УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ
консультация (1 класс) на тему

Козлова Алла Ивановна

в помощь учителю на уроках письма

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya_dlya_palchikovoy_gimnastiki.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ

Предложенные упражнения улучшают умственную деятельность, способствуют запоминанию, улучшают процесс письма.

Игра «Ну-ка, братцы, за работу!».

Ребенок разгибает пальцы на одной руке, поочередно постукивая по ним указательным пальцем другой руки:

Ну-ка, братцы, за работу!        А тебе – воду носить.

Покажи свою охоту.        А тебе – обед варить.

Большому – дрова рубить.        А малышке – песни петь.

Печи все – тебе топить.        Песни петь да плясать,

        Родных братьев забавлять.

Игра «Пальчик-мальчик».

Ребенок соединяет большой палец поочередно с указательным, средним, безымянным, мизинцем на одной руке, затем на другой.

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.        С этим братцем кашу ел.

С этим братцем щи варил.        С этим братцем песни пел.

Дом.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются, средний палец правой руки поднят вверх (труба), кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию: балкон.

Чтобы дом построить новый,        Гвозди, паклю и замазку.

Запасают тес дубовый,        А потом, потом, потом

Кирпичи, железо, краску,        Начинают строить дом.

Очки.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам и поочередно менять пальцы.

На коне верхом        Книги читает,

Сидит Пахом,        А грамоты не знает.

Флажок.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) соединяют вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

Горит на солнышке флажок,

Как будто я огонь зажег.

     А. Барто

Лодка.

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик.

Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки.

Пароход.

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

Паровоз без колес!        Не с ума ли он сошел –

Вот так чудо-паровоз!        Прямо по морю пошел!

Стул.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет «раз».

Есть у него спина,        А не ходят и три.

А не лежит никогда.        Но всегда он стоит,

Есть четыре ноги,        Всем сидеть велит.

Стол.

Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет «раз».

В лесу родился,        В дом приходил,

В лесу вырос,        Всех вокруг себя посадил.

Грабли.

Ладонь вниз, пальчики согнуты, «гребут».

Листья падают в саду,

Я их граблями сгребу.

Цепочка.

Большой и указательный пальцы левой руки соединены в кольцо. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

Пальчики перебираем

И цепочку получаем.

Скворечник.

Ладошки вертикально поставлены друг против друга, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты внутрь.

Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поет.

Шарик.

Все пальчики обеих рук сжаты в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

Шар надутый две подружки           Лопнул шар, а две подружки

Отнимали друг у дружки –             Посмотрели – нет игрушки,

Весь перецарапали!                         Сели и заплакали...

         А. Шибаев

Елка.

Ладони на себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.

Весной цветет,        Осенью не увядает,

Летом плод дает,        Зимой не умирает.

Корзинка.

Ладони на себя, пальчики переплетаются, и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку.

В лес корзинку я беру

И грибы в нее кладу.

Колокольчик.

Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок его свободно качает.

Колокольчик голубой        Колокольчики-цветы

Поклонился нам с тобой.        Очень вежливы... А ты?

     Е. Серова

Собака.

Левая ладонь – на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут. Указательный палец согнут, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

Четыре четырки,        Седьмой вертун,

Две растопырки,        А сам ворчун.

Кошка.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.

У нашей Анютки        Возле печи греется,

Зверь в атласной шубке,        Без водички моется.

Мышка.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

Маленький шарик

Под полом шарит.

Зайка и ушки.

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед.

Маленький, беленький

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык.

Зайка в норке.

Левая ладонь почти горизонтальная, правая тоже. Указательный и мизинец правой руки упираются в указательный и мизинец левой. Средний и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в стороны (ушки). Большой палец прижат.

– Зайка, заинька, дружок!        В гости к ежику бегу.

Посиди со мной часок.         Он вчера меня встречал,

– Ни минуты не могу –        Есть морошку приглашал.

Ф. Бобылев

Зайка и барабан.

Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.

Зайка взял свой барабан

И ударил: трам-трам-трам!

Коза.

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.

Тили-тили, тили-тили,        По зеленым кочкам,

Три козы траву косили        Козушки молоденькие,

По лугам-лужочкам,        Хвостики коротенькие.

Зайка и зеркало.

Левая ладонь кверху, делаем «козу». Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и ими двигаем в противоположные стороны.

Зайка в зеркальце глядит

И ушами шевелит.

Лошадь.

Правая ладонь – на ребре на себя. Большой палец кверху. Сверху на правую ладонь накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

Четыре ноги,        Шестой – хвост,

Пятая – грива,        Погоняй, не бойсь.

Гусь.

Предплечье поставлено вертикально на локоть. Ладонь под прямым углом. Указательный палец то опирается на большой палец, то поднимается, имитируя движения клюва гуся. Все пальцы прижаты друг к другу.

В воде купался,

Да сух остался.

Петушок.

Ладонь – вверх. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

Встает на заре,        На голове гребешок,

Поет во дворе,        Кто же это? Петушок!

Курочка.

Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.

Вышла курочка гулять,        А за ней ребятки –

Свежей травки пощипать,        Желтые цыплятки.

Шмель.

Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным, вращать им в разные стороны.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,        Над ромашками кружу!

На лужайке я жужжу!        Безобидно я жужжал,

На лужайке я жужжу!        Что ж ты, Женя, убежал?

Ю. Какотов

Жук.

Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.

Идет воин, землю роет,        Два рога, но не бык,

А сам воет.        Шесть ног без копыт.

Птенчики в гнезде.

Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.

Птичка над моим окошком        То соломку тащит в ножках,

Гнездышко для деток вьет,        То пушок в носу несет.

В. Тумайский

Краб.

Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони в одну сторону, затем в другую.

Краб ползет, ползет по дну,

Выставив свою клешню.

Замок.

Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими.

Висит калач,

Укусить нельзя

И пройти нельзя.

Слон.

Ладонь на себя. Средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.

Больше всех на суше он,        Видно, даже у зверей,

Очень, очень добрый слон.        Тот и больше, кто добрей.

Б. Заходер

Дерево.

Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

У красы-березки        Со двора к березке

Платье серебрится.        Выскочили козы.

У красы-березки        Стали грызть березку,

Зелены косицы.        А березка в слезы.

                                                                                       П. Воронько

Птица.

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать ими.

Всех прилетных птиц черней,        Взад-вперед по пашне вскачь,

Чистит пашню от червей,        А зовется птица грач.

Филин.

Руки в кулачки. Большие пальчики вверх (ушки), указательные пальцы вместе и вперед: они образуют клюв филина.

Днем спит,

Ночью летает,

Прохожих пугает.

Волк и лиса.

Волк. Делаем «пароходик», большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде «лодочки»–  верхнюю и нижнюю челюсти.

Лиса. Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем.

Одна фигурка превращается в другую.

«Лизавета, здравствуй!»         «Хорошо идут дела,

«Как дела, зубастый?» –        Голова пока цела!»

Крокодил.

Ладонь выставлена вперед горизонтально полу. Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному.

Крокодил плывет по речке,        Он зеленый весь, как тина,

Выпучив свои глаза.        От макушки до хвоста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковая гимнастика

Гимнастика для пальчиков. Стихотворные упражнения для подготовки к школе и 1 класса....

Пальчиковая гимнастика

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны...

Пальчиковая гимнастика

Варианты пальчиковой гимнастики....

Пальчиковая гимнастика

Рекомендации родителям, заинтересованным в успешной подготовке детей к овладению письмом и в развитии их речи....

Статья"Пальчиковая гимнастика в1 классе"

В статье описывается польза пальчиковой гимнастики учащихся первого класса. Для чего и на каких предметах нужно проводить гимнастику.Приводятся несколько упражнений для использования гимнастики на уро...

Бармаҡтарға гимнастика-пальчиковая гимнастика

Бармаҡтарға гимнастика-пальчиковая гимнастика...

Использование наглядности при проведении артикуляционной гимнастики. Логопедическое пособие для проведения артикуляционной гимнастики Панда Артик.

В данной статье описывается авторское пособие "Панда Артик", которе можно использовать для наглядности во время проведения артикуляционной гимнастики....