Организация адаптационного периода в инклюзивном классе.
статья на тему

Богданова Лилия Ирековна

Данная статья отражает опыт работы с учащимися с ОВЗ в инклюзивном классе а адаптационный период.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация адаптационного периода в инклюзивном классе.

Период адаптации к школьной жизни переживает каждый ребёнок. Замечено, что в первое время посещения школы состояние детей обычно ухудшается. Они становятся беспокойными, тревожными, раздражительными, гиперактивными или гиперпассивными. Может ухудшаться и их физическое здоровье. Такие проблемы не минуют и инклюзивные классы. Большинство возникающих трудностей рано или поздно проходят, и состояние детей нормализуется. Если же проблемы усугубляются, то необходимо срочно принимать меры.

Умение ребёнка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться при необходимости, чувство товарищества – качества, позволяющие ребёнку безболезненно адаптироваться к новым социальным условиям, способствующие созданию благоприятных условий для его дальнейшего развития. Эти качества формируются в дошкольном возрасте в семье или детском саду.

Технология обучения в первом классе предполагает последовательное прохождение основных этапов учебной деятельности:

  • диагностика особенностей учащихся;
  • фиксирование фундаментальных образовательных объектов (школьная программа);
  • выстраивание личной образовательной траектории ученика с учётом его особенностей;
  • реализация индивидуальных образовательных программ учащихся;
  • демонстрация их образовательных продуктов;
  • рефлексия и оценка деятельности.

Это значит, что каждый ученик имеет право на индивидуальный смысл и цели обучения, отбор изучаемых материалов, выбор темпа, форм и методов обучения. В своей работе  для каждого первоклассника  создаю индивидуальную образовательную траекторию, приводящую к созданию личностных образовательных продуктов, отличающихся не только объёмом, но и содержанием. Данное отличие обусловлено индивидуальными особенностями и соответствующими им видами деятельности, применяемыми учащимися при изучении одного и того же фундаментального образовательного объекта. Это может быть образное или логическое познание, ознакомительное, выборочное или расширенное усвоение темы и т.п.

В первом классе особенно важным считаю  создание условий для благоприятной адаптации ребёнка к школе, т.е. обеспечение благополучного развития и обучения с учётом его индивидуальных возможностей.

Такими условиями, в первую очередь, будут следующие:

  • соответствие процесса обучения функциональным и психологическим особенностям детей;
  • личностно-ориентированное взаимодействие взрослых и детей;
  • предоставление ребёнку свободы выбора деятельности, партнёра, средств и др.;
  • ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребёнка с его вчерашними достижениями);
  • повышение познавательной и учебной мотивации;
  • реализация продуктивной деятельности детей в зоне их ближайшего развития.

Все перечисленные выше условия предполагают индивидуализацию обучения и воспитания в коллективе. Класс – это место, где ребёнку приходится работать вместе с другими детьми: дополнять, помогать, сопереживать, содействовать и т.п. В 6-7 лет такое взаимодействие осложнено тем, что ребёнок данного возраста эгоцентричен. Ему кажется, что весь мир, семья, общество существуют для него. Первокласснику трудно смириться с тем, что он один из многих учеников класса.

В этот момент принципиально важно удовлетворить желание ребёнка выделиться среди других своей успешностью, продемонстрировать свои умения и знания. Когда это происходит, у ребёнка повышается самооценка, формируется адекватное представление о себе. Но самоутверждение невозможно за счёт других детей. Именно в этом возрасте у детей начинает формироваться представление о том, как осуществлять совместную деятельность в коллективе, оставаясь при этом самим собой.

 Работая в инклюзивном классе, выделяю  следующие правила:

  1. Предоставляю каждому ребёнку возможность работать в присущем ему темпе. Считаю, что лучше предложить пропустить очередную запись, предложить задание, для выполнения которого требуется меньше времени. Объём работы увеличиваю постепенно и согласовываю с индивидуальным темпом. Выполнение меньшего объёма работы позволяет менее подготовленному ребёнку успешно справиться с ней, что, в свою очередь, помогает почувствовать себя участвующим в общей работе. Индивидуализация темпа – необходимое условие психологического комфорта ребёнка в школе. Дети выполняют задание, но работа останавливается независимо от степени её завершённости. Так отрабатываю умение начинать и заканчивать работу со всеми.
  2. Отчасти индивидуализации может способствовать организация групповой работы. В начале обучения  использую её не в полной мере, но постепенно ввожу её элементы. Учитываю необходимость смены состава группы для формирования у детей адекватной самооценки. И практически полностью исключаю соревнования между группами во избежание взаимных упрёков и нарушения атмосферы сотрудничества и общности класса.
  3. На уроках стараюсь часто менять  виды деятельности и формы работы, что позволяет всем детям без исключения снять напряжение, повысить внимание.
  4. В своей работе использую следующие педагогические «секреты»:

Например,

  • детям разрешаю на уроке занять на какое то время удобное положение: работать стоя, при желании поменять рабочее место ( было бы неплохо иметь в классе несколько конторок); походить на носках, сделать стойку на одной ноге, напрячь стопы, голени, бёдра, живот и т.д.;
  • можно «постоять за спиной ребёнка», положить руку на плечо, разрешить пососать леденец, пошептаться.
  1. Прививаю детям умение  проговаривать последовательность своих действий вслух. Учу детей говорить тихо, вполголоса, шептать «губами», чтобы не мешать другим. Но не запрещаю детям говорить вслух – через внешнюю речь происходит осмысленное освоение нового и трудного материала.
  2. Важно следовать за естественной потребностью ребёнка в познавательной деятельности, а не навязывать её.  Предлагаю детям задания, которые бы они выполняли с удовольствием. Считаю, что требовать от ребёнка выполнения неинтересных или более сложных заданий следует осторожно и дозировано, так как постоянное напряжение приводит к соматическим или психологическим проблемам.
  3. В своей работе считаю основным правилом следующее: создание таких условий для адаптации ребёнка к школе  чтобы ребёнок был успешен не только в обучении, сколько в сфере общения и взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса: учителями, детьми, родителями. Кроме учёта этих правил облегчения адаптации всех детей класса,  для облегчения адаптации детей с ОВЗ  использую следующие приёмы:
  1. Предварительное знакомство ребёнка со школой и классным помещением – при встрече в августе, вместе с родителями. Вся семья может пройтись пот школе, посмотреть, где находится столовая, спортивный зал, кабинеты специалистов, комната для релаксации, туалет.  Во время посещения класса предлагаю будущему ученику  заранее выбрать место, которое ему нравится, посидеть за партой. В этом случае, уже с первых дней обучения, снизится его тревожность, обусловленная неизвестностью, большим количеством новых незнакомых людей вокруг.
  2. Стараюсь так организовать пространство внутри классной комнаты и вне её, чтобы дети могли на некоторое время уединиться, отдохнуть от шума. В классе это может быть ширма, «палатка» и др. Как правило, побыв в одиночестве на перемене или даже на уроке, ребёнок готов снова включиться в работу и взаимодействие.
  3.   На первых порах посещения школы детям с нарушениями развития, а особенно с нарушениями интеллектуального развития, расстройствами аутистического спектра сложно усвоить режим жизни в школе, расписание, длительность урока и перемены. Для облегчения адаптации предлагаю ребёнку план дня в картинках.  Рассматриваю вместе с ребёнком возможные изменения – в расписании, кабинетах и т.д. кроме этого,  провожу работу по формированию у детей алгоритма деятельности в различных ситуациях – что делать:
  • когда захотел в туалет;
  • когда необходимо идти в столовую;
  • когда следующий урок – физкультура;
  • когда класс идёт на прогулку;
  • когда необходимо подготовиться к следующему уроку;
  • когда звенит звонок и т.д.

Безусловно, на первых порах, ребёнку может потребоваться массированная помощь в организации его жизни в школе, но при этом стараюсь создать условия  для меньшей опеки, увеличению его самостоятельности и социальной активности.

Если ребёнок не может выдержать в стационарном положении все 35-40 минут урока – встаёт, разговаривает, перемещается по классу, разрешаю ему отдохнуть – выйти в игровую зону из-за парты, посидеть в «домике», но при этом  регламентирую время отдыха – например, с помощью песочных часов, одобряю ситуацию, когда ребёнок возвращается к работе с классом по прошествии ограниченного временного периода. Результатом такой деятельности будет ситуация, когда ученик с ОВЗ начинает и заканчивает на уроке вместе со всеми детьми.

  1. Когда ребёнок с ОВЗ приходит в школу, его окружает большое количество новых людей – детей и взрослых. Хорошо, если в классе уже есть знакомые дети – например те, с которыми ребёнок ходил в детский сад. Если таких детей нет, главной своей задачей ставлю включение ребёнка во взаимодействие с одноклассниками. Чаще всего, дети сами подходят друг к другу, знакомятся, предлагают вместе поиграть. В случае с «особым» ребёнком, роль инициатора общения детей беру на себя .  Объясняю всем детям класса, почему N так отличается от них – плохо говорит, необычно выглядит, странно себя ведёт. Рассказываю, что N трудно и объясняю, чем ему можно помочь. Как правило, дети с готовностью откликаются на мои просьбы, если имеют достаточную информацию. И – кроме того – мы знаем, что отношение к тому или иному ученику класса у его одноклассников в первом классе формируется в зависимости от отношения, демонстрируемого взрослым. Если учитель показывает положительное отношение к «особому» ребёнку, не стараясь выделить его из всех детей, включает в урок, организует взаимодействие на уроке и перемене, в классе формируется отношение доверия, сотрудничества и взаимопомощи, а это самое главное условие успешной адаптации всех детей.

Все используемые виды деятельности оказывают положительный результат к адаптации детей с ОВЗ на начальных ступенях обучения.

Подготовила: Бердикулова Л. И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико - ориентированный проект по теме: " Организация адаптационного периода первоклассников в контексте психологической готовности к школе".

Данный проект поможет учителям заранее спланировать свою деятельность по работе с будущими первоклассниками и их родителями. Расписаны все этапы проекта. Имеются приложения....

Организация адаптационного периода первоклассников

Материалы содержат перспективную программу организации адаптационного периода первоклассников, включая план - сетку, планирование работы педагогической поддержки первоклассников, методику проведения и...

Рабочая программ организации адаптационного периода школьников

рабочая программа адаптационного периода первоклассников. предназначена для реализации в одном отдельном классе.Программа рассчитана на 40 часов и предполагает равномерное распределение этих часов по ...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД В 1 КЛАССЕ

Данный материал  будет полезен учителям начальных классов. Эта статья знакомит с методами и приёмами здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах для успешной адаптации школьников...

Организация уроков технологии в адаптационный период в 1 классе

как организовать уроки технологии в первом классе в первой четверти...

«Организация воспитательного процесса в адаптационный период в 1 классе в соответствии с ФГОС»

Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребёнка: каждый дошкольник, достигая определённого возраста, идёт в школу.Готовность к обучению в школе включает: физиологическую,...