Конспект урока по ОРКиСЭ " Россия - наша Родина " (модуль «Основы светской этики»)
план-конспект урока (4 класс) по теме

Конспект первого урока по предмету ОРКиСЭ по теме " Россия-наша Родина"( модуль " Светская этика"). Этот  урок по новому предмету, который вводится в 4 классе.Используется учебник " Основы духовно - нравственной культуры народов России.Светская этика.4класс"- Р.Н.Бунеев,Д.Д.Данилов( программа " Школа2100"). Основная цель урока- формирование представлений о Родине, знакомство с такими понятиями как: ЦЕННОСТЬ, ИДЕАЛ,ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_konspekkt_po_orkise.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

               

                                   Урок№1. Россия – наша Родина.

Цель:     - формирование представлений о Родине.

               - познакомить с понятиями  ЦЕННОСТЬ, ИДЕАЛ, ДУХОВНЫЙ МИР        ЧЕЛОВЕКА.

Задачи:  -  воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине,

               -  воспитывать уважение к народам, живущим в разных уголках нашей страны.

        -  прививать интерес к многонациональной культуре нашей страны,

               - учить овладевать навыками смыслового чтения, осознанного построения речевых       высказываний, развивать  коммуникативные  и речевые действия учащихся.

Материалы к уроку: книги о России, символика России, репродукции картин, карточки с ключевыми словами, карта России, аудиозапись гимна Российской Федерации.

Литература:  учебник «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Светская этика. 4класс».- Р.Н. Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И. Кремлева.

( программа « Школа 2100»)

                                                     Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Знакомство с содержанием курса.

Сегодня мы начинаем изучать новый предмет, который называется « Основы религиозной культуры и светской этики». Перед вами учебник, полистайте его, рассмотрите.

-Что вы можете сказать о новом предмете? О новом учебнике?

     III.   Введение в тему урока.

Звучит гимн Российской Федерации (текст С.В. Михалкова).

- Как называется наша страна? ( Россия)

(Вывешивается на доске табличка со словом Россия.)

- Вы сейчас  слушали гимн России, а какие символы государства  вы знаете? (Флаг, герб)

- Что изображено на гербе России?

- Вы знаете, что обозначают цвета флага?

Белый цвет означает мир, чистоту, совершенство;

 синий – цвет веры, верности и постоянства;  

красный цвет символизирует  энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Определение темы урока « Россия – наша Родина».

- Что обозначает слово « Родина»?

 Родина – это место где ты родился, нашу страну мы тоже называем Родиной.

( Вывешивается на доске табличка со словом  Родина)

Слово родина происходит от слова род (ряд поколений, происходящих от одного предка, родоначальника). От этого слова, как от родоначальника, происходит много других слов: родители, родственники, родословие, народ.

- Послушайте рассказ К.Д.Ушинского « Наше Отечество» и подумайте, какие синонимы к слову Родина можно подобрать?

Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши.

Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и все в ней для нас родное. А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

( вывешивается на доске табличка со словом  Отечество)

Рассматриваем карту России.

- Что вы можете сказать о территории России? Какие реки , моря, озера, горы находятся на ее территории?

- Какие города вам известны?

- Покажите на карте столицу России.

Наша страна – самая большая в мире. « От южных морей до полярного края раскинулись наши леса и поля» Самые северные территории России находятся в непосредственной близости от Северного полюса, а самые южные – в тропиках. При таких условиях люди, живущие в России, должны быть очень разными.

IV.  Определяем проблему урока.

Чтение рассказа на стр.8-9

- На какое противоречие обратили внимание ребята в этом разговоре?

- Какой же вопрос возникает из этого противоречия?

( Что объединяет всех граждан нашей страны – России?)

V.   Решаем проблему, открываем новые знания.

Работа с текстом  на стр. 11.

- Что такое ценности? Идеалы?

Давайте сравним ваши определения с определениями, приведенными в словаре учебника.

Ценности – мысли и правила, образцы поведения, которые очень важны для человека и всего общества, помогают нам выбирать поступки и оценивать их. Общепризнанные ценности: добро, истина, польза, красота, справедливость, совесть, честь, жизнь, свобода.

Идеал – высшая цель, к которой стремится человек,ее трудно достичь, но она является образцом для поведения.

( вывешиваются  на доске таблички со словами ценности, идеал)

Чтение текста  на стр. 12-13.

- Определите важную характеристику (черту), которая отличает  человека от животных?

( духовность человека)

( вывешивается на доске табличка со словом  духовность человека).

     Вспомним рассказ Драгунского « Что любит Мишка?» О чем этот рассказ?

Рассмотрите иллюстрацию к этому произведению в учебнике на стр.12.

- В чем же главное отличие внутреннего мира Дениски и Мишки?

VI.  Подведение итогов.

В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений. Россия стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежали к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это люди.

- Можем ли мы теперь ответить на вопрос, поставленный в начале урока « Что же объединяет разных граждан России?» ( используйте слова на доске)

Сравним свой вывод с авторским.

Людей, живущих в нашей стране, объединяют ценности и  идеалы, которые помогают каждому наполнить свою жизнь духовным смыслом, возвыситься над простыми «животными» интересами.

VII. Рефлексия.

- Что вам понравилось?

-Что узнали нового?

Закончи предложение:

Я не ожидал, что….

Оказывается…..

Самым неожиданным для меня было….

Мне больше всего….

VIII. Домашнее задание (по желанию)

Попробуйте объяснить своими словами смысл выражений:

ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ОБЩЕСТВА,
ДУХОВНЫЕ ИДЕАЛЫ ОБЩЕСТВА,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

Цель урока:создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла.Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия....

модуль "Основы светской этики" урок 1 "Россия - наша Родина"

Урок1 "Россия - наша Родина". Формирование у учащихся представления о Родине; создание условий для изучения курса «ОРКиСЭ»....

Модуль "Основы светской этики". Проект урока "Россия - наша Родина" в соответствии с ФГОС.

МодульОсновы светской этикиУМКА. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики»Тема урокаРоссия - наша РодинаТип урокаУрок ознакомления с новым материаломЦель, задачиЦель: формировать целост...

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...

Урок в 4-ом классе по учебному модулю "Основы светской этики" по теме "Россия-наша Родина"

Технологическая карта урока по учебному модулю "Основы светской этики" по теме "Россия - наша Родина"Цель урока: формирование у обучающихся образа родной страны, как Родины, как мн...

Конспект урока ОРКСЭ модуль "Основы светской этики". Тема "Россия- наша Родина "

Конспект урока ОРКСЭ модуль "Основы светской этики". Тема "Россия-  наша  Родина "...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...