Проведение педагогической диагностики стартовой готовности как одно из условий успешного обучения
статья (1 класс) на тему

Людмила Микрюкова

Статья описывает проведение педагогической диагностики стартовой готовности, которая проводится в начале школьного обучения. Для диагностики использован комплект Битяновой М. Р. "Школьный старт".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shk_start_konk.docx74.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Проведение педагогической диагностики стартовой готовности

как одно из условий  успешного обучения

Микрюкова Людмила Алексеевна

учитель начальных классов

                                                                                                 МАОУ СОШ №1  

                                                                       

г. Чайковский

2012 г.

Пояснительная записка

Школьные годы – долгая дорога человека к знанию, пониманию мира и  общества. К самому себе. Дорога сложная, требующая желания и старания от того, кто по ней идет. А так же понимания и профессионализма от того, кто ведет и сопровождает. На этом пути значим каждый шаг. Особенно – первые шаги.

Первые шаги связаны с проблемой готовности ребенка к школе. Этот вопрос волнует и будущего ученика (смогу ли я учиться?), и родителей (хорошо ли ему будет в школе?), и педагога (смогут ли мои ученики  научиться всему, чему нужно?). Традиционно, когда говорят о готовности ребенка к школе, подразумевают психологическую готовность. По мнению кандидата психологических наук, директора Центра психологического сопровождения образования М.Р. Битяновой,  этого не достаточно  для определения перспектив обучения конкретного ребенка и класса в целом, поскольку психологическая готовность  не предлагает оценки целого ряда показателей. Сумму таких показателей Р.М. Битянова  называет «педагогической готовностью».

        Педагогическая готовность – это совокупность умений (то есть, владения способами действия, мышления, общения), которые позволяют ребенку успешно осваивать учебный материал, подаваемый определенным образом, и включаться в образовательные ситуации, которые создает для него педагог. При упоминании совокупности умений речь не идет об умении читать или считать. Речь идет о различных способностях  метапредметного характера.

        Психологическая и педагогическая готовность взаимно дополняют друг друга и дают общее видение перспектив обучения и развития ребенка в конкретной образовательной среде. При качественном проведении педагогической и психологической диагностики появляется возможность максимально настроить образовательный процесс на каждого конкретного ученика, усилить положительное влияние той или иной образовательной системы.

        При поступлении ребенка в первый класс в нашей школе психологическая диагностика проводится для всех первоклассников. Педагогическая диагностика проводится только в виде тестов в сентябре. Но этот тест не дает исчерпывающей информации о стартовых возможностях ребенка.

        Федеральный государственный образовательный стандарт  ориентируется на предметные, метапредметные и личностные результаты. Для меня, как для учителя начальных классов, встал вопрос: как отслеживать метапредметные и личностные результаты? Я работаю по системе Занкова.  Группа ученых  Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», г. Москва Т.В. Беглова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая

 под  руководством к. п. н. М.Р. Битяновой, проанализировав УМК  системы Занкова, предложили разработки и описание программы диагностики и оценки педагогической готовности ребенка к обучению в первом классе.

        Данная программа позволяет  получить достоверную информацию о готовности ребенка успешно обучаться и выходить на качественный образовательный результат 1 класса (программа психолого - педагогической диагностики готовности к школе). В дальнейшем данная информация может быть использована для того, чтобы:

  1.  Обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка за счет планирования  темпа прохождения и уровня сложности программы
  2.  Создать психолого-педагогические предпосылки для развития универсальных учебных действий и, соответственно, выхода на качественные метапредметные и личностные образовательные результаты
  3.  Осуществить коррекцию форм и методов обучения класса в целом с учетом уровня готовности по отдельным блокам умений
  4.  Спланировать индивидуальную педагогическую работу с   детьми
  5.  В случае необходимости получить консультацию по вопросам обучения детей у профильных специалистов.

        Какие же умения входят в педагогическую готовность? Экспертиза учебников 1 класса по системе Занкова позволила авторам УМК выявить базовый набор умений, которые важно развить у ребенка с самых первых дней обучения. Эти умения:

- обеспечивают понимание материала учебника и инструкций учителя,

- позволяют включиться в учебный диалог на уроке,

- помогают организовать деятельность на уроке и др.

- своевременная диагностика таких умений позволяет учителю «настроить» учебный процесс на индивидуальный уровень готовности каждого ученика и класса в целом.

- с первых дней обучения создаются комфортные условия для достижения образовательных результатов, соответствующих ФГОС НОО.

         Всего выделено 17 умений. Они сгруппированы в блоки «наблюдательность», «Мыслительные способности», «Контрольные умения», «Коммуникативные умения» и «Личностная готовность». В методическом пособии для учителя даны развернутые характеристики каждого умения.

Познакомившись с методическими рекомендациями к программе диагностики "Школьный старт", решила применить эту программу в работе с первым классом.

Стартовая готовность - это совокупность умений (то есть владение способами действия, мышления, общения), которые позволяют ребенку успешно осваивать учебный материал, подаваемый определенным образом, и включаться в образовательные ситуации, которые создает для него педагог.

      Сумму этих умений составляет инструментальный компонент стартовой готовности к систематическому обучению. Он отражает, в какой мере ребенок оснащен специальными инструментами переработки учебной информации (умениями или способностями). Эти умения обеспечивают эффективность учебных наблюдений и решение логических задач (сообразных возрасту, разумеется), учебное сотрудничество и диалог детей, первичный контроль своих действий.

        Не менее важны показатели личностного компонента стартовой готовности, которые характеризуют отношение ребенка к учению: является ли знание и сам процесс познания ценностью для ребенка. Умения, составляющие инструментальный компонент стартовой готовности, особенно важны в начале обучения. Вместе с тем они являются важной предпосылкой формирования универсальных личностных и метапредметных учебных действий.

   Развитие умений, входящих в блоки «наблюдательность» и «мыслительные способности», создает важнейшие предпосылки для формирования познавательных УУД. «Контрольные» умения составляют основу формирования регулятивных УУД.

        Коммуникативные умения, входящие в инструментальный компонент стартовой готовности, и личностный компонент также соотносятся с образовательными результатами 1 класса и всей начальной школы.

       Цель диагностики: определить уровень готовности каждого ребенка к освоению учебной программы и достижению образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО.

        Результаты:

- получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться;

- создать основу для развития универсальных учебных действий;

- обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка;

- подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с  детьми.

       

Методика проведения

Для определения уровня готовности я использовала педагогическую диагностику «Школьный старт»  под редакцией М. Р. Битяновой, которую провела на  3-4 неделе сентября (в течение 10 дней). Именно в это время можно получить достоверные результаты.

Диагностика разработана с расчетом на то, что задания предъявляются всему классу, выполняются в письменном виде под руководством учителя. В помощь учителю разработаны методические рекомендации. Они предоставляют всю необходимую информацию: цель задания, инструкцию, время выполнения, советы, что делать в тех или иных непредвиденных ситуациях, как реагировать  на вопросы детей и т. д.

Задания предъявляла ежедневно на 2 или 3 уроке в течение 5-10 минут. Перед выполнением задания давала детям инструкцию. Такая же инструкция продублирована в рабочей тетради для читающих детей.

Для каждого показателя разработано свое задание, по результатам выполнения которого можно судить о сформированности того или иного умения.

    Число заданий соответствует числу показателей. Необходимо выполнять задания в той последовательности, в  какой они предложены.          

Каждый  ребенок  работал в индивидуальной рабочей  тетради   «Школьный старт» авторы Беглова Т. В., Битянова М. Р., Меркулова Т. В., Теплицкая А. Г.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

     Для того чтобы облегчить восприятие ребенком материала, разные задания расположены на отдельных страницах. Часть из них непосредственно взята из учебников первого класса или сделана по аналогии. Задания выстроены        на основе  цветных рисунков, что облегчает  их восприятие ребенком.

Обработка  результатов диагностики

               Процедура обработки результатов диагностики  максимально проста. Все                                          данные занесла в 2 сводные таблицы, что в дальнейшем позволило  использовать их для качественного педагогического анализа.

    Обработку результатов выполнения заданий осуществляла на основе таблиц «Оценка», которые содержатся в описании каждого задания. Ребенок получает от 0 до 2 баллов, которые в дальнейшем суммировала и занесла в таблицу (См. Приложение 1). Все полученные цифровые данные перевела в уровни.

  Все способы перевода цифровых данных в уровни представлены в таблице 1.

Таблица 1. Способы перевода цифровых данных в уровни

Диагностические показатели

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Для конкретного ребенка

Конкретные умения № 1-17

2

1

0

Инструментальный компонент готовности

30-21

20-10

9-0

Личностный компонент готовности

4-3

2

1-0

                Однако для проведения качественного анализа данных  подготовила еще одну таблицу. В ней учеников объединила в группы на основе уровня развития сразу двух обобщенных показателей: инструментального и личностного компонента готовности. В каждую ячейку внесла фамилии учеников. В целом эта таблица имеет следующий вид:

Таблица 2. Качественный анализ диагностики

Личностная готовность

Инструментальная готовность

Высокий уровень

Средний уровень

Низхий уровень

Высокий уровень

ФИО ФИО ФИО

ФИО ФИО ФИО

ФИО ФИО ФИО

Средний уровень

ФИО ФИО ФИО

ФИО ФИО ФИО

ФИО ФИО ФИО

Низкий уровень

ФИО ФИО ФИО

ФИО ФИО ФИО

ФИО ФИО ФИО

Результаты диагностики стартовой готовности  к успешному обучению, полученные мной, в общем виде выглядят так:

Сводная таблица данных диагностики «Школьный старт» 2011г.

ФИО ребенка

Инструментальная готовность

Личностная готовность

Доп-но

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Z-1

16

17

Z-2

1

2

30

А

Высокий уровень, %

100

83

96,7

93,3

90

86,7

63,3

76,7

96,7

93,3

10

63,3

86,6

16,7

90

90

43,3

70

Б

Средний уровень, %

-

17

3,3

-

10

13,3

33,3

23,3

3,3

6,6

56,7

33,3

3,3

26,7

-

10

26,7

26,7

В

Низкий уровень, %

-

-

6,7

-

-

3,3

-

-

-

33,3

3,3

10

56,6

10

-

30

3,3

Таблица. Качественный анализ диагностики «Школьный старт» 2011г.

Личностная готовность

Инструментальная готовность

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

20 человек

1 человек

Средний уровень

8 человек

Низкий уровень

1 человек

Для каждого ребенка составила карту, в которую занесла результаты тестирования. ( См. Приложение 2)

После анализа результатов составила индивидуальную программу для каждого ребенка. ( См. Приложение 3)

 Результаты

         Итак, 20 человек из класса показали высокий уровень инструментальной и личностной готовности. Это личностно зрелые дети, ценностно ориентированные на познание, к тому же – инструментально готовые к обучению на высоком уровне сложности, что очень важно для системы развивающего обучения Л. В. Занкова.

        В дальнейшем этим детям необходима поддержка познавательной активности, обучение с опорой на сложный материал, передача роли консультанта или эксперта, проба сил на марафонах, олимпиадах и внешних конкурсах.  

        Один ребенок показал высокую инструментальную и низкую личностную готовность. Работу с таким ребенком нужно вести аккуратно, избегая ситуаций стресса, высоких требований к темпу, объему заданий. Рекомендована консультация психолога, проведена беседа с родителями, на уроках предлагаю дифференцированное выполнение заданий, веду работу по формированию личностных УУД.

       У одного ребенка низкий уровень инструментальной и высокий личностной готовности. Это не слишком часто встречающийся вариант, позитивный случай, когда в развитии инструментальных навыков можно опереться на желание и стремление самого ребенка, его интерес. Вероятность быстрого исправления ситуации повышается.

        Выявлена группа детей  (8 человек) со средним уровнем личностной готовности. Это говорит о том, что ценностное отношение к познанию и учебной деятельности, эмоционально-положительное отношение к школе, преодоление познавательной трудности, поиск истины находятся в стадии формирования. Эти дети послушны, они стараются быть хорошими в глазах взрослого, подстраиваются  под непростой, не всегда эмоционально привлекательный и физически затратный процесс обучения. Этим детям необходимо почувствовать свою значимость, полноценно задействовать их в процессе обучения. Иначе ребенок понесет большие эмоциональные и физические затраты.

       Проведенная диагностика стартовой готовности помогла мне

- получить достоверную информацию о том, готов ли каждый ребенок успешно учиться, а также и класс в целом,

- определить уровень сформированности  умений, необходимых для развития  универсальных личностных и метапредметных  учебных действий;

- обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка;

- подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и  индивидуализировать процесс обучения.

        Данная программа – это только начало системы диагностической работы. В условиях внедрения новых образовательных стандартов систематическое отслеживание качества работы необходимо. В ноябре 2011 года результаты диагностики «Школьный старт» я озвучила на заседании ПМПк, нашли точки соприкосновения работы с психологом. На родительском собрании, посвященном периоду адаптации первоклассников, рассказала  родителям о проведенной работе, наметили совместные шаги оказания помощи детям. В результате чего составлена программа работы с детьми.

         Эта работа имеет свое продолжение. В настоящее время разработан учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать», который является продолжением программы «Школьный старт» и представляет собой программу педагогического мониторинга развития универсальных учебных действий учащихся 1–4 классов. В программе реализуется комплексный психолого-педагогический подход к отслеживанию и оценке процесса развития ребенка с первых недель его обучения в начальной школе и до конца 4 класса. Это огромная помощь нам, учителям, в проведении мониторинга, которой я непременно воспользуюсь и рекомендую использовать учителям, работающим по развивающей системе Занкова, а также она может быть полезна педагогам, использующим различные УМК, и  школьным психологам.  

     

Дидактические материалы

     Схема 1. Диагностика стартовой готовности ребенка к успешному обучению: основные параметры

Таблица 2. Показатели стартовой готовности ребенка к обучению

Показатель (умение ребенка)

Учебный смысл умения

Примеры формулировок учебных заданий, виды заданий в учебниках 1 класса

Наблюдательность

Инструментальный компонент

1.Воспринимать знакомый объект как целое в условиях фрагментарного предъявления

В   процессе   формирования образа буквы, цифры, слова ребенок    будет    выполнять

различные задания, предполагающие  узнавание  и  достраивание этого образа до целого. Для того, чтобы успешно справляться с такими   заданиями   (даже   если ребенок хорошо знает,  как выглядит буква или цифра в   целом   своем   виде),   ему потребуется данное умение

«Дорисуй предмет»,

«Допиши

букву»,

«Дорисуй

цифру»

2. Выделять из потока   информации   отдельные детали исходя из поставленной задачи

В первом классе ребенку будет предложено большое количество заданий, построенных   на   поиске   «спрятанных»   в  картине предметов или живых существ,  чтобы

ребенок    научился    вычленять в сложном образе детали,  ориентируясь  на инструкцию взрослого (в дальнейшем - на условия задачи или учебную цель).

Кроме того,  в первом классе это  умение  понадобится ребенку     при     выполнении

заданий,   направленных   на формирование образа буквы и   цифры.   Без   них   трудно

обойтись, так как они помогают ребенку запомнить зрительное начертание нужных

знаков

«Найди и напиши

буквы»,

«Сколько на рисунке пешеходов?»

и пр.

3. Видеть

существенные

признаки

в образе воспринимае-

мого объекта

Узнавание знакомого предмета,   явления   в   схематическом   образе   по   существенным признакам — важная предпосылка успешного обучения. Именно на основе этого умения  будет развиваться   образно-логическое мышление,  которое в свою очередь невозможно без способности  ребенка  удерживать существенные признаки    создаваемого    объекта в   самых   разных   схематических   и   художественных изображениях

«Кто/Что

изображено

на рисунке?»,

«Сложи сову

из бумаги,

сделай волка

из коробки»

4.Придерживать-ся заданной последовательнос-ти

в процессе

наблюдения

В     процессе     выполнения заданий  исследовательского типа ребенку важно выработать определенную стратегию наблюдения (порядка,    направления,    логики и   т.д.)   и   придерживаться ее. Это позволяет ему получать разнообразную и значимую     для     дальнейших логических выводов информацию.  Данное умение является предпосылкой важной    учебной    способности подчинять свое восприятие определенной задаче, вырабатывать стратегию наблюдения,  адекватную учебной задаче

«Рассмотри

рисунок и скажи»,

«Что можно узнать, "читая" эти рисунки? »

5. Опираться

на зрительный

образ для удержания

в памяти учебной

информации

В    учебниках    встречается много   заданий,   построенных по принципу:  «Смотри на   картинку   (или   наблюдай)» или  «Слушай меня». Сначала учитель предлагает ребенку   соотносить   новое знание,  которое он излагает, со зрительными образами.  Затем ребенку предлагается воспроизвести услышанное.   При   этом  у  него есть возможность опираться на тот же образ. Такие задания   очень   важны,   так как они, выражаясь психологическим   языком,   учат ребенка опосредовать свою память. Тем самым возрастает  способность  к  произвольному запоминанию

«Посмотри

на рисунок

и вспомни...»

Мыслительные способности

6. Устанавливать отношения типа

«род-вид» между

понятиями

Значение этих умений трудно переоценить, так как без них невозможно ни постижение  природных  закономерностей,   ни   практическая деятельность на уроках технологии,  ни   успешное освоение   правил   русского языка или     математики.

С первых же недель обучения ребенок должен соотносить явления или предметы по   определенным   признакам,    группировать,    обобщать   и   делать   обоснованные выводы. Многие логические умения формируются   педагогом   в   процессе обучения. Однако есть умения, на которые он опирается при выполнении заданий,  считая их сформированными    ранее.    Данные умения - обязательная основа успешного  выполнения таких заданий

«Объедини

в группу»,

«Дополни каждую группу»,

«Какой пред-

мет лишний?»

Инструментальный компонент

7. Устанавливать логические связи типа «причина - следствие» между явлениями

«Что было

сначала? »,

« Понаблюдай

и сделай

вывод»

8. Устанавливать количественные

отношения типа

«больше-

меньше» между

объектами

и явлениями

«Определи,

чего больше»,

«Сравни»

9.Выделять объекты из множества других и

объединять их

в соответствии

с поставленной

задачей

«На какие

группы можно

разделить

предметы?»,

«Раздели на разные группы»      

10. Оперировать

информацией с помощью образа, слова, схемы и знаков

при выполнении

учебных заданий

Успешность   освоения   тех или иных знаний или способов   действия   возрастает, когда ребенок приобретает их или учится применять с  опорой  на разный «язык»: слово, знак, схематический  рисунок,   образ. Поэтому в учебниках предлагаются задания,  в которых дети  должны  быстро переходить с одного способа представления информации на другой внутри одного и того же задания.

«Прочитай

"рассказ

в картинках"»,

«Расшифруй »,

«Нарисуй

пример в виде

схемы»

11. Видеть закономерность в изучаемой информации

Умение  обеспечивает возможность  делать выводы на основе имеющейся информации и осуществлять прогнозы. Если ученик увидел закономерность, он сможет ее воспроизвести, продолжить, выполнить предлагаемое учебное действие

«Продолжи узор», «Продолжи ряд», «Найди закономерность»

12.Анализиро-вать  объекты и обнаруживать в них существенные признаки понятий

Обучение в школе построено на слове, понятии. В самом начале 1 класса еще есть опора на образ предмета или явления, но с каждым днем роль понятийного мышления и слова будет возрастать. Для того чтобы облегчить переход от образа к слову, в учебнике ребенку предлагаются задания, построенные на узнавании и обозначении словом (понятием) различных явлений и предметов. Чтобы выполнить такие задания, ребенку необходимо вычленить в воспринимаемом объекте существенные признаки и на их основе соотнести объект со словом, его обозначающим. Если ребенку трудно анализировать воспринимаемый объект с точки зрения существенных признаков, он будет ошибаться в обозначении его словом.

Данное умение является предпосылкой для развития более сложных умственных способностей: подводить под понятие на основе выделения существенных признаков и их обобщения, а также давать определения понятиям.

« Соедини слово (понятие) и рисунки, к которым эти слова относятся», «Определи, о чем идет речь», «Отгадай загадку»

Инструментальный компонент

Контрольные (коррекционные) умения

13. Соотносить результат с образцом

и устанавливать несоответствия

Лежит в основе умения анализировать свою работу и находить в ней ошибки. Является предпосылкой контрольно-оценочной деятельности. В основе этого умения лежит произвольное внимание и способность к анализу

«Сравни с образцом и найди ошибки»,

«Подчеркни такие же буквы, но маленькие», «Исправь опечатки»

14. Следовать инструкции при выполнении учебных

действий

Четкое следование  инструкции - основа любого обучения. Ученик должен понять смысл задания и удерживать заданную последовательность действий до достижения результата.  Является основой более сложного умения - выполнения  задания  по  алгоритму

«Выполни в заданном порядке»,

«Следуй

инструкции»,

«Соедини

буквы так же,

как на образце»

Коммуникативные умения

15. Использовать речь взрослого как источник  информации

при выполнении учебных заданий

Ребенок    должен    использовать коммуникативную ситуацию на уроке для  получения    учебной    информации. Источником информации является не только педагог, но и    одноклассники.    Научившись ориентироваться на речь взрослого, ученик может переходить   на   новый,    более сложный уровень – учебное взаимодействие со сверстниками. Чтобы ребенок научился оперировать учебной информацией,   полученной   от сверстников, сначала он должен овладеть этим умением по отношению к взрослым

«Послушай

рассказ и сделай

выводы»

Личностный компонент

16.Иметь позитивное эмоционально-ценностное отношение к учебной деятельности

Интерес ребенка к школе может поддерживаться многими факторами: общением со сверстниками и учителем, игровыми моментами, красивыми школьными принадлежностями и пр. Однако занять позицию ученика, а в будущем стать субъектом учебной деятельности, можно лишь при условии позитивного эмоционально-ценностного отношения к учебе. Этот показатель готовности является залогом успешного обучения в школе

«Что тебе больше всего нравится в школе?», «Что сегодня было самым интересным?»

17.Иметь мотивационную готовность  выполнять учебные задания высокого уровня сложности

Высокий уровень сложности заданий поддерживает интерес ребенка к учебному процессу. Есть категории детей (тревожные, неуверенные), которые чувствуют дискомфорт в ситуации предъявления таких заданий. Эти дети нуждаются в особой поддержке педагога, помогающей им преодолеть страх, неуверенность. (Этот показатель готовности крайне важен, так как одним из дидактических принципов системы развивающего обучения Л. В. Занкова является обучение на высоком уровне сложности с соблюдением меры трудности.)

«Если хочешь, можешь выполнить и такое задание»

Таблица 3. План проведения диагностики

День

Показатель (умение ребенка)

Страница в тетради

Формулировка задания

1

Умение воспринимать знакомый объект как целое в условиях фрагментарного предъявления

2

Художник не дорисовал предметы, буквы и цифры. Рассмотрите все рисунки и дорисуйте их.

Умение выделять из потока   информации   отдельные детали исходя из поставленной задачи

Мотивационная готовность  ребенка  выполнять учебные задания высокого уровня сложности

3-5

В этом задании вам нужно будет найти на рисунке цифры и обвести их. Можно выполнить простой или сложный вариант этого задания. Если хотите выполнять простое задание, поставьте «галочку» в квадратик возле цифры 1, а если сложное – возле цифры 2.  Теперь переверните страницу, выполните тот вариант задания, который выбрали. Найдите на рисунке цифры 1, 4, 5, 8 и обведите их.

2

Умение видеть существенные признаки в образе воспринимаемого объекта

6

Рассмотрите рисунок. В левом столбце - поделки, а в правом  – фотографии животных. Соедините стрелкой поделку слева и соответствующую ей фотографию в правом столбике.

Умение придерживаться заданной последовательности в процессе наблюдения

7

Посмотрите на картинку. Девочка Эля попала в волшебный лес. В нем растут грибы и ягоды. В лесу много разноцветных дорожек. Помогите Эле собрать грибы. Идти надо только по оранжевой дорожке. Обведите все грибы, которые  растут рядом с ней.

3

Умение опираться на зрительный образ для удержания в памяти учебной информации

8,13

Обведите красной линией герб города Цветущий сад, синей линией – герб города Умник.

4

Умение  устанавливать отношения типа «род-вид» между понятиями

9

Разложите предметы в подходящие для них чемоданы. Нарисуйте в желтом чемодане еще один предмет.

5

Умение  устанавливать логические связи типа «причина - следствие» между явлениями

10

Рассмотрите  рисунки. Установите, что было вначале, а что потом. Если художник изобразил события в правильном порядке, обведите «плюс», если порядок неправильный – «минус».

Умение  устанавливать количественные отношения типа «больше - меньше» между  объектами и явлениями

11

Сравните, где предметов больше, а где – меньше, обведите соответствующую цифру.

6

Умение  выделять объекты из множества других и объединять их

в соответствии с поставленной задачей

12

Рассмотрите картинку.

Возьмите синий карандаш. Соедините синей линией голубые игрушки.

Возьмите желтый  карандаш. Соедините желтой линией мягкие  игрушки.

Возьмите зеленый  карандаш. Соедините зеленой линией предметы для спорта.

Умение  оперировать информацией

с помощью образа, слова, схемы и знаков при выполнении учебных заданий

14

Определите, какая схема подходит к предложению: «Мальчик дает собаке косточку».

Рассмотрите флажковую азбуку. Какая букву обозначает каждый знак? Расшифруйте слово.

7

Умение  видеть закономерность в изучаемой информации 

Мотивационная готовность  ребенка  выполнять учебные задания высокого уровня сложности

15-17

В этом задании вам нужно будет продолжить узоры. Можно выполнить простой или сложный вариант этого задания. Если хотите выполнять простое задание, поставьте «галочку» в квадратик возле цифры 1, а если сложное – возле цифры 2.  

Теперь переверните страницу, выполните тот вариант задания, который выбрали. Продолжите узоры.

8

Умение  анализировать  объекты и обнаруживать в них существенные признаки понятий

18

Рассмотрите картинки.  Сейчас я буду называть разные признаки, которые есть у всех этих объектов или у некоторых из них. Вам надо поставить «галочку» под картинкой с изображением предметов, у которых есть указанный признак.

Умение  соотносить результат с образцом и устанавливать несоответствия

19

Посмотрите на домик-образец. Он изображен в рамке. Элю попросили нарисовать точно такие же домики, как на образце.

Вот  что она нарисовала. Какие домики отличаются от образца? Подчеркните домики, которые отличаются от образца.

9

Умение  следовать инструкции при выполнении учебных действий

20

Посмотрите на образец. Он нарисован в квадрате. В нем с помощью стрелок показано, как нужно соединять буквы. Ниже в рамках нарисованы такие же буквы.  Нарисуйте стрелки в том же порядке, что и на образце.

10

Умение использовать речь взрослого как источник информации при выполнении учебных заданий

21

Послушайте рассказ про ежика.  Обведите две картинки, на которых нарисована любимая пища ежика.

Позитивное эмоционально-ценностное отношение к учебной деятельности

22

Дети знакомятся с Зайкой  и от его имени дают эмоциональную оценку различным ситуациям урока.

 

Приложение 1.

 Сводная таблица данных диагностики

ФИО ребенка

Инструментальная готовность

Личностная готовность

Доп-но

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Z-1

16

17

Z-2

1

2

30

А

Высокий уровень, %

Б

Средний уровень, %

В

Низкий уровень, %

Приложение 2.

Индивидуальная карта.

Фамилия, имя    *****  *******        *******

МАОУ СОШ №1  класс 1 «б»

Название

Класс

Дата

Инструментальная готовность

Личностная готовность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Z-1

16

17

Z-2

Диагностика стартовой готовности

1

Сентябрь 2011г.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

2

0

2

27

1

0

1

1

Апрель2012

2

Апрель 2013

3

Апрель 2014

4

Апрель 2015

Выводы по диагностике :

1 класс. Сентябрь 2011 года

Высокий уровень инструментальной готовности и низкий уровень личностной готовности

Рекомендации:

-консультация психолога

- беседа с родителями

- создание ситуации успеха

 

     

Приложение 3.

Индивидуальная  программа

Фамилия, имя    *****    ********   ***********

№п/п

Мероприятие

срок

ответственный

Отметка о выполнении

1

Консультация психолога

Посещение индивидуальных консультаций

1 полугодие

Кл. руководитель

2

Беседа с родителями

Октябрь - ноябрь

Кл. руководитель

3

Дифференцированные задания на уроке

В течение года

Кл. руководитель

4

Создание ситуации успеха

В течение года

учитель

5

Выбор занятия по внеурочной деятельности (по интересам)

1 полугодие

Родители

5

Работа по формированию личностных УУД: самоопределения, смыслообразования

В течение года

Кл. руководитель

 

Литература

Т. В. Беглова, М. Р. Битянова, Т. В. Меркулова, А. Г. Теплицкая. Методические рекомендации к рабочей тетради «Школьный старт». Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе / Под ред.  М. Р. Битяновой.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

Т. В. Беглова, М. Р. Битянова, Т. В. Меркулова, А. Г. Теплицкая.

Школьный старт.  Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе: Рабочая тетрадь для первоклассников. / Под ред.  М. Р. Битяновой.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

Программы по основным предметам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе

Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе...

Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе

Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе...

Диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе ( презентация)

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮНачало школьного обучения и в сознании педагогови родителей будущего первоклассника традиционно связано с проблемой готовности. Редкий родитель не задается вопросом, г...

Результаты педагогической диагностики стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе

Результаты педагогической диагностики стартовой готовностик успешному обучениюв начальной школе...

Педагогическая диагностика стартовой готовности к обучению в школе "Хочу, Могу, Действую"- 1 класс

Педагогическая диагностика стартовой готовности к обучению в школе "Хочу, Могу, Действую"- 1 класс...

Диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе

Виды мониторинга стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе...