Портфолио как средство мотивации личностного развития общающегося.
статья на тему

Кардакова Наталья Владимировна

Выступление. Портфолио как средство мотивации личностного развития обучающегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio_uchenika_nachalnoy_shkoly.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио ученика начальной школы,

как средство мотивации личностного развития.

(Выступление на МО)

Идея портфолио индивидуальных учебных достижений учащихся становится все более популярной.

Что стоит за сухой отметкой, выставленной в дневнике? Можно ли разглядеть за ней личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал? Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося; историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет. Важно, что внимание концентрируется не только на результате деятельности, но учитывается и пройденный учеником путь, то, каким образом он работал над достижением результата, а также его субъективная оценка проделанной работы.

Начиная работу над составлением портфолио, мы вряд ли представляли, каким будет результат. Однако основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах обозначили следующее:

– создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

– максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни;

– развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

– формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

– формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

– приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);

– формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Портфолио в начальной школе, прежде всего должна носить обучающий характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность.

Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика  в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Функции портфолио:

- Диагностическая - фиксирует изменения, и рост за определенный период времени.

- Целеполагания - поддерживает учебные цели ученика.

- Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых учеником работ.

- Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году.

- Мотивационная - поощряет результаты деятельности учащихся, преподавателей и родителей.

- Рейтинговая - показывает диапазон навыков, умений, использование приобретенного опыта.

Создание Портфолио – это увлекательная совместная кропотливая работа детей и их родителей, под руководством учителя. К созданию его следует отнестись внимательно и серьезно – ведь это лицо  ребенка. 

Портфолио может состоит из  6  разделов:

1 раздел: «Здравствуйте, это Я!» ознакомительный, в котором ребенок рассказывает о себе (красиво оформленный титульный лист с фотографией ученика, а также данные об учебном заведении, в котором он учится, вкладываются  всевозможные открытки и поздравления, подаренные первокласснику к началу учебного года, «Мое имя, характер» ребенок дает  расшифровку своего имени (происхождения, значение), кто и почему именно так его назвал, «Моя рука в первом классе» обводит свою ладошку и на каждом обрисованном пальчике пишет то, что он думает о себе, какой он (добрый, ласковый и т.д.), «Мой знак зодиака» рисует  или находит информацию о своем знаке зодиака и описывает его, «Мои друзья», пишется небольшое сочинение о своих друзьях, какие они, чем любят заниматься. Если есть фотографии, то прикладываются, «Моя школа» включает в себя фотографию школы, описание, когда и кем была построена, сколько человек в ней учится, имя директора, эмблему, гимн,  «Мои педагоги» -  предметы и ФИО педагогов, если есть, их фотографии, описывается характер, внешние данные учителя (добрая, высокая и т.д.), мой любимый предмет и любимый преподаватель, «Мой класс» – фотография всего класса, ниже список детей,  «Расписание уроков» - уложенное в файл красиво оформленное расписание уроков (можно вложить готовый шаблон) для 1 класса, в последующие годы прибавятся расписания  2, 3 и 4 классов,  «Кем я буду, когда вырасту» - здесь ребенок пишет о своей будущей профессии, и почему он выбрал именно ее.

2 раздел: «Мои достижения» включает в себя накопление грамот, сертификатов, дипломов, похвальных листов.

3 раздел: «Мои проекты», вкладываются наиболее интересные проекты выполненные обучающимся за год по предметам.

4 раздел «Моя учеба» посвящен школьным предметам и заполняется  написанными контрольными и проверочными работами и тестами, а  также красивыми рисунками, докладами, собираются из таблицы, графики, показывающих динамику обучения письму, скорости чтения и навыкам счета, листы сформированности УУД, учебных достижений и общеучебных достижений.

5  раздел «Мое творчество» заполняется рисунками, поделками, фотографиями поделок.

6 раздел: «Отзывы и пожелания», отражается отношение обучающегося к участию в классных и общешкольных мероприятиях, пишутся отзывы и пожелания учителя, родителей и одноклассников.

Также можно включить в портфолио такие разделы:

 

- Раздел «Наши праздники и мероприятия» состоит из фотографий праздников и мероприятий (например, чаепития, экскурсий) и комментариев к ним: когда состоялся праздник и какое я принимал в нем участие.

- Раздел «Моя общественная работа»  включает всю деятельность ученика, кроме учебной (участие в различных мероприятиях, рисование газет, посадка растений на школьном дворе, субботник и т.д.).

- Раздел "Коллектор” содержит материалы, авторство которых не принадлежит самому автору. Это могут быть материалы, которые предложены ученику педагогом (памятки, схемы, списки литературы), найденные учеником самостоятельно (ксерокопии статей, материалы периодических изданий, иллюстрации) или материалы товарищей по группе.

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

С  помощью портфолио ученика решаются задачи развития мышления и воображения, повышения уровня мотивации школьников в процессе их творческой деятельности, поиска одарённых детей и создания условий для их самореализации.

Однако необходимо помнить, что составление портфолио - не гонка за дипломами и всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.

Широта сферы применения портфолио ученика в учебно-воспитательной работе делает его востребованным педагогическим и методическим инструментом, в частности – при организации обучения учащихся начальных классов основам проектной деятельности.

         Дети учатся замечать собственные успехи, а  следовательно саморазвиваются и самореализуются; школьники, которым трудно учиться, могут преуспевать в других видах деятельности, а, значит, повысить самооценку и успешно социализироваться в классном коллективе.

         Родители, раскрывая талант ребенка, постепенно и целенаправленно могут помочь своим детям стать специалистами в той или иной области.        

Классный руководитель поддерживает ситуацию успеха, оказывает педагогическую помощь конкретным детям.

         Таким образом, совместная деятельность всех участников образовательного процесса определяет зону ближайшего развития каждого ребёнка.        

Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии личностно-ориентированного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное портфолио, как средство мотивации личностного развития первоклассника

УЧЕБНЫЕ ПОРТФОЛИО– форма контроля и оценки достижений учащегося, средство мотивации личностного развития.Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деят...

Портфолио как средство мотивации личностного развития учащихся.

С 2011-2012 учебного года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт. Одной из отличительных особенностей нового стандарта является пои...

Портфолио как средство мотивации личностного развития

Средством, фиксирующим результаты индивидуальных достижений школьников в широком образовательном контексте, является, в том числе,  и ученический портфолио.Основной смысл портфолио: «Показать всѐ...

Портфолио как средство мотивации личностного развития

Средством, фиксирующим результаты индивидуальных достижений школьников в широком образовательном контексте, является, в том числе,  и ученический портфолио.Основной смысл портфолио: «Показать всѐ...

Портфолио как средство мотивации личностного развития ребёнка

Материал содержит выступление   и презентацию для родительского лектория по теме "Портфолио..."...