Влияние ИКТ технологий и ЦОР на повышение учебной и творческой мотивации обучающихся на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Винокурова Нина Борисовна

В сообщении содержатся основные аспекты применения ИКТ технологий и ЦОР на уроках русского языка в целях приобщения обучающихся к современным информационным технологиям. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Хиславичская СШ»

Сообщение на тему:

«Влияние ИКТ технологий и ЦОР на повышение учебной и творческой мотивации обучающихся на уроках русского языка»

Подготовила учитель начальных классов

Винокурова Нина Борисовна

2014-2015 учебный год

Задачи, стоящие перед современной начальной школой требуют совершенствования существующих и внедрения новых образовательных технологий. Преимущества использования ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) и ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) в обучении неоспоримы: это и возможность оперативного контроля знаний, и внесение элемента занимательности, повышающего интерес к обучению, и создание условий для индивидуальной работы, формирования навыка самоконтроля и самооценки. Применение электронных ресурсов органично сочетается с использованием проблемных, исследовательских, игровых методов обучения, позволяет оптимизировать возможности традиционных форм деятельности учащихся, что способствует развитию мышления и творческих способностей учащихся.

Учитель начальных классов уже сегодня может использовать информационно-компьютерные технологии во многих направлениях своей деятельности. Это и использование информационных ресурсов Интернет, и оптимизация работы по подготовке к урокам. Систематическое использование ИКТ  ЦОР позволяет:

  • сократить время на составление планов уроков, отчетов, анализов;
  •  быстро и качественно готовить и тиражировать дидактические пособия, раздаточный материал;
  • создавать задания для проверки и контроля усвоения материала;
  • оперативно обмениваться опытом работы и методическими материалами с коллегами.

Включение в учебный процесс цифровых образовательных ресурсов позволяет успешнее решать различные дидактические задачи, повысить учебную мотивацию учащихся и включить их в активную познавательную деятельность.

Процесс информатизации нашей школы обеспечил оснащение её современной компьютерной техникой, предоставил доступ к компьютерам педагогам и учащимся.

Занятия учащихся класса в кружке «Мой друг- компьютер» позволили им не только освоить навыки работы на компьютере, но и изменить отношение к нему как средству обучения, а не только как к развлечению.

Таким образом, сложились условия для активного использования возможностей ИКТ и ЦОР в образовательном процессе и в большей степени на уроках русского языка.

Изучению русского языка в начальной школе отводится одно из центральных мест, поскольку этот учебный предмет открывает ученику способность к усвоению других дисциплин. Для многих учащихся русский язык, а в частности его составляющая часть – изучение орфографии, является одним из самых сложных предметов. Поэтому возникла необходимость сформировать у детей заинтересованное отношение к процессу овладения орфографическими навыками и умениями, развивать у них познавательный интерес. Для эффективного обучения орфографии необходимо многократное и разнообразное использование наглядности на разных этапах работы над понятием, включение большого количества различных упражнений для закрепления навыка. С этой целью внедряются в учебный процесс электронные средства обучения.

На уроках русского языка компьютер используется как источник учебной информации, наглядное пособие, с качественно новым уровнем возможностей мультимедиа, тренажер, средство диагностики и контроля.

Включение в процесс обучения электронных динамических схем и моделей, таблиц, красочных иллюстраций и т.д., позволяет усилить продуктивность визуальной среды.

Практика работы с использованием компьютерных технологий определила несколько вариантов уроков с ИКТ и ЦОР.

Так, в демонстрационном режиме на уроке используется один компьютер и мультимедийный проектор, выводящий на экран нужную информацию, чаще всего в виде слайдов.

Для организации индивидуальной работы урок проводится с использованием персональных компьютеров.

Комбинированный режим позволяет сочетать эти формы работы на одном уроке.

Во время проектирования урока с применением компьютера важно продумать цель, задачи и целесообразность использования ИКТ ЦОР, структуру урока, формы организации деятельности учащихся и контроля усвоения материала.

При наличии цифровых образовательных ресурсов компьютерные технологии можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

В ходе изучения нового материала обычную доску заменяет электронный экран, учитель организует и направляет учебный процесс, а компьютер и проектор обеспечивают демонстрацию материала с помощью видеоряда, звука или текста. Использование видеотехнологии позволяет повысить роль наглядности, дает учащимся более полную и достоверную информацию об изучаемых процессах, включает их в активную работу.

На этапе закрепления, используя компьютер, можно проследить уровень усвоения учебного материала. Для этого класс обычно делится на группы каждая из которых работает в своем режиме.

При повторении, обобщении и систематизации знаний используются графические возможности компьютера, программы-тренажеры, которые помогают ученику самому определить степень усвоения материала, исправить ошибки.

При проверке и контроле знаний компьютерные технологии по сравнению с традиционным подходом имеют существенное преимущество, оценка становится более объективной.

К сожалению, для начальной школы качественных обучающих программ разработано недостаточно. В своей работе я пользуюсь цифровыми образовательными ресурсами по русскому языку, которые идут в комплекте с учебником. В комплект входят диагностические, коррекционные, проверочные тесты, диктанты и задания занимательного характера. Данная программа помогает реализовать дифференцированный и индивидуальный подход в обучении, каждый ученик работает в удобном для него режиме (фиксированный контроль, помощь, контроль), ритме (выполнив 1 тест, он может перейти к следующему). Материалы цифровых образовательных ресурсов можно использовать на этапе отработки знаний, умений и навыков, что значительно повышает качество обучения. Кроме того, есть тесты, охватывающие полный курс русского языка для начальной школы. Эти тесты представлены в электронном виде, что значительно облегчает проверку выполнения работы, позволяет использовать их многократно. Дети наглядно видят результат своей работы сразу же после ее завершения.

На уроке отработки умений ставить знаки препинания при однородных членах предложения ИКТ использовались как для индивидуальной, так и для фронтальной работы.

На основной части урока класс делится на две группы:

1 группа:

1. Работа в парах. 

Учащиеся выполняют работу на карточках, составляют предложения с однородными членами из предложенных вариантов.

Проверка выполнения работы, выбор лучших вариантов.

2. Индивидуальная работа.

Работа на карточках. Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами.

2 группа:

  1. Индивидуальная работа с ПК (персональный компьютер).

Учащиеся выполняют тест «Однородные члены предложения» в режиме «Фиксированный контроль» (нахождение предложений с однородными членами).

2. Выполнение теста «Знаки препинания в предложениях с однородными членами» в режиме «Контроль».

Через 10 минут группы меняются местами.

На этапе обобщения материала в работу включается весь класс. На экран подается изображение различных вариантов динамических моделей предложений с однородными членами. После фронтальной работы по обсуждению постановки знаков препинания высвечивается правильный вариант ответа. Затем учащиеся находят в своих карточках примеры предложений, соответствующие данной схеме.

Отличную  помощь оказывает компьютер в разработке уроков по развитию речи. Например, на уроке по теме «Сочинение по картине И. Шишкина «Рожь» использовалась энциклопедия «Кирилл и Мефодий», электронная презентация, включающая репродукции картин и информацию о творчестве художника. Мультимедийные возможности диска «Третьяковская галерея» позволили учащимся при рассмотрении картины прослушать интересную лекцию специалистов. Ребята узнали о художнике много нового, увидели его замечательные картины, включились в работу над сочинением с большим желанием и интересом.

На уроке по теме «Текст, тема, заголовок» для фронтальной работы использовалась электронная презентация, которая позволила моделировать текст, совершенствуя его.

При планировании занятий с использованием ИКТ и ЦОР важно в качестве структурной единицы рассматривать не один урок, взятый изолированно, а учебную тему, состоящую из нескольких уроков.

Внедрение информационных технологий в процесс обучения проводилось с учетом санитарно-гигиенических норм, что обеспечивает здоровьесберегающий режим обучения. Так, в течение недели количество уроков с применением ИКТ не превышало 3—4 уроков. Индивидуальная работа за компьютерами строго регламентировалась и составляла не более 10—15 минут. В течение урока проводились физкультурные минутки и зарядка для глаз. Кроме того, смена видов деятельности способствует снижению утомляемости учащихся.

Вывод. Я считаю, что возможность использовать ИКТ и ЦОР в процессе обучения помогает научить каждого ребенка, учитывая разный уровень обучаемости, свойства памяти, мышления и внимания. Использование ИКТ и ЦОР позволяет дифференцировать процесс обучения, например, учащиеся с более высоким уровнем развития могут при помощи компьютера углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной трудности.

Применение на уроке компьютера позволяет учителю за короткое время получать объективную картину уровня изученности по теме материала и своевременно скорректировать результаты. Таким образом, применение компьютера на уроках в начальной школе представляется целесообразным и перспективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние современных технологий на повышение учебной и творческой мотивации обучающихся

Описание   современных педагогических  технологий позволит  использовать их в своей учебной деятельности, что будет способствовать повышению  учебной и творческой мотивации об...

Влияние современных технологий на повышение учебной и творческой мотивации обучающихся

Перед каждым творчески работающим учителем непременно возникает множество проблем, над решением которых он трудиться порой всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам относится проблема развития ...

Влияние современных технологий на повышение учебной и творческой мотивации обучающихся

Использование современных образовательных технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса, повышают познавательный интерес...

Презентация "Влияние современных педагогических технологий на повышение учебной и творческой мотивации обучающихся"

Доклад на тему: Влияние современных педагогических технологий на повышение учебной и творческой мотивации обучающихся.Совокупность приёмов –область педагогического знания, отражающего характерис...

Презентация «Влияние современных педагогических технологий на повышение учебной и творческой мотивации обучающихся».

laquo;ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»....