Теоретический семинар «Подготовка обучающихся к участию в олимпиадах»
учебно-методический материал на тему

Важдаева Елена Федоровна

На данном семинаре рассматривается актуальность олимпиадного движения, т.к. олимпиады являются одним из основных направлений работы с одаренными детьми в школе. Учителям были предложены этапы подготовки обучающихся к олимпиадам.  Эта система подготовки школьников к олимпиаде работает не только на реальный результат, но и на то, чтобы разбудить и заинтересовать ученика.  Заинтересовать учащегося, вовлечь его в олимпиадное движение, не потерять уникальность мышления, развить и привить определенные навыки – это задача учителя. Главное помнить –победителей олимпиад не нужно искать, их нужно … взращивать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             Теоретический семинар

«Подготовка обучающихся к участию в олимпиадах»

Одним из направлений развития общего образования, предлагаемых в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», является создание системы поиска и поддержки одаренных детей. (Слайд 1)

     В последние годы в России всё больше внимания стали уделять олимпиадам различного уровня и различных направлений. Они прочно стали составной частью образовательного процесса в школе. Если раньше, буквально 5-6 лет назад, во Всероссийской олимпиаде школьников районного уровня участвовали в основном учащиеся 9-11 классов, то сейчас уже участвуют с 7 класса. А в таких олимпиадах, как «Русский медвежонок», «Кенгуру» и т. п. дети участвуют уже с начальных классов. Тем самым на более ранних ступенях развития раскрываются способности учащихся и появляются возможности для их самореализации. В этом и заключается значимость и актуальность олимпиадного движения, поэтому олимпиады являются одним из основных направлений работы с одаренными детьми в школе. (Слайд 2)

      Главной задачей педагогов при подготовке к олимпиадам является создание такой развивающей творческой образовательной среды, которая бы способствовала максимальной реализации способностей одаренных детей. А для этого надо развивать инновационное и критическое мышление у учащихся. Инновационное мышление - это мышление, которое способно проникать в суть вещей. По мнению Королевой Е.В. к характеристикам инновационного мышления относится «системность мышления; интуитивность мышления (снятие внутренних ограничений); саморазвитие и самоорганизация; дальновидность; позитивность (настроенность на успех)».[1] Именно одаренные дети обладают инновационным мышлением, которое помогает им на олимпиадах находить новые оригинальные нестандартные решения различных проблемных задач и заданий.

Готовить детей к участию в предметных олимпиадах нужно начинать с начальной школы.

И в системе подготовки можно выделить два подхода:

• поддержание постоянного интереса к предмету путем предложения для решения нестандартных задач (школьникам, как правило, интересны задачи, для решения которых необходимо придумать какой-либо новый способ или использовать знания, выходящие за рамки школьных учебников) и поощрение интереса к изучению внепрограммного материала;

• индивидуальный подход к каждому участнику олимпиады, корректное выстраивание образовательной траектории развития учащегося (учитель может и должен порекомендовать школьнику литературу для подготовки, дать ссылку в сети Интернет и т.д.), помощь в самоопределении и развитии личности участника олимпиады, а также формирование у подопечного методологических знаний. (Слайд 4)

Подготовка учащихся к олимпиаде и привитие интереса к предмету начинается на уроках.

Поэтому учитель ставит перед собой следующие цели:

  • формирование  познавательной активности учащихся при изучении предмета, самостоятельности мышления, привитие умений и навыков самостоятельно и систематически выполнять учебную работу;
  • формирование умения применять полученные знания на практике

Из поставленных целей определяются  задачи:

  • организация  активной  учебно-познавательной деятельности школьников в приобретении учебных знаний и  развития умений самостоятельно применять эти знания при выполнении различных учебных заданий;
  • обучение работе с учебником и справочной литературой, навыкам  делать выводы применительно к конкретному материалу;
  • приобщение учащихся к самостоятельной и творческой работе. (Слайд 5)

Для того, чтобы мотивировать  учащихся к изучению предмета на уроках, используются элементы развивающего обучения в форме вовлечения учащихся в различные виды деятельности; используются различные игры, дискуссии, а также приемы обучения, направленные на обогащение творческого мышления, внимания, памяти, речи. Применение на уроках проблемных вопросов позволяет направить учащихся на самостоятельный поиск новых понятий и способов действий, приводит к активному усвоению новых знаний. Обязательно  следует поощрять самостоятельную работу подростка. Именно самостоятельный творческий поиск является самой эффективной формой подготовки учащихся к олимпиаде.

Можно проводить факультативы, показывая методологию решения нетрадиционных задач, можно индивидуально заниматься с юным дарованием, но если подросток в какой-то момент не почувствует желания искать новые знания для того, чтобы решать все более трудные задачи, вряд ли участие в олимпиадах доставит ему удовлетворение и будет удачным.

Использование вопросов и заданий, в которых отражено практическое применение в повседневной жизни, позволяет учащимся лучше воспринимать и запоминать учебный материал, поддерживает интерес к предмету. Организовать познавательную деятельность учащихся можно в процессе выполнения ими эксперимента.

Совершенствовать учебно-познавательную деятельность учащихся по предмету позволяет обучение их работе с книгой. С этой целью  к урокам готовятся карточки, включающие основные теоретические вопросы, термины, изучаемые в данной теме. Использование инструкций к самостоятельной работе с учебником, алгоритмов действий, планов к изложенному способствует развитию самостоятельности учащихся и учит их самоконтролю за своими действиями в учебной работе.

Чтобы пробудить у учащихся интерес к предмету, необходимо помочь им выйти за пределы школьного учебника. Поэтому задания различного творческого характера позволяют учащимся, используя свои знания, получить и переработать дополнительную информацию, правильно её оформить, преподнести одноклассникам. Таким образом, у учащихся развивается способность аналитически и критически осмысливать нужную информацию. На уроках учащимся предлагаются выполнить задания творческого характера: создание учащимися  различных презентаций,  роликов, проектов и т д.

      Формировать нестандартное мышление учащихся, умение подходить к решению заданий позволяют и различные конкурсы, в которых необходимо принимать активное участие.

        Учитель должен всегда поддерживать интерес учащихся к предмету. Именно на этом основано вовлечение ребят в научно-исследовательскую деятельность. (Слайд 6)

Главное условие успешного участия в олимпиаде – это система изучения предмета, которую выстроил учитель. Одним из самых важных моментов является отбор учеников, которые смогут защитить честь школы на муниципальном, республиканском и всероссийском уровне. Здесь серьезным моментом является наличие желания участвовать в олимпиаде у самого учащегося. Только при наличии такого желания процесс подготовки будет успешным.

Заинтересовать учащегося, вовлечь его в олимпиадное движение, не потерять уникальность мышления, развить и привить определенные навыки – это задача учителя.

Олимпиадные задания разрабатываются для определенного возраста участников. Условия заданий оригинальны и требуют нестандартного решения и высокого уровня эрудиции. Для выполнения их на муниципальных олимпиадах не требуются расширенные знания по предмету. Иначе обстоит дело на республиканских и всероссийских олимпиадах. Нелегко давать какие-либо конкретные рекомендации по подготовке к олимпиадам такого уровня. Тем не менее, есть несколько подходов при решении данной проблемы. Успешная подготовка – это:

  • проработка как можно большего числа олимпиадных заданий предыдущих лет, изучение дополнительной литературы;
  • подробное дополнительное изучение школьного курса. (Слайд 7)

Важно поддержать интерес учащихся к изучению предмета и соблюсти следующие принципы работы:

  • ненавязчивость и добровольность. Личность учителя, его желание и умение заинтересовать являются толчком к началу занятий;
  • высокая мотивация обучения. Желание заниматься напрямую связано с мотивацией учащегося. Пример удачных выступлений старших товарищей на олимпиадах, конференциях, конкурсах и, наконец, поступлений в престижное учебное заведение – хорошая мотивация для занятий;
  • продуманность и систематичность знаний.

Первые два принципа призваны заинтересовать и мотивировать дополнительные знания ученика. Надо всегда добиваться того, чтобы в нём зажглась, так называемая, «искра победителя». Помимо перечисленных выше способов мотивации, хорошо действует и публичное объявление положительных результатов, которое повышает самооценку учащегося. Третий принцип определят весь ход подготовки. Правильно подобранные знания, их уровень сложности и последовательность зависят от личности ученика.

Немаловажную роль в работе с олимпиадными детьми играет положительное отношения родителей к тому, что их ребенок много занимается. Но чаще, конечно, родители становятся союзниками учителя и вносят весомый вклад в успехи своих детей. 

В школе должны быть разработаны специальные учебные программы подготовки учащихся к олимпиадам по предметам для каждого класса. Посредством этих программ создана определенная системность более глубокого изучения конкретных тем.

При подготовке к олимпиаде, следует отметить, что задания, как правило, не выходят за рамки учебных программ. Однако одну и ту же тему можно спросить по-разному. Например, можно спросить про сущность эластичности спроса, а можно про изменение эластичности спроса на товары в кризисный период. Ученик, отвечая на подобные вопросы, должен логически думать над ответами.

В олимпиаде присутствует теоретическая часть (тест) и практическая часть (задачи, эссе). Для того, чтобы успешно подготовить учеников к обеим этим частям с ними решаются олимпиады прошлых лет различных уровней.

Следует отметить, что наиболее часто ошибки встречаются у тех, кто не привык мыслить и отвечать лаконично, т.е. кратко и по существу. Зачастую, дав правильный ответ, ученик начинает представлять неверную аргументацию. Поэтому при решении олимпиадных заданий не просто разбирается ответ на вопрос, но и дается к нему максимум комментариев. Это делается для того, чтобы ученик, которому попадется похожий вопрос на олимпиаде, смог ответить на него не просто машинально, потому что он его уже встречал, а обдуманно, т.к. зачастую именно от постановки вопроса зависит его ответ. Соответственно, при самостоятельном ответе на вопрос, ученик должен представить свою позицию, дав объяснение своему ответу или привести в подтверждение какой-то конкретный пример.

Что касается решения олимпиадных задач, то для того, чтобы научить успешно и грамотно их решать, надо стараться ставить себя на место ученика, и так решать олимпиадные задачи, чтобы отслеживать сам процесс  поиска решения и логическую цепочку рассуждения. А после этого научить рассуждать детей. Самое сложное здесь – это научиться и научить читать условие задач и правильно их интерпретировать для того, чтобы облегчить процесс поиска решения для учащихся.

Для успешной подготовки к олимпиаде важен правильный подбор литературы. Готовясь лишь по школьным учебникам, на пьедестал победителя встать почти невозможно, поэтому настоятельно рекомендуется выходить за рамки учебника. Полезными для ученика являются научные статьи различных авторов, поскольку они подкрепляют теорию практикой на конкретных примерах, что не только помогает ученику лучше усвоить теоретический материал, но и выводит его на новый уровень подготовки, когда он сам может выступить в роли эксперта по анализу той или иной ситуации.

Кроме того, необходимо в системе накапливать теоретический и практический материал для учеников, который будет поступать к ним в виде отпечатанных тем и заданий. (Слайд 8)

Итак, что необходимо для успешной подготовки школьников к олимпиадам?

  •  Во-первых, желание учителя этим заниматься. Нельзя добиться результатов в любом деле, если нет внутренней мотивации.  
  •  Во-вторых, наличие пытливых, ищущих, увлеченных естественными науками школьников.

А такие дети есть!

Анализ анкетирования показал следующие результаты: (Слайды 9-16)

      А сейчас рассмотрим этапы подготовки обучающихся к олимпиадам. (Слайд 17)

Система подготовки обучающихся к олимпиадам  включает несколько этапов:

На первом этапе при подготовке к олимпиадам(этот этап можно назвать подготовительным) учителю необходимо выбрать именно ту кандидатуру из учащихся, которая может привести к победе. Для этого и проводится первый, школьный, тур Всероссийской олимпиады. Однако в условиях сельских школ, когда зачастую не существует параллелей классов, одни и те же дети набирают максимальное количество баллов по различным предметам. И здесь обязательным правилом участия в следующем, муниципальном, этапе становится желание самого подростка или старшеклассника участвовать в олимпиаде по данному предмету. Никакого принуждения, никакого давления не должно быть, а только личная заинтересованность, личная увлеченность. Только тогда, когда желание учителя и желание учащегося совпадают, возможен позитивный результат. И уже на этом этапе учащихся надо нацеливать на успех, на победу.Ориентация на победу, а не учитель, заставит учащегося проработать самостоятельно огромное количество научной литературы, просмотреть энциклопедии, использовать информационные ресурсы, Интернет и т.д. В нашей школе старшеклассники прекрасно владеют компьютером и вполне самостоятельно могут вести поиск по заданной теме. Вместе с тем стимулировать учащихся надо. Уже на подготовительном этапе учащиеся должны знать, что их ждет в случае победы. Поскольку сегодня школа не может стимулировать в денежном выражении победителей, то можно стимулировать их выставлением дополнительных оценок в журнал по своему предмету: за участие - одна «5», за III место - две «5», за II место – три «5», и за I место – четыре «5». Кстати, подобная система очень нравится детям, и они считают её справедливой. Мотивационный компонент является важным компонентом для усиления познавательной активности учащихся. Кроме того, что учащиеся-победители олимпиад получают дипломы, в школе в конце учебного года можно провести праздник «Ученик года», на котором выбрать  учеников года по различным номинациям с вручением лент и с занесением на Почетный стенд «Ученики года». Это важно для того, чтобы ребенок почувствовал собственную значимость, чтобы его труд был признан обществом.

                   В жизни человека огромную роль играют эмоции, поэтому уже на подготовительном этапе нужно формировать эмоциональные компетентности у учащихся, то есть способность эффективно управлять с собственными чувствами и желаниями. Понятие «эмоциональная компетентность» вводится учеными по аналогии с понятием «социальная компетентность», т.е. способность эффективно взаимодействовать с другими людьми». Если эмоциональная компетентность не сформирована, то ребенок, столкнувшись с трудными олимпиадными заданиями, начинает нервничать, бросает выполнение заданий и может забыть даже то, что знал, то есть, как говорят психологи, сказывается механизм торможения. Как показывает практика, такие дети почти сразу, через час, выходят с олимпиады. Поэтому учащихся надо психологически готовить, эмоционально настроить на работу до конца отведенного времени, на отработку и корректировку материала.

                   На втором этапе подготовки (назовем его диагностическим), когда уже определены участники второго тура, учитель проводит диагностику уровня усвоения материала по предмету. Это необходимо для того, чтобы выявить, что вызывает у ученика затруднения, на что, на какие тематические модули (блоки) следует обратить больше внимания при подготовке.

                   На третьем этапе составляется индивидуальный план обучения на период подготовки к олимпиаде (на день, неделю, месяц). В основе индивидуального плана лежат 4 стратегии: 1) ускорение 2) углубление 3) усложнение 4) новизна. Это означает, что очень быстрыми темпами необходимо повторить весь пройденный материал и изучить новый, тот, который не успели пройти на момент проведения олимпиады, а также привлечь дополнительную научную литературу и Интернет для углубления знаний, поработать с заданиями повышенной сложности. На каждый день планируется определенный объем работы, причем план не навязывается, а составляется вместе с учеником. Успех достигается, когда учебный план соответствует интеллектуальным и творческим потребностям и возможностям учащегося.

                     На четвертом этапе выбираются способы и методы организации образовательной деятельности. Чем разнообразнее будут выбранные приемы и методы, тем лучше для учащихся. Если ученик впервые участвует в олимпиаде, его обязательно нужно ознакомить со структурой олимпиадных работ, чтобы он не растерялся на самой олимпиаде. Лучшие результаты обычно показывают те учащиеся, которые уже неоднократно участвовали в олимпиадах и знают, что их ожидает. Одаренные ребята, как правило, легко с ними справляются.

Олимпиады обычно начинаются стестов, которые бывают закрытыми, когда нужно выбрать один из ответов, и открытыми, когда нужно написать ответ самостоятельно. Более сложными являются закрытые тесты, когда нужно выбрать несколько правильных ответов, то есть учащиеся не могут отметить все признаки, характерные черты того или иного понятия, явления или процесса и на этом теряют баллы.

В олимпиадах всегда бывают задания на знание терминов. Поэтому большая работа проводится с терминами. В качестве примера можно привести следующие варианты работы:

1.Составление кроссвордов (здесь преследуется сразу две цели - во-первых, дети запоминают значение термина и, во-вторых, запоминают правильное правописание, иначе кроссворд не получится);

2. «Расширяем словарный запас» - под этой рубрикой учащиеся сами из словарей, энциклопедий находят новые термины по изученной теме; это приучает самостоятельной работе со словарями и научной литературой.

                 На олимпиаде ученикам могут встретиться совершенно незнакомые термины, и здесь как раз может помочь умение одаренных детей мыслить нестандартно. Многие термины имеют греческое или латинское происхождение. Эти языки дети, конечно, не знают, но они  изучают английский язык, и  это можно использовать на олимпиаде. Например, если слово незнакомое, то можно провести аналогию по звучанию или попытаться разделить на две части, чтоб понять смысловую нагрузку понятия.

               На олимпиадах часто бывают задания на исключение лишних звеньев в построенном по определенному принципу ряде. Выполнять такие задания учащихся тоже надо учить. Здесь мало знать, надо уметь группировать, классифицировать, систематизировать и анализировать, поэтому надо развивать логическое мышление у детей.

           Сложными являются задания, когда нужно заполнить пропуск в ряду. Чтобы правильно ответить на вопрос, нужно, чтоб ребенок понял, что от него хотят составители. На  практике  учащимся предлагается самостоятельно придумывать ряды, чтобы их не пугали подобные задания. При этом оценивается оригинальность, корректность и точность формулировок.

            Следующий тип заданий -на согласие или несогласие. Подобного рода задания развивают критическое мышление. Мало дать ответ «нет», надо еще и объяснить, почему. Решением подобных заданий, а также составлением различных схем, соотношением различных понятий и определений можно заниматься на факультативных курсах.

             Самым сложным, как считают сами дети, является решение проблемных задач и ситуаций. И здесь уже требуется действительно инновационное мышление, т.е. проникновение в суть вещей и нестандартное мышление. Учащимся нравится решать задачи, связанные с жизнью. В будущем свои знания они смогут применять на практике, получается практико-ориентированное обучение.

          Сложным заданием является написание эссе. Это творческая работа, полёт мысли. И поэтому учащиеся четко должны знать критерии оценивания эссе. Но писать красиво, грамотно, убедительно с применением обществоведческих терминов не всем дано. Здесь все очень индивидуально.

           И последний этап подготовки учащихся к олимпиаде - это рефлексия. На каждом этапе подготовки к олимпиаде ученик должен анализировать, что ему удалось, что не удалось за день подготовки, с какими заданиями он справляется хуже, чтобы в индивидуальный план вносить коррективы. Для одаренного ребенка важен личностный рост, поэтому без рефлексии достичь роста сложно. Необходимо отметить: чтобы победить, участник олимпиады должен очень много готовиться самостоятельно, используя различные информационные ресурсы, включая компьютерные. После проведения муниципального этапа олимпиады независимо, занял ученик призовое место или нет, всегда проводится разбор заданий и рефлексия.

           Таким образом, олимпиады являются важным направлением работы с одаренными детьми. При подготовке одаренных детей педагогу нужно использовать психодидактический (психолого-дидактический) метод, т.е. психологически настроить участника на успех, подобрать индивидуальный план подготовки и использовать различные приемы и методы обучения. Главной задачей педагога при этом является содействие интеллектуальному, эмоциональному и нравственному росту личности, создание условий для самореализации учащихся. Работа с одаренными детьми доставляет огромное удовольствие педагогу, потому что, во-первых, учитель видит отдачу, результаты своего труда, во- вторых, видит личностный рост учащихся, в-третьих, с ними просто приятно общаться как с интересными людьми, можно свободно обмениваться точками зрения, подискутировать, у них можно чему-то поучиться.

Понятно, что как в любом состязании, в олимпиадах разного уровня есть и победители, есть и побежденные. Поэтому важно, чтобы результат очередной олимпиады воспринимался каждым участником как очередная победа, пусть не в сравнении с другими участниками, но в сравнении с самим собой.

Такой рост личных достижений требует серьезной и целенаправленной подготовки, а постоянная работа над собой будет способствовать формированию творческой личности и успешной деятельности во всех областях.

Данная система подготовки учащихся полностью себя оправдывает. Наблюдается позитивная динамика результатов в индивидуальной траектории развития участников олимпиады. (Слайд 18)

Участие в олимпиадах способствует наиболее полному раскрытию творческого потенциала учащихся, поддержанию и развитию у них интереса к предметам, а также позволяет ребятам почувствовать свой успешный рост.

Таким образом, система подготовки школьников к олимпиаде работает не только на реальный результат, но и на то, чтобы разбудить и заинтересовать ученика.  (Слайд 19)

Главное помнить –

Победителей олимпиад не нужно искать, их нужно … взращивать.

Зам директора по УВР: Е. Ф. Важдаева

        


[1]Королева Е.В. Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство формирования и  развития инновационного мышления - генератора инноваций. - ж. «Исследовательская работа школьников», 2010, №1, стр. 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Теоретический семинар «Подготовка обучающихся к участию в олимпиадах»

В данной презентации отображаются основные моменты теоретического семинара "Подготовка обучающихся к участию в олимпиадах"...

Результат участия обучающихся в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах

Результат участия обучающихся в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах....

Результат участия обучающихся в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах

Результат участия обучающихся в интеллектуальных конкурсах,  олимпиадах...

Результат участия обучающихся в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах.

Результат участия обучающихся в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах....

Результат участия обучающихся в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах за 2012-2017 учебные годы

Результат участия обучающихся в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах...

Результаты участия обучающихся в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах с 2015 по 2020 г.

Результаты участия обучающихся в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах с 2015 по 2020 г....

Подготовка обучающихся к участию в олимпиадах посредством технологии «Математический театр»

Как развивать математические способности детей и необходимые для решения олимпиадных задач навыки? Курс "Математический театр" - проект,  направленный на формирование устойчивой мотивац...