Управление процессами реализации ФГОС нового поколения
материал по теме

Зятина Людмила Сергеевна

Внедрение новых технологий управления по реализации нововведений федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Представлен инициативный проект «Создание сетевой модели организации внеурочной деятельности», направленной на эффективность реализации ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon upravlenie_protsessami_vnedreniya_fgos.doc917.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №21»

«Управление процессами внедрения ФГОС нового поколения»

Работа учителя начальных классов

Зятиной Людмилы Сергеевны


CОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

  1. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ...        
  1.    Теоретико-методологические основания нововведений в  образовании……………………………………………………………………..5
  2. Сущность нововведений в образовательном процессе…………9
  3.     Переход начальной школы к новым ФГОС………………………11

  1. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПРИ ПЕРЕХОДЕ МБОУ «СОШ № 21» НА НОВЫЕ ФГОС НОО……………………………….10

2.1.        Общая характеристика образовательного учреждения………….10

2.2.        Анализ управленческого процесса по внедрению ФГОС……..12

2.3.           Оценка эффективности введения ФГОС НОО  в образовательном учреждении…………………………………………………………………….16

  1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В МБОУ «СОШ №21»…………………………………………………………………………….18

3.1        Внедрение управленческих решений,  направленных на эффективность перехода на новые ФГОС НОО ……………………………18

3.2.        Оценка эффективности  предложенных мероприятий…………20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..33

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………41


ВВЕДЕНИЕ

 «Чтобы иметь будущее,

нужно быть готовым сделать что-то новое»

Питер Друкер

Современное и будущее развитие человека, экономики и общества немыслимы без инновационной деятельности. Она меняет технико-технологический облик производства, приводит к коренным изменениям в окружающем нас мире. Теперь никого не нужно убеждать в систематическом осуществлении инновационных процессов практически во всех отраслях экономики и социально-культурной сферы.

Слово «инновация» (от англ. innovation)  по смыслу идентично слову «нововведение». Понятие «нововведение» означает прогрессивное новшество, задействованное в динамике, которое является новым для организационной системы, принимающей и использующей ее. Словарь С.И.Ожегова даёт следующее определение нового: новый – впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный.[1] 

Особо важную роль играют инновационные процессы в образовании, определяющие качество человеческого (интеллектуального) капитала, который в ХХI веке стал основным фактором экономического роста и социального прогресса. Под инновационной деятельностью в образовании понимается деятельность, направленную на получение и реализацию результатов законченных научно-исследовательских работ в новых или усовершенствованных образовательных продуктах (технологиях), используемых в учебно-воспитательных процессах.

Роль инноваций сегодня должны стать определяющей в обеспечении высокого качества и конкурентоспособности образования. Поэтому правомерна постановка вопроса о новой модели организации образования – инновационной, предусматривающей периодическую смену комбинаций элементов образовательной системы, образовательных укладов, научных и инновационных циклов, предполагает широкое использование научно-технических достижений в образовательной практике.

Формирование нового общества невозможно без базисных инноваций в области образования, позволяющих поколениям людей адаптироваться к принципиально новым условиям жизни и труда в постиндустриальном обществе, создания систем непрерывного и дистанционного образования, опоры на креативную педагогику и современные информационные технологии. Эти изменения являются продуктом управленческих решений и направлены на достижение определенных целей организации.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

При введении федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) перед образовательным учреждением встает реальная задача по проектированию инновационного подхода к управлению школой, который в зависимости от специфики системы управления конкретным образовательным учреждением имеет либо адаптирующее (приспособительное), либо развивающее стратегическое направление. Для успешного достижения поставленных целей необходим комплексный подход к планированию деятельности образовательного учреждения, как в целом, так и по каждому из ее направлений.

Цель моей работы:  внедрение новых технологий управления по реализации нововведений федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО).

Исходя из цели работы, вытекают задачи исследования:

-  рассмотреть теоретико-методологические основания нововведений в  образовании;

-  раскрыть сущность нововведений в образовательном процессе;

- проанализировать управленческий процесс введения ФГОС в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №21»;

- дать оценку эффективности управленческих решений по внедрению ФГОС НОО муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №21»;

- предложить инициативный проект «Создание сетевой модели организации внеурочной деятельности», направленной на эффективность реализации ФГОС НОО.

Инновационные процессы должны систематически осуществляться на всех уровнях системы образования (общеобразовательном и профессиональном), качественно улучшать и обновлять его содержание и структуру, методы и средства обучения и воспитания, совершенствовать организационно-экономические и финансовые механизмы управления. Актуальность вопроса позволила сформулировать тему исследования: «Управление процессами внедрения ФГОС нового поколения  (на примере МБОУ "СОШ №21»)


  1. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

  1. . Теоретико-методологические основания нововведений в образовании

Современная российская школа – это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений.

Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. «Из социально - пассивного,  рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный». Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.  Многие образовательные учреждения стали вводить  некоторые новые элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать. Чтобы научиться грамотно развивать школу, нужно свободно ориентироваться в таких понятиях, как «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс», которые отнюдь не так просты и однозначны, как это может показаться на первый взгляд.

Поиски решения педагогических проблем инноватики связаны с анализом имеющихся результатов исследования сущности, структуры, классификации и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования. На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема нововведений отражена в работах М. М. Поташника, А. В. Хуторского, Н. Б. Пугачёвой, В.С. Лазарева,  В.И. Загвязинского с позиций системно-деятельностного подхода, что дает возможность анализировать не только отдельные стадии инновационного процесса, но и перейти к комплексному изучению нововведений. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.[2]

Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

Об инновациях в российской  образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований.

Согласно  систематике педагогические нововведения подразделяются на следующие типы и подтипы:

1. По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приёмах, в технологиях обучения, в средствах обучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т.д.

2. По отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определённых способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.

3. По области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием.

4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в семейном обучении и т.д.

5. По функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).

6. По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные.

7. По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т.п.

8. По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.

9. По объёму новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т.п.

10. По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.

В предложенной систематике одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать своё место в различных блоках. Например, такая инновация как образовательная рефлексия учащихся может выступать нововведением по отношению к системе диагностики обучения, развитию способов деятельности учащихся, в учебном процессе, в коллективном обучении, нововведением-условием, периодическим, в старшей профильной школе, локальным, радикальным нововведением.

Сегодня инновационный поиск вошёл в “спокойное русло“, стал частью имиджа любой уважающей себя школы, элементом “штатной ситуации» в системе жизнедеятельности многих образовательных учреждений региона. Но существует огромное множество нововведений, применимых к образованию вообще и в частности к школе. Они играют огромную роль в существовании и дальнейшем развитии школы.

Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации», который вступит в силу с 1 сентября  2013 года, закрепляет лучшие практики в области образования, предусматривает множество нововведений. Приоритетным направлением в законе по-прежнему остается инклюзивное образование, то есть обучение в общеобразовательных школах детей с ограниченными возможностями, большое внимание уделяется обучению одаренных детей.  Документ предусматривает широкое разнообразие программ образовательного типа – каждому учащемуся будет предоставлено уникальное право индивидуально формировать свой перечень предметов. Такая возможность будет добиваться за счет механизмов сетевого обучения.


  1. Сущность нововведений в образовательном процессе

Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность. 

2011-2012 учебный год стал  годом перехода отечественной начальной школы на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, на стандарты, выстроенные на принципиально новой методологической основе – на основе компетентностного подхода. В итоговом докладе ЮНЕСКО определены приоритеты современного обра-зования: научить получать знания, то есть учить учиться; научить трудиться – работать и зарабатывать, то есть учение для труда; научить жить, это учение – для бытия; научить жить вместе с другими, часто не похожими на тебя, людьми – это учение для совместной жизни.

Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей учащегося самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться. Главными факторами для построения личностного вектора развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников.

Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни.

Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), Инновационное обучение противопоставляется поддерживающему, традиционному обучению. Его рассматривают как реакцию системы образования на переход общества к более высокой ступени своего развития, на изменившиеся цели образования. Инновационное обучение это обучение, стимулирующее инновационные изменения в существующей культуре и социальной среде, выступающее в качестве активного отклика на проявляющиеся как перед отдельным человеком, так и перед обществом проблемные ситуации. Оно призвано готовить не только «человека познающего», но и «человека действующего». Причем, все элементы поддерживающего обучения имеют место в инновационном, вопрос заключается лишь в определении соотношения репродуктивного и продуктивного, деятельного и творческого.

Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения.  В современный период инновационные изменения идут по таким направлениям, как формирование нового содержания образования;  разработка и реализация новых технологий обучения; применение методов, приемов, средств освоения новых программ; создание условий для самоопределения личности в процессе обучения; изменение в образе деятельности и стиле мышления как преподавателей, так и учащихся, изменение взаимоотношений между ними. В итоге, результатом образования является не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Отличительной особенностью образования является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

 Федеральный государственный образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации.

       Изменение стандарта повлечет за собой изменение школьной инфраструктуры – школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни, нацеленной на сохранение и укрепление здоровья школьников, на развитие творческой среды для выявления особо одаренных детей.

Новые стандарты включают в себя не только требования к знаниям, но и к уровню воспитанности, развития личности, а также к условиям образования. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно: максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, обеспечит воспитание свободной личности. Внеурочная деятельность для младших школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя.

 Требование новых стандартов – это наличие развитой информационно-образовательной среды, в которой работают обучающиеся и которая формирует уровень их информационной компетентности, являющейся требованием ФГОС, среда, где работают компетентные учителя, обеспечивающие формирование цифрового портфеля обучающихся, использующие ИКТ-технологии для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов детей. 

Какие бы изменения не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог, управленец, методист, психолог, автор учебников и учебных пособий, родитель - должен осознать глубину и значимость предстоящего перехода, т.к. речь идет об изменении в мировоззрении каждого из нас и освоение нами самими культуры развития, которую мы должны передать сегодня нашим детям.


1.3.  Переход начальной школы  на  новые ФГОС

Школьная система, какова бы она не была, формируется из двух элементов. «С одной стороны, имеется целый набор определённых и стабильных отношений, разработанных методов, одним словом институтов. В то же время, внутри построенной таким образом системы живут идеи, работающие в ней и побуждающие её к изменению».

Эта сентенция, высказанная еще в позапрошлом веке французским мыслителем Эмилем Дюркгеймом, остается актуальной и в наши дни. Школы переходят к новому стандарту образования.

Новые федеральные образовательные стандарты представляют собой ряд нормативных правовых предписаний и требований к содержанию образовательных программ, методам их преподавания, а также – к результатам их усвоения учащимися.

Работа над ними была начата российским Министерством образования и науки еще в 2007 году после принятия Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного стандарта)». Разрабатывалось несколько стандартов для общеобразовательной школы: отдельно для начальной, средней и старшей школ. Работа над проектами велась под руководством Российской Академии наук и Российской Академии образования с участием самих образовательных учреждений и учебно-методических объединений, крупных предприятий и профессиональных ассоциаций (как потенциальных работодателей), научно-исследовательских организаций, ряда российских министерств и ведомств и др.

В качестве эксперимента стандарт для начальных классов был введен с 1 сентября 2010 года в нескольких российских регионах, охватив без малого 200 тысяч первоклассников из Новосибирской, Мурманской, Новгородской, Ленинградской областей, Приморского края, Удмуртии, Татарстана и Москвы.

С 1 сентября 2011 г. во всех школах страны внедряется федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). В настоящее время утверждены стандарты начальной и средней школ, остальные же находятся в стадии доработки. Поэтапный переход объясняется тем, что полностью подготовить общеобразовательные учреждения к такому серьезному шагу возможно лишь постепенно. В частности, понадобилось несколько лет, чтобы подготовить к новым стандартам начальную школу. За это время прошли необходимую переподготовку учителя и руководители школ, сами школы были оснащены необходимой материально-технической базой, были выпущены новые учебники и методические пособия и пр.

Дальнейший же «график» перехода на новые обучающие стандарты выглядит так: с 1 сентября 2016 года – вводятся ФГОСы для средней школы; с 1сентября 2020 года – вводятся ФГОСы для старшей школы (Приложение А).

Общей целью вводимых стандартов провозглашены: повышение качества образования; создание в России единого образовательного пространства; преемственность всех уровней основных образовательных программ, начиная с начального и заканчивая высшим профессиональным образованием.

Федеральный государственный  образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) является  неотъемлемой составной частью федерального государственного образовательного стандарта общего образования и представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

В основе Стандарта лежит общественный договор - новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина.

Таким образом, Стандарт приобретает характер конвенциональной формы. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие обеими сторонами взаимных обязательств.

Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается  в обновлении его содержания, методов обучении и достижении нового качества его результатов: личностных, включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию; метапредметных, включающих основные  универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные); предметных, включающих новые знания по предмету и умения применять их на практике.

Неотъемлемой частью Стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимаются «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов.    

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД.

Стандарт поставил задачу разработки новых учебно-методических комплексов, которая решается в настоящее время. Помимо деятельностного подхода к содержанию учебного материала авторы должны предусмотреть адекватные современному информационному обществу средства его представления, в том числе и цифровые, которые могут быть представлены как на дисках, так и в Интернете.

Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.

Образовательные стандарты второго поколения предполагают существенные изменения в образовательной системе, так как предъявляют принципиально новые требования, как к процессам обучения и воспитания, так и к результату – выпускнику начальной школы.

Исходя из перечисленных выше ключевых особенностей нового стандарта, можно сделать вывод, что при его введении в практику школ их самостоятельность и ответственность резко повышается, что способствует наиболее полному проявлению творческих  возможностей педагогов, принятию эффективных управленческих решений.


  1.   АНАЛИЗ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПРИ ПЕРЕХОДЕ

       МБОУ «СОШ № 21» НА НОВЫЕ  ФГОС НОО

  1. Общая характеристика образовательного учреждения

  Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21» расположено в 15 микрорайоне по улице Дружбы Народов 13 «Б» города Нижневартовска. Микрорайон   МОУ СОШ № 21 территориально располагается в центре города с хорошей транспортной доступностью, вблизи двух образовательных учреждений (НГГК и ТГУ), учреждений культуры и спорта – Детская центральная библиотека, городская центральная библиотека, спортивный комплекс «Арена».

Школа  введена в эксплуатацию 25 февраля 1986 года как «Муниципальная образовательная средняя школа №21» и  размещена в типовом здании на 750 мест, общей площадью 7800 м2, имеется пришкольный участок в 0,5 га. С 1 сентября 2011г. школа переименована в «Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21».

МБОУ «СОШ №21» имеет государственную бессрочную лицензию (с приложением)  А 0001123, регистрационный номер 792 от 11.03.2012г.  на осуществление образовательной деятельности выдана Службой по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа сроком действия и свидетельство о государственной аккредитации регистрационный № 436 от 29.02.2012 года, действительно по 27.05.2015г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21» реализует спектр образовательных услуг по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, профильного и дополнительного образования.

Общедоступность образования обеспечивается благодаря тому, что в школе:  имеются общеобразовательные классы, создана группа полного дня на базе 1-х классов, реализуется программа адаптации будущих первоклассников «Школа будущего первоклассника «АБВГДЕйка», организуется обучение на дому больных детей и детей-инвалидов, предлагаются свыше 20 элективных курсов профориентационной  и предпрофильной направленности по выбору (для обучающихся  9-х классов); реализуется профильное обучение в 10-11-х классах (социально-экономический, информационно-технологический), широкий выбор направлений дополнительного образования, предлагаются дополнительные платные образовательные услуги по углублённому изучению общеобразовательных предметов.

Школа I ступени работает в режиме пятидневной недели; II и III ступеней - обучаются в режиме шестидневной недели. 

Таблица 1- Количество обучающихся в школе за последние три года

2010-2011 учебный год

2011-2012 учебный год

2012-2013 учебный год

1 ступень (1-4 классы)

16/401

17/421

17/423

2 ступень (5-9 классы)

17/418

16/419

17/424

3 ступень (10-11 классы)

4/88

4/84

4/91

Основной формой получения образования в школе является очная форма. Наполняемость классов на протяжении трех последних лет составляет 24-25 человек.

Миссия школы: обеспечение реализации права каждого учащегося на получение образования в соответствии с его потребностями и возможностями, продолжение педагогической деятельности, направленной на повышение качества образования школьников через внедрение  современных образовательных технологий, усиление влияния школы на социализацию и самоопределение личности учащегося.

Кадровый потенциал является наиболее важным ресурсом, позволяющим обеспечивать высокое качество образования. Руководство школы уделяет внимание созданию благоприятных условий для поддержки и профессионального развития своих педагогов. Коллектив школы в основном стабилен, отсутствует текучесть кадров. Все это способствует поддержанию культуры, традиций школы, накоплению опыта.

Каждые пять лет педагоги школы проходят квалификационные испытания, подтверждая имеющуюся квалификационную категорию или повышая её.

Рисунок  1 – Качественный состав педагогического коллектива

(распределение по категориям)

  Из представленной диаграммы видно, что в этом направлении наблюдается позитивная динамика: рост педагогов с высшей и первой квалификационной категорией увеличился на 10%, уменьшилось количество педагогов без категории на 61%.

Совершенствование профессионального роста педагогов школы осуществляется за счет непрерывного и систематического повышения их профессионального уровня. Все учителя регулярно проходят курсовую переподготовку.

Таблица 2- Повышение квалификации через курсовую подготовку

2010–2011

2011–2012

2012-2013

Количество педагогов

63

63

63

Количество прошедших повышение квалификации

26,5%

21%

36%

На основе ИОЧ

3%

6%

3%

Вне ИОЧ

23,5%

14,8

34%

Данные таблицы подтверждают, что в школе отлажена работа по повышению квалификации педагогов через курсовую подготовку. Наблюдается положительная динамика прохождения курсовой подготовки учителей школы.

Педагоги школы принимает участие в конкурсных отборах приоритетного национального проекта «Образование» на получение премии Президента РФ, Губернатора ХМАО-Югры, Главы города Нижневартовска в номинации «Поддержка лучших учителей».

Таблица 3-Результаты участия педагогов в ПНП «Образование»

Количество участников

Количество победителей

Премия Президента Российской Федерации

7

3

Премия Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

5

3

Премия Главы города

3

1

Школа полностью укомплектована педагогическими кадрами. Количество педагогических работников в образовательном учреждении  – 63 педагога. Средний возраст-43 года.

Рисунок 2 –Возрастной ценз педагогов школы в 2012-2013 учебном году

89% педагогов школы имеют высшее образование  и 16% - среднее специальное образование, 82% педагогов имеют стаж работы более 15 лет.100 % педагогов школы активно внедряют в учебный процесс современные информационные технологии, 64% педагогического коллектива используют  в своей работе Интернет-  технологии .

Рисунок 3-  Использование педагогами Интернет-технологий

Структура управления школой представлена шестью уровнями управления (Приложение Б):

Первый уровень структуры – уровень директора (по содержанию – это уровень стратегического управления). Директор школы определяет совместно с  Управляющим советом стратегию развития школы, представляет её интересы в государственных и общественных инстанциях. Общее собрание трудового коллектива согласовывает Программу развития школы. Директор школы несет персональную юридическую ответственность за организацию жизнедеятельности школы, создает благоприятные условия для развития школы.

На втором уровне структуры (по содержанию – это тоже уровень стратегического управления) функционируют традиционные субъекты управления: Управляющий совет, педагогический совет, родительский комитет, общее собрание трудового коллектива, профсоюзный комитет.

На третьем уровне структуры управления – действует Координационный совет школы, координирует деятельность всех структурных подразделений, осуществляющих реализацию ФГОС второго поколения.

Четвёртый уровень структуры управления (по содержанию – это уровень тактического управления) – уровень заместителей директора. Этот уровень представлен также методическим советом. Методический совет – коллегиальный совещательный орган, в состав которого входят руководители школьных методических объединений.

Пятый  уровень организационной структуры управления – уровень учителей, функциональных служб (по содержанию – это уровень оперативного управления), структурных подразделений школы. Методические объединения – структурные подразделения методической службы школы, объединяют учителей одной образовательной области.

Шестой  уровень организационной структуры – уровень обучающихся. По содержанию – это тоже уровень оперативного управления, но из-за особой специфичности субъектов, этот уровень скорее можно назвать уровнем «соуправления». Иерархические связи по отношению к субъектам пятого уровня предполагают курирование, помощь, педагогическое руководство. В школе создан орган ученического самоуправления. Органы ученического самоуправления действуют на основании утвержденных Положений.

Из этой иерархической системы видно, что каждый нижестоящий уровень является одновременно и объёктом управления по отношению к вышестоящему уровню. Структуризация школы необходима для децентрализованного управления, к сожалению, в школе сложилась такая структура управления, которую можно назвать плоской, когда все субъекты управления, начиная с заместителей и заканчивая техперсоналом подчинены только одному человеку – директору. Традиционная школа является скорее централизованной организации. Взаимосвязи осуществляются по принципу "команд и контроля". Управление в школе осуществляется в форме законной власти. Стиль управления скорее смешанный: демократичный, т.к. основывается на потребностях высокого уровня: творческая реализация, проявление интеллектуального потенциала, любовь к детям; автократичный, т.к. сама система образования предусматривает чёткие рамки программы и централизацию. Децентрализация приведёт ко многим преимуществам. А именно, развитию навыков руководителей, полномочия и ответственность которых возрастёт; соревнование в организации усилит стимул руководителей к созданию атмосферы конкуренции и большей самостоятельности; а это поможет раскрыть творческие способности руководителей, приведёт у росту и развитию школы в целом, коллектив станет командой единомышленников.


  1. Анализ управленческого процесса по внедрению ФГОС

Важнейшим вектором становления современной начальной школы является переход на новые образовательные стандарты. Этот переход следует

рассматривать как средство обновления ресурсов школы - учреждения, ориентированного на результаты обучения, где развитие личности первоклассника на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД)

составляет цель и основной результат образования.

В 2011-2012 учебном году федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения (далее – ФГОС НОО)  на основе Приказа Министерства образования и науки Российской федерации от 6 октября 2009г №373  реализуется в штатном режиме. С 1 сентября 2011 года образование нового качества получает 125 первоклассников МБОУ «СОШ №21» г. Нижневартовска.

Школа вступила в этот процесс в достаточной степени подготовленной.

2010 - 2011 учебный год был периодом, когда проведена подготовительная работа, чтобы во всеоружии встретить инновации. Школа обладает определенными ресурсами и педагогический коллектив стремится создать в учреждении условия, необходимые для организации деятельности в новом режиме. Для успешного внедрения стандартов проанализирована научно-методическая основа ФГОС НОО, обобщен материал. Кроме того, разработана программа действий методического сопровождения ФГОС в школе.

Для обеспечения введения новых стандартов был проведён комплекс мероприятий по следующим направлениям: создание нормативного обеспечения введения ФГОС, организационное обеспечение ФГОС, кадровое, информационное обеспечение.

Благодаря подготовке учреждением проекта внедрения ФГОС НОО выполнены следующие задачи:

1.Создано свободное информационное поле по вопросам введения новых стандартов (интернет-страница на сайте общеобразовательного учреждения, информационный стенд в школе).

2. Выработан оптимальный подход к использованию УМК в начальной школе.

Таблица 4 – Учебно-методические комплекты

УМК

2010-2011 уч.год

2011-2012 уч.год

(ФГОС)

2012-2013 уч.год

(ФГОС)

Классы

Классы

Классы

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

«Школа России»

«Планета знаний»

«Начальная школа XXI века»

Как видно из таблицы, с переходом на ФГОС в образовательном учреждении используются учебно-методические комплекты для начальной школы: УМК «Школа России» издательства «Просвещение», «Начальная школа ХХI века» издательства «Вентана-Граф».

В соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе учреждений, к началу 2011-2012 учебного года был сформирован заказ на учебники для учащихся 1 класса. За счет средств регионального бюджета 1 класс школы на 100% обеспечен учебной литературой по основным предметам .

3. Отработан механизм финансирования, нормативно-правовой и организационной модели ведения внеурочной деятельности в образовательном учреждении. Успешно внедряется вариант моделей организации внеурочной деятельности: организация внеурочной деятельности за счет ресурсов общеобразовательного учреждения (оптимизационная).

4. Начата разработка нового поколения контрольно-измерительных материалов для мониторинга и оценки образовательных результатов, заявленных в ФГОС НОО. В частности, речь идет об инструментарии для проведения мониторинговых исследований образовательных результатов обучающихся на основе компетентностного подхода, а также для фиксации и оценивания их внеучебной активности.

 5. Кроме того, в течение 2011 года проведена целенаправленная работа по формированию кадрового ресурса в условиях введения новых стандартов.

Инновационная деятельность - важнейшее звено системы непрерывного образования членов педагогического коллектива школы. МБОУ «СОШ №21» воспринимает инновационную деятельность как необходимое средство в построении программы развития образовательного учреждения. Только развивающаяся школа создает условия для полноценного развития ученика.

Таблица 5 - Сравнительный анализ повышения квалификации педагогических работников школы через курсовую подготовку

Руководитель

Заместители руководителя

Учителя

1 ступени

2010-2011 уч.год

0

3

10

2011-2012 уч.год

1

5

13

2012-2013 уч.год

1

7

16

В течение 2011-2012 учебного года педагоги повысили свою квалификацию на базе Центра развития образования  по следующим дополнительным профессиональным образовательным программам: «Управление внедрением ФГОС второго поколения», «Содержание и условия реализации ФГОС начального общегообразования второго поколения», «Организация внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОСНОО», «Психологическое сопровождение внедрения ФГОС». Педагоги школы и администрация приняли участие в инструктивно-методических семинарах-совещаниях для педагогических и руководящих работников.

Создание современных условий – самая затратная часть школьного бюджета при введении стандартов.

Таблица 6 – Материально-техническое обеспечение ФГОС

2010-2011 учебный год

2011-2012 учебный год

2012-2013 учебный год

Выделено средств

1.786.000 рублей

 2.278.000 рублей

 2.500.000 рублей

 Можно констатировать тот факт, что материально-техническая база школы позволила организовать переход на новые стандарты.


  1. Оценка эффективности введения ФГОС НОО  в образовательном учреждении

Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является сложным и многоплановым процессом. Важнейшими факторами, обеспечивающими его успешность, является:

- системность подготовки к введению ФГОС НОО;

- комплексность всех видов сопровождения введения ФГОС НОО;

- своевременность и полнота мониторинга готовности образовательных учреждения к введению ФГОС НОО;

- выявление проблем введения ФГОС НОО и своевременность их решения на всех уровнях управления.

Для более успешного введения ФГОС НОО в школе в подготовительный период были  сформированы рабочие группы по разработке и реализации модели внедрения ФГОС второго поколения. В состав рабочих групп были включены все педагоги, работающие в начальных классах, а также педагоги среднего звена школы (для осуществления преемственности), администрация школы. Состав рабочих групп и порядок их работы утвержден приказом директора образовательного учреждения. Участники рабочих групп были достаточно информированы о концепции, содержании и условиях реализации ФГОС второго поколения, обеспечены необходимыми для работы инструктивно-методическими материалами и рекомендациями по разработке образовательной программы начальной ступени образовательного учреждения в соответствии с ФГОС нового поколения. В распоряжение участников группы предоставлялся полный комплект документов, включающий содержание новых ФГОС начальной ступени образовательного учреждения и методические материалы по работе с ним.

Критериями готовности МБОУ «СОШ №21» к введению ФГОС НОО стали:

-разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения;

-нормативная база приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение  и т. п.);

-приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;

-определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;

-разработаны локальные акты, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих  надбавок и доплат, порядка и размеров премирования; заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками;

-определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся;

-разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;

-осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов;

-обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

Содержательно-процессуальный анализ выделенных критериев показывает, что объективная оценка готовности образовательного учреждения к введению ФГОС НОО возможна при условии разработанного оценочно-уровневого механизма. На основе материалов руководителей органов, осуществляющих управление в сфере образования субъектов Российской Федерации «Обеспечение порядка введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», мы систематизировали предложенные критерии готовности по следующим направлениям: нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС НОО; содержательное обеспечение введения ФГОС НОО; организационное обеспечение введения ФГОС НОО.

Каждый из выделенных критериев готовности имеет свое содержательное и процессуальное наполнение – показатели готовности (Приложения В), по наличию или отсутствию которых можно судить в дальнейшем об уровне готовности образовательного учреждения к введению ФГОС НОО в целом. Критерий нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС НОО включает в себя: сформированность пакета нормативных и локальных актов, регламентирующих введение ФГОС; критерий  содержательное обеспечение введения ФГОС НОО – разработанность ООН НОО с соблюдением структуры программы, модели организации внеурочной деятельности, выбор и наличие УМК; организационное обеспечение введения ФГОС НОО - соответствие кадрового, материально-технического и информационного обеспечения.

На основе разработанной оценочно-уровневой шкалы предлагается следующий порядок оценивания готовности МБОУ «СОШ №21» к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

  1. Сбор материала по критериям и показателям готовности образовательного учреждения к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с помощью Карты оценки готовности (Приложение Г).
  2. Заполнение Карты оценки готовности. Оценка каждого показателя осуществляется следующим образом: 1 балл – наличие показателя, что подтверждается необходимыми документами; 0 баллов – отсутствие показателя. Степень готовности: 40-48 баллов — оптимальная, 25 — 39 баллов — допустимая (удовлетворительная), до 25 баллов — недостаточная.

Вывод: Степень готовности МБОУ «СОШ №21» к введению ФГОС НОО был признан оптимальным.

SWOT- анализ внедрения ФГОС на 1-й ступени обучения

Сильные стороны

Слабые стороны

Обеспеченность учебниками 100%

Недостаточный опыт работы учителей по осуществлению системно- деятельностного подхода

Оборудованное рабочее место учителя, ученика. Функционирует единая локальная сеть, имеется доступ к системе Интернет

Психологическая и профессиональная неготовность учителей начальных классов к реализации требований освоения ООП обучающимися.

Достаточный уровень квалификации педагогических работников.

Недостаточное методическое обеспечение деятельности учителей начальных классов.

Преемственность при переходе от дошкольного к начальному школьному образованию

Недостаточное количество финансовых средств, загруженность школы в две смены.

Приобретение опыта работы и новых знаний по внедрению ФГОС, обмен опытом

Отсутствие кабинета информатики для обучающихся начальной школы

Риски

Возможности

Неготовность обучающихся, их родителей  внедрения ФГОС НОО

Формирование у всех участников образовательного процесса базовых знаний и умений в области изучения концептуальных основ ФГОС

Отсутствие моделей взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности.

Организация занятости детей во внеурочное время

Результаты SWOT-анализа деятельности начальной ступени школы показывают, что школа в целом обладает ресурсами, необходимыми для организации перехода на новый стандарт, но  требуется увеличение материально-технической базы, отсутствие моделей взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности.

 


III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ПО  

      ВНЕДРЕНИЮ ФГОС  НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В МБОУ  

     «СОШ №21»

  1. Внедрение управленческих решений, направленных на эффективность перехода на новые ФГОС НОО

Эффективность введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования зависит, главным образом, от готовности администрации школы, педагогов и родителей к сотрудничеству в новых условиях.

В рамках перехода образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, на государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (ФГОС) каждому педагогическому коллективу необходимо было определиться с организацией неотъемлемой части образовательного процесса - внеурочной деятельностью

обучающихся. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Учебный план для начальной школы включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования.

Принятию и введению внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС, как и любому начинанию, которое сопровождается изменениями существующего порядка вещей, сопутствует ряд рисков и проблем: отсутствие достаточного финансирования; недостаточное обеспечение материально-технической базы ОУ в соответствии с требованиями ФГОС; отсутствие достаточного количества помещений, двухсменный режим занятий; малоэффективное (неэффективное) использование средств, ресурсов вследствие недостаточной экономической грамотности; недостаточное нормативно - правовое обеспечение реализации внеурочной деятельности; снижение мотивации педагогов вследствие отсутствия стимулов; сопротивление инновациям из-за опасения наращивания нагрузок; отсутствие или удаленность учреждений дополнительного образования, специалистов со специальным образованием; недостаток квалифицированных специалистов смежных отраслей, необходимых ОУ (педагогов-психологов, учителей-логопедов и др.); недостаточное программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности; недостаточное информационное обеспечение реализации внеурочной деятельности; формальный подход к организации системы повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров; недостаточен уровень управленческой компетентности руководителей по таким вопросам, как нормативно-правовое регулирование введения ФГОС, финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС, организация психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях ФГОС нового поколения.

Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности, утвержденные письмом Министерства образования и науки ЗФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», описывают четыре модели организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении: модель дополнительного образования, которая опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам,

возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей;  модель школы полного дня, реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня. Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, сложившаяся практика финансирования групп продленного дня; оптимизационная модель, внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения: учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор идругие. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений; инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении. Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта. Основные направления и модель организации  внеурочной деятельности в МБОУ «СОШ №21» на 2011-2013  учебный год представлены в приложении Д.

 Данные модели в предлагаемом варианте не могут быть реализованы в силу обозначенных выше проблем организации внеурочной деятельности.

В 2013-2014 учебном году МБОУ «СОШ №21» предлагаю  реализацию инициативного проекта: «Создание сетевой модели организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС». Соисполнители по проекту учреждения культуры и спорта, дополнительного образования г. Нижневартовска (Центральная детская библиотека, спортивный комплекс «Арена», Детская школа искусств №1, Центр детского творчества, театр кукол «Барабашка»).

Цель проекта: создание оптимальных условий для организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении на основе модели сетевого взаимодействия.

Задачи:

1. Организовать анализ и оценку условий ОУ для организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

2. Разработать нормативно-правовую базу,  обеспечивающую организацию внеурочной деятельности.

3. Разработать и апробировать программы взаимодействия ОУ с потенциальными партнерами по организации внеурочной  деятельности младших школьников.

4. Описать механизм функционирования модели внеурочной деятельности.

5. Разработать систему диагностики результатов реализации модели внеурочной деятельности.

В основе сетевой модели организации внеурочной деятельности заложен принцип проектирования индивидуальной траектории школьника, исходя из предложенной образовательным учреждением модульной системы. Совокупность модулей обеспечивает избыточное (с точки зрения каждого участника системы - ребенка) количество программ внеурочной деятельности в соответствии с пятью направлениями внеурочной деятельности. Расписание занятий строится по нелинейному принципу, школьники объединяются в разновозрастные и сменные по составу группы.

Каждый ребенок получает максимальную возможность выбора программ, направлений, видов деятельности и способов их организации для формирования индивидуальной траектории. Построение данной траектории требует особого педагогического сопровождения. Данное сопровождение осуществляется тьютором.

Выбор конкретного варианта сетевой организации определяется, прежде всего, ресурсами, которыми располагает школа и ее партнеры, муниципальная система образования в целом. В качестве организационных механизмов модели могут быть: разработка и осуществление совместных программ внеурочной деятельности в таких формах, как социальное проектирование, коллективные творческие дела, акции и др., кооперация ресурсов и обмен ресурсами учреждений общего и дополнительного образования детей (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.); предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.); взаимообучение специалистов, обмен опытом; совместная экспертиза качества внеурочной деятельности. В условиях паритетной кооперации оценивание достижений учащихся во внеурочной деятельности осуществляется как учителями, так и сетевыми педагогами из других образовательных учреждений, учреждений ДОД, культуры и спорта, городских целевых воспитательных программ. В качестве финансовых механизмов модели может быть организация взаимодействия: на договорной основе по проведению занятий в рамках кружков, секций, клубов и др. по различным направлениям внеурочной деятельности на базе школы (учреждения дополнительного образования); за счѐт выделения ставок педагогов дополнительного образования, которые обеспечивают реализацию общеобразовательными учреждениями широкого спектра программ внеурочной деятельности; аутсорсинг.

Средства на обучение школьников по индивидуальным образовательным маршрутам складываются из финансирования, предусмотренного на оплату часов внеурочной деятельности. Перераспределяются в зависимости от объема утвержденных учебных программ и числа детей из расчета всей суммы часов, которые отводятся на работу с обучающимися по программам внеурочной деятельности по всем учреждениям сети.

Управление сети осуществляется на основе сочетания принципов коллегиальности сетевым взаимодействием образовательных учреждений, учреждений ДОД, культуры и спорта, городских целевых воспитательных программ через договорные отношения и курируется администрацией школы и ответственным за реализацию Программы внеурочной деятельности в ОУ.

Перспективные и стратегические вопросы деятельности сети обсуждаются и принимаются на конференции в составе представителей от каждого учреждения сети.


3.2.         Оценка эффективности  предложенных мероприятий

В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые общее и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (и не только интеллектуального) развития каждого ребенка. В этих условиях школе действительно удастся преодолеть интеллектуальный перекос в развитии учащихся и создать основу для их успешной адаптации в обществе, раскрытии творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

Согласно новым требованиям обучения, конечной целью учебного процесса должно стать не просто формирование у обучающихся знаний, умений и навыков, а полноценное развитие активно мыслящей высоконравственной личности ребенка. На наш взгляд, интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности является одним из самых эффективных способов реализации новых требований. Во-первых, дополнительное образование изначально ориентировано на развитие личности ребенка и, в частности, на раскрытие таких качеств, как инициативность, самовыражение, креативность и гибкость мышления, способность к нестандартным решениям, творческих возможностей. Во-вторых, как правило, учреждения дополнительного образования с высокими показателями имеют огромные кадровые, материальные, учебно-методические ресурсы для развития личности ребенка в соответствии с требованиями ФГОС. В-третьих, достаточно сложно образовательным учреждениям общего образования организовать в короткие сроки внеурочную деятельность, отвечающую всем требованиям ФГОС и не уступающую при этом качественным образовательным показателям таким учреждениям, как спортивный комплекс, театр кукол, детская библиотека и т.д.

Все эти факторы позволили нашему учреждению совместно с учреждениями разработать и начать реализацию образовательной модели сетевого взаимодействия по организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО.

Преимущество сетевой модели организации внеурочной деятельности заключается в комплексном интегративном использовании потенциала и ресурсов как самого образовательного учреждения, так и всех социальных партнеров; в расширении возможностей социализации учащихся, формирования представлений родителей и детей о культурно-образовательном пространстве города. Это позволяет преодолеть проблемы, характерные для организации внеурочной деятельности, а именно: недостаток площадей для качественной организации деятельности; недостаток высококвалифицированных специалистов; ограниченность отдельных учреждений (вне сетевого взаимодействия) в формировании ключевых компетенций ребенка; невозможность предоставление широкого спектра деятельности; ограниченность материально-технической (ресурсной) базы.

Данная сетевая модель состоит из пяти модулей: городские целевые воспитательные программы; программы, реализуемые за счет использования ресурсов учреждений культуры и спорта г. Нижневартовска (музеи, театры, кинотеатры, спортивные комплексы, бассейны и т.п.); программы организации исследовательской (проектной) деятельности младших школьников на базе и с использованием ресурсов как самого ОУ, так и города; программы дополнительного образования детей и подростков на базе и с использованием ресурсов самого ОУ; программы дополнительного образования детей и подростков на базе и с использованием ресурсов учреждений дополнительного образования детей (УДОД). Образовательное учреждение, учреждения ДОД, культуры и спорта, городские целевые воспитательные программ, входящие в сетевое взаимодействие, организуют свою деятельность, реализуя программы внеурочной деятельности.

При этом каждый модуль реализует программы одного или нескольких

направлений воспитательной работы. Возможное (примерное) сочетание программ в модулях и модулей в направлениях представлено в таблице (Приложение Е).

Каждый ребенок совместно с тьютором и в соответствии с предложенными курсами (программами) выстраивает собственную траекторию. Ребенок может при помощи взрослых (родителя, тьютора) выбирать программы и модули в зависимости от своих интересов и предпочтений. Количество часов, программ и модулей не является заданным. Программы могут иметь или не иметь уровневую дифференциацию, могут быть реализованы по принципу тематической или деятельностной преемственности.

Участие социальных партнеров образовательного учреждения в реализации данной модели внеурочной позволяет стать активными субъектами образовательного пространства города, а значит способными влиять на качество, содержание и результаты образования. Корме того, партнеры получают возможность за счет использования сетевого ресурса решить собственные проблемы, например, наполняемость групп, сохранность контингента, наличие соответствующих помещений, оборудования.


Рисунок 4- Сетевая модель организации внеурочной деятельности

Деятельность образовательного учреждения, учреждений ДОД, культуры и спорта, городские целевые воспитательные программы в составе сетевого взаимодействия строится с учетом социального заказа, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей). Сетевое обучение организуется на основе свободного выбора индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. Для следующего учебного года они формируются ежегодно и закрепляются договорными отношениями между образовательным учреждением и родителями учащихся с учетом кадровых и материальных возможностей школ, учреждений ДОД, культуры и спорта, городских целевых воспитательных программ. Индивидуальные образовательные маршруты уточняются и утверждаются в начале учебного года, а впоследствии могут корригироваться.

Ожидаемые результаты для обучающихся: увеличение пространства развития творческой и познавательной активности; реализация индивидуальной образовательной траектории обучения; расширение тематики изучаемого материала; демонстрация способностей, невостребованных начальным  образованием; увеличение спектра учебных предметов; повышение роли самостоятельной работы; реализация лучших личностных качеств; расширения сферы общения с социумом.

Для общеобразовательных учреждений и педагогов: адекватность современным требованиям образования и воспитания; объединение усилий педагогов, курирующих воспитательный процесс в решении общих проблем; широкий выбор внеурочной деятельности; использование эффективных образовательных технологий; получение качественно нового педагогического результата.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предназначение инновационных процессов - развитие школы как педагогической системы и особой социальной организации, достижение качественно новых, более высоких результатов образования, повышение конкурентоспособности общеобразовательного учреждения.

Развитие школы на основе нововведений представляет собой сложный и длительный процесс, конструирование которого неизбежно приобретает стратегический характер и требует разработки соответствующей стратегии управления. Выбор инновационной стратегии - одна из важнейших проблем управления нововведениями. Управление инновационной деятельностью - процесс сложный, многофункциональный, включающий разнообразную совокупность действий, среди которых: постановка стратегических и тактических целей, анализ внешней среды с учетом неопределенности и риска, анализ инфраструктуры и возможностей учреждения, диагностика реально сложившейся ситуации, прогнозирование будущего состояния учреждения, поиск источников творческих идей и их финансирования, формирование инновационного портфеля, стратегическое и оперативное планирование, управление научными и методическими разработками, совершенствование организационных структур, анализ и оценка эффективности инноваций, разработка стратегии и тактики инновационного маркетинга, диверсификации и управление рисками и др.

Управленческий процесс эффективен, если он соответствует логике реального процесса развития, если решения субъекта управления оперативны и адекватны решаемой проблеме, если руководители ОУ, принимающие решения, обладают способностями оценить ситуацию, прогнозировать, управлять рисками.

Новые условия управленческой деятельности определяются значительными изменениями, происходящими в системе образования: новыми образовательными стандартами, индивидуализацией образования, новой системой оценки качества образования, становлением новых организационно-правовых форм в общем образовании, новой системой отраслевой оплаты труда, введением нормативно - подушевого финансирования. Каждая из этих позиций напрямую затрагивает деятельность управленческих кадров и мотивирует руководителей образовательных учреждений на переподготовку по специальности менеджер образования. 

Сетевая модель организации внеурочной деятельной может быть адаптирована к условиям каждого образовательного учреждения, т.к разработана с учетом всех требований к организации образовательного процесса, изложенным в федеральном государственном стандарте .


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  2. Приказ  Министерства образования и науки  РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  3. Письмо Министерства образования и науки  РФ от 12.05.11 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»
  4. Приказ Министерства образования и науки  РФ от 27.12.11г. № 2585 «Об утверждении федеральных перечней    учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2011 - 2012 учебный год»
  5. Баринов В.А. Стратегический мененджмент: учебное пособие./ Харченко В.Л.- М.: ИНФРА-М, 2010.-285с.
  6. Егоршев А.П. Стратегический мененджмент: учебник./Ненашева Е.В. -  Новгород: НИМБ, 2010.-192с.
  7. Карданская Н.Л. Управленческие решения - учебник для вузов-М.6 ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-416с.
  8. Ожегов, С.И. Словарь русского языка/ С. И. Ожегов. – М.: 1978. – с.381.
  9. Поташник М. М., Лоренсов А. В., Хомерин О. Т. Управление инновационными процессами в образовании. – М., 2004.
  10.  Тюнников, Ю. С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход/ Ю. С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. –№ 5. – с. 10.
  11. Адольф В.А.,  Пилипчевская  Н.В. Тьюторское сопровождение как необходимое условие реализации ФГОС/ журнал «Инновации в образовании», №3 2013г.
  12. Разепина Н. Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО второго поколения/ журнал «Начальная школа» N6 2012г.
  13. . Шамова Т.И Системный подход к управлению образованием в школе /Завуч  №8 2002 г.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Поэтапный переход на ФГОС


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Структура управления школой

Структура управления школой


ПРИЛОЖЕНИЕ В

Карта оценки готовности МБОУ «СОШ №21» к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)

Критерий

Показатели

Критериальная оценка готовности

Документационное обеспечение

Да

Нет

1. Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС НОО

Максимальное количество баллов – 10

1.1 Сформированность пакета нормативных актов, регламентирующих введение ФГОС НОО

Наличие Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении и введении в действие ФГОС НОО (от 06.10.2009 г. № 373); о внесении изменений в ФГОС НОО (от 26.11.2010 г. № 1241);

Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации

Наличие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373)

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Наличие примерной основной образовательной программы начального общего образования

Примерная основная образовательная программа начального основного образования

Наличие соответствующего приказа муниципального органа управления образованием, регламентирующего введение в муниципальной образовательной системе ФГОС НОО

Приказ муниципального органа управления образованием, регламентирующий введение в муниципальной образовательной системе ФГОС НОО

Наличие договора с родителями (двусторонний)

Разработана и утверждена форма договора

1.2 Сформированность пакета локальных актов, регламентирующих введение ФГОС НОО

Внесение изменений и дополнений в Устав МБОУ «СОШ№21» с учетом требований ФГОС НОО

Устав с внесёнными дополнениями и изменениями, заверенный в установленном законодательством порядке

Издание приказов по МБОУ «СОШ №21» о введении ФГОС НОО

Приказы по ОУ, обеспечивающие готовность к реализации ФГОС НОО по нормативно-правовому, организационно-содержательному, финансово-экономическому, материально-техническому, кадровому и информационному направлениям введения ФГОС НОО

Приведение в соответствие с требованиями ФГОС НОО локальных нормативных актов

Локальные акты, закрепленные в Уставе ОУ и регламентирующие организацию образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Приведение в соответствие с требованиями ФГОС НОО локальных нормативных актов, регламентирующих систему оценивания результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования ОУ

Локальные нормативные акты, закрепленные в Уставе ОУ и регламентирующие систему оценивания результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Приведение в соответствие с требованиями ФГОС НОО должностных инструкций работников ОУ, обеспечивающих введение ФГОС НОО

Приказ об утверждении инструкций, должностные инструкции работников ОУ, обеспечивающих введение ФГОС НОО

2. Соответствие содержательного обеспечения  введения ФГОС НОО

Максимальное количество баллов – 18

Разработанность ООП НОО, в структуру которой включены:

Основная образовательная программа НОО, утвержденная в порядке определенном Уставом ОУ

  • пояснительная записка;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  • учебный план начального общего образования (1-4 классы);

  • программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программы отдельных учебных предметов и курсов (обязательная часть БУП)

  • программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • программа коррекционной работы;

  • система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Разработанность модели организации внеурочной деятельности обучающихся

Модель организации внеурочной деятельности ОУ, учитывающая ресурсное обеспечение: самого ОУ; ОУ и учреждений дополнительного образования (на уровне интеграции); нескольких ОУ и учреждений дополнительного образования (на уровне сетевого взаимодействия);

Наличие перечня учебников, принадлежащих к системе учебников и/или к завершенным предметным линиям учебников, соответствующих требованиям ФГОС

Приказ об утверждении перечня учебников, принадлежащих к системе учебников и/или к завершенным предметным линиям учебников, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС НОО

3. Соответствие  организационного обеспечения введения ФГОС НОО

Максимальное количество баллов – 20

3.1 Соответствие финансово-экономического обеспечения введения ФГОС НОО

Наличие в локальных актах, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих выплат в соответствии с новой системой оплаты труда, выплат стимулирующего характера работникам ОУ, обеспечивающим введение ФГОС НОО

Приказ об утверждении соответствующих локальных актов, локальные акты, учитывающие необходимость выплат стимулирующего характера работникам ОУ, обеспечивающим введение ФГОС НОО

Наличие дополнительных соглашений к трудовому договору с работниками ОУ, обеспечивающими введение ФГОС НОО

Дополнительные соглашения с работниками ОУ, обеспечивающими введение ФГОС НОО

3.2 Соответствие кадрового обеспечения введения ФГОС НОО

Наличие инструментария для изучения образовательных потребностей и интересов обучающихся и запросов родителей по использованию часов вариативной части учебного плана, включая внеурочную деятельность

Пакет материалов для проведения диагностики в общеобразовательном учреждении. Диагностические материалы (анкеты, опросники и пр.), рекомендации для специалистов (педагогов-психологов, социальных педагогов) для проведения стартовой диагностики.

Обеспеченность введения ФГОС НОО работниками МБОУ «СОШ №21», прошедшими соответствующие курсы повышения квалификации

Документы о повышении квалификации работников, обеспечивающих введение ФГОС НОО в первых классах в 2011-2012 учебном году

Наличие плана методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС НОО

План методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС НОО

Наличие плана-графика поэтапного повышения квалификации работников, обеспечивающих введение ФГОС НОО

План график повышения квалификации работников, обеспечивающих введение ФГОС НОО

3.3 Соответствие материально-технического обеспечение введения ФГОС НОО

Соответствие ОУ требованиям ФГОС НОО к материально-техническим условиям реализации ООП НОО:

Акт приемки готовности ОУ к 2011-2012 учебному году, акты очередных и внеочередных проверок надзорных органов о соответствии ОУ требованиям действующих санитарных и противопожарных норм, план мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе проверок надзорных органов о соответствии ОУ требованиям действующих санитарных и противопожарных норм (при наличии нарушений)

- соответствие помещений и мебели ОУ, предназначенных для урочной и внеурочной деятельности обучающихся, санитарно-гигиеническим нормам образовательного процесса;

- соответствие санитарно-бытовых условий ОУ требованиям ФГОС НОО

- соответствие социально-бытовых условий ОУ требованиям ФГОС НОО

- соответствие ОУ нормам пожарной и электробезопасности;

- соответствие условий жизнедеятельности участников образовательного процесса ОУ требованиям охраны труда;

- соответствие участка (территории) образовательного учреждения действующим санитарным и противопожарным нормам;

- соответствие помещения для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков, действующим санитарным и противопожарным нормам;

- соответствие помещений для медицинского персонала действующим санитарным и противопожарным нормам;

Обеспеченность МБОУ «СОШ №21» учебниками в соответствии с ФГОС НОО

Информация об обеспеченности учебниками с указанием % обеспеченности по каждому предмету учебного плана

Обеспечение контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет

Информация о системе ограничения доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

3.4 Соответствие информационного обеспечения введения ФГОС НОО

Наличие документов, подтверждающих информирование участников образовательного процесса и общественности по ключевым позициям введения ФГОС НОО

План работы с родительской общественностью, протоколы родительских собраний, педагогических советов, совещаний, на которых происходило информирование родительской общественности. Публикации в СМИ

Использование информационных ресурсов общеобразовательного учреждения (сайт или Интернет-страничка) для обеспечения широкого, постоянного и устойчивого доступа участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией ООП

Перечень видов используемых информационных ресурсов ОУ с указанием электронных адресов. Адрес страницы школьного сайта, на которой размещены документы и материалы, связанные с внедрением ФГОС НОО

Наличие результатов изучения мнения родителей (законных представителей обучающихся) по вопросам введения новых стандартов. Проведение анкетирования на родительских собраниях

Протоколы родительских собраний. Информация по результатам анкетирования с указанием доли родителей, охваченных анкетированием и долей родителей, настроенных позитивно, негативно и нейтрально

Наличие в Публичном отчете общеобразовательного учреждения раздела, содержащего информацию о ходе введения ФГОС НОО

Публичный отчет общеобразовательного учреждения.

        


ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Критерии готовности МБОУ «СОШ №21» к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)

п/п

Критерий готовности ОУ к введению ФГОС НОО

Максимальное количество баллов

1.

Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС НОО

10

2.

Содержательное обеспечение введения ФГОС НОО

18

3.

Организационное обеспечение введения ФГОС НОО, в том числе:

20

3.1

Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС НОО

-

3.2

Кадровое обеспечение введения ФГОС НОО

-

3.3

Материально-техническое обеспечение введения ФГОС НОО

-

3.4

Информационное обеспечение введения ФГОС НОО

-

ИТОГО:

48


ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Основные направления внеурочной деятельности  в МБОУ «СОШ №21»

2011-2012 учебный год

п/п

Направления деятельности

Форма организации внеурочной деятельности

Образовательное учреждение

Экологическое

Кружок «Природа и мы»

ЦДТ

Общеинтеллектуальное

Кружок «Занимательная математика»

МБОУ «СОШ №21»

Кружок «Занимательное азбуковедение»

Художественно-эстетическое

Хореография  «Танцецветик»

МБОУ «СОШ №21»

Кружок «Пластилиновая фантазия»

Кружок «В мире красок»

Кружок «Волшебный мир оригами»

Кружок «Перспектива»

ЦДТ

Спортивно-оздоровительное

«Урок  здоровья»

МБОУ «СОШ №21»

Социальное

Час общения «В школу с улыбкой»

МБОУ «СОШ №21»

2012-2013 учебный год

п/п

Направления деятельности

Форма организации внеурочной деятельности

Образовательное учреждение

Экологическое

Кружок «Природа и мы»

ЦДТ

Общеинтеллектуальное

Кружок «Интеллектуальные витаминки»

МБОУ «СОШ №21»

Кружок «Дружим с математикой»

Кружок «Занимательный русский язык»

Кружок «Занимательное азбуковедение»

Художественно-эстетическое

Кружок «Волшебный  пластилин»

МБОУ «СОШ №21»

Кружок «Очумелые ручки»

        ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Примерное сочетание  программ в модулях и модулей в направлениях

Модуль/

направление

Городские

целевые

воспитательные

программы

Программы

учреждений

культуры и

спорта города

Программы

исследовательской

деятельности

младших школьников

ОУ

Программы

дополнительного

образования ОУ

Программы

дополнительного

образования УДОД

Социальная

деятельность

«Школа светофорных наук»

«День музея»,

«День театра»

«Рука помощи»,

«Наши отцы и деды»

«Школа этикета», ЮИД, ЮДПД

«Школа волонтера»

Спортивно-

оздоровительное

«Полезные

привычки»

Плавание

Туризм

«Азбука здорового

питания»

Хореография

Ритмика

Подвижные игры

Здоровый образ жизни,

«Олимпийское

движение»

Духовно-

нравственное

«Летопись

Нижневартовска»

«Диалог культур», «Устами детей говорит мир»

«Что такое хорошо и что такое плохо»,

«Моя родословная»

«Музыкальный

лекторий»,

«Национальные

гостиные»

«Мир, в котором

мы живем»


[1] Ожегов, С.И. Словарь русского языка/ С. И. Ожегов. – М.: 1978. – с.381.

[2] Сластёнин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. – М.:  Школа-Пресс, 2000 г.– с. 492.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новый тип урока в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Новый тип урока в условиях реализации ФГОС нового поколения....

Возможности современных педагогическихз технологий для повышения качества образования в школе в контексте реализации ФГОС нового поколения

Мы живем в век информационных технологий,когда меняется время,меняются люди и наша с вами задача-научить жить и адаптироваться новое поколение в новом времени....

Интерактивная доска как инструмент при реализации ФГОС нового поколения

В данной статье расматривается использование интерактивной доски при реализации ФГОС нового поколения...

Оптимизация методической работы с кадрами на основе результатов исследования ценностных ориентаций педагогов в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Данная работа предназначена руководителям образовательных учреждений различного уровня, выстраивающих свою деятельность с кадровым педагогическим составом; психологическим службам образовательных учре...

Творческо-инновационная деятельность учителя как ресурс реализации ФГОС нового поколения.

Процесс решения проектной задачи детьми – процесс творческий, но и составление проектной задачи педагогом – ещё более творческий и увлекательный процесс....