Социализация и профессиональная ориентация учащихся начальных классов с ОВЗ в соответствии с ФГОС
презентация к уроку по теме

Аванесова Марина Альбертовна

 

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным,  добрым и успешным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc40.5 КБ
Файл vystuplenie_na_koferentsii.rar954.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

«Центр образования»

 Социализация и профессиональная ориентация

учащихся начальных классов с ОВЗ в соответствии с ФГОС.

учитель начальных классов

первой категории М. А. Аванесова

г. Тутаев

2015 год

Социальное развитие ребёнка в современном мире.
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным,  добрым и успешным.

Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками. Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление.

Данные министерства образования и науки Российской Федерации

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60 % относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации, в силу имеющихся нарушений в развитии.  Как правило, включение таких детей в социальную жизнь происходит болезненно.

Педагоги обращают внимание на то, что самая трудная педагогическая проблема в работе с этими детьми — их социализация.

Социализация – самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности

Социализация – самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно с взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни.

Школьный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации. Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразных социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер, первые знакомства с профессиями и важности каждой из них.

Формирование универсальных учебных действий в начальной школе

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа учебной деятельности ребёнка — система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

 Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими.

Роль семьи в социальном, физическом, эмоциональном, умственном развитии детей

 По мнению всех педагогов, психологов, социологов важнейшим институтом социализации является семья.

Семья играет ведущую роль в физическом, эмоциональном, умственном развитии детей. Социальными нормами ребенок овладевает именно в семье. Только в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации, определяется стиль жизни, устремления, планы и способы их достижения. Здесь ребенок знакомится с трудовыми навыками, когда участвует в самообслуживании, оказывает помощь старшим в домашнем хозяйстве. Тем самым ребенок учится уважать труд родителей, родственников, других людей.

 Семья обладает большим воспитательным потенциалом. Именно в семье ребенок познает, что такое добро и зло, любовь, дружба, верность.

Работа с родителями и детьми, имеющими ОВЗ

В своей работе я делаю большой акцент на то, чтобы вовлекать детей и родителей в совместную деятельность. Привлекать к участию в различных проектах, конкурсах, викторинах разного характера. При этом участие в данных мероприятиях проходят сначала в обсуждениях. Мы совместно решаем исходя из возможностей здоровья детей, на каком уровне и как можем показать свои умения.

Так в прошлом ученом году учащимися совместно с учителем и родителями был выполнен проект «Моя патриотическая Азбука». В процессе выполнения проекта ученики были ознакомлены с профессией книгоиздателей. Совместно с родителями находили загадки, пословицы, поговорки, стихи на каждую букву алфавита. Оформляли каждую страничку Азбуки, развивая мелкую моторику рук. Во время выполнения работы каждый ребёнок старался выполнить работу аккуратно, чтобы его страничка была самой лучшей. Результатом  совместной работы стала красочная Азбука, которая радует и украшает наш класс.

Результаты эффективности совместного сотрудничества

Весь прошлый год ребята с помощью родителей принимали участие в конкурсах, викторинах, акциях различного уровня и достигали хороших результатов. Значимым считаем участие в областном конкурсе творческих работ по предупреждению детского электротравматизма. В своей возрастной категории ученица моего класса заняла почётное второе место, другой ученик получил поощрительный приз. Естественно, готовясь к конкурсу, ребята были ознакомлены с тем ,как важно электричество в нашей жизни, но в тот же момент , как оно может быть опасным. Ребята искали информацию о профессиях связанных с электричеством. В этом учебном году ученики моего класса так же активно принимают участие в конкурсах, викторинах. Весь класс принял участие во Всероссийской викторине « Школа безопасности», получили сертификаты, стали победителями в районном конкурсе. Естественно нам не просто участвовать в образовательных состязаниях,но на то мы с вами сегодня и говорим о социализации профессиональной ориентации учащихся. Мы стараемся занять свою нишу, помочь понять и выбрать, где и как мы можем применить свои возможности. Наша работа доказывает, что дети с ОВЗ могут быть полноценными участниками учебного и воспитательного процесса. А при участии и заинтересованности семьи и учителей быть ещё и успешными.

Подобное сотрудничество с родителями помогает создавать благоприятную эмоциональную и нравственную атмосферу и, в целом, способствует повышению психолого- педагогической компетентности родителей. Важно, что положительные результаты достигаются длительной работой в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса.

Тема выступления на муниципальной конференции М. А .Аванесовой:

«Социализация и профессиональная ориентация учащихся начальных классов с ОВЗ в соответствии  с ФГОС»

Тезисы

 

Социальное развитие ребёнка в современном мире.

Данные Министерства образования и науки Российской Федерации.

Социализация — самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности.

Формирование универсальных учебных действий в начальной школе.

Роль семьи в социальном, физическом, эмоциональном, умственном развитии детей.

Работа с родителями и детьми имеющими ОВЗ.

Результаты эффективности совместного сотрудничества.



Подписи к слайдам:

Социализация и профессиональная ориентацияучащихся начальных классов с ОВЗ в соответствии с ФГОС
Учитель начальных классов I квалификационной категории М. А. АванесоваМОУ СОШ №4 «Центр образования»
Социальное развитие ребёнка в современном мире
Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками
Данные Министерства образования и науки Российской Федерации
По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60 % относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации, в силу имеющихся нарушений в развитии
Социализация — самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности
Формирование универсальных учебных действий в начальной школе
В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа учебной деятельности ребёнка — система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат
Роль семьи в социальном, физическом, эмоциональном, умственном развитии детей
Работа с родителями и детьми имеющими ОВЗ
Привлекать к участию в различных проектах, конкурсах, викторинах разного характера. При этом участие в данных мероприятиях проходят сначала в обсуждениях
Проект «Моя патриотическая азбука»
Результаты эффективности совместного сотрудничества
Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по профессиональной ориентации в начальной школе "О профессии - Архитектор".

Данное занятие направлено на расширения кругозора младших школьников о мире профессий. Оно предназначено для обучающихся 4-х классов....

Обеспечение профессионального самоопределения учащихся начальных классов как ведущий компонент деятельности учителя в условиях реализации ФГОС

    Профессиональная ориентация школьников на ступени основного общего образования является одной из основных образовательных задач каждого общеобразовательного учреждения....

Практические рекомендации учителя-логопеда учителю начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС

Практический материал для учителей начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов...

Профессиональная ориентация учащихся начальных классов и ее роль в формировании личности

В  настоящее  время  в  школе  накоплен  достаточно  большой  опыт применения  различных форм и методов  профориентационной работы  в старшем зве...

Профессиональная ориентация в начальной школе. Конспект внеурочного занятия "Совместная трудовая деятельность"

Занятие для внеурочной деятельности в 1 классе по теме "Совместная трудовая деятельность". На основе героев басни И.Крылова раскрываются понятия о совместной деятельности. В практической час...