Главные вкладки

    Программа внеурочной деятельности "Занимательня математика"
    материал (1 класс) на тему

    Выганова Надежда Алексеевна

    Программа внеурочной деятельности "Занимательня математика"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanimat.matemat.doc107.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

    для внеурочной деятельности младших школьников

    Пояснительная записка

    Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Это может быть программа «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

    Предлагаемый факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения[1]. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

    Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

    Общая характеристика программы.

    Программа «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Курс предусматривает включение задач и заданий трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

    В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу - это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход - ответ.

    Программа «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

    Место программы в учебном плане.

    Программа рассчитана на 33 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут. Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

    Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

    • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
    • освоение эвристических приемов рассуждений;
    • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
    • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
    • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
    • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
    • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

    Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Занимательная математика».

    Личностными результатами изучения данного курса являются:

    развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

    развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

    воспитание чувства справедливости, ответственности;

    развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

    Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

    Числа. Арифметические действия. Величины

    Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

    Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

    Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

    Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)

    Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

    Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

    Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

    Занимательные задания с римскими цифрами.

    Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Форма организации обучения - математические игры:

    «Веселый счёт» - игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».

    Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»

    Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».

    Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) - двусторонние карточки: на одной стороне - задание, на другой - ответ.

    Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».

    Работа с палитрой - основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.

    Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование»[2].

    Универсальные учебные действия

    Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

    Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

    Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

    Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

    Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

    Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

    Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

    Мир занимательных задач

    Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

    Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

    Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

    Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

    Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

    Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

    Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

    Универсальные учебные действия

    Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

    Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

    Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации. Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.                 Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.         Воспроизводить способ решения задачи.

    Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

    Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи. Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно). Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

    Конструировать несложные задачи.

    Геометрическая мозаика

    Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1—> 1|, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

    Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

    Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

    Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

    Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

    Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)

    Форма организации обучения - работа с конструкторами

    Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков. Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»[3]. «Спичечный» конструктор[4].

    ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».

    Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

    Универсальные учебные действия

    Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

    Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1—> 1| и др.,

    указывающие направление движения.

    Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

    Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

    Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

    Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции. Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

    Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

    Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

    Анализировать предложенные возможные варианты верного решения. Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

    Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.


    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    1 класс

    № п/ п

    Тема занятия

    Содержание занятия

    Дата

    1

    Математика - это интересно

    Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки).

    2

    Танграм: древняя

    китайская

    головоломка.

    Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.

    3

    Путешествие точки.

    Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов».

    4

    Игры с кубиками.

    Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

    5

    Танграм: древняя

    китайская

    головоломка.

    Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

    6

    Волшебная линейка

    Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

    7

    Праздник числа 10

    Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

    8

    Конструирование многоугольников из деталей танграма

    Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

    9

    Игра-

    соревнование «Веселый счёт»

    Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

    10

    Игры с кубиками.

    Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

    11

    12

    ЛЕГО-

    конструкторы.

    Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.

    13

    Весёлая геометрия

    Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

    14

    Математические игры

    Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Вычитание в пределах 10».

    1516

    «Спичечный» конструктор

    Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

    17

    Задачи-смекалки.

    Задачи с некорректными данными.

    Задачи, допускающие несколько способов решения.

    18

    Прятки с фигурами

    Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»6

    19

    Математические игры

    Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в пределах 20».

    20

    Числовые головоломки

    Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

    2122

    Математическая карусель.

    Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи».

    23

    Уголки

    Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

    24

    Игра в магазин. Монеты.

    Сложение и вычитание в пределах 20.

    25

    Конструирование фигур из деталей танграма

    Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

    26

    Игры с кубиками.

    Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго - числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль.

    27

    Математическое путешествие.

    Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. 1-й ученик из числа вычитает 3; второй - прибавляет 2, третий - вычитает 3, а четвертый - прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу.

    1. й        раунд: 10 - 3 = 7 7 + 2 = 9 9 - 3 = 6 6 + 5 = 11
    2. й        раунд: 11 - 3 = 8 и т.д.

    28

    Математические игры

    «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

    29

    Секреты задач

    Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

    30

    Математическая карусель.

    Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи.

    31

    Числовые головоломки

    Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

    32

    Математические игры

    Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 20».

    33

    Резервный урок


    [1] Средства компьютерного моделирования позволяют визуализировать, анимировать способы действий, процессы, например, движение.

    [2] «Математика и конструирование» электронное учебное пособие для начальной школы. «ДОС», 2004 г.

    [3]        Никитин Б.П. Ступеньки творчества или Развивающие игры. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1989

    [4]        Вместо спичек можно использовать счётные палочки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ»

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 3 класс...

    Программа внеурочной деятельности "Математика вокруг нас"

        Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяетс...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" является программой общеинтеллектуальной направленности....

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных"

    ДЛя реализации программного содержания можно исполдьзовать учебник О.А. Холодовой "Юным умниикам и умницам"...

    Программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

    Программа внеурочной деятельности составлена на 4 года. Содержит пояснительную записку, личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета, тематическое планирование внеурочного зан...

    Рабочая программа внеурочной деятельности Математика и конструирование 4 класс 2016-2017 учебный год

    Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

    .РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс...