программа "Умники и умницы"
рабочая программа (1 класс) на тему

Соболева Дарья Владимировна

ю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya2_ispr.docx41.03 КБ

Предварительный просмотр:

 Принят на заседании                                                Утверждаю:

Педагогического совета                                          Директор КГКОУ «Камчатская

Протокол №____                                                       санаторная школа – интернат»

от «___» _______ 20___ года.                                 __________ О.В. Ольховский

                                                                                              

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности обучающихся 1 класса

 «Азбука дорожного движения»

 Составитель: Соболева Дарья Владимировна

 

Петропавловск-Камчатский


Содержание                                                                                                 стр.

  1. Пояснительная записка                                                                              3
  2. Основные направления деятельности                                                      5
  3. Формирование универсальных учебных действий                                 7
  4. Календарно-тематическое планирование                                                 9
  5. Ожидаемые результаты                                                                              11
  6. Список использованных источников                                                        13

  1. Пояснительная записка

        Рабочая программа курса «Азбука дорожного движения» разработана для обучающихся первого класса на 1 учебный год.        

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны.

        В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма  является работа образовательных учреждений в данном направлении.

        Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

        Как научить ребёнка сознательно относиться к выполнению Правил дорожного движения? Можно проводить беседы, ставить спектакли, проводить викторины и различные соревнования, применять иные формы обучения, но необходимо все это соединить в единую целостную систему обучения непрерывного обучения детей.

Цель программы:

· вовлечение обучающихся в деятельность по профилактике дорожно-транспортного травматизма;

· ознакомление детей с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

· обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного процесса.

        Достижение этих целей требует решения следующих задач.

Задачи программы:

· продолжаем обучение правил безопасного поведения на дорогах и улицах;

· продолжаем знакомить с работой современных технических устройств, используемых в различных службах ГИБДД;

· познакомить с  приёмами оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

· развивать природные задатки, способствующие успеху в социальном и профессиональном определении детей;

· привлечь школьников к активной пропаганде Правил дорожного движения;

· вовлечь их в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма.

  1. Программа составлена по трём основным видам деятельности:

· обучение детей в школе-интернат происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице;

· творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);

· практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).

Нормативно-правовое обеспечение программы:

- Конституция РФ.

- Конвенция «О правах ребенка».

- Закон Российской Федерации « Об образовании».

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения (ФГОС).

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина  Российской Федерации.

- Правила дорожного движения.

- Устав КГОБУ «Камчатская санаторная школа-интернат».

Актуальность:

- при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.

Принципы программы:

        * Непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом. Вовлечение каждого ребёнка в активную деятельность.

        * Развитие индивидуальности и особенности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности. Учёт возрастных особенностей детей.

* Единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования.

        * Системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

        * Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

        * Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Направления реализации программы:

1. Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения обучающимися свободного времени.

2. Проведение необходимых для оптимальной занятости обучающихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.

3. Совершенствование содержания, форм и методов занятости обучающихся в свободное от учёбы время.

4. Информационная поддержка занятости обучающихся в свободное время.

5. Научно-методическое обеспечение занятости обучающихся во внеурочное время.

6. Совершенствование материально-технической базы организации досуга обучающихся.

        Программа рассчитана на 1 час в неделю (33 часов в год). В течение периода обучения воспитанники знакомятся с Правилами дорожного движения в доступной игровой форме, с использованием средств ИКТ.

        Важно решать вопросы комплексно, воссоединив практические и теоретические занятия в непрерывный процесс обучения и воспитания, начиная с раннего возраста.

Рабочая программа предусматривает групповую и коллективную работу учащихся, закрепление получаемых знаний во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.

        Основными направлениями работы учащихся следует считать овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, знакомство с оперативно-техническими средствами регулирования дорожного движения, знакомство с правилами для юных велосипедистов, воспитание коллективизма, дисциплинированности, ответственности за свои поступки.

        Обучение школьников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие этих качеств становится причиной дорожных происшествий.

        На занятиях по программе «Азбука дорожного движения» используются нетрадиционные формы: КВН, игры-путешествия и другие, особенно эффективны видео-уроки по соблюдению правил дорожного движения, проходят конкурсы рисунков.

  1. Формирование универсальных учебных действий

Личностные

· принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

· самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

· уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

· осознание ответственности человека за общее благополучие;

· этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

· положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Азбука дорожного движения»;

· способность к самооценке;

· начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

· навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

· умение ставить и формулировать проблемы;

· навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

· установление причинно-следственных связей;

Регулятивные

· использование речи для регуляции своего действия;

· адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

· умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

· умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

· работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

· ставить вопросы;

· обращаться за помощью;

· формулировать свои затруднения;

· предлагать помощь и сотрудничество;

· слушать собеседника;

· договариваться и приходить к общему решению;

· формулировать собственное мнение и позицию;

· осуществлять взаимный контроль;

· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  1. Календарно-тематическое планирование




п/п


Тема


Всего

часов


Теорет.

занятия


Практич.

занятия


Дата проведения


1


Улица полна неожиданностей.


1


1




2


Наш город и его транспорт


1


1




3-4


Где и как переходить дорогу


2


1


1



5


Дорога в школу


1



1



6


Ответственность

за нарушение правил дорожного движения


1


1




7


Как рождаются опасные ситуации на дорогах


1


1




8


Викторина


1


1




9


Наши верные друзья на улицах и дорогах.


1


1




10


Сигналы регулирования дорожного движения


1


1




11


Игра «Регулировщик»


1



1



12


Дорожные знаки.


1


1




13


Запрещающие знаки


1


1




14


Предупреждающие знаки


1


1




15


Знаки особого предписания и знаки сервиса


1


1




16-17


Опасные ситуации на дорогах


2


1


1



18


Знай правила дорожного движения как таблицу умножения


1


1




19


Где можно и где нельзя играть.


1


1




20


Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.


1


1




21-22


Мы - пассажиры


2


1


1



23


КВН «Транспорт и правила поведения в нём»


1



1



24


Будь внимательным и осторожным


1


1




25


Клуб внимательных пешеходов.


1



1



26


Про разметку на дороге.


1


1




27


Перекрёсток.


1


1




28


Маленькие секреты транспорта.


1


1




29-30


Дорожный этикет.


2


1


1



31


Инспектор ГИБДД в гостях у ребят.


1


1




32


Тест по ПДД


1



1



33


Праздник «Мы знаем правила дорожного движения»


1


1





Итого:


33


24


9


  1. Ожидаемые результаты

знать:

- историю возникновения ПДД;

- дорожные знаки; сигналы светофора;

- виды транспорта;

- причины ДТП;

- правила поведения в транспорте.

уметь:

- применять знания Правил дорожного движения на практике, безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школьников;

- помогать младшим товарищам при переходе улиц и дорог;

- выделять нужную информацию; читать информацию по дорожным знакам; - оценивать дорожную ситуацию;

- оказывать первую неотложную доврачебную помощь пострадавшим в ДТП.

иметь навыки:

- дисциплины, осторожности;

- предвидения опасности на дороге, не переходящие в чувство боязни и страха.

Формы подведения итогов:

Итоги освоения обучающимися материалов программы подводятся в форме

- игр-состязаний;

- праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».

6. Список использованных источников

1. Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма: система работы в образовательном учреждении /авт. – сост. Т. А. Кузьмина, В. В. Шумилова.- Волгоград: учитель, 2007.-111с.

2. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения /авт.-сост. В. Е. Амелина. –М.: Глобус, 200с.- (классное руководство).

3. Якупов А. М. Безопасность на улицах и дорогах 1 класс: Иллюстрированный материал к методическому пособию для учителя. –М.: ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.-16с.- (Безопасность на улицах и дорогах).

4. Пособие для родителей, воспитателей, учителей Правила Дорожного Движения. – С-Петербург “ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК”,2007.-30 с. (ПДД).

5. Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. М: Просвещение, 1998

7. Филенко М. Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М: Просвещение,1985 .

8. Князева Р. А. 100 задач по ПДД. М: Педагогика,1997

9. Г. Н.Шевченко. Основы безопасности жизнедеятельности. Волгоград,2003г

10. С. Н.Подгорная. Тематические недели в начальной школе. Москва-Ростов – на – Дону. ИЦ «МарТ» 2004г.

11. Материалы газеты «Добрая дорога детства».

12. Энциклопедия «Все обо всем».

13. Энциклопедия «Что? Где? Когда?».

14. Энциклопедия «Почемучка».- М.: Педагогика, 1987.

Диагностические материалы

Контрольные вопросы:
Кого называют пешеходом?
Что такое транспорт?
Для чего предназначен тротуар?
Что такое перекресток?
Для чего служат ПДД?
Для чего служит проезжая часть?
Где надо переходить улицу?
Где нужно остановиться, если не успели закончить переход улицы?
Где можно играть?
Как нужно вести себя на улице?
Кому дает команды пешеходный светофор?
При каком сигнале светофора можно переходить улицу?
Что должен делать пешеход при красном сигнале светофора?
Зачем нужны дорожные знаки?
В каких местах устанавливается знак «Дети»?
Где можно кататься на велосипеде?
Почему опасно цепляться за автомобили?
Почему на санках нельзя кататься на улице?
Где нужно ожидать общественный транспорт?
Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?
Как нужно себя вести в общественном транспорте?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Умники и умницы" по теме: "Здоровый образ жизни"

Игра "Умники и умницы" в рамках Недели начальной школы по теме: "Здоровый образ жизни"...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по теме "Встреча со сказкой"

Конспект внеклассного мероприятия по чтению в форме интеллектуальной игры "УМНИКИ И УМНИЦЫ", по теме "В мире сказок"для учащихся 2-4 класса.  Игра проходит в три этапа: пролог(отборочный тур...

Сценарий праздника "Умники и умницы."

Данное мероприятие проведено на городском уровне для отличников учёбы и победителей городской олимпиады. Задания, предлагаемые участникам мероприятия, раширяют кругозор предметных знаний, развивают по...

Конкурс " Умники и умницы" (презентация)

Познавательный конкурс для учащихся 3-4 классов....

Программа "Умникам и умницам" 1, 2 класс (На основе программы О.Холодовой "Юным умникам и умницам")

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования при работе  с учащимися 1, 2 класса, внедряющих ФГОС начального общего образования....

Математический КВН "Умники и Умницы" для младших школьников. Презентация к познавательной игре "Умники и Умницы"

Математический КВН "Умники и Умницы", проведен в форме познавательной игры. Цель мероприятия, показать внеклассную работу по ФГОС - системно-деятельностный подход в нчальной школе....

Внеклассное мероприятие по математике "Умницы и умницы"

Цели мероприятия: развитие математических способностей учащихся,...