Главные вкладки

    Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе на уроках и во внеурочное время.
    проект (4 класс) на тему

    Макарова Галина Владимировна

    Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно - познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы. Этот результат называется проект.

    Учебный проект - это и форма организации учебного процесса, это и метод обучения, который может применяться на уроке и во внеурочное время. В учебном проекте ученики работают самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности  умений и навыков проектной деятельности.

      Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей:

    - самостоятельно мыслить;

    - находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей знаний;

    - способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения;

    -сформировать  умения устанавливать причинно - следственные связи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proektno.docx16.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе на              уроках и во внеурочное время.

    Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно - познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы. Этот результат называется проект.

    Учебный проект - это и форма организации учебного процесса, это и метод обучения, который может применяться на уроке и во внеурочное время. В учебном проекте ученики работают самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности  умений и навыков проектной деятельности.

      Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей:

    - самостоятельно мыслить;

    - находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей знаний;

    - способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения;

    -сформировать  умения устанавливать причинно - следственные связи.

    Проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

    Проектная деятельность  обеспечивает развитие следующих познавательных навыков и умений:

      самостоятельно конструировать свои знания;

      самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве;

      самостоятельно планировать свою деятельность;

      самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач;

     способствует практической реализации деятельности ребёнка;

     развивает его индивидуальные интересы.

    Проектную деятельность можно  организовать  в виде двух взаимосвязанных блоков работы:

    1) сбор сведений по теме проектной деятельности;

    2) работа над самими проектами, включёнными в содержание темы.

    В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований:

    -по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;

    - по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;

    -по месту проведения: урочные, внеурочные;

    -по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения); все возможные темы можно условно распределить на три группы: фантастические, экспериментальные, теоретические.

    - по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные.

    У учащихся младшего школьного возраста наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета.

    Последовательность работы над проектом:

    1. Беседа, где выдвигаются проблемные ситуации.

    2. Выбор проблемы (Самый важный и сложный момент. Дети младшего школьного возраста самостоятельно выдвинуть проблему не могут. Здесь необходима помощь учителя.)

    3. Выбор темы проекта по поставленной проблеме.

    4. Определение цели и задач проекта.

    5. Составление плана работы над проектом.

    6. Сбор информации: анализ предметной и дополнительной литературы, опрос, использование коммуникативных источников, посещение музеев, выставок, библиотек.

    7.     Индивидуальные или групповые сообщения для одноклассников и их обсуждение.

    8.     Подведение итогов, составление  портфолио (папка документов).

    9.     Защита проекта.

    Рассмотрим проектную деятельность по классам.

     1 класс:

    Подготовительный этап (творческие работы  рисунки, устные рассказы.

    Сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

    Темы близкие и значимые («Моё имя», «Моя семья», «Моё любимое животное», «Я умею», «Я и моё имя», «Осенние листья».

    2 класс.

    Цель: развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.

    Формы и способы в урочной деятельности:

    -учебная дискуссия

    -наблюдения по плану

    -рассказы детей и учителя

    -упражнения на развитие способов мыслительной деятельности

    -мини-исследования

    Во внеурочной деятельности:

    -экскурсии,

    -индивидуальное составление моделей и схем,

    -мини-доклады,

    -ролевые игры,

    -эксперименты.

    3 и 4 классы:

    Дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, средства и способы, осознание логики исследования, развитие исследовательских умений.

     

    Цели: увеличении сложности учебно-исследовательских задач, постановка и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, развернутость и осознанность рассуждений, обобщений и выводов.

    Формы и способы:

    -мини-исследования,

    -уроки-исследования,

    -групповая работа,

    -ролевые игры,

    -самостоятельная работа,

    -коллективное выполнение и защита исследовательских работ («Чистота воздуха в нашем городе», «Что я люблю»),

    -составление энциклопедий,

    -наблюдение,

    -анкетирование,

    -эксперимент.

    В начальной школе закладываются те умения, которые позволят учащимся стать субъектом своей деятельности, развиваются способности самостоятельно получать информацию из разных источников, организовывать свою деятельность, успешно общаться со сверстниками и взрослыми. Задача учителя – организовать учебный процесс так, чтобы общие учебные умения и навыки стали основой для получения знаний. Для решения этой задачи необходимо использовать проектно - исследовательский  во внеурочное время.

    Для учителя начальных классов эта работа является дополнительной нагрузкой. Но работая с учащимися,  мы видим, как  они самостоятельно формулируют тему, цели, подбирают нужную информацию к своему  проекту, раскованно выступают перед аудиторией.   Работая над проектом,  учащиеся посещают школьную и  сельскую библиотеку, дети научились в интернете находить и выдирать нужную информацию,  составлять презентации.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе на уроках и во внеурочное время"

    В этой презентации я отразила все главные аспекты ,применяемые в проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.Применяю их на уроках и во внеурочное время....

    ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»

    Курс   «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, опреде...

    ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    Основная задача современной школы – вовлечение учащихся в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Именно самостоятельность и активность выступают сегодня ключевыми показателями успешности ...

    Презентация на тему"Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе на уроках и во внеурочное время"

    В своей презентациии я отразила все главные аспекты ,которые я лично использую на уроках о во внеурочное время с ребятами начальной школы."Потомучто проектно-исследовательская деятельность -это ...

    «Применение проектной деятельности в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности» 02.11.2016

    Муниципальная нучно-практическая конференция "Иновационная деятельность педагога в современных условиях"....

    Опыт педагогической деятельности по теме: "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников"

    Цель: формирование ключевых компетенций, а также способов деятельности обучающихся  в рамках реализации проектно-исследовательской деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предо...

    Доклад «Применение проектной деятельности в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности»

    Моя задача заключается в том, чтобы коротко рассказать  вам  об основных моментах работы над проектной деятельностью...