаний, освоении языка, развитии умения общения. С помощью игр дети легче открывают для себя удивительный мир слов, задумываются над их значением.

    Результаты коррекционной работы могут проявляться у ребенка в процессе работы с ним, к моменту завершения психокоррекциониого процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятий.

    Список использованных источников.

    1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - Правительство Российской Федерации. – Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001 г.

    1. Баев Б.Ф., Головань Н.А. Коммуникативные функции монолога младших школьников // Тез.конф. «Общение как предмет теоретических и практических исследований» / Под ред.З.Ф.Есаревой. Л.:Изд-во ЛГУ, 1973.С.8.

    1. Ефименко Л.Н.. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.- М., 1991г.

    1. Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков: Методическое пособие / Под общ.ред.Е.Е.Чепурных. – М.;Ярославль. – Центр «Ресурс»,2002.

    1. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М.: Сентябрь, 2001. – 240 с.

    1. Основные направления и содержание обучения детей и подростков с особыми потребностями в лечебно-педагогическом центре г.Пскова: Программно-методическое пособие / Под ред.С.В.Андреевой. – Псков: ПОИПКРО, 2000.
    2.  «Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся» / Под ред. Ушаковой И.А. – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008. - 32 с.  

    1. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: ООО «Мир книги», 2001. – 95 с.

    1.  Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157.

    1. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.

    1.  Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 320 с.

    1.  «Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся» / Под ред. Ушаковой И.А. – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008. - 32 с.  

    1.  Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.:Речь,2005.

    1.  Шипицына Л.М. Уроки общения для детей с нарушением интеллекта: Пособие для учителей и родителей. (Серия «Учителю коррекционной школы»). СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2006.

    Приложение

    На уроках развития речи при изучении темы «Времена года» или на обобщающем уроке этой темы можно использовать дидактическую игру «Старик-годовик».

    Ход игры: детям читается сказка В.Даля «Старик-годовик», предлагается посчитать сколько в этой сказке загадок. В помощь детям предлагаются вопросы:

    -Сколько раз махнул рукавом старик-годовик? Сколько птиц вылетало из рукава старика? Что это за птицы? Какие месяцы они обозначают?

    Для игры нужно приготовить четыре шапочки для Зимы, Весны, Лета, Осени (или карточки по числу месяцев в каждом времени года: белые, зеленые, красные, синие).

    Дети встают в круг. Водящий (старик-годовик) называет месяц, например «август». Выходит в круг ребенок с красной карточкой № 3 и говорит об этом месяце: «Я - август, последний летний месяц. Солнце   печет  не  так   жарко.   Вода  в  реке   прохладная   и   т.д.» остальные дети задают временам года вопросы.

    Игра «Снеговики»

    Цель: учим детей слушать внимательно, запоминать содержание, пересказывать, сочинять свои сказки.

    Послушайте сказку, перескажите. Нарисуйте рисунок, отражающий ее содержание.

    «В воскресенье я слепил трех замечательных снеговиков. Один получился большой, другой - поменьше, третий - совсем крохотный. Руки первого и второго - снежные комки, а у третьего - из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков. Стоят снеговики и меня дожидаются».

    Подумайте, чем может закончиться сказка. Озаглавьте ее. Сочините свою сказку при снеговиков.

    Игра «Круглый год»

    Нужны картинки, изображающие времена года.

    Рассмотрите картинки и определите время года на каждой из них. Что вам помогло найти правильный ответ? Какие признаки весны, лета, осени и зимы вы заметили? У художника было только 2 краски. А какие бы краски использовали вы, изображая лето, осень, зиму, весну? Нарисуй словами свои картинки и расскажи.

    Игра «Знаешь ли ты...»

    Цель: обогатить словарный запас названиями животных.

    Нужно приготовить фишки. В первом ряду - звери, во втором -птицы, в третьем - рыбы, в четвертом - насекомые. Играющие поочередно называют сначала зверей, затем птиц и т.д. и выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает тот, у кого будет выложено больше фишек.

    Игра «Дикие домашние животные»

    Цель: развитие речи, закрепить знания о диких и домашних животных.

    Перед вами картинки. Закройте фишками домашних животных. Каких еще домашних животных вы знаете? Какую пользу они приносят человеку?

    Назовите детенышей домашних животных…

    Закончи предложения:

    У волчицы появились...    У медведицы ...       У белки ...     У зайчихи ... У лисы ...    У ежика ...

    игра «Путешествие в Угадайку»

    Цель: учить узнавать предметы по описанию; составлять свои описания.

    1)        Что за птица?

    К нашей кормушке каждый день прилетает птичка. Головка у нее черненька. Щечки беленькие. Спина и крылья зеленовато-серые. Грудка желтая, с черным галстуком, (синица).

    2)        Кого я видел в зоопарке?

    В клетке спал большой лохматый зверь. Шерсть у него густа, темно-коричневая. Уши маленькие. Хвост почти не виден. Лапы мощные с когтями. Морда вытянутая, с черным, как будто кожаным носом, (медведь).

    3) Пропала собака. Какой породы?

    Песик беленький, лохматый. Глаза, как черные бусинки. Нос черный, влажный. Лапы короткие. Хвост веером, (болонка). Детям предлагается составить свои описания по аналогии.

    Игра «Фантазер»

    Цель: развивать фантазию и речевое творчество детей. Учитель предлагает тему, дети должны коллективно придумать интересный рассказ на заданную тему. Дети по очереди говорят предложения. Содержание каждой фразы вытекает из предыдущей. Рассказ получается интереснее, если дети пользуются прямой речью, а героями рассказа являются знакомые сказочные персонажи, одноклассники.

    Только после игры взрослый дает оценку и говорит об ошибках.

    На уроках обучения грамоте предлагалась работа по сочинению собственных загадок, стихов, рассказов, небылиц. Эта работа очень нравится детям. Главное - заинтересовать их.

    Дидактическая игра «Где это видано, где это слыхано» послушайте   забавные   потешки   и   шутки.   Сочините   свои небылицы. Удивите и посмешите своих друзей.

    Не может быть.

    Даю вам честное слово:

    Вчера в половине шестого

    Я встретил двух свинок

    Без шляп и ботинок. Даю вам честное слово.

    Слон и сверчок

    Ногу слону отдавил сверчок.

    Слон-гора, а сверчок - с вершок.

    Слон заплакал: дрянной сверчок,

    Давил бы ноги другим сверчкам,

    А то слонам признаваться срам,

    Что ногу слону отдавил сверчок.

    Для организации свободных детских высказываний необходимо использовать игры на сопоставление при рассматривании сюжетных картинок (игра «Почему не едет автобус?»), составить вопросы, мобилизующие личный опыт ребенка (какой снег, если дети лепят снеговика?);

    -упражнения на составление описательных или сравнительных высказываний по демонстрируемым предметам;

    -очень нравится детям дидактическая игра «Хорошо или плохо?» (стакан хорош, что прозрачен, можно в него наливать жидкость, насыпать крупу..., плохо - может разбиться).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся первого класса.

    Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать, вступать в диалог; участвовать...

    «Технология развития критического мышления (ТРКМ)– основа формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся начальных классов.»

    Одна из новых технологий, которая актуальна в практике педагогов – это технология критического мышления. Она развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит ...

    «Технология развития критического мышления (ТРКМ)– основа формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся начальных классов.»

    Аннотация     Одна из новых технологий, которая актуальна в практике педагогов – это технология критического мышления. Она развивает коммуникативные компетентности, умение находить...

    Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов средствами исследовательской деятельности

    Статья о формировании универсальных учебных действий у учащихся начальных классов...

    Презентация педагогического проекта «Системно – деятельностный подход как способ формирования универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов»

    Основной результат – развитие личности ребенка на основе  учебной деятельности  Основная педагогическая задача –создание и организация условий, инициирующих детское действие....

    Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО.

    В системе образования в последние годы происходят серьезные изменения, которые существенно влияют на содержание труда учителя, его профессиональный статус. Переход на новые образовательные стандарты т...