Особенности умения младших школьников c дизорфографией находить ударение в слогах и словах
статья на тему
Статья об особенностях умения младших школьников с дизорфографией находить ударение в слогах и словах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 28.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности умения младших школьников c дизорфографией находить ударение в слогах и словах.
Важным условием формирования орфографических норм русского языка, имеющее значение для освоения целого ряда орфограмм, является умение находить ударные и безударные гласные в слогах и словах.
Умение определять ударение строится с учётом современных представлений о фонетической природе ударения и его восприятии в словах.
Восприятие и выделение ударения в слогах у детей с дизорфографией осуществляется легче, чем определение ударения в словах.
Самое большое количество ошибок допускают учащиеся при нахождении ударных и безударных гласных в серии их четырёх слогов. (Например, да –за- ру- но). Практически все дети без речевой патологии с этим справляются успешно.
Учащиеся с дизорфографией при выполнении заданий испытывают существенные затруднения. Дети нуждаются в неоднократном уточнении терминологии (звук, гласные, согласные, слог). В большинстве случаев дети неправильно определяют ударный гласный, вместо ударного звука они называют ударный слог или согласный звук ударного и безударного слога.
Распространённой ошибкой является искажение структуры слога (са –ста, вы –вды). Дети смешивают фонетически близкие согласные, безударные гласные в слогах.
Аналогичен характер ошибок при нахождении ударных и безударных гласных в словах, состоящих из двух и более слогов.
Увеличивают количество ошибок у детей с дизорфографией и наличие лабиализованных гласных заднего ряда (о, у), а также использование терминов «слог, буква, звук».
Такое количество ошибок может быть обусловлено недоразвитием слуховых и кинестетических дифференцировок гласных и согласных звуков, трудностью усвоения учебной терминологии, сужением объёма речеслуховой памяти.
Наибольшую трудность у учеников второго и третьего года обучения вызывают письменные задания по определению ударения в словах. Это связано с тем, что процесс перевода фонем в графемы, процессы символизации требуют подключения дополнительных функциональных систем (моторных, оптико-пространственных), высокого уровня сформированности многих звеньев процесса письма.
Определение ударного звука в словах вызывает большее количество ошибок, чем определение ударного слога. Большинство детей с дизорфографией не могут выполнить данное задание. Для его выполнения детям требуется постоянное уточнение инструкции, а также актуализация имеющихся у них знаний о звуках, неоднократное воспроизведение анализируемого слова.
В письменных работах встречаются следующие ошибки: замена гласных (о-е,о-а, а-ы, ы-у, е-и), неправильное определение количества и последовательности слогов, большое число орфографических ошибок. В устных заданиях тяжелее ученикам выделить ударный слог, чем ударный гласный звук. Самопроверка не приводит к исправлению недочётов, лишь наводящие вопросы учителя помогают найти и исправить ошибки. Ученикам требуется многократное повторение учителем задания и анализируемых слов. Это связано с тем, что у школьников снижены мнестические процессы, переключение с одного задания на другое, снижена актуализация необходимого речевого материала.
На успешность выделения ударных гласных звуков влияют следующие факторы:
- Место ударения ( ударные гласные, стоящие в первом и втором слоге выделяются успешнее);
- Длина слова ( в трёхсложных и четырёхсложных словах учащиеся определяют ударение с большим количеством ошибок, чем в односложных и двусложных словах)
- Открытые, закрытые слоги ( ученики лучше выделяют ударные гласные из обратных слогов ос, ум, больше затруднений в прямых слогах, недостаточно сформированными оказываются операции по выделению наибольшей длительности и силы гласных звуков словах, имеющих в свое составе ударные слоги со стечением согласных «шко, строй»)
Выделяют две группы учащихся с дизорфографией по степени выраженности и характеру затруднений при нахождении ударных слогов с гласным звуком.
Первую группу составляют ученики с грубыми нарушениями дифференциации длительности звучания звуковых единиц как в серии слогов, так и в словах.
Вторую группу составляют учащиеся с менее выраженными затруднениями. У них преобладают ошибки при нахождении ударных и безударных звуков и слогов в словах.
У младших школьников выявляется корреляция между несформированностью умения выделять длительность и силу звучания языковых единиц (ударения) и грубыми нарушениями звукового и слогового анализа, а также тонких акустических и кинестетических дифференцировок. У детей с дизорфографией не сформированы представления о длительности отрезков речи, недостаточно точным является восприятие материала на перцептивном уровне, снижен объём речеслуховой памяти. Трудности усвоения и применения правил учащимися данной категории проявляются и в смешении соответствующих алгоритмов действий.