Конспект урока по ОРКиСЭ " Россия - наша Родина " (модуль «Основы светской этики»)
план-конспект урока (4 класс) по теме
Конспект первого урока по предмету ОРКиСЭ по теме " Россия-наша Родина"( модуль " Светская этика"). Этот урок по новому предмету, который вводится в 4 классе.Используется учебник " Основы духовно - нравственной культуры народов России.Светская этика.4класс"- Р.Н.Бунеев,Д.Д.Данилов( программа " Школа2100"). Основная цель урока- формирование представлений о Родине, знакомство с такими понятиями как: ЦЕННОСТЬ, ИДЕАЛ,ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок№1. Россия – наша Родина.
Цель: - формирование представлений о Родине.
- познакомить с понятиями ЦЕННОСТЬ, ИДЕАЛ, ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА.
Задачи: - воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине,
- воспитывать уважение к народам, живущим в разных уголках нашей страны.
- прививать интерес к многонациональной культуре нашей страны,
- учить овладевать навыками смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний, развивать коммуникативные и речевые действия учащихся.
Материалы к уроку: книги о России, символика России, репродукции картин, карточки с ключевыми словами, карта России, аудиозапись гимна Российской Федерации.
Литература: учебник «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Светская этика. 4класс».- Р.Н. Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И. Кремлева.
( программа « Школа 2100»)
Ход урока:
- Организационный момент.
- Знакомство с содержанием курса.
Сегодня мы начинаем изучать новый предмет, который называется « Основы религиозной культуры и светской этики». Перед вами учебник, полистайте его, рассмотрите.
-Что вы можете сказать о новом предмете? О новом учебнике?
III. Введение в тему урока.
Звучит гимн Российской Федерации (текст С.В. Михалкова).
- Как называется наша страна? ( Россия)
(Вывешивается на доске табличка со словом Россия.)
- Вы сейчас слушали гимн России, а какие символы государства вы знаете? (Флаг, герб)
- Что изображено на гербе России?
- Вы знаете, что обозначают цвета флага?
Белый цвет означает мир, чистоту, совершенство;
синий – цвет веры, верности и постоянства;
красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Определение темы урока « Россия – наша Родина».
- Что обозначает слово « Родина»?
Родина – это место где ты родился, нашу страну мы тоже называем Родиной.
( Вывешивается на доске табличка со словом Родина)
Слово родина происходит от слова род (ряд поколений, происходящих от одного предка, родоначальника). От этого слова, как от родоначальника, происходит много других слов: родители, родственники, родословие, народ.
- Послушайте рассказ К.Д.Ушинского « Наше Отечество» и подумайте, какие синонимы к слову Родина можно подобрать?
Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши.
Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и все в ней для нас родное. А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
( вывешивается на доске табличка со словом Отечество)
Рассматриваем карту России.
- Что вы можете сказать о территории России? Какие реки , моря, озера, горы находятся на ее территории?
- Какие города вам известны?
- Покажите на карте столицу России.
Наша страна – самая большая в мире. « От южных морей до полярного края раскинулись наши леса и поля» Самые северные территории России находятся в непосредственной близости от Северного полюса, а самые южные – в тропиках. При таких условиях люди, живущие в России, должны быть очень разными.
IV. Определяем проблему урока.
Чтение рассказа на стр.8-9
- На какое противоречие обратили внимание ребята в этом разговоре?
- Какой же вопрос возникает из этого противоречия?
( Что объединяет всех граждан нашей страны – России?)
V. Решаем проблему, открываем новые знания.
Работа с текстом на стр. 11.
- Что такое ценности? Идеалы?
Давайте сравним ваши определения с определениями, приведенными в словаре учебника.
Ценности – мысли и правила, образцы поведения, которые очень важны для человека и всего общества, помогают нам выбирать поступки и оценивать их. Общепризнанные ценности: добро, истина, польза, красота, справедливость, совесть, честь, жизнь, свобода.
Идеал – высшая цель, к которой стремится человек,ее трудно достичь, но она является образцом для поведения.
( вывешиваются на доске таблички со словами ценности, идеал)
Чтение текста на стр. 12-13.
- Определите важную характеристику (черту), которая отличает человека от животных?
( духовность человека)
( вывешивается на доске табличка со словом духовность человека).
Вспомним рассказ Драгунского « Что любит Мишка?» О чем этот рассказ?
Рассмотрите иллюстрацию к этому произведению в учебнике на стр.12.
- В чем же главное отличие внутреннего мира Дениски и Мишки?
VI. Подведение итогов.
В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений. Россия стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежали к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это люди.
- Можем ли мы теперь ответить на вопрос, поставленный в начале урока « Что же объединяет разных граждан России?» ( используйте слова на доске)
Сравним свой вывод с авторским.
Людей, живущих в нашей стране, объединяют ценности и идеалы, которые помогают каждому наполнить свою жизнь духовным смыслом, возвыситься над простыми «животными» интересами.
VII. Рефлексия.
- Что вам понравилось?
-Что узнали нового?
Закончи предложение:
Я не ожидал, что….
Оказывается…..
Самым неожиданным для меня было….
Мне больше всего….
VIII. Домашнее задание (по желанию)
Попробуйте объяснить своими словами смысл выражений:
ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ОБЩЕСТВА,
ДУХОВНЫЕ ИДЕАЛЫ ОБЩЕСТВА,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
Цель урока:создание условий для понимания значения понятий добра и зла.Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия....

модуль "Основы светской этики" урок 1 "Россия - наша Родина"
Урок1 "Россия - наша Родина". Формирование у учащихся представления о Родине; создание условий для изучения курса «ОРКиСЭ»....

Модуль "Основы светской этики". Проект урока "Россия - наша Родина" в соответствии с ФГОС.
МодульОсновы светской этикиУМКА. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики»Тема урокаРоссия - наша РодинаТип урокаУрок ознакомления с новым материаломЦель, задачиЦель: формировать целост...

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...

Урок в 4-ом классе по учебному модулю "Основы светской этики" по теме "Россия-наша Родина"
Технологическая карта урока по учебному модулю "Основы светской этики" по теме "Россия - наша Родина"Цель урока: формирование у обучающихся образа родной страны, как Родины, как мн...

Конспект урока ОРКСЭ модуль "Основы светской этики". Тема "Россия- наша Родина "
Конспект урока ОРКСЭ модуль "Основы светской этики". Тема "Россия- наша Родина "...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...