Диагностика развития
статья на тему

Чубрикова Ирина Викторовна

К.Д. Ушинского : «Если  педагогика хочет воспитать  человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»  - как нельзя лучше объясняют необходимость диагностики в живом учебно-воспитательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_razvitiya.docx15.16 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика  развития

  В педагогической практике все больше ощущается потребность  в оперативной диагностике достигнутого учениками уровня развития. Это связанно с тем, что эффективно управлять процессами формирования личности без знания глубины, темпов и особенностей  происходящих изменений нельзя. Крылатые слова К.Д. Ушинского : «Если  педагогика хочет воспитать  человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»  - как нельзя лучше объясняют необходимость диагностики в живом учебно-воспитательном процессе.

  Диагностика ( от греческого  - прозрачный, - знание) – общий способ получения опережающей информации об изучаемой объекте или процессе.  Значение диагностики в области развития аналогично значению хорошо поставленного  «прояснения»  характера заболевания в медицине: если  вовремя  и правильно определены его признаки и причины возникновения, то  можно надеяться на благоприятный  исход лечения.  Неправильный диагноз не только  обесценивает усилия врачей, но и  сводит к нулю шансы на выздоровление больного.  Все сказанное в области телесного (соматического) здоровья относится  и к духовному здоровью, а поэтому диагностика в области развития – дело чрезвычайно важное, требующее высокой квалификации и ответственности.

  Физическое развитие человека диагностируется  сравнительно просто. Для этого во всем мире применяются специально разработанные тесты (нормативы), по которым определяется степень развития как общих , так и специальных качеств. В зависимости от того, как человек справляется с предложенными  заданиями, делается вывод  о достигнутом уровне, конкретных  параметрах физического развития. Полученные данные соотносятся с  возрастными  возможностями. Примером  теста физического развития  можно назвать комплекс  ГТО, в котором содержатся конкретные задания и нормативные показатели для  каждой возрастной  группы.

  Духовное,  социальное развитие диагностировать  чрезвычайно трудно. Применяемые  для этой  цели методики пока сложны, громоздки и не  всегда обеспечивают безошибочные заключения. Для повышения надежности диагноза используют комплексное обследование состояния здоровья, сбор  и сопоставление антропометрических, социальных и психологических  данных, что требует специально оборудованных клиник и лабораторий, подготовленного персонала. В реальной педагогической практике школьные психологи и учителя изучают отдельные качества личности, но по результатам этих исследований, однако, нельзя давать общую оценку компонентов развития.

  Овладение простыми методиками диагностики отдельных сторон развития обучаемых – важный  компонент профессиональной педагогической подготовки. Главный интерес для школьных учителей и воспитателей  представляет диагностика умственной деятельности обучаемых, мотивации поведения, уровня притязаний, эмоциональности,  развития  социального поведения и многих других  важных качеств.  Наиболее распространенный  метод  изучения выделенных качеств – тестирование.