Главные вкладки

    Выступление на Проблемном семинаре «Инновационный подход к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО «Внеурочная деятельность и развитие познавательных способностей младших школьников»
    статья (2 класс) по теме

    Вагентова Лариса Алексеевна

    Одной из форм развития познавательных способностей младших школьников является внеурочная деятельность

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Внеурочная деятельность2.42 МБ
    Office presentation icon razvitie_ps.ppt2.99 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Внеурочная деятельность и развитие познавательных способностей младших школьников Вагентова Л.А. Учитель начальных классов МБОУ СШ№4

    Слайд 2

    Внеурочная деятельность - это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию; внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся; происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

    Слайд 3

    Целью внеурочной деятельности младших школьников является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

    Слайд 4

    Познавательные способности человека - это свойство мозга изучать и анализировать окружающую действительность, находя способы применения полученной информации на практике. Четыре основных аспекта, формирующих познавательный процесс и отвечающих за познавательные способности каждого человека: память, мышление, воображение, внимание.

    Слайд 5

    Память – это процесс запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации; мышление - психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности; воображение - это познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путём переработки материала, полученного в предшествующем опыте; внимание — состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте.

    Слайд 6

    Задание Оценка выполнения в баллах 1. У сапога есть … шнурок, пряжка, подошва , ремешки, пуговицы. 1,9 2. В тёплых краях обитает…медведь, олень, волк, верблюд, пингвин. 2,8 3. В году…24 мес.,3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес. 2,7 4. Месяц зимы…сентябрь, октябрь, февраль , ноябрь, март. 2,3 5. В России не живёт…соловей, аист, синица, страус , скворец. 2,6 6. Отец старше своего сына…часто, всегда , никогда, редко, иногда. 2,2 7. Время суток…год, месяц, неделя, день , понедельник. 2,8 8. Вода всегда…прозрачная, холодная, жидкая , белая, вкусная. 3,4 9. У дерева всегда есть…листья, цветы, плоды, корень, тень. 2,8 10. Пассажирский транспорт…комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз. 2,6 Задание к субтесту I

    Слайд 7

    Задание Оценка выполнения в баллах 1. Тюльпан, лилия, фасоль , ромашка, фиалка. 2,6 2. Река, озеро, море, мост, болото. 2,3 3. Кукла, медвежонок, песок , мяч, лопата. 2,7 4. Москва, Санкт-Петербург, Вашингтон , Самара, Новгород. 2,6 5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, ракита. 2,4 6. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк. 2,5 7. Окружность, треугольник, четырёхугольник, указка , квадрат. 2,5 8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля. 2,3 9. Число , деление, сложение, вычитание, умножение. 3,0 10. Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный. 2,7 Задание к субтесту II

    Слайд 8

    Задание Оценка выполнения в баллах 1 Огурец Роза 2,0 овощ Сорняк, роса, садик, цветок , земля 2 Огород Сад 2,4 морковь Забор, грибы, яблоня , колодец, скамейка 3 Учитель Врач 2,2 ученик Очки, больница, палата, больной , термометр 4 Цветок Птица 2,6 ваза Клюв, чайка, гнездо , перья 5 Перчатка Сапог 2,4 рука Чулки, подошва, кожа, нога, щётка 6 Тёмный Мокрый 2,1 светлый Солнечный, скользкий, сухой , тёплый, холодный Задание к субтесту III

    Слайд 9

    Задание Оценка выполнения в баллах 1. Метла, лопата - …(инструменты) 2,6 2. Лето, зима - …(времена года) 2,1 3. Окунь, карась - …(рыбы) 3,0 4. Огурец, помидор - …(овощи) 2.2 5. Сирень, ракита - …(кустарники) 2,6 6. Шкаф, диван - …(мебель) 3,0 7. Июнь, июль - …(месяцы) 2,4 8. День, ночь - …(время суток) 2,8 9. Слон, муравей - …(животные) 2,2 10. Дерево, цветок - …(растения) 2,2 Задание к субтесту IV

    Слайд 10

    Особенности занятий по РПС: задания не учебного характера; форма игровой деятельности; не ставятся отметки; ребёнок сам оценивает свои успехи; один вид деятельности сменяется другим

    Слайд 11

    Критерии познавательных способностей самостоятельность мышления; быстрота и прочность усвоения учебного материала; быстрота ориентировки при решении нестандартных задач; умение отличить существенное от несущественного; различный уровень аналитико- синтетической деятельности; критичность ума

    Слайд 12

    Модель занятия: Мозговая гимнастика(2мин) Разминка(3-5 мин) Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, воображения, мышления (10 мин) Отдых: упражнения для снятия глазного напряжения(2 мин) Логическо - поисковые задания(10 мин) Весёлая переменка (3 мин) Нестандартные задачи(10-15 мин) Оценивание своей работы

    Слайд 13

    Мозговая гимнастика Приложение 1 Упражнение 1. «Качание головой» (стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, при помощи дыхания уходит напряжение. (30 сек) Упражнение 2. «Ленивые восьмёрки» (активизирует структуру мозга, обеспечивает запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

    Слайд 14

    Мозговая гимнастика Упражнение 3. «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): наденьте «шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.

    Слайд 15

    Мозговая гимнастика Упражнение 4. Дыхательная гимнастика «Звуковая гимнастика» Выполняется сидя или стоя с выпрямленной спиной, делая глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. А, е, о, и, у, я, м, х, ха А – на весь организм Е – на щитовидную железу И – мозг, глаза, нос, уши О – сердце, лёгкие У – органы, расположенные в области живота Я- на весь организм М – на весь организм Х - очищение организма Ха – повышает настроение

    Слайд 16

    Разминка Примеры заданий: Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (Два.) Какой сейчас идёт месяц по счёту в году? Как назывался месяц перед ним? Какой будет следующий месяц? У кого рога длинней хвоста? (У оленя, лося.) Как звали друга Карлсона? (Малыш.) Что в голове у Винни-Пуха? (Опилки.) Сколько концов у двух палок? А у двух с половиной? (Шесть.)

    Слайд 17

    Задания, развивающие память

    Слайд 18

    Задания, развивающие мышление Что было сначала, а потом?

    Слайд 19

    Задания, развивающие мышление Какая фигура пропущена?

    Слайд 20

    Задания, развивающие мышление

    Слайд 21

    Задания на развитие и совершенствование воображения Пример 1.Дорисуй, чтобы получился предмет .

    Слайд 22

    Задания, развивающие внимание Нарисуй нужные значки в пустых фигурках

    Слайд 23

    Отдых: упражнения для снятия глазного напряжения «Моргания» (полезно при всех видах нарушения зрения): моргание на каждый вдох и выдох. «Вижу палец! »: указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25 – 30 см смотреть на палец в течении 4-5сек, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 сек, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же самое, но закрыть правый глаз. (4-6раз) «Палец двоится» ( облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытянуть руку вперёд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. (6-8раз) «Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки. «Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз. (5-6раз) «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз):закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что – нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.

    Слайд 24

    Логическо – поисковые задания

    Слайд 25

    Весёлая переменка Положите правую руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу. В тоже время левой рукой делайте круговые движения по животу. Действия выполняйте одновременно. Левой рукой как бы забивайте гвоздь молотком, а правой гладьте утюгом. Попробуйте правой ногой крутить «от себя», а правой рукой крутить «к себе». Вытяните вперёд руку с раскрытой ладонью. Прижмите к ладони мизинец, остальные пальцы должны быть развёрнуты. Поменяйте руки. Пишите какое-нибудь слово и одновременно делайте круговые движения носком правой ноги.

    Слайд 26

    Графические диктанты

    Слайд 27

    Нестандартные задачи 1. Сумма и произведение четырех чисел равны восьми. Что это за числа? (Решение осуществляется путем подбора.) 2. В кувшине впятеро больше воды, чем в чайнике. А в чайнике на восемь стаканов воды меньше, чем в кувшине. Сколько воды в кувшине? (Задача решается путем сравнения отрезков.)

    Слайд 28

    источник шаблона: Ключинская Светлана Васильевна учитель начальных классов ГБОУ школы №411 «Гармония» Санкт-Петербург сайт « http://pedsovet.su/» Литература О.Холодова Методическое пособие «Юным умникам и умницам», «Задания по развитию познавательных способностей 1-4 класс», 2011 Никольская И.Л. Гимнастика для ума. –М.: Издательство «Экзамен», 2013


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...

    Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС"

    выступление на городском методическом объединении  на тему "Развитие познавательных способностей в условиях реализации ФГОС" ....

    Выступление на тему: Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС.

    Выступление на РМО учителей начальных классов по теме: Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС....

    Индивидуальный план профессионального развития учителя по теме: «Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС»

    Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.  Чтобы оставаться профессионалом, требуется н...

    «Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

    Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...

    Выступление на ШМО учителей начальной школы "Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС"

    В данной работе речь идет о развитии познавательных способностей младших школьников, об их личностном развитии.О том, как учитель строит образовательный процесс, позволяющий эффективно раскрыться и са...