Главные вкладки

    План работы с одаренными детьми
    рабочая программа на тему

    Свистунова Мария Анатольевна

    Одаренность

    - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных)результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_raboty_s_odarennymi_detmi.docx31.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Утверждаю»

    Директор МБОУ «Гимназия № 8»

    Филимонова З.В.__________________

    План работы педагога с одаренными детьми

    на 2013-2014 гг.

    Подготовил:

     Учитель начальных классов

    Свистунова Мария Анатольевна


    Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности

    Одаренность

    - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных)результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

    Широкомасштабная деятельность по работе с одаренными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы"Одаренные дети".

    Одаренный ребенок

    - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

    Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие"вундеркинды" с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

    Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

    Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.

    В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.

    Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

    • Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
    • Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
    • Не могут четко развести реальность и фантазию.
    • Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
    • Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны.
    • Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
    • Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

    Деятельность педагогов предусматривает:

    • реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
    • создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;
    • изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся
    • внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.
    • управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.

    Структурная целостность образовательного процесса основана на взаимозависимости компонентов структурирования: идеи - содержание -обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ - определение индивидуальных образовательных траекторий -технологии - методика развивающего обучения и практика - образовательная деятельность - помощь семьи в образовании и воспитании детей.

    Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообразуясь с его "самостью"выбрать цели, содержание, методы, формы обучения.Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, т.е. где срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается главное; насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается человеку, которого обучают, воспитывают, развивают.

    Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:

    • на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
    • на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
    • на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;
    • на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики "самости", изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.

    Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения,изучения психологических особенностей, речи,памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск,выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

    Условно можно выделить три категории одаренных детей:

    • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
    • Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (подростковый образ).
    • Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

    Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

    • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
    • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
    • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
    • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
    • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

    Условия успешной работы с одаренными учащимися.

    Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

    Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

    Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

    Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

    • учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
    • учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
    • учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
    • учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

    Учитель должен быть:

    • увлечен своим делом;
    • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
    • профессионально грамотным;
    • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
    • проводником передовых педагогических технологий;
    • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
    • знатоком во всех областях человеческой жизни.

    Формы работы с одаренными учащимися:

    • творческие мастерские;
    • кружки по интересам;
    • занятия исследовательской деятельностью;
    • конкурсы;
    • интеллектуальный марафон;
    • научно-практические конференции;
    • участие в олимпиадах;
    • работа по индивидуальным планам;

    Советы родителям одаренных детей:

    • поймите ребенка и осознайте его уникальность;
    • помогайте ребенку ценить в себе творческую личность;
    • поддерживайте необходимую для творчества атмосферу;
    • не перегружайте его, заставляя чрезмерно заниматься любимым делом;
    • учите его трудолюбию, терпению, поощряйте за все старания;
    • спокойно относитесь к эмоциональным перепадам ребенка;
    • на е забывайте уделять внимание физической активности малыша;
    • создайте доброжелательную атмосферу по отношению к нему;
    • учитывайте его индивидуальность, чаще хвалите, тактично обращайтесь с ним;
    • считайте себя самым счастливым родителем, безмерно любите своего ребенка.

    Календарно – тематическое планирование занятий по русскому языку с одаренными детьми

    п.п

    Название темы занятия

    Дата

    1

    2

    Дорога к письменности

    Как обходились без письма?

    Древние письмена.

    3

    4

    5

    6

    Кто-кто в алфавите живет?

    Как возникла наша письменность? Меня зовут фонема.

    Для всех ли фонем есть буквы?

    Вопросы для любознательных.

    Тесты по теме.

    7

    8

    9

    10

    В путь за «главным» правилом.

    «Ошибкоопасные» места.

    Опасные согласные

    На сцене гласные.

    Выходим на «главное» правило.

    11

    12

    13

    «Фонемные» и «нефонемные» правила.

    Когда мягкий знак пишется, а когда не пишется.

    «Фонемное» правило о непроизносимых согласных.

    «Нефонемное»правило

    14

    15

    16

    Память и грамотность.

    Из чего строятся слова?

    Строительная работа морфем.

    Где же хранятся слова?

    Дерево из слов.

    17

    18

    19

    Приставки-труженицы.

    Приставки, которые пишутся всегда одинаково (первая группа).

    Нарушители главного правила(вторая группа).

    Самые трудные(третья группа).

    20

    21

    Смотри в корень

    Слова «родственники».Кто командует корнями?

    Корень и «главное» правило, или «Не лезьте за словом в карман».

    «Пересаженные корни».

    22

    23

    24

    25

    26

    Что такое морфология.

    Путешествие в сказочное королевство Лингвиния.

    Имя существительное.

    Имя прилагательное.

    Имя числительное.

    Местоимение.

    27

    28

    29

    Наречие.

    Предлог и союз.

    Частицы и междометия.

    30

    31

    32

    33

    Синтаксис

    Работа с толковым словарем.

    Словосочетания и их построение.

    Виды предложений.

    Немного о пунктуации.

    Тестовые задания, игры, ребусы.

    34

    35

    Обобщение

    Проверочная работа (тесты) по пройденному материалу.

    Календарно-тематическое планирование

    занятий по математике с одаренными детьми

    п/п

    Тема занятия

    Дата

    1.

    Диагностическое обследование

    2.

    Нестандартные задачи «Распиливание , разрезание».

    3.

    Нестандартные задачи на соответствие и порядок.

    4.

    Нестандартные задачи на соответствие и порядок.

    5

    Задачи ловушки , шутки.

     6.

    Нестандартные задачи «Взвешивание , время, монеты»

     7.

    Задачи связанные с величинами

     8.

    Арифметические задачи ,требующие особых приёмов решения

      9.

    Решение логических задач

      10

    Решение логических задач

      11

    Задачи на упорядочение множеств

      12

    Задачи решаемые с помощью графов

      13

    Комбинаторные задачи

      14

    Олимпиадные задачи

    15

    Олимпиадные задачи

    16

    Олимпиадные задачи

    17.

    Олимпиадные задачи


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План работы с одаренными детьми

    План работы с одаренными детьми пригодится учителям, работающим в первых классах....

    План работы с одаренными детьми

    План работы на год с одаренными детьми....

    План работы с одаренными детьми.

    Цель работы - создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных де­тей, их самореализации в соот­ветствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей....

    план работы с одаренными детьми

    План работы с одаренными детьмиСрокиМероприятияУровеньСентябрьДиагностика интеллектуальных, творческих возможностей учащихсяШкольныйОктябрьВовлечение в школьные кружки поИнтересамНПК «Первые шаг...

    План работы с одаренными детьми

    План работы с одаренными детьми 3 класс...

    План работы с одаренными детьми МО учителей начальных классов МБОУ СОШ № 5

    План работы с одаренными детьми методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ № 5 ст. Бриньковской Приморско – Ахтарского района Краснодарского краяЦель:  создание благо...

    План работы с одаренными детьми

    План работы с одаренными детьми представлен в виде рабочей программы, с соблюдением структуры....