Главные вкладки

    Рабочая программа коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
    рабочая программа (4 класс) на тему

    Бородина Галина Юрьевна

    Пояснительная записка, основные требования к ЗУ обучающихся, календарно-тематическое планирование, список литературы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл chas_korrektsii.docx78.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Областное государственное образовательное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г.Саянска

    Утверждаю:                                  Рассмотрено                                  Согласовано:

    Директор                                       на заседании МО                         зам. директора поУР

    школы-интерната                       протокол №_____                        Н.В. Докалова

    О.В. Воинкова                              от «____» __________                 «____»___________

    «____»____________                

    Рабочая программа

    коррекционных занятий

    «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

    Учитель: Бородина Г. Ю.

    Класс:4

    Год составления программы:2014

    Пояснительная записка

    Рабочая программа составлена на основе авторской адаптационной методической разработки по проведению коррекционных занятий в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида «На ступеньку выше», рецензированной в ИПКРОг.Иркутска. Составители: Петрова С. Г.; Бородина Г. Ю.; Тюлькина О. Г.

    Специальные (коррекционные) школы, в которых на сегодняшний день обучаются дети с различными проблемами в развитии (лёгкая и умеренная степень умственной отсталости, девиантное поведение) испытывают острую потребность в проведении коррекционных занятий.

    Любое нарушение в психофизическом развитии индивида отражается в своеобразии и особенностях характера ребёнка и требует коррекционно-педагогических приёмов и мероприятий для формирования личности, познавательной и эмоционально-волевой деятельности, социального поведения. Сложность и характер нарушения нормального развития ребёнка определяют различные формы коррекционно-педагогической работы с ним.

    Недостаточность психики умственно отсталых детей многообразно проявляется в ограниченности их потребностей во всех видах их познавательной деятельности, а также в бедности их эмоционально-волевых проявлений. Для умственно отсталых учеников свойственна узость зрительного восприятия, которая уменьшает их возможности ознакомления с окружающим миром, а также отрицательно влияет на овладение чтением.

    Недостаточнаядифференцированность зрительного восприятия учеников обнаруживается в неточном распознавании ими близких по спектру цветов и цветовых оттенков, присущих тем или иным объектам, в глобальном видении этих объектов, т.е. в отсутствии выделения характерных для них частей, пропорций и других особенностей строения. Отмечаются также снижение остроты зрения, что лишает образ объекта присущей ему специфичности.

    Нарушение пространственной ориентировки – один из ярко выраженных дефектов, встречающихся при умственной отсталости. Эти нарушения отчётливо обнаруживаются во время школьного обучения – в процессе овладения грамотой, на уроках русского языка, ручного труда, математики.

    Процессы памяти умственно отсталых детей характеризуются многими особенностями. Объём запоминаемого учениками специальной (коррекционной) школы материала существенно меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников. Умственно отсталые ученики испытывают серьёзные трудности при запоминании учебного материала. Сохраняющиеся в памяти ребёнка зрительные образы предметов называются представлениями. Представления зависят от особенностей восприятия, речи, мышления субъекта. У умственно отсталых детей представления о предметах окружающего мира бедны, неточны, а в ряде случаев являются искажёнными.

    Речь у этих детей развивается с опозданием. У них страдает произношение, активный и пассивный словарь ограничен. В силу бедности мотивации умственно отсталые дети слабо владеют разговорной диалогической речью, страдает связность и последовательность их рассказов.

    Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимосвязь речевой  и моторной деятельности, что позволяет использовать более сохранную функцию для коррекции нарушения другой, то при наличии речевого дефекта у ребёнка на тренировку его пальцев необходимо обратить особое внимание.

    Анализируя экспериментальные данные, свидетельствующие о тесной связи функции руки и речи, в том числе и данные электрофизиологических исследований, М.М. Кольцова пришла к заключению, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук». Она особо подчёркивает, что влияние проприоцептивнойимпульсации с мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идёт формирование речевой моторной области. Отсюда большое значение придаётся использованию этого факта в работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития, и особенно в случаях, когда развитие нарушено. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук ( М.М.Кольцова, 1973; Л.В.Антакова-Фомина, 1974).

    Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются и «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» [5, с.130].

    Кроме того, целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев, как известно, весьма полезна для подготовки руки к письму.

    Слабый уровень развития их мышления особенно отчётливо выявляется при необходимости установить сложные связи между предметами и явлениями. Если инертность и тугоподвижность играют особую роль в возникновении основного симптома при олигофрении, то ряд коррекционно-воспитательных мероприятий должны быть направлены на всемерное развитие познавательной деятельности. Важно стимулировать образование у них новых связей, учить использовать новые впечатления.

    Дети-олигофрены, у которых возбуждение преобладает над торможением, характеризуются общей расторможенностью, склонностью к импульсивным поступкам в сочетании с неумением сосредотачиваться на задании.

    Цель занятий по коррекции психомоторики и сенсорных процессов:

    На основе создания оптимальных условий целенаправленное исправление дефектов психомоторного и сенсорного развития детей, их познавательной деятельности, коррекция и развитие личностных качеств, формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль, способствующие оптимальной его социализации в обществе.

    Достижению этой цели способствует решение коррекционно-развивающих, воспитывающих, обучающих задач. А именно:

    1. Развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, осязательного и т.д.), основных свойств восприятия (предметности, целостности, константности, категориальности, структурности, апперцепции);
    2. исправление недостатков мелкой моторики и совершенствование зрительно-двигательной координации, графомоторных навыков через использование вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного материала;
    3. коррекция нарушений психомоторики ребёнка, предполагающая совершенствование двигательной координации и навыков;
    4. формирование согласованного взаимодействия различных репрезентативных систем;
    5. накопление сенсорно-двигательного опыта, развитие и совершенствование всех видов чувствительности (зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, кинестетической, тактильной), а также её свойств (качества, интенсивности, продолжительности, пространственной локализации);
    6. развитие механической слуховой,зрительной, тактильной памяти, а также логической памяти;
    7. развитие ориентировки в окружающем мире, стремления познать и понять его, социализации и адаптации ребёнка в предметно-пространственном пласте социальной жизни общества через развитие таких видов восприятия, как восприятие времени, движения, человека, формирование умения осуществлять взаимодействие с окружаюшим миром;
    8. Коррекция недостатков познавательной деятельности младших школьников путём целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы. Конструкции. Величины, цвета, положения в пространстве;
    9. закрепление умения находить в реально изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
    10. совершенствование умения ориентироваться в задании и планировать работу;
    11. формирование эстетических чувств;
    12. эмоциональное воспитание младших школьников;
    13. развитие и коррекция слухо-голосовых координаций;
    14. коррекция аналитико-синтетической деятельности;
    15. развитие воображения и т.д.

    Решение данных задач осуществляется на основе материала  русского языка и чтения, математики, окружающего мира, основ риторики, при наличии дидактического материала.

    Занятия проводятся по 4 блокам, включающих в себя  разделы.

    1 блок Диагностирование детей, комплектование групп для тренинговых занятий.

    1 раздел Выявление уровня психомоторного развития.

    2 раздел  Выявление уровня перцептивного развития.

    3 раздел  Выявление уровня мнемической функции.

    Блок   Развитие  общей и мелкой моторики и формирование графомоторных умений.

    1 раздел

    Развитие крупной моторики.

    • Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога.
    • Игры с воображаемыми предметами.
    • Игры с мячом.
    • Рисование  «Вальфдорфских форм».
    • Игры с мелкими предметами, шарами.

    2 раздел

    Развитие мелкой пальцевой моторики.

    • Сортировка семян.
    • Шнурование.
    • Ниткопись.
    • Нанизывание бусин различной величины.
    • Выкладывание из спичек различных фигур.
    • Пальчиковые гимнастики.
    • 3 раздел

    Развитие графомоторных умений.

    • Работа с трафаретами.
    • Раскрашивание.
    • Штрихование.
    • Использование материалов М.Монтессори.
    • Печатание букв.

    3  блок    Коррекция перцептивного развития.

    1 раздел

    Восприятие формы, величины, цвета, конструирование

    предметов.

    • Формирование сенсорных эталонов плоскостных фигур.
    • Выделение признаков форм.
    • Классификации по форме.
    • Сопоставление предметов по размеру.
    • Игры «Колумбово яйцо», «Магические квадраты».
    • Различение и выделение основных цветов.

    2 раздел

    Восприятие пространства.

    • Ориентировка в собственном теле.
    • Определение расположения предметов в пространстве.
    • Ориентировка в линейном ряду.
    • Пространственная ориентировка на листе бумаги (графические диктанты).
    • Расположение предметов по словесной инструкции, перемещение их на плоскости листа.
    • Составление  на листе бумаги комбинаций из полосок плоскостных геометрических фигур.

    3 раздел

    Восприятие времени.

    • Сутки, части суток.
    • Последовательность событий.
    • Дни недели.
    • Времена года.
    • Последовательность месяцев.

    4 раздел

    Тактильно-двигательное восприятие.

    • Контрастные температурные ощущения.
    • Различение вкуса.
    • Обозначение словами своих собственных ощущений.
    • Различение и сравнение предметов по весу, по качеству материала.
    • Определение на ощупь величины, формы предметов.
    • Лепка из пластилина.

    5 раздел

    Кинестетическое и кинетическое развитие.

    • Формирование ощущений от различных поз и движений собственного тела.
    • Развитие выразительности мимики и жестов.

    6 раздел

    Развитие слухового восприятия.

    • Различение звуков окружающей среды и музыкальных звуков.
    • Различение речевых и неречевых звуков.
    • Подражание неречевым и речевым звукам.
    • Работа над звуковым анализом слов.

    7 раздел

    Развитие зрительного восприятия.

    • Формирование зрительного анализа и синтеза слов.
    • Нахождение отличительных  и общих признаков.
    • Определение изменений в ряду.
    • Работа по профилактике и коррекции зрения.
    • Развитие  качеств зрительного восприятия ( константность, активность, целостность, дифференцированность).

    4 блок Коррекция мнемической функции.

    1 раздел

    Развитие механической зрительной памяти.

    • Запоминание  определенного количества однородных предметов, картинок.
    • Запоминание картинок, предметов не связанных по смыслу.
    • Развитие памяти на линейный ряд.
    • Опознание предметов в изменённом расположении.
    • Развитие анализирующего наблюдения.

    2 раздел

    Развитие механической слуховой памяти.

    • Запоминание слов не связанных по смыслу.
    • Запоминание слов связанных каким-либо видом связи.
    • Выполнение по памяти словесных инструкций учителя или самих учеников ряда двигательных действий.

    3 раздел

    Развитие логической памяти.

    • Развитие умения классифицировать информацию.
    • Выбор мыслительных действий по обработке получаемой информации.
    • Запоминание по типу «Картинка-слово», «Картинка-схема», « Картинка-картинка», «Слово-слово», «Словесные ассоциации», «Схема-рассказ», «Схема-слово» и т.д.

    Продолжительность каждого занятия 20-30 минут.

    Занятия проводятся с периодичностью 2 раза в неделю и включают в себя задания на развитие различных психических процессов из вышеперечисленных разделов программы. Дети подбираются по результатам диагностики в начале года.

    Планирование составлено с учётом возрастных особенностей умственно отсталых школьников. Таким образом, в 1-2 классах в начале учебного года отводится большее количество часов на коррекцию общей и мелкой пальцевой моторики и графомоторных умений и навыков, а в 3-4 классах – на коррекцию перцептивного развития и мнемической функции.

    Основные требования к умениям учащихся.

    На занятиях по коррекции психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:

    • Узнавать предметы по заданным признакам;
    • Сравнивать предметы по внешним признакам;
    • Классифицировать предметы по форме, цвету, величине, функциональному назначению;
    • Составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
    • Практически выделять признаки и свойства объектов и явлений»
    • Различать противоположно направленные действия и явления;
    • Определять последовательность событий;
    • Ориентироваться в пространстве;
    • Целенаправленно выполнять действия по инструкции;
    • Самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
    • Уметь обосновывать свои действия;
    • Различать основные цвета;
    • Ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле;
    • Различать речевые и неречевые звуки;
    • Составлять предмет из частей;
    • Определять на ощупь величину предметов;
    • Зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов.

    Результативность занятий обеспечивается специально созданными психолого-педагогическими условиями проведения коррекционной работы, к которым относятся:

    • Учёт специфики овладения умственно отсталыми детьми пространственными отношениями;
    • Варьирование заданий и упражнений, форм их преподнесения, способов выполнения с учётом зон актуального и ближайшего развития каждого ребёнка;
    • Оказание дозированной помощи, «адресной» коррекционно-педагогической поддержки, обеспечение речевого опосредования всех мыслительных действий и операций ребёнка, его эмоциональной стимуляции;
    • Формирование познавательного интереса через использование приёмов работы, активизирующих деятельность самого ребёнка как субъекта учебной деятельности;
    • Разумное сочетание вербального материала и наглядной основы, игровой и практической деятельности, значимых для детей реальных ситуаций;
    • Использование различных форм подгрупповой и индивидуальной работы.

    Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа

    Количество учебных часов

    1

    четверть

    2 четверть

    3 четверть

    4 четверть

    год

    Общее количество  часов

    16

    16

    20

    16

    68

    Диагностирование детей, комплектование групп для тренинговых занятий.

    2

    -

    -

    -

    2

    Развитие общей и мелкой моторики, формирование  графомоторных умений.

    10

    -

    -

    -

    10

    Коррекция перцептивного развития.

    4

    15

    13

    -

    32

    Коррекция мнемической функции.

    -

    -

    7

    14

    21

     Диагностика.

    -

    1

    (промежуточная диагностика)

    -

    2

    3

                                  Календарно - тематическое планирование.

    Наименование раздела и темы

    Краткое содержание

    Материалы и оборудование

    Часы учебного времени

    Дата

    1 четверть.

    1. Диагностика. 2 ч.

    1.1

    Обследование  детей

    Диагностика

    Диагностический пакет

    1

    03.09

    1.2

    Обследование детей

    Оформление документов

    Диагностический пакет

    1

    04.09

    2. Коррекция психомоторного развития. 10 ч.

    2.1

    Рисование Вальдорфских форм.

    Развитие моторики рук.

    Плакат с изображением Вальдорфских кругов.

    1 ч.

    10.09

    2.2.

    Работа с металлическим конструктором

    Совершенствование точности движений,развитиематорики рук.

    1 ч.

    11.09

    2.3.

    Мозаичная аппликация.

    Работа в технике объемной и рваной аппликации

    Цветная бумага, клей, образцы букв, цифр, образцы мозаичных картин

    1 ч.

    17.09

    2.4.

    Выкладывание букв, цифр, различных фигур.

    Развитие моторики рук, умение работать с различным материалом.

    Палочки, пластилин, фасоль, косточки и т.д.

    1ч.

    18.09

    2.5

    Работа с трафаретами.

    Обводка контуров изображений, дорисовывание незаконченных геометрических фигур.

    Трафареты «Геометрические фигуры», «Овощи», раскраски, простые и цветные карандаши

    1 ч.

    24.09

    2.6.

    Штриховка различными линиями

    Штриховка наклонными линиями в разных направлениях.

    Простые и цветные карандаши, трафареты.

    1ч.

    25.09

    2.7.

    Работа по устранению оптической дисграфии

    ( буквы Ш-И-Л)

    Нахождение отличительных и общих признаков букв, схожих по написанию

    Письменные и печатные буквы, карандаши, схема-путь для машинки.

    1ч.

    01.10

    2.8.

    Работа по устранению оптической дисграфии

     ( буквы У, Д, Б)

    Игра «Найди сходства и отличия», нахождение букв в словах.

    Письменные и печатные буквы, карандаши, отпечатанные слова.

    1ч.

    02.10

    2.9.

    Работа по устранению оптической дисграфии

    ( буквы А, О, Ю)

    Игра «Угадай буквы», раскрашивание наложенных букв.

    Цветные карандаши, магнитная азбука, печатный материал.

    1ч.

    08.10

    2.10

    Работа по устранению оптической дисграфии

    ( буквы Т, П, Р, Г)

    Игра «Чудесный мешочек», нахождение данных букв в словах, вставка букв в слова.

    Мешочек, небольшие тексты, отпечатанные слова с пропущенными буквами.

    1ч.

    09.10

    3.Коррекция перцептивного развития. 30ч.

    3.1

    Работа с геометрическими фигурами, распределение по основным признакам.

    Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3—4 предметов.

    Вкладыши-формы, плоские и объёмные геометрические фигуры и тела различной величины

    1 ч.

    15.10

    3.2.

     Работа с геометрическими фигурами, распределение по форме, цвету

    Игра «Не ошибись», сравнение и распределение фигур по форме и цвету.

    Геометрические фигуры, различные по форме и цвету.

    1ч.

    16.10

    3.3.

     Составление различных предметов из геометрических фигур.

    Игра «Чем отличаются?», отпечатанные фигуры, выложенные из геометрических фигур.

    Геометрические фигуры, игра.

    1ч.

    22.10

    3.4.

    Рисование предметов с помощью геометрических фигур

    Игра «Дорисуй», умение из геометрических фигур составлять  предметы.

    Отпечатанные недорисованные предметы, карандаши, тетради.

    1ч.

    23.10

    2 четверть.

    3.5

    Пространственная ориентировка на разных листах бумаги.

    Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.

    Шахматное поле, листы бумаги, простые карандаши, предметные картинки

    1ч.

    05.11

    3.6

    Пространственная ориентировка в помещении и на улице.

    Ориентировка в помещении по инструкции педагога, понятия: выше — ниже, левее — правее, рядом и др.

    Мягкие игрушки, схемы-планы пространственного расположения предметов

    1ч.

    06.11

    3.7

     Умение ориентироваться на местности по плану

    Ориентировка по плану местности, работа в паре и группе.

    Планы местности.

    1ч.

    12.11

    3.8

    Словесное обозначение пространственных отношений.

    Умение ориентироваться в пространстве и словесно выражать свои мысли.

    1ч.

    13.11

    3.9

     Обозначение в речи временных представлений. Сутки

    Умение ориентироваться в сутках, знать название частей суток, зарисовка их в тетрадь, подпись.

    Модель «Части суток», тетради, карандаши цветные и простые. Стихи о сутках.

    1ч.

    19.11

    3.10

    Обозначение в речи временных представлений. Дни недели

    Знание дней недели, употребление в речи.

    Стихи о днях недели, календарь, тетради, карандаши, ручки.

    1ч.

    20.11

    3.11

    Времена года.

    Использование графических моделей «Неделя», «Год (календарный)» отрывных, настольных, настенных, индивидуальных календарей. Чтение стихов о временах года.

    Разные виды календарей,сюжетные картинки с изображением времен года, предметные картинки (зонт, панама. Велосипед, купальник, меховая шапка, варежки, резиновые сапоги и т.д.). Стихи о временах года.

    1ч.

    26.11

    3.12

    Месяца, их последовательность.

    Работа по календарям, использование графической модели «Месяца», чтение стихов о месяцах.

    Календари, стихи, карандаши, тетрадь.

    1ч.

    27.11

    3.13

    Работа с мелким конструктором.

    Совершенствование точности движений,коррекциямоторики рук.

    Мелкий конструктор, инструкции по составлению различных предметов.

    1ч.

    03.12

    3.14

    Развитие умения работать с конструктором по схеме

    Развитие и коррекция мелкой моторики рук, умение работать по схеме.

    Конструктор, схемы.

    1ч.

    04.12

    3.15

    Проведение опытов с сыпучими материалами. Описание своих ощущений.

    Определение различных свойств веществ (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость). Измерение объема сыпучих тел с помощью условной меры.

    Тарелочки с сыпучими материалами,  , презентация «Сыпучие материалы», аудиозапись «Песенка про кашу», материалы для проведения опытов, разносы с манной крупой.

    1ч.

    10.12

    3.16

    Проведение опытов с твёрдыми материалами

    Дифференцировка ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.

    Твёрдые материалы: фасоль, горох, косточки от арбуза и т.д., презентация «Твёрдые материалы».

    1ч.

    11.12

    3.17

    Театрализация небольших художественных произведений.

    Инсценирование небольших сказок, школьных событий.

    Тексты сказок, рассказы о школе.

    1ч.

    17.12

    3.18

    Пальчиковая театрализация художественных произведений

    Чёткость и выразительность устной речи, развитие мелкой моторики пальцев.

    Произведения для театрализации, предметы для инсценировок.

    18.12

    3.19

    Настольный театр. Драматизация сказки «Лиса и журавль»

    Выразительность движений — имитация животных, инсценирование.

    Изображения животных – настольный театр.

    1ч.

    24.12

    1.3

    Диагностика перцептивного развития и графомоторных умений

    См.приложение

    1ч.

    25.12

    3 четверть.     20ч.

    3.20

    Кукольный театр. Драматизация сказки «Три медведя»

    Выразительность движений — имитация животных, инсценирование.

    Изображения животных – настольный театр, загадки и предметные картинки животных.

    1 ч.

    14.01

    3.21

    Звуки речи. Звуковой анализ слов  на слух.

    Определение количества звуков на слух, дифференциация схожих по звучанию звуков

    Карточки синие, зеленые, красные.

    Сюжетные картинки «Заблудились», «Эхо»

    1 ч.

    15.01

    3.22

    Звуки речи. Определение направления и тембра голоса. Употребление в речи слов-описаний

    Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук», «Голосок твой так хорош»

    Изображения героев сказки С.Маршака «Сказка о глупом маленьком мышонке»

    1 ч.

    21.01

    3.23

    Звуки музыки. Выполнение действий по звуковому сигналу

    Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). Дидактическая игра «Прерванная песня»

    Бубен, картинки с изображением действий

    1 ч.

    22.01

    3.24

    Звуки природы. Неживая природа

    Слушание и узнавание шума дождя, реки, водопада, скрипящего снега. Употребление в речи слов-действий при составлении предложений

    Аудиозаписи со звуками неживой природы

    1ч.

    28.01

    3.25

    Нахождение отличий и общих признаков предметов.

    Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2—3-предметных (сюжетных) картинок)

    Сюжетные и предметные картинки.

    1 ч.

    29.01

    3.26

    Нахождение нелепиц на картинках

    Д/ игра «Что перепутал Незнайка»

    Картинки с изображением нелепиц, сказочный герой -  Незнайка.

    1 ч.

    04.02

    3.27

    Развитие навыков зрительного анализа.

    Д/ игра «Помоги художнику» -узнавание по части целого предмета, дорисовывание.

    Недорисованные предметы, сказочный герой – художник.

    1ч.

    05.02

    3.28

    Развитие навыков зрительного синтеза.

    Д/ игра «Часть и целое» на умение выделять из целого характерные признаки и части предмета

    Занимательные задания.

    1 ч.

    11.02

    3.29

    Тренировка зрительной памяти.

    Тренировка зрительной памяти. Д/ игра «Нарисуй по памяти.«Лабиринт».

    Различные лабиринты, сказочные герои.

    1 ч.

    12.02

    3.30

    Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

    Профилактика и коррекция зрения, игра «Нарисуй глазами».

    Наглядные пособия для рисования различных элементов глазами, вальфдорфскиегруги.

    1 ч.

    18.02

    3.31

    Профилактика и коррекция зрения.

    Д/игра «Покажи спектакль руками», рисунки глазами.

    Упражнения для рисования глазами, физминутки для коррекции зрения.

    1 ч.

    19.02

    3.32

    Рисование предметов с помощью геометрических фигур.

    Д/игра «Дорисуй фигуру», упражнения в различении геометрических фигур.

    Геометрические фигуры, карандаши, бумага, недорисованные фигуры.

    1ч.

    25.02

    4. Коррекция мнемических функций. 24 ч.

    4.1

    Запоминание, хранение и воспроизведение ряда букв.

    Д/игра «Чудесная коробочка», коррекция слуховой и зрительной памяти.

    Коробочка с буквами (вырезанные из различных материалов разной величины и твёрдости), мяч.

    1ч.

    26.02

    4.2

    Запоминание, хранение и воспроизведение ряда слов.

    Игры с мячом, мозаичная аппликация, Д/игра «Запомни слова».

    Мяч, мозаика, игры.

    1ч.

    04.03

    4.3

    Запоминание, хранение и воспроизведение ряда предложений.

    Коррекция зрительной и слуховой памяти через игровые упражнения, работа с пословицами.

    Предложения, пословицы,  тетрадь, ручка.

    1ч.

    05.03

    4.4

    Запоминание, хранение и воспроизведение ряда цифр.

    Д/игры «Цвет и цифра», «Цена фруктов».

    Слова, цифры на карточках по цвету.

    1ч.

    11.03

    4.5

    Отработка навыков запоминания через механическое заучивание стихотворных форм.

    Коррекция зрительной и слуховой памяти.

    Карточки с небольшими стихами для самостоятельного заучивания, для коллективного заучивания стихотворение на доске.

    1 ч.

    12.03

    4.6

    Обучение заучиванию стихотворных форм ассоциативным методом.

    Д/игра «Запомни по ассоциациям».

    Стихотворения для заучивания.

    1ч.

    18.03

    4.7

    Запоминание предметных изображений, связанных логической цепочкой.

    Д/игра «Запомни предметы», коррекция зрительной памяти.

    Ручки, тетради, предметные изображения.

    1 ч.

    19.03

    4 четверть.     16ч.

    4.8

    Запоминание предметных изображений, не связанных логической цепочкой.

    Коррекция зрительной памяти, Д/игра «Запомни изображения».

    Карандаши, тетради, карточки с фигурами, числами.

    1ч.

    01.04

    4.9

    Развитие памяти на линейный ряд.

    Д/игры «Овощи», «Круг и цвет», игры в слова.

    Предметные картинки овощей, тетради, карандаши, круги разных цветов, карточки со словами.

    1 ч.

    02.04

    4.10

    Развитие анализирующего наблюдения.

    Умение наблюдать и описывать свои наблюдения в устной речи.

    Два стакана, снег, тетради, ручки, карандаши.

    1 ч.

    08.04

    4.11

    Запоминание по типу «Картинка-схема».

    Коррекция зрительной памяти.

    Предметные картинки, схемы к словам.

    1 ч.

    09.04

    4.12

    Запоминание по типу  «Картинка-картинка»

    Д/игра «Запомни картинку».

    Предметные картинки, разрезные картинки.

    1 ч.

    15.04

    4.13

    Запоминание по типу «Картинка-слово»

    Д/игра «Запомни и подбери», составление предложений.

    Предметные картинки, отпечатанные слова.

    1 ч.

    16.04

    4.14

    Запоминание по типу «Словесные ассоциации»

    Д/игра «Послушай  и нарисуй», составление предложений.

    Слова для запоминания, карандаши, тетради.

    1 ч.

    22.04

    4.15

    Запоминание по типу «Схема-слово».

    Коррекция мышления, памяти через игровые упражнения.

    Карточки со словами, схемы к словам, ручки, тетради.

    1 ч.

    23.04

    4.16

    Запоминание по типу «Схема-рассказ».

    Прослушивание рассказа, ответы на вопросы, составление схем к предложениям, пересказ, подбор предложений к схемам.

    Схемы к предложениям, рассказ.

    1 ч.

    29.04

    4.17

    Запоминание предложений по методике Федоренко.

    Коррекция зрительной памяти, умение проводить самопроверку.

    Предложения для запоминания, тетради, ручки.

    1 ч.

    30.04

    4.18

    Восстановление деформированных предложений и их запоминание.

    Работа над деформированными предложениями, их запоминание (коллективная и индивидуальная работа).

    Деформированные предложения, тетради, ручки.

    1ч.

    06.05

    4.19

    Запоминание текстов и воспроизведение по наводящим вопросам.

    Работа над загадкой, чтение и разбор рассказа Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал».

    Загадка о медведе, текст, вопросы к тексту.

    1 ч.

    07.05

    4.20

    Запоминание текстов и воспроизведение по  опорным картинкам.

    Запоминание текста, прочитанного педагогом, пересказ по опорным картинкам.

    Текст, опорные картинки.

    1 ч.

    13.05

    4.21

    Запоминание текстов и воспроизведение по наводящим вопросам и опорным картинкам.

    Работа с текстом, его прослушивание, пересказ.

    Небольшой рассказ, отпечатанные вопросы, опорные картинки.

    1 ч.

    14.05

    1.4

    Диагностика перцептивного развития и мнемических функций.

    См. приложение

    Диагностический пакет

    1ч.

    20.05

    1.5

    Диагностика мнемических функций.

    См. приложение

    Диагностический пакет

    1ч.

    21.05

    Всего:

    68ч.

    Список литературы:

    1. «Основы специальной психологии: Учеб. Пособие для студентов сред. Пед. Учеб. Заведений / Л.В.Кузнецова, Л.И.Переселини, Л.И.Солнцева – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
    2. Лалаева Р.И,, Венедиктова Л.В. «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школников». Учебно-методическое пособие. – СПб.: изд-во «Союз», 2003.
    3. Башаева Т.В. «Развитие восприятия у детей». – Ярославль, Академия развития, 1998.
    4. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачёва В.В. «практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. – М.: Гном-Пресс, 2000.
    5. Вегнер Л.А., Пилюгина Э.Г., Вегнер Н.Б. « Воспитание сенсорной культуры ребёнка. – М.: Просвещение, 1988.
    6. Захарова А.В. «Развиваем! Формируем! Совершенствуем! Учеб.-метод. Пособ. Для педагогов, психологов, дефектологов, работающих в системе специального образования. – М.: Прометей, Книголюб, 2002.
    7. Матсюкова, Певзенер. «Индивидуально-типические особенности обучаемости детей с нарушениями умственного развития.
    8. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детейПособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных
      учреждений VIII вида

    Приложение:

    1.Методика «Домик»

          Цель исследования: определить способность ребёнка к копированию сложного образца.

    Задание позволяет выявить умение ребёнка ориентироваться по образцу, точно его копировать, определить особенности развития непроизвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.

         Материалы: образец рисунка, лист бумаги, карандаш.

    методика домик

          Ход исследования

    Перед выполнением задания ребёнку даётся инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. Нарисуй на этом листе точно такую же картинку, как здесь (перед малышом кладётся лист с изображением дома). Не спеши, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно таким же, как на образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай резинкой (проследить, чтобы у ребёнка не было резинки). Нужно поверх неправильного рисунка или возле него нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

    По ходу выполнения задания необходимо зафиксировать:

    1. Какой рукой рисует ребёнок (правой или левой).

    2. Как он работает с образцом: как часто смотрит на него, проводит ли над рисунком-образцом линии, повторяющие контуры картинки, сравнивает ли нарисованное с образцом или рисует по памяти.

    3. Быстро или медленно проводит линии.

    4. Отвлекается ли во время работы.

    5. Высказывания и вопросы во время рисования.

    6. Сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.

    Когда ребёнок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, всё ли у него правильно. Если он увидит неточности в своём рисунке, то может их исправить, но это должно быть зафиксировано экспериментатором.

           Обработка и анализ результатов

    Обработка экспериментального материала проводится методом подсчёта баллов, которые начисляются за ошибки. Ошибки бывают такими.

    1. Отсутствие любой детали картины (4 балла). На рисунке может отсутствовать забор (одна или две половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основу дома.

    2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь).

    3. Неправильно изображён элемент рисунка (3 балла). Неправильно могут быть изображены кольца дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. Причём если неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая (левая) часть забора, то 2 балла начисляется не за каждую неправильную палочку, а за всю правую (левую) часть забора в целом. То же касается и колец дыма, выходящих из трубы, и штриховки на крыше дома: 2 балла начисляется не за каждое неправильное кольцо, а за весь неправильно скопированный дым; не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку крыши в целом.

    Правая и левая части забора оцениваются отдельно: так, если неправильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибок (или наоборот), то ребёнок получает за нарисованный забор 2 балла; если же допущены ошибки и в правой, и в левой части, то 4 балла (за каждую часть по 2 балла). Если часть правого (левого) бока забора скопированы правильно, а часть неправильно, то за этот бок забора начисляется 1 балл; то же касается и колец дыма, и штриховки на крыше: если только одна часть колец дыма срисована правильно, то дым оценивается в 1 балл; если только одна часть штриховки на крыше воспроизведена правильно, то вся штриховка оценивается в 1 балл. Неправильно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается ошибкой, то есть не важно, сколько будет палочек на заборе, колец дыма или линий в штриховке крыши.

    4. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл). К ошибкам этого вида относятся: расположение забора не на общей с основой дома линии, а выше её, дом как будто висит в воздухе или ниже линии основы дома; смещение трубы к левому краю крыши; существенное смещение окна в любую сторону от центра; расположение дыма более чем на 30° отклонения от горизонтальной линии; основа крыши по размеру соответствует основе дома, а не превышает её (на образце крыша нависает над домом).

    5. Отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления (1 балл): вертикальных и горизонтальных линий, из которых состоит дом и крыша; палочек забора; изменение угла наклона боковых линий крыши (расположение их под прямым или тупым углом к основе крыши вместо острого); отклонение линии основы забора более чем на 30° от горизонтальной линии.

    6. Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв). В том случае если линии штриховки на крыше не доходят до линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неправильную линию штриховки.

    7. Линии налезают друг на друга (1 балл за каждое налезание). В случае если линии штриховки на крыше залезают за линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неправильную линию штриховки.

    Хорошее выполнение рисунка оценивается в «0» баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше суммарная оценка. Однако при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст ребёнка. Пятилетние дети почти не получают оценки «0» из-за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию.

    2.Графический диктант Эльконина

          Цель: исследования ориентации в пространстве, определение  умения внимательно слушать и точно выполнять указания педагога, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

         Инструкция: для проведения методики ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками.

        «Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги». После этого исследователь вместе с ребенком выясняют, где у него правая, где левая рука, показывают на образце как проводить линии вправо и влево. Затем начинается рисование тренировочного узора.

         «Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам».

    При диктовке делаются достаточно длительные паузы. На самостоятельное продолжение узора ребенку дается 1-1,5 минуты. Во время выполнения тренировочного узора исследователь помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается.

           «Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжай рисовать этот узор сам».http://www.psyoffice.ru/uploads/news/3/2012/praktikum-grafdikal-0.jpg

          «Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево (слово «влево выделяется голосом). Две клетки вниз. Две клетка вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам».

         «Теперь поставь карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь продолжай рисовать узор сам».

    Обработка результатов:

    В основных узорах отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное рисование:

    • балла – точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» не учитываются);
    • 3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;
    • 2 балла – воспроизведение, содержащее несколько ошибок;
    • 1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором;
    • баллов – отсутствие сходства.

          За самостоятельное выполнение задания оценка идет по каждой шкале. Таким образом, ребенок получает 2 оценки за каждый узор, колеблющиеся от 0 до 4 баллов. Итоговая оценка за выполнение диктанта выводится из суммирования минимальной и максимальной оценки за выполнение 3 узоров (средняя не учитывается). Аналогично подсчитывается средний балл за самостоятельную работу. Сумма этих оценок дает итоговый балл, который может колебаться от 0 до 16 баллов. В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом:

    • 0-3 баллов – низкий;
    • 3-6 баллов – ниже среднего;
    • 7-10 баллов – средний;
    • 11-13 баллов – выше среднего;
    • 14-16 баллов – высокий.

    3. Методика выявления слухового и  зрительного восприятия

    Методика «Что звучит?»

     Цель: определение уровня сформированности слухового восприятия не речевых звуков, на примере звучащих игрушек.

    Инструкция:  На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек; бубен, колокольчик, гармошка. Педагог  предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем ребенок отворачивается, воспроизводится звучание одной игрушки. Ребенок должен определить, что звучит.

    Методика «Что в коробочке?»

    Цель: определение уровня сформированности слухового восприятия не речевых звуков.

    Инструкция: В одинаковых металлических баночках – сыпучие продукты с частицами разной величины: горох, гречневая и манная крупа. Ребенок сначала слушает и запоминает звучание каждого продукта о металлическую коробочку при ее встряхивании. Потом, по очереди встряхивая коробочки, логопед каждый раз просит ребенка отгадать, что звучит.

    Методика «Отстучи ритм»

    Цель: выявление уровня воспроизведения ритмического рисунка при отхлопывании. Педагог отстукивает ритм: // // с постепенным усложнением // / // /; / // / //. Ребенок должен воспроизвести варианты предложенного ритмического рисунка.

    Методика «Спрячь предмет»

    Цель: определение цветового гнозиса, а именно соотнесение предмета и цвета.

    Инструкция: Перед ребенком лежит квадратный лист картона красного цвета и предметные картинки разного цвета (красный помидор, свекла, клубника, зелёный огурец, желтый цыплёнок, белая снежинка).Задание: отбери изображения красного цвета и положи их на красный квадрат.

    Методика «Фигуры Попельрейтера».

    Цель: выявление уровня сформированности зрительного восприятия, а именно узнавание фигур по контуру, наложенных друг на друга.

    Инструкция: Педагог объясняет ребенку, что ему будут поочередно показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы спрятаны многие известные ему предметы - гриб- утюг, чашка- морковь, яблоко- вишня, лейка- ведро, дерево- зонт. Задание: назови какие предметы ты видишь.

    Методика «Большой - маленький».

     Цель: проверка зрительного восприятия, умение распределять фигуры в порядке возрастания. Перед ребенком лежат 5 квадратов разной величины одного цвета. Задание: расположи квадраты в порядке возрастания.

    Критерии оценки результатов 3 балла – самостоятельный правильный ответ ребенка без ошибок

    2 балла – ребенок допустил 1-2 ошибки

    1 балл – ребенок выполнил задание с 2 ошибками и с помощью педагога

    0 баллов – ребенок допустил больше 3 ошибок

     По итогам каждого задания подсчитывается сумма баллов, определяется степень сформированности по формуле:

     Сумма баллов/ количество заданий. Высокая степень 3 балла

    Средняя степень 2,9 - 2,4 балла

     Низкая степень 2,3 - 1,7 балла

    Очень низкая степень 1,6 и менее.

    4. Методика на исследование зрительного восприятия «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

     Стимульный материал: 3 рисунка с изображением наложенных друг на друга контуров реальных объектов.

    Проведение обследования: ребёнку последовательно представляется 3 картинки

    Инструкция: «На рисунке спрятались предметы. Найди как можно больше предметов и назови их».

    Время обследования – 1 минута.

    Инструкция обработки:

    высокий уровень развития – названы 14 предметов, время выполнения 20-30 секунд.

    средний уровень развития – решение задачи со временем – 40 – 60 секунд.

    низкий – за время большее 60 секунд ребёнок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов.

    5.Методика на исследование слухового восприятия «Узнавание неречевых звуков»

    Оборудование: диктофон, с записанными на нем 5 неречевыми звуками (колокольчик, гудок автомашины, переливание воды, шум поезда, скрип двери).

    Проведение обследования: ребенку последовательно предлагается прослушать все звуки. После каждого прослушанного звука ребенок называет свой вариант того что он слышит.

    Инструкция: «Слушай внимательно и скажи что звучит».

    Инструкция обработки:

    высокий уровень – ребенок назвал все услышанные звуки;

    средний уровень – задание выполнено ребенком самостоятельно, но количество ошибок составило до 3;

    низкий уровень – ребенок с заданием не справился или отказался выполнять.

    6.Методика на исследования тактильного восприятия «Чудесный мешочек».

    Цель: выявить у детей умение узнавать на ощупь предметы различные по форме, величине, текстуре.

    Оборудование: мешочек из непрозрачного материала, в котором лежат кубик, ключ, карандаш, шарик, кусочек меха.

    Проведение обследования: опустив руку в мешочек, ребенку необходимо на ощупь определить предметы, которые находятся внутри него.

    Инструкция обработки:

    высокий уровень – ребенок определил на ощупь все предметы и назвал их;

    средний уровень – задание выполнено ребенком самостоятельно, но количество ошибок составило до 2;

    низкий уровень – ребенок с заданием не справился или отказался выполнять.

                                       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов 3 класс VIII вид.

    Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (кор...

    Коррекционные занятия "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для 2 класса

    В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида учебным планом предусмотрено проведение коррекционных занятий, направленных на преодоление недостатков  психомоторной и сенсорной деятель...

    "В лаборатории профессора почемучкина". Конспект занятия. (Развитие психомоторики и сенсорных процессов)

    Конспект обобщающего занятия для учащихся 1-4 классов, по разделу коррекционной педагогике: "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"....

    "Помощники Весны ". Конспект занятия. (Развитие психомоторики и сенсорных процессов)

    Конспект обобщающего занятия для обучающихся 1-4 классов, по разделу коррекционной педагогике: "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"....

    Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов. 4 год обучения

    Включает в себя пояснительную записку, содержательные линии и календарно-тематическое планирование....

    Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов

    Данная программа является адаптированным вариантом для детей имеющих сложную структуру дефекта программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащ...