Дидактические игры на уроках обучения грамоте.
статья (1 класс) на тему

Кокорева Галина Ивановна

В данной статье раскрывается роль дидактической игры на уроках обучения грамоте при работе с первоклассниками; приведены игры, которые можно использовать на уроках обучения грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №2 с.Обшаровка

 м. р. Приволжский Самарской области

                             

Дидактические игры на уроках

обучения грамоте.

           

Учитель начальных классов

Кокорева Галина Ивановна

2014 год

Дидактические игры

на уроках обучения грамоте

Главная забота учителей, работающих с шестилетками,— помочь детям усвоить программный материал и в то же время сохранить им детство.

Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы. С другой — решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков. В игре дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.  Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Помня слова А. С. Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», каждому учителю необходимо научиться  умело использовать игру на уроке.

Характер деятельности учащихся в игре зависит от места ее на уроке или в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа.

При подборе игр необходимо помнить о том, что они должны содействовать полноценному всестороннему  развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности.

Описание дидактических игр.

        «Внимательные покупатели».

Учитель раскладывает на своем столе различные предметы. Названия некоторых из них начинаются на один и тот же звук, например: кукла, кубик, кошка; мишка, мяч, миска и т. п.

Учитель:

-        Вы пришли в магазин. Ваши родители заплатили за игрушки, названия
которых начинаются на звук [к] или [м]. Эти игрушки вы можете взять. Выбирайте, но будьте внимательны, не берите игрушку, за которую не платили!

Сложность задания в том, чтобы вместо игрушки, название которой начинается, допустим, на звук [м] (матрешка, мышка), не взять игрушку, название которой начинается на звук [м'] (мяч, мишка).

        «Животные заблудились».

Учитель:

-Заблудились в лесу домашние животные: осёл, петух, лошадь, кошка, собака, свинья, курица, корова. Катя будет их созывать, а Коля пусть внимательно слушает и рисует на доске слоговую схему каждого слова. Он должен показывать, какой слог тянулся, когда Катя звала животных. Если они верно выполнят эту работу, животные выберутся из леса.

 «Рассеянный поэт и доверчивый художник».

Учитель:

-        Ребята, посмотрите, какой рисунок получился у доверчивого художника

(показывает иллюстрацию). Он утверждает, что нарисовал эту картину к такому стихотворению:

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом!

Как вы думаете, что нужно было нарисовать? Какие слова спутал художник? Чем они похожи? Какой звук у них разный? Какой первый звук в слове сом? Давайте протянем этот звук и внимательно его послушаем.

        «От бочки до точки».

Учитель:

- Повстречалась бочка с почкой и говорит: «Ой, как мы похожи! Только первые звуки у нас разные». Какие это звуки? Назовите их. Какое еще слово получится, если первый звук в слове бочка заменить на звук [д]? На звук [к], [н], [м], [т]?

        «Рыбалка».

Дается установка: «Поймать слова со звуком [л]» (и другими звуками).

Ребенок берет удочку с магнитом на конце лески и начинает ловить нужные картинки со скрепками. Пойманную «рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.

        «Телевизор».

На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне ведущий вывешивает картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребёнок (дети) должен из первых звуков слов сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал(и) слово, экран телевизора открывается.

Например: спрятанное слово - месяц. Картинки: медведь, ель, сирень, яблоко, цапля.

 «Рассели животных».

Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех из них, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поместить в окошки с прорезями.

Например: домики с буквами Ц и Ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок.

Предварительно все слова проговариваются.

        «Цепочка слов».

Кладется картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, изображающая предмет, название которого начинается с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д.

        «Собери цветок».

На столе лежит серединка цветка. На ней написана буква (например, С).

Рядом выкладываются цветочные лепестки, на них нарисованы предметы, в названиях которых есть звуки [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих лепестков с картинками выбрать те, где есть звук [с].

        «Незнайка с кармашками».

В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния (Один ребенок показывает указкой, остальные читают хором.)

        «Найди ошибку».

Детям раздаются карточки с четырьмя картинками, изображающими предметы, названия которых начинаются на одну и ту же букву. Ученики определяют, какая это буква, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схемах, если они есть.

«Собери букет».

Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ребенку говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [л], а в какую - со звуком [р]». (Розовая - [р], голубая - [л].) Рядом лежат цветы: зеленый, синий, черный, желтый, коричневый, фиолетовый, оранжевый, малиновый и т.д. Ребенок расставляет цветы по вазам. Синий цветок должен остаться.

        «Речевое лото».

Детям раздаются карты с изображением шести картинок (вместе со словами под картинками). Ребенок определяет, какой звук есть во всех словах, Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: «У кого есть это слово?» Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки на большой карте без ошибок.

«Буква заблудилась»

На магнитной доске расставлен буквы, которые перепутал Незнайка.

Гласные: О С Е М У

Согласные: Н К ИАТ

Дети находят то, что перепутал Незнайка, доказывают правильность своих слов, ставят  буквы на место.

 «Назови букву». 

Эту игру можно проводить почти на каждом уроке. Игра способствует лучшему запоминанию изученных букв.

Учитель (или ученик) показывает буквы, а дети по цепочке называют их. Если буква названа неправильно, учащиеся хлопком рук подают сигнал (каждый ребенок — участник игры).

 «Покажи букву». 

Один  ученик стоит с указкой у «ленты букв» и показывает те буквы, которые по цепочке называют сами дети. Можно усложнить игру, если показывать только согласные или гласные.

 «Узнай букву» 

Учитель предлагает детям буквы, вырезанные из плотного картона, затем одному ребенку завязывают  глаза и просят его ощупать букву и назвать ее. После того как назовут все буквы, они составляют из букв р с а у к л слова: рука, сук, мак, рак, лук, русак. Игра помогает шестилеткам не только усвоить начертания печатных букв, но и развить умение составлять из букв слова.

 «Найди слова в слове».

На доске вывешивается слово или картинка с указанием количества букв в слове, изображенном на ней (тогда дети сами складывают слово из букв разрезной азбуки и читают его).

Дается установка: «Возьмите буквы из исходного слова, составьте из них слова и запишите их».

        «Математическая грамматика».

Ребенок должен выполнить действия на карточке и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов найти искомое слово.

Например:  с + том - м + лиса - са + ца = (столица)

 «Допиши словечко».

На карточке написан рифмованный текст или стихи, в которых одно слово (или больше) пропущено. Учащиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованное слово и записать его.

Например:  Воробей взлетел повыше:

                    Видно все с высокой        (крыши).

        Игра «Лишний звук»

Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением. Например: горсть - гость (всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран).

Игра «Добавь звук »

Добавьте один звук в слова, записанные на доске, чтобы получилось совершенно новое слово.

Например: роза - гроза (стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы, дар).

Игра «Замени и прочитай»

В данных словах замените один согласный звук.

Например: корж - морж (ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орел, клин, норка, тоска, свет, полено, рамочка).

 «Лучший грибник»

У учителя две корзины: в одну складываются грибы-слова, в которых есть  буква , а в другую — буква п. В какой корзине слов больше?

Слова : шампиньон, боровик, опята, мухомор, поганка, лисичка и т.д.

«Лучший капитан»

На доске отмечаются берега: берег Е и берег И. К какому берегу пристанут лодки-слова ? слова подбираются на любую тему «Овощи», «Фрукты», «Животные» и т.д.

«Поставь цветок в вазу»

Поставь цветы-слова в вазы. В одной вазе — слова с ь, в другой — без мягкого знака. В какой вазе больше цветов-слов?

Используемые слова: ландыш, колокольчик, мак, роза, пион, тюльпан, сирень и другие.


 «Угадай слово»

Вставьте пропущенные буквы и составьте из них новое слово.

Какое слово получилось?

Сколь..кий, ск.мья, ло..кий, ..сенний, сла..кий         (завод).

Здра..ствуй, д..кабръ, курор..  +..ка    (ветка).

Ги..кий, т.щил, лё..кий, пл..тил, мор...   (багаж).

Ло..кий, д..рога, ло..ка, ш..рокий, ве..ка,вет..р  +ль    (водитель).

Пло.., с..рока, л..сной, у..кий, гла..кий   (поезд).

Литература:

  1. Акиньшина А.А., Жаркова Т.Л., Акиньшина Т.Е. Игры на уроках русского языка- М.: Рус.яз., 1990.

 2.Журнал «Начальная школа» №5, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на уроках обучения грамоте

Материал содержит подборку игр, которые можно использовать начиная с первых уроков обучения грамоте...

Дидактические игры на уроках обучения грамоте.

Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, самостоятельности, инициативы. С другой – решают дидактическую задачу: изуче...

Дидактические игры на уроках обучения грамоте

В работе описаны дидактические игры, которые можно использовать на уроках обучения грамоте....

Дидактическая игра на уроках обучения грамоте и русского языка.

Дидактическая игра как средство развития интеллектуальных  способностей детей младшего школьного возраста....

Дидактические игры на уроках обучения грамоте

Дидактические игры на уроках обучения грамоте в первом классе...

Дидактические игры на уроках обучения грамоте и русского языка

Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте (Л.С. Выгодский), поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это ...

Дидактические игры на уроках обучения грамоте

ИГРЫ   на уроках обучения грамоте...