« Развития внимания и логического мышления на уроках математики».
статья на тему

Дьякова Екатерина Геннадьевна

Отчёт по методической теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchyot.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Шахаровская основная общеобразовательная школа».

Отчёт по методической теме:

« Развития внимания и логического мышления на уроках математики».

Учитель начальных классов:

 Дьякова Екатерина Геннадьевна

   Многие учителя жалуются на то, что у младших школьников нет внимания, им трудно сосредоточится, они быстро теряют интерес к учёбе.

   Как же пробудить на уроке интерес к предмету и заставить детей быть сосредоточенными и внимательными?

   Думаю, что учить нужно в игровой форме и параллельно с основной, обучающей задачей развивать внимание учащихся.

   Немаловажное значение для успешного освоения учебного материала имеет развитие зрительной, оперативной ( кратковременной ) памяти, умения анализировать, сравнивать рисунки, геометрические фигуры, устанавливать закономерность, находить нарушения данной закономерности.

   Для этих целей провожу на уроках математики два-три раза в месяц, начиная с 1 класса, зрительные диктанты. Чаще всего они проходят в форме игр: «Кто больше запомнит?», «Фотограф», «Не ошибись!», «Не подведи свою команду!», «Найди ошибку».

   В течение одной минуты одновременно показываю все фигуры и знаки, которые даны на таблице в цвете, а затем прошу учащихся воспроизвести их в тетради по памяти, конечно в уменьшенном размере, но с сохранением порядка изображаемых фигур, особенностей их конфигурации и раскраски. Постепенно время показа сокращаю, а задания усложняю.

   Использую разнообразные виды проверки таких заданий, например, самопроверку с подчёркиванием и исправлением ошибок, взаимную проверку тетрадей учащимися. Провожу анализ ошибок.

    На первых порах не все дети справляются с заданиями. Некоторые успевают воспроизвести одну-две фигуры из пяти-шести предложенных, но постепенно количество воспроизведения увеличивается, а качество улучшается. К концу учебного года большинство детей справляется с заданиями. Они им очень нравятся.

Приведу некоторые задания для зрительных диктантов.

1 класс

1. Запомни и нарисуй:

2.Запомни и нарисуй:

3.Продолжи ряд:

4.Исправь ошибки:

   Успех  в развитии ребёнка, формирование  мышления, внимания, памяти, речи зависит в первую очередь от организации познавательной деятельности на уроке. Принято считать, что развитию творческой активности учащихся способствует включение в учебный процесс нестандартных задач. Такие задачи вызывают у школьников интерес, активизируют мыслительную деятельность и формируют интеллектуальные умения.

   Можно ли организовать развивающее обучение математики, используя традиционные задания учебника? Да, можно.

   Отмечу некоторые дополнительные возможности усиления развивающей функции тренировочных упражнений. Чаще стараюсь применять такие вопросы, которые формируют у младших школьников – умения анализировать, сравнивать и обобщать, делать выводы, выделять существенные признаки понятия, варьировать не существенные признаки, устанавливать причинно – следственные связи, подводить частное под общее, применять общее к конкретному, классифицировать математические объекты и т.д. Именно такие вопросы я предлагаю детям при выполнении тренировочных упражнений.

   Выделю некоторые типы вопросов, направленные на развитие мышления школьников.

  1. Вопросы на раскрытие некоторых логических понятий.

 В книге даны примеры

                56 : 7               18 : 2            28 : 4

                 30 : 6               42 : 7           64 : 8

 Я задаю дополнительные вопросы.

Среди выражений назовите те, которые выражают верную мысль:

  • Число 28 в четыре раза больше числа 7.
  • В числе 56 число8 содержится 6 раз.
  • Среди выражений есть три, значения которых - чётные числа.
  • Значение одного из выражений – чётное число.

       Этой же цели служит задание «Сформулируй не более трёх вопросов, отгадай какое выражение задумано»

Методическая ценность данного задания заключается ещё и в том, что учит детей анализировать структуру выражения, верно формулировать вопросы и способствует развитию математической речи.

2.Вопросы на разъяснение смысла связок и, или.

             40:8+7*5          62-5*4+39         (90-45):5

              5*6+3*9          80-15-5*5          4*(32-23)

              28:4+3*9         31-32:8*6          (16+24):5

Среди выражений выбери те, которые:

  • Содержат действия деления и вычитания.
  • Содержат действия сложения или умножения.
  • Значения, которых больше 7 и меньше 9.
  • Значения, которых меньше 9 или больше 50.

3.Вопросы на сравнение.

                  (54-46)*7

                  37-(24-8)

                  45+(60-49)

  • Сравните выражения.
  • Чем они похожи, чем отличаются.
  • Какое выражение «лишнее».
  • Почему?

Вопросы могут быть на полное сравнение, когда требуется установить в сравниваемых предметах  и сходное, и различное, и неполное, частичное, когда от ученика требуется, чтобы он установил в сравниваемых объектах или только сходное или только различное.

 

4.Постановка вопросов учащимися.

   Любое вычислительное упражнение можно дополнить заданием: «Посмотри на выражения. Составь вопросы со словами»

  • Как…
  • Какие…
  • Можно ли…
  • Найдётся ли…
  • Всегда ли…
  • Что произойдёт, если…
  • На сколько…

   Предлагаемые задания не исчерпывают всех возможных путей реализации развивающих функций тренировочных упражнений. Однако продуманное включение их в урок способствует, наряду с реализацией непосредственных  дидактических целей обучения, формированию логического мышления, активному включению школьников в творческую деятельность.

   Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду проходит, прежде всего, на уроке.  Необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы: и дифференцированный подход к детям, и индивидуальную работу на уроке, и различные дидактические материалы. Технические средства обучения и вспомогательный интерес к  ним.

   Ученик работает на уроке с интересом, если он выполняет посильное для него задание.

Следовательно, надо хорошо знать индивидуальные особенности учащихся. Нужно помочь каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа на вопрос. Нужно развивать у детей логическое мышление, устную и письменную речь, а также постоянно повышать их интеллектуальный уровень.

  Приведу примеры таких упражнений:

  1. «Математические бусы»

.

Из разных цифр я сделал бусы,

А в тех кружках, где чисел нет,

Расставьте минусы и плюсы,

Чтоб данный получить ответ.

Для выполнения заданий на выявление закономерностей ученик  должен владеть не только определенным запасом понятий и терминов, но и уметь наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать. У ученика должна быть возможность творческой деятельности – это стимул и смысл учебного процесса.

   Развивать навыки устного счёта мне помогают математические цепочки.

В качества примера приведу некоторые цепочки по теме «Табличное умножение и деление».

  • Какое животное может обходиться без пищи несколько дней?

11 Жираф

  6 Верблюд

12 Носорог

[39]  :  [1] +  [56 ] -  [5 ] -  [80 ] :  [1] +  [2 ] :  [ 6]  * [10 ] -  [14 ]

  • Какое морское животное дышит воздухом, а детёнышей выкармливает молоком?

 

58 Дельфин

86 Акула

51 Кит

[4] * [4] : [1] + [84] : [1] - [60] : [10 ] * [5] + [57] - [29]

1.Большой наблюдательности требуют от учащихся логические цепочки, которые нужно продолжить вправо и влево, если это возможно. Для этого надо установить закономерность:

…5  7  9…  (1  3  5  7  9  11  13)

…5  6  9  10… (1  2  5  6  9  10  13   14)

  1. «Лишнее число».

Даны числа: 1 10  6.

Лишним может быть число 1, так как это нечётное число, а 10 6 – чётные. Лишним может быть10, так как это число двузначное, а 1 и 2  - однозначные. Да и число 6 можно назвать лишним в связи с тем, что для написания всех других чисел использована единица.

    3.Разбей данные числа на две группы. Запиши полученные группы в порядке возрастания:

4 25 18 19 3 9 20 16 6 4

    4.Какие двузначные числа можно записать с помощью цифр 4, 6, 2.Сколько их?

   5.В каждом ряду найдите и вычеркните «лишнее» число:

4 6 8 9 10 14 16 18

6 9 12 15 18 21 24 27

8 12 14 16 24 28 36 40

Для проведения устного счёта на уроках математики  использую «весёлые задачи». Они вносят в урок оживление, повышают интерес к знаниям, развивают воображение и память детей.

Семь весёлых мышек

Решили погулять

И еловых шишек

Для себя собрать.

Каждая из мышек

Нашла по 9 шишек.

Сколько же все мышки

Собрали шишек?

Взял иголку ёжик в лапку.

Стал он шить ребятам шапки.

Пять для маленьких зайчат,

А четыре для волчат.

Ёжик шапки шьёт толково.

Сколько шапок у портного?

Вы, слыхали? Вы, слыхали?

Физкультура в новом зале!

И бегут туда в припрыжку

Все девчонки, семь мальчишек,

Будут прыгать и играть.

Всех их ровно 25.

Подскажите, чтоб все знали,

Сколько девочек в спортзале?

Использую ребусы и кроссворды.

К теме «Единицы измерения массы» и «Единицы измерения длины» мною составлены такие кроссворды и ребусы.

       

По горизонтали:

1.Единица измерения массы, равная 1000 г,

2.Единица измерения массы, равная 100 кг,

По вертикали:

3.Самая крупная единицы массы,

4.Маленькая единица массы, равная тысячной доле килограмма.

1.Единица, удобная для измерения расстояния между городами.

2.Единица, применяемая для черчения отрезков.

3.Единица, равная 10 см.

4.Самая маленькая единица измерения длины.

Развивать познавательный интерес младших школьников, можно, проводя различные соревнования, викторины, утренники.

Предлагаемые задания не исчерпывают всех возможных путей реализации развивающих функций тренировочных упражнений. Однако продуманное включение их в урок способствует развитию внимания и логического мышления школьников.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Список методической литературы.

  1. Афанасьева Л.Г. Зрительные диктанты на уроках математики// Начальная школа 2000г. №7 с 100-102
  2. Менкес М.В. Кроссворды и ребусы// Начальная школа 20001г. №5 с 78-80
  3. Пасяева К.З. Развитие внимания и логического мышления // Начальная школа 2005г. №7 с 38-40
  4. Свитлик Г.В. Карточки для формирования вычислительных навыков младших школьников// Начальная школа  №2005г с 57-70
  5. Сергеева Л.А. Развивающие функции тренировочных упражнений по математике//Начальная школа 2006г №12 с 25-29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления на уроках математики

В любой творческой деятельности, в учёбе, в труде, в игре, да и просто в жизни – везде внимание, смышлёность, умение логически мыслить – необходимы человеку, ибо помогают решать проблемы, находить вых...

Развитие логического мышления на уроках математики у младших школьников

Статья с приложением, включающим в себя упражнения, задания, задачи по развитию логического мышления на уроках математики для младших школьников....

Виды заданий для развития логического мышления на уроках математики в начальной школе

Этот материал можно использовать на уроках математики для развития логического мышления во 2-4-ых классах....

Развитие логического мышления на уроках математики.

Известно, что младший школьный возраст - активный период для развития мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование и обобщение. В своей педагогической деятельности ...

Развитие внимания и логического мышления на уроках математики в начальной школе

Доклад содержит основные психологические понятия (внимание, мышление); обмен опытом работы, использование дидактических игр, практических заданий на уроках математики в начальной школе, способствующих...

Задачи в стихах для развития внимания и логического мышления учащихся

На уроках математики учителя часто используют задачи в стихах для развития логического мышления, поддержания интереса к учебному процессу, создания благоприятной обстановки на уроке....

Статья: Развитие логического мышления на уроках математике и внеурочных занятиях кружка "Занимательная математика"

В последние годы вопрос о необходимости специальной работы учителя начальных классов над развитием логической составляющей мышления ребёнка приобретает особую остроту по нескольким причинам:во-первых,...