Мастер – класс «Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе».
план-конспект на тему

Злобина Ольга Анатольевна
  • Познакомить участников с АМО.
  • Углубить знания педагогов о АМО, алгоритме применения АМО.
  • Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx29.44 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс  

«Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе».

Цель: Повышение мотивации педагогов к применению АМО в образовательном процессе.

Задачи:

  • Познакомить участников с АМО.
  • Углубить знания педагогов о АМО, алгоритме применения АМО.
  • Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, раздаточный материал для участников мастер-класса.

-Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу и для     установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю начать наше мероприятие с упражнения «Поздороваемся ладошками!»

-Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:        Желаю (большой)

                                                                          Успеха (Указательный)

                                                                          Большого (средний)

                                                                          Во всем (мизинец)

                                                                          Здравствуй ( всей ладонью)

 - А теперь я хочу подарить вам свою ладошку на память и пожелать всем нам интересной и плодотворной работы. (Участники выбирают себе ладошку определенного цвета и рассаживаются за столы для работы в группе).

              Всем известно, что привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит можно использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс.

    Я хочу остановиться на одной из технологий, которую использую в своей деятельности. Это технология Активных Методов Обучения.  

    Эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока, обеспечение оптимального использования учебного времени, а также энергии и потенциала всех участников образовательного процесса… Возможно ли такое?

Представьте, да. Именно такую организацию предполагает технология АМО.

    Сегодня мы постараемся объяснить, что такое активные методы обучения, рассмотрим некоторые виды активных методов обучения и также возможность их применения на различных этапах своих уроков.


Пример АМ начала образовательного мероприятия  

   Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами.
Упражнение «Поздоровайся глазами» Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.


- Уважаемые коллеги, давайте мы тоже начнём наш мастер-класс с этого упражнения.
- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. И вы тоже поздоровайтесь так. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

Мы с вами здоровались и ладошками, а вот так здороваются локтями.
Упражнение «Поздоровайся локтями»

Пример АМ знакомства
 Чтобы в классном коллективе дети познакомились друг с другом, можно использовать
метод «Мой цветок».
И мы сейчас с вами познакомимся друг с другом.
   Цель: рассказать о себе, своих профессиональных и личных интересах. Почувствовать уверенность в себе.
       Всем участникам раздаются цветы с разноцветными лепестками.

     -Уважаемые коллеги, возьмите свои цветы. На первом лепестке напишите свое имя, фамилию, отчество; на втором лепестке в какой школе работаете; на третьем лепестке педагогический стаж работы; на четвёртом - сколько человек в вашей семье; на пятом -ваше хобби, на шестом если есть у вас дома животные, то  какие.


      Когда работа окончена, каждый участник выходит в центр и делает презентацию о себе. Все цветки прикрепляются на стену и остаются там до конца мастер-класса.


АМ выяснение целей, ожиданий и опасений (Постановка цели)

   Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать следующие методы: «Дерево ожиданий»,«Разноцветные листья», «Поляна снежинок», «Фруктовый сад». 

     Обучающимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листья и предлагается определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

     Вы тоже напишите свои ожидания (что вы хотите получить) от сегодняшнего мастер класса и опасения на ладошках.


АМ презентации учебного материала  

  - Итак, определимся с понятием «активные методы обучения».

- Для этого применим метод  «Инфо-угадай-ка».

Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. Он  применяется при работе в группах.

На доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой ученики выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна». После проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.


     - Итак, возьмите листы бумаги, на которых записано название этого метода. Тема «Активные методы обучения». Листок  разделён на сектора. Сектор 1 – «понятие». Подумайте в группе и попробуйте определить, что называют активными методами обучения. (Ответы педагогов)

   Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

-Запишите. (Система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся)  

Сектор 2 – этапы урока.

-На каких этапах урока можно применять АМО? (Ответы педагогов)

Активные методы обучения применяются на всех этапах урока.

-  (Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация).

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.

Сектор 3 – виды АМО.

- Мы уже познакомились с  некоторыми  видами методов, перечислите их и запишите.

(«Поздоровайся глазами», «Мой цветок», «Фруктовый сад», «Инфо-угадайка»)

Сектор -4. Цели  применения АМО.

-Запишите. (Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений)

Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и  становится активным участником образовательного процесса.

АМ Релаксации

-Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса. 

- Мы с вами выполним упражнение «Четыре стихии».
Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх и делаете глубокий вдох. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Выполняем.

 На уроках применяю и метод «Кластер»

Смысл этого приема заключается в систематизации имеющихся знаний по той или иной проблеме.

В центре ключевое понятие, а от него отходят стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер используется для организации индивидуальной, групповой работы, как в классе, так и дома.

Для организации самостоятельной работы на уроке применяю АМ «Автобусная остановка» .

Цель: закрепление пройденного материала.

  Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Обучающиеся разбиваются на группы по числу вопросов новой темы (5-7 в каждой). Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель вносит коррективы и подводит итоги работы.  

АМ организации обобщения по теме

Метод «Написание синквейна».

   -На  этапе обобщения знаний использую приём синквейн. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

   На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются два глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленное учеником предложение в контексте темы.

Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

Такой синквейн, который мы составили, используется на уроках русского языка при изучении «словарных слов»:
Дорога

Широкая, извилистая

Ведёт, бежит, поворачивает

По извилистой дороге бегут ребята.

Шоссе.

С помощью данного метода достигаем: выделение частей речи, работа над синонимами, обогащение  словарного запаса детей.

- Уважаемые коллеги, попробуем составить синквейн по теме нашего мастер-класса самостоятельно.  (Работа в группах)

Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.

 -Вернемся к нашим ладошкам, где вы написали свои ожидания и опасения перед началом работы. Если ваши ожидания сбылись, а опасения развеялись, загните пальчики и покажите ладошки.

 - А теперь подведем итоги нашего мастер- класса.

По кругу пускаем «Ромашку», отрываем лепестки с вопросами  по теме и отвечаем на них.

  • Сегодня я узнала…
  • Я поняла, что…
  • Меня удивило …
  • Было интересно узнать…
  • Мне захотелось…

- К сожалению, временные рамки не позволяют познакомить вас со многими другими активными методами обучения. Но для тех, кто заинтересовался ими, предлагаю вот такую брошюру, подготовленную мной.
Мир активных методов обучения яркий, многогранный. Войдите в этот мир и станьте его полноправным хозяином. Откройте для себя его тайны и возможности, научитесь управлять его мощным потенциалом, сделайте свою работу намного интереснее и эффективнее, а своих учеников благодарными и успешными.
И в заключении хочу сказать:  «Наберись смелости – сделай попытку» Не бойтесь применять инновационные методы.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.:

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему "Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе".

Данный материал содержит разработку мастер-класса, презентацию, брошюру с примерами методов и упражнений,раздаточный материал для педагогов....

Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6318080","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; width: 200px; height: 229px;"}}]]Предлагаю Вашему вниманию сценарий масте...

Мастер-класс «Применение активных методов обучения на уроках основ православной культуры в начальной школе»

Мастер-класс «Применение активных методов обучения на уроках основ православной культуры в начальной школе»Цель: Научить применять активные методы обучения на разных этапах  уроков православной к...

Мастер-класс по теме "Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе ". Презентация на конкурс "Учитель ГОДА 2017Г.".

Мастер-класс по теме "Применение активных методов  обучения в начальной школе"Презентация на конкурс "Учитель ГОДА  2017Г."...

Конспект мастер – класса по теме «Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе».

Цель мастер-класса: обучение применению активных методов обучения на разных этапах уроков в начальных классах....

Мастер – класс: «Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах»

представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач....

Мастер -класс «Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе»

Использование активных методов обучения на уроках русского языка в начальных классах....