урок развития речи в 4 классе по теме:"Сезонные изменения в природе. Декабрь"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Атеева Наталья Викторовна

урок развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока развития  речи в 4 классе.

Тема: Сезонные изменения в природе. Декабрь

Цель: уточнить и систематизировать знания учащихся о зиме.

Задачи.

  • развивать умение связно отвечать на вопрос;
  • обобщить и систематизировать знания детей о первой половине зимы;
  • коррекция аналитико – синтетической деятельности на основе упражнений в сравнении, классификации, обобщении;
  • воспитание любви к родной природе.

Оборудование: карточки со словами, кроссворд, компьютер, проектор, экран.

                                                Ход урока

I.Оргмомент

- Какой сейчас урок? (урок развития речи)

 Повторим правила поведения за партой

                    Парта это не кровать

                    И на  ней нельзя лежать

                    Ты сиди за партой стройно

                    И веди себя достойно

                    Ответить хочешь не шуми

                    А только руку подними.

Молодцы! Это правило старайтесь в течение урока выполнять.

II. Сообщение темы.

    Сегодня, ребята поговорим на уроке о самом красивом времени года, а какое это время года, вы скажите сами. Отгадайте загадку.

          Запорошила дорожки,

          Разукрасила окошки,

         Радость детям подарила

        И на санках прокатила.  (зима)

Правильно ребята, сегодня на уроке будем говорить о зиме, отгадывать загадки, читать стихи, пословицы, составлять рассказы, предложения, разгадывать кроссворд. Будьте активными, внимательными и все получите отличные оценки.

 Но сначала проведём зарядку для язычка.

1.Прочитайте чистоговорки.

Ок – ок – ок – выпал снег.

Ул – ул –ул – ветер подул

Ели  - ели – ели – птицы улетели

Оз – оз –оз – пришёл мороз

Ма – ма – ма – наступила зима.

2.Ребята, посмотрите внимательно на слова: туча, снег, январь, парта, ветер, тетрадь, январь, лед, вьюга, книга, январь.

- Какое слово встречается чаще всего? ( январь)

- Когда зима начинается ?

- Какой по счету второй месяц зимы?

- Когда зима кончается?

- А какие еще зимние месяцы вы знаете?

- Назовите по порядку?

А сейчас зимние месяцы сами о себе расскажут.

Декабрь – это месяц долгих самых длинных ночей и морозных узоров на окнах – год  кончает, зиму начинает.

Январь – называют студень. Самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, зиме середине.

- А какой последний месяц зимы?

Февраль – называют лютый снежень, в народе называют «бокогрей». Месяц снегопадов, злых вьюг и первого теплого солнца. Говорят вьюги, да метели под февраль прилетели.

3.Ребята, посмотрите на зимние картины, иллюстрации, календарь, на улицу.

- Что лежит на земле? На ветках деревьев и кустарников? (снег)

- А что такое снег? Из чего он состоит? ( это множество красивых снежинок)

- Скажите ребята, а где снега больше, на открытой местности, или под деревьями? (под деревьями)

- Какую роль выполняет снег для растений? ( снег укрывает корни, защищает их от морозов)

 

Давайте вспомним пословицы:

  1. Накопишь снега на полях

     Больше хлеба в закромах.

  1. Много снега, много хлеба.
  2. Январю морозы, февралю метелица.

4)Береги нос в большой мороз.

Правильно ребята, будет много снега, на полях и будет хлеб.

4.Назовите любые слова, которые относятся к зиме (лёд, мороз, снег, ветер, гололёд, каток, горка)

Правильно, молодцы!

5. Прочитайте, что написано на карточках   мороз, ветер, снег, холод, ясно, солнце.

- Ребята, на какие вопросы отвечают эти слова?

- А сейчас нужно подобрать к этим словам названия признаков.

- Какие бывают зимние дни?( морозный, ветреный, снежный, холодный, солнечный)

- Правильно.

- А сейчас ребята прочитают прекрасные стихи о зиме, которые учили по чтению. («Встреча зимы» и др.)

Учитель. Зима, ребята самое красивое время года. Почему? Как вы думаете?

Рассказ учителя.

6.Отгадайте загадки

  1. Прозрачен как стекло, а не вставить в окно.(лед)
  2. Бел, да не сахар, ног нет, а идет (снег)

       8.А сейчас  по картинка будем составлять связный рассказ о зиме. Послушайте сначала мой рассказ.

  Наступила зима. Солнце светит, но не греет. Температура воздуха все время понижается. Стоят самые холодные дни в январе. Дни короткие, а ночи длинные. Но уже стали дни прибавляться.

  • А что же можно сказать о днях.

 Дни короткие, а ночи длинные. Но уже стали дни прибавляться.

  •  Ребята, о чем говорится в этих предложениях?

     Небо покрыто снеговыми тучами. Часто идет снег.

     Дуют холодные зимние ветры. Ребятам зимой весело, они катаются на лыжах, санках, коньках.

   Зима самое лучшее и красивое время года.

Физминутка.

9. Дополни предложения:

   На ветках снега бахрома.

Трещит мороз. Пришла…….(зима)

- Что такое бахрома? (иней). (карточка со словом)

Рисовал всю ночь……(мороз)

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щёлкает орехи мелко.

Ну, конечно, это…..(белка)

- А чем, ребята питается белочка зимой?

10. И в заключении нашего урока разгадаем кроссворд.

  «Какого цвета зима»

1

2

3

4

       

5

   

  1. Белые кучи снега, которые наметает метель (сугроб)

2)Покружила звездочка в воздухе немножко:

Села и растаяла на моей ладошке. (снежинка)

3)Появившаяся после оттепели вода и подтаявший снег замерзает на дорогах. Это явление называют (гололедица)

   4) Обильное выпадения снега называют (снегопад)

  5) Щиплет уши , щиплет нос

    Лезет в валенки мороз

    Брызнешь воду -  упадет

    Не вода уже, а лёд

   Даже птице не летится

   От мороза стынет птица

   Повернуло солнце к лету

   Что скажи за месяц это?(январь)

 Так, какое же ключевое слово «Белая»

- Какого цвета зима? (белая)

 

Итог урока

- О каком времени года говорили на уроке? (о зиме)

- Как называют зиму?

Если у вас хорошее настроение – покажите весёлого смайлика, если плохое, то другого смайлика.

-Оценивание за урок.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок развития речи 4 класс на тему "Обувь"

ТЕМА: «ОБУВЬ».Цель:    -расширение и активизация словаря развитие связной речи.Задачи: - образовывать множественное число существительных...

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе, по теме: "Сезонные изменения в природе с приходом осени".

Тема:  Сезонные изменения в природе с приходом осени.Цели:  1.Расширение  представления учащихся о сезонных изменениях в природе с приходом осени....

Урок развития речи и сенсорных процессов во 2 специальном (коррекционном) классе 8 вида. Сезонные изменения в природе. Февраль - месяц метелей и вьюг.

Цель урока: Уточнение и систематизация знаний о зимних явлениях, обеспечение положительной мотивации обучения, развитие сенсорного опыта....

Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы) 2 класс Тема: «Сезонные изменения в природе осенью»

Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы) 2 класс Тема: «Сезонные изменения в пр...

Урок «Окружающий природный мир» 3 класс для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР Тема: Сезонные изменения в природе. Месяц декабрь

Урок для учащихся с ТМНР по предмету "Окружающий природный мир". Целью урокаставилось формирование у учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития деятельностных способностей к с...

Конспект урока развития речи 3 класс на тему «Кошкин выкормыш»» В. Бианки.

КОНСПЕКТ УРОКА РАЗВИТИЯ РЕЧИТема: Изложение повествовательного текста «Кошкин выкормыш»» В. Бианки.Цели:формирование умения передавать содержание текста по коллективно составленному ...

Конспект урока по курсу «Мир природы и человека» для 4 класса для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) вариант 1 по теме: Сезонные изменения в природе. Осень

Конспект урока по курсу «Мир природы и человека» для 4 класса для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) вариант 1по теме: Сезонные изменения в природе....


 

Комментарии

Атеева Наталья Викторовна

Кроссворд позволяет учащимся закрепить знания по теме, и они сами вписывают ответы. У каждого ребёнка на парте кроссворд.