Проблемное обучение на уроках в начальных классах
статья (2 класс) на тему

Мавлиева Ландыш Анисовна

Какое проблемное обучение можно использовать на уроках в начальных классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемное обучение на уроках в начальных классах

Мавлиева Л.А., учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» ЕМР РТ

В современной России для реализации планов инновационного развития страны необходимы инициативные участники, способные творчески мыслить и находить нестандартные решения. Это обстоятельство определяет формирование принципиально новой системы непрерывного образования, ключевой характеристикой которой становится не столько сама передача знаний, умений и навыков учебной деятельности, сколько развитие личности обучающегося, его познавательных и созидательных способностей. Согласно Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» «…младшие школьники должны освоить умение учиться», которое закладывается на этом этапе образования вместе с потребностью и желанием учиться.

При проблемном обучении у учащихся возникает противоречие между теоретически возможным путем выполнения задания и его практической неосуществимостью.

На уроках математики я применяю следующие методы проблемного обучения.

1. Изучение темы «Умножение двузначных чисел».

Решите задачу: «Длина прямоугольника равна 15 см, ширина – 4 см. Найдите площадь прямоугольника» (вспоминая правило нахождения площади прямоугольника, учащиеся без проблем справляются с заданием).

Решите еще одну задачу: «Длина прямоугольника равна 15 см, ширина – 14 см. Найдите площадь прямоугольника» (учащиеся объясняют способ выполнения задания, однако при нахождении результата сталкиваются с проблемой, так как умножать двузначные числа не умеют).  Применение заданий, практически осуществимых, при отсутствии необходимых знаний.

Применяю данный прием при изучении таких тем по математике, как «Умножение суммы на число», «Умножение разности на число», «Деление суммы на число», «Деление разности на число» и использую следующие задания:

  • Прочитайте выражение (5 + 4) *2; (8 – 5) * 3; (20 + 16) : 4; (80 – 16): 8.
  • Как найти значение данного выражения? (выполнить действие в скобках, а  затем последующее действие).
  • А как еще можно найти значение данного выражения? (учащиеся высказывают мнение, выполняем действие, формулируем правила умножения суммы на число, умножения разности на число, деления суммы на число, деления разности на число).

Во всех случаях проблема перерастает в проблемную задачу как её принято называть. Проблемная задача – форма организации учебного материала с заданными условиями и неизвестными данными, поиск которых предполагает от учащихся активную мыслительную деятельность: анализ фактов, выяснение причин происхождения объектов, их причинно – следственных связей.

2. Изучение темы: «Единицы массы».

1) Обучающимся предлагаю разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово.

1.промежуток времени в 100 лет;

2.отрезок длиной 100 см;

3.масса предмета в 1000 г;

4.отрезок длиной 10 см;

5. время в 6о минут;

6.расстояние в 1000 км;

7.единица времени, в 60 раз меньше часа;

8.самая маленькая единица массы.

Какое ключевое слово получилось? После нахождения ключевого слова обучающимся задаю проблемные вопросы:

- А что такое величина? (Величина – это то, что можно измерить и результат выразить числом).

-  Какие величины вы знаете? (массы, длины, времени, площади).

Проблемное задание предполагает поручение или указание учащимся по их самостоятельной поисково–познавательной деятельности, направленной на получение требуемого результата. Проблемные задания выполняются в формах поиска, сочинительства, эксперимента.

В ходе проблемного обучения реализуются следующие задачи, цели:

  • дети самостоятельно добывают знания, учатся  учиться;
  • создание мотивации к дальнейшей успешной учебной деятельности;
  • формирование интереса к образованию;
  • создание условий в процессе обучения для максимального раскрытия способностей каждого ученика;
  • создание ситуации комфортности на уроке;
  • развитие личности ребенка;
  • развитие речи учащихся;
  • развитие умения применять приобретённые знания.

Рассмотрим проблемное обучение на уроке русского языка по теме «Разделительные ъ и ь».

Учитель. Проверьте запись мальчика-иностранца. Не допустил ли он ошибок?

вюгаобезд

Дети. В словах пропущены разделительные знаки.

Учитель. Попробуйте определить тему урока.

Дети. Разделительные знаки ъ и ь.

Учитель. Какой именно знак пропущен в каждом слове? Чему будем учиться сегодня на уроке?

Дети. Различать при письме употребление разделительных знаков.

Далее путем подводящего диалога учащиеся определяют условия употребления на письме разделительных знаков.

Таким образом, организовывая и направляя коллективный поиск решения, подхватывая нужную мысль, высказанную детьми в ходе обсуждения, делаем выводы, обозначаем тему урока, сравниваем с примерами и выводами в учебнике.    Если новый материал не сложный, и ученики справляются с заданием, можно у нескольких учеников спросить ответы. Как правило, они бывают разные, поэтому уместна реплика: «Задание было одно, а результаты разные. Почему так получилось? Чем это задание не похоже на предыдущее?»

В своей работе использую следующие приемы создания проблемных ситуаций:

  1. одновременно предъявляю классу противоречивые факты, взаимоисключающие точки зрения;
  2. стараюсь столкнуть разные мнения учеников;
  3. обнажаю житейское представление обучающихся вопросом или заданием «на ошибку», а затем предъявляю научный факт (с помощью эксперимента или наглядности);
  4. даю задание не выполнимое в принципе;
  5. предлагаю практическое задание, с которым обучающиеся до настоящего момента не сталкивались;
  6. предлагаю практическое задание, похожее на предыдущее, а после его выполнения аргументировано доказываю, что задание выполнено неправильно.

Использование на уроках проблемных ситуаций позволяет управлять мыслительной деятельностью учеников, что является необходимым условием развития их умственных способностей, самостоятельной учебной деятельности, повышения познавательной активности в процессе овладения знаниями. Включение школьников в самостоятельную поисковую деятельность под руководством учителя, помогает им овладеть элементарными методами науки и приёмами самостоятельной работы.

В результате использования технологии проблемного обучения у детей наблюдается повышение интереса к учебе, новым знаниям, повышение качества обученности, улучшается эмоциональное отношение к учению, исчезает страх перед преодолением трудностей, усиливается желание самостоятельного поиска разных подходов к выполнению проблемных заданий.

Главная ценность в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка.

Разрешение системы проблемных ситуаций приучает школьников к умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни, к труду на пользу общества.

Литература

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года.
  2. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Информационный сборник //Оленегорск: комитет по образованию, МУО «ИМЦ», 2009.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (проект). Начальное общее образование.
  5. С.И. Брызгалова. Проблемное обучение в начальной школе: Учеб. пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. / Калинингр. ун-т. - Калининград. - 91 с. , 1998.
  6. Н.Ф. Виноградова «Создание проблемных ситуаций и обсуждение гипотез». Методические рекомендации / М.: Вентана-Граф, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе

Использование проблемного диалога на уроках изучения нового материала....

Проблемное обучение на уроках в начальной школе

Содержится методика постановки проблемных ситуаций на уроках в начальных классах....

Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе.

В презентации на основе увлечения учеников моего класса был изложен материал "Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе." ЭТАПЫ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИ ЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ представлены в виде...

Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе.

        В настоящее время отмечается усиление внимания к совершенствованию организации и содержания развивающего обучения. Главная задача образовательного процесса в совреме...

Статья на тему "Проблемное обучение на уроках в начальной школе".

  Проблемное обучение отличается организацией обучения путем самостоятельного добывания знаний учениками в процессе собственного решения ими учебных проблем. При этом существенно возрастаю...

мастер-класс «Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе»

мастер-класс «Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе»...

Учебно-методическая разработка "Проблемная ситуация - одна из основных понятий проблемного обучения на уроках в начальной школе"

Проблемная ситуация - это особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта, возникающий у учащихся при выполнении заданий, которые побуждают найти новые знания или способы действий.Типы проб...