Конспект занятия по развитию речи "Экономия и бережливость"
план-конспект на тему

Ефанова Светлана Викторовна

 

ЦЕЛЬ:

1.     Расширить и углубить знания детей о сфере коммунальных услуг, на наглядных примерах объяснить необходимость их экономии.

2.     Продолжать воспитывать бережное отношение к вещам, продуктам, школьному и личному имуществу, уважение к труду.

3.     Развивать логическое мышление, связную устную речь, активизировать словарь обиходно-разговорных слов и фраз.

Скачать:


Предварительный просмотр:

“БЕРЕЖЛИВОСТЬ ДОЛЖНА ВОСПИТЫВАТЬСЯ КАК МОЖНО РАНЬШЕ, БЕРЕЖЛИВОСТЬ ДОЛЖНА РАСПРОСТРАНЯТЬСЯ НЕ ТОЛЬКО НА СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ВЕЩИ, НО И НА ВЕЩИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ И, В ОСОБЕННОСТИ, НА ПРЕДМЕТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ”

/А.С. Макаренко/

ТЕМА: «Экономия и бережливость».

ЦЕЛЬ:

  1. Расширить и углубить знания детей о сфере коммунальных услуг, на наглядных примерах объяснить необходимость их экономии.
  2. Продолжать воспитывать бережное отношение к вещам, продуктам, школьному и личному имуществу, уважение к труду.
  3. Развивать логическое мышление, связную устную речь, активизировать словарь обиходно-разговорных слов и фраз.

Словарь: потребность, ценить, обходится, высадить, впустую, в знак протеста, артезианские воды, береженый.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Оргмомент

- Ребята, старайтесь правильно, чисто произносить звуки, следите за дыханием, интонацией, внимательно слушайте друг друга. Посмотрите на доску и прочитайте тему нашего занятия.

Словарная работа

Давайте поработаем со словарем. Прочитайте слова про себя. А сейчас я объясню их значение.

Потребность - необходимость, нужда в чем-либо.

Ценить - признавать то или иное значение, важность чего-нибудь, кого-нибудь.

Обходится - здесь: стоить определенную цену, сумму денег.

Высадить - здесь: разбить, выломать сильным ударом.

Впустую — напрасно, зря.

В знак протеста - в знак решительного возражения, несогласия. Артезианские воды - глубокие подземные воды.

Береженый - от слова беречь - не тратить, хранить, защищать.

Экономика школы

Ребята, как вы понимаете, что значит бережливость?

Нужно ценить и сохранять то, что у нас есть. Мы должны беречь школьное имущество.

Государство заботится о школьниках. Вы бесплатно обучаетесь, пользуетесь учебниками. На строительство школ, на их оборудование и содержание уходят огромные средства. За все это платит наше государство, чтобы воспитать и обучить достойных граждан.

А сколько школ в нашей стране? Очень и очень много. Государство стремится, чтобы все имели возможность учиться и все больше и больше узнавать об окружающем мире.

 Но не все берегут то, что предоставляется государством для учеников и обходится очень дорого.

Например, я часто вижу, что ребята выбрасывают хлеб. А ведь всего полкусочка хлеба в день за учебный год станут девятью булками.

(Читаем пословицы о хлебе.)

Кроме того, школа оплачивает все коммунальные услуги (свет, вода, тепло). А это немалая сумма.

А как же мы относимся ко всему этому? Давайте прочитаем шуточные стихи:

Наступил на хлеб ногой...

Пустяки! Возьму другой!

   В стужу высадил стекло я...

Пустяки! Найдут другое!

   Книжку рву и в ус не дую...

Пустяки! Возьму другую!

ЗАПОМНИ!

Вещи сделать - нужен труд.

Ребята, дайте оценку «герою» этих стихов.

Сказка о потерянном времени

Вы умеете беречь время? На уроках? Сколько минут впустую тратится иногда на уроках! Их так немного, всего 45. Отвлечешься, поговоришь с соседом, вот и убежала минутка. Не приготовился к урокам вовремя -другая минута ушла.

Решите задачу.

Если на уроке зря потратилось 3 минуты, сколько минут тратится за 1 день (пять уроков), за 1 месяц (26 дней), за год (9 месяцев)?

3*5 = 15 минут (за 1 день)

15 • 26 = 390 минут = 6 час 30 мин (за 1 месяц)

390 • 9 = 3510 минут = 58 час 30 мин (за 1 год)

3510 минут : 45 минут = 80 уроков

Видите, казалось бы, мелочь, 3 минуты - а за год теряется время, равное 80 урокам. Сколько полезного можно было бы узнать!

Вывод: чтобы все успевать, надо все делать вовремя. Сначала делай то, что надо, а потом - то, что хочется.

Ребята, прочитайте пословицы:

  • Делу время, потехе - час.
  • Кончил дело - гуляй смело.
  • Минута час бережет.

Энергия света

Электроэнергию называют «чудо, которое рядом, чудо, которое везде, чудо, которое все умеет». Давайте посчитаем, сколько электроэнергии расходуется в нашем классе. Сколько у нас в классе лампочек? Шесть штук.

Если мощность одной лампочки 150 Вт, то в течение часа расходуется:

150 Вт-6= 900 Вт 1000Вт=1кВт

Значит, в нашем классе в течение часа расходуется приблизительно

1 кВт/час.

104 кг чугуна

120 кг хлеба

10 кг цемента

54 школьные тетради

Ребята, а в нашей школе экономится электроэнергия? В классах часто горит свет, когда там никого нет, да и в рекреациях оставляют свет, когда уходят в столовую на ужин. А сколько энергии расходуется музыкальной аппаратурой?

Прозрачное богатство

И наконец, давайте поговорим еще об одном чудесном даре природы: о воде.

Вода - основа жизни на земле. Без пищи человек может обойтись более длительное время, чем без воды. Вода нужна и растениям, и животным. Мы ее используем и для стирки, купания, уборки. Кто знает, где на земле есть запасы питьевой воды? (В реках, озерах, родниках).

Глубоко под землей залегают артезианские воды. И их запасы ограничены. А у нас часто течет вода из неплотно закрытых кранов (а иногда и совсем открытых).

За 1 минуту из одного неплотно закрытого крана вытекает 110 капель воды. За час - 0,6 литра, а за сутки - 14 литров (это почти 2 ведра).

Прочитайте, о чем говорит народная мудрость:

Где вода есть, там и саду цвесть.

Пролитую воду не соберешь.

Что такое бережливость?

Ребята, давайте вспомним, о чем сегодня был разговор. Прочитайте пословицы на эту тему.

Береженая вещь два века живет.

Бережливость дороже богатства.

Без копейки рубля нет.

Береги денежку про черный день.

Много труда, сил, умений, времени вкладывают люди не только в каждую тетрадь, учебник, но и в другие вещи, которые окружают нас. Вот почему мы должны бережно относиться к ним.

Закончить наше занятие мне хочется высказыванием великого русского педагога Антона Семеновича Макаренко, которое записано на доске как эпиграф к сегодняшнему занятию.

Необходимо беречь и свое, и школьное, и государственное, и родительское имущество, чтобы научиться быть настоящим гражданином


За минуту:

добывают

делают

выпускают

печатают

1000 т нефти;

1200 т угля;

12 телевизоров;

10 холодильников; 1200 пар обуви; 2700 книг.

За 1 час:

строятся дома площадью 12,5 тыс. м2; выпускается        2 млн. шт. конфет.

За 1 сутки: выпускается

6000 автомобилей; 1500 тракторов;

39 млн. м. ткани;

2 млн. пар обуви.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Конспект занятия по развитию творческих способностей (1 класс). Тема: Точка, прямая, отрезок.

Мною были специально разработаны конспекты занятий по развитию творческих способностей учащихся на уроках математики. Эти занятия повышают интерес к уроку математики и способствуют развитию логическог...

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в зимнюю сказку».

Занятие разработано в форме «игры – путешествия». Дети вместе с педагогом, выполняя задания, освобождают Снегурочку из ледяной пещеры. В процессе занятия закрепляются знания о зиме, активизир...

Конспект занятия по развитию речи « Путешествие в зимний лес» Лексическая тема: "Зимующие птицы" для детей с ОНР (подготовительная группа)

•    расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы" •    развитие мышления д...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Развитие речевой деятельности через пальчиковые игры»

Цель: использование пальчиковых игр, на занятиях по развитию речи детьми 3-4 лет.Задачи:научить применять пальчиковые игры в свободной игровой деятельности;развивать мелкую моторику пальцев рук;в...

Конспект занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 4 классе для развития зрительного восприятия и памяти «Осень наступила…»

В конспекте предложены задания на развитие зрительного восприятия и памяти, закрепление признаков осени....

Конспект занятия по "Развитию зрительного восприятия": Развитие восприятия цвета, формы, величины, расстояния предметов

Цель: Развитие зрительного восприятия различных характеристик предметов: цвета, формы, величины, расстояния.Задачи:1. Развитие представлений о цвете, форме, величине, пространственном расположении пре...