Методические рекомендации по обогащению и расширению активного словарного запаса учащихся 2-х классов с нарушением интеллекта
методическая разработка по теме

Алексеева Татьяна Леонтьевна

На основании анализа психолого-педагогической и методической литературы мною были выявлены различные подходы к проблеме обогащения и расширения активного словарного запаса учащихся 2-х классов с нарушением интеллекта.Для оптимизации процесса обогащения и расширения активного словаря я рекомендую вести работу с учётом дидактических принципов: принципа доступности, сознательности, наглядности, индивидуализации в обучении, прочности. Уважаемые пользователи, социальной сети, я вам предлагаю озанкомится с некоторыми методическими рекомендациями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по обогащению и расширению активного словарного запаса учащихся 2-х классов с нарушением интеллекта

На основании анализа психолого-педагогической и методической литературы были выявлены различные подходы к проблеме обогащения и расширения активного словарного запаса учащихся 2-х классов с нарушением интеллекта.

Для оптимизации процесса обогащения и расширения активного словаря я рекомендую вести работу с учётом дидактических принципов: принципа доступности, сознательности, наглядности, индивидуализации в обучении, прочности.

Не менее важным в работе по обогащению словаря является соблюдение таких требований, как дозировка новых слов на единицу учебного времени; должна идти опора на работу всех возможных анализаторов; для введения слова в речь необходимы постоянное повторение, включение слова в различные контексты; расширение и обогащение словаря должно быть тесно связано с развитием грамматической, фонетической и другими сторонами языка (Аксёнова А.К., 2002, Гнездилов М.Ф., 1986).

Р.И. Лалаевой (1988) было отмечено, что работа по обогащению и расширению активного словарного запаса учащихся 2-х классов с нарушением интеллекта тесно связана с формированием представлений об окружающей действительности и познавательной деятельности школьника.

С учениками необходимо проводить работу над уточнением значения слова, через формирование представлений об окружающих предметах и явлениях, овладение классификацией предметов. Классификация предметов может проводиться как в неречевом плане (например, разложить картинки на две группы), так и с использованием речи (например, отобрать только те картинки, на которых нарисованы овощи, назвать их одним словом).

Во 2-м классе специальной (коррекционной) школы 8 вида следует уточнить значение таких слов как: овощи, фрукты, одежда, обувь, посуда, мебель, транспорт, растения, деревья, цветы, дикие и домашние животные, времена года.

Примерные задания.

  1. Назвать одним словом все предметы: кружка, тарелка, кастрюля, чашка, сковорода.
  2. Назвать овощи, фрукты и т.д.
  3. Придумать второе слово в паре по аналогии с образцом: яблоко - фрукты, свекла- … , чашка - … , или наоборот: фрукты – груша, овощи - … , посуда - … .
  • Найти лишнюю картинку. Предъявляется несколько картинок одной группы и одна картинка другой группы. Сначала предлагаются группы семантически далёкие (морковь, лук, самолёт, капуста), затем семантически близкие (лук, картошка, реп, груша).
  1. Разложить картинки на две группы. Сначала даются картинки на семантически далёкие слова (животные, растения), затем семантически близкие (домашние и дикие животные).
  2. Упражнения в группировке слов, обозначающих предметы, действия и признаки.
  3. Отгадывание загадок. Предлагаются загадки с использованием обобщающих слов. Например:
  • Что за птица? Красные лапки, щиплют за пятки.

(Гусь.)

  • Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам.

(Верблюд.)

  • Есть один такой цветок,

Не вплетёшь его в венок,

На него подуй слегка:

Был цветок, и нет цветка.

(Одуванчик.)

  • Что за овощ? Как на него взглянешь, так и заплачешь.

(Лук.)

  • Что за растение? Не огонь, а жжётся.

(Крапива.)

Для более эффективного обогащения и расширения активного словаря учащиеся 2-х классов с нарушение интеллекта Гнездилов М.Ф. (1986) предлагает проведение наблюдений, экскурсий, предметных уроков.

Именно на этих занятиях слово тесно связано с понятием, оно наполнено конкретным содержание, хорошо запоминается и затем сознательно употребляется в речи учащихся. Например, обмениваясь впечатлениями от проведенной прогулки или экскурсии в лес, учитель может спросить: "Кого мы встретили по пути в лес? Кого мы заметили в листве деревьев?" и д.т.

Также, полезным будет такой вид работы как, списывание со вставкой пропущенных слов. Допустим, даётся ряд предложений, в которых пропущены глаголы, относящиеся к слову вода, а к ним - словарик для справок: течёт, струится, просачивается, хлынула. Сообразуясь с контекстом предложения, учащиеся должны разместить эти глаголы в описываемых предложениях.

Все виды упражнений, практических заданий строятся на основе зрительно-моторного восприятия. Чтобы добиться безошибочной орфографии, ученики должны многократно написать слово. Поддерживая интерес к работе, учитель варьирует, чередует виды упражнений.

Также следует указать на большую индивидуализацию в подборе упражнений для школьников. На уроках в специальной (коррекционной) школе 8 вида очень часты случаи, когда школьники одного класса работают над материалом различной сложности. Например, в работе с деформированным текстом одним ученикам предлагают слова в исходной форме, другие конструируют предложения из слов, которые стоят в нужной форме, третьи выполняют все упражнения, четвёртые - только часть какого-либо упражнения.

Большое значение в развитии умения применять полученные знания в речевой практике, приобретает разнообразие упражнений. Оно предполагает постоянное чередование устной и письменной форм работы, смену видов заданий, последовательную активизацию различных анализаторов. Недостаточно быстрый темп работы детей с нарушением интеллекта, замедленность переключения диктуют определённую ограниченность видов упражнений на одном уроке. Их количество колеблется в пределах пяти-шести видов. Выполнение заданий, особенно в младших классах, опирается на наглядные средства обучения (картинки, таблицы, цветные мелки, карандаши и пр.), широко используются игровые приёмы (Аксёнова А.К., 2002).

Все выше перечисленные виды упражнений и заданий будут способствовать более эффективному обогащению и расширению активного словарного запаса учащихся 2-х классов специальных (коррекционных) школ 8 вида.

Только систематическая, целенаправленная работа с учащимися 2-х классов с нарушением интеллекта над активным словарём может принести успех, поможет школьникам овладеть необходимым объёмом слов и понятий. Что облегчит им вхождение в самостоятельную жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование семантических полей на уроках чтения как условие развития активного словарного запаса глухих учащихся.

Статья содержит некоторые приемы работы на уроках чтения в начальной школе по обогащению активного словарного запаса у глухих школьников....

Определение активного словарного запаса

Определение активного словарного запаса. Немов Р. Психология. Психодиагностика. кн.3...

«Приёмы повышения словарного запаса учащихся»

«Приёмы повышения словарного запаса учащихся»...

Контрольно-измерительные материалы (КИМ), для учащихся 2 - 4 классов с нарушением интеллекта.

Контрольно-измерительные материалы для промежуточной и итоговой аттестации учащихся 2 - 4 классов с нарушением интеллекта, обучающихся по адаптивным общеобразовательным программам. Предметы: русс...

Контрольно-измерительные материалы (КИМ), для учащихся 2 - 4 классов с нарушением интеллекта.

Контрольно-измерительные материалы для промежуточной и итоговой аттестации учащихся 2 - 4 классов с нарушением интеллекта, обучающихся по адаптивным общеобразовательным программам. Предметы: русс...

Активизация словарного запаса учащихся. Работа с трудными словами.

Активизация словарного запаса учащихся. работа с трудными словами....