Методическая разработка урока по развитию речи и окружающему миру для детей с тяжелым нарушением интеллектуального развития на тему «Игрушки и школьные принадлежности»
методическая разработка (2 класс) на тему

Методическая разработка урока по развитию речи и окружающему миру для детей с тяжелыми нарушениями интеллектуального развития на тему "Игрушки и школьные принадлежности".

                                                                                                                                 Карачкова Татьяна Алексеевна

                                                               учитель ГБОУ школы № 565 Кировского района Санкт-Петербурга

Цель: стимулирование речевых функций учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_igrushki_i_shk_prinadl.docx166.93 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по развитию речи и окружающему миру для детей с тяжелым нарушением интеллектуального развития на тему «Игрушки и школьные принадлежности»

                                                                        Карачкова Татьяна Алексеевна

                                                                        учитель ГБОУ школы № 565

                                                                        Кировского района Санкт-Петербург

Цель: Стимулирование речевых функций учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Уточнить представления о значении игрушек и учебных принадлежностей.
  • Формировать умение строить фразу, используя предлоги «в», «на», «за».

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать грамматический строй речи на основе игр речевого характера.
  • Развивать фонематический слух через упражнения на определение количества слогов в словах.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать интерес к учебной деятельности.
  • Прививать умение работать со сверстниками в детском коллективе.

Словарь: школьные принадлежности: ручка, тетрадь, пенал, карандаши; игрушки: мяч, кукла, машинка, мишка, пирамидка.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

  • Картинки с изображением игрушек и школьных принадлежностей.
  • Предметы: мяч, машинка, карандаш, ручка, пенал.
  • Презентация к уроку.

Раздаточный материал:

  • Д/игра «Собери целое из нескольких частей» на каждого ребенка.

Ход урока:

Включается презентация. Слайд 1.

1. Орг. момент.

- Прозвенел и смолк звонок – вот и начался урок.

- Ребята, перед вами на доске картинки с изображением предметов. Одни пригодятся для игр, другие для занятий в школе. Давайте разложим их по назначению.

(Вызов детей к доске по очереди, ребенок берет картинку, называет предмет, используя фразу «Это мяч - игрушка» и т.д.)

2. Сообщение темы.

- И вы, наверное, догадались, о чём на уроке мы будем говорить? (об игрушках и школьных принадлежностях).

3. Повторение.

Слайд 2

Обобщающая беседа «Игрушки»

- Каким одним словом можно назвать все эти предметы? (игрушки)

- Почему? Для чего нужны игрушки? (чтобы в них играть)

- Кто изготавливает игрушки? (люди)

- Где их изготавливают? (на фабрике)

- Как нужно относиться к игрушкам? (бережно)

Итог: О каких предметах шла речь? (об игрушках)

Речевая игра «Слова – действия к предметам»

- Выберите картинку и подберите к ней слова-действия, подходящие по смыслу. (Например, мяч можно: ловить, кидать и тд)

Слайд 3.

- Перед вами нарисованы наполовину предметы, вы должны угадать, что это за предмет? (Вызов к доске детей по очереди. Ребенок говорит, и мы со всем классом прохлопываем это слово.)

Итог: Что отгадывали? (игрушки)

Слайд 4.

- Назовите предметы, которые вы видите, одним словом. (Вызов детей, пример: «Это карандаши, ими рисуют, это школьная принадлежность.»)

Итог: Что относится к игрушкам, а что к школьным принадлежностям?

Слайд 5.

- Давайте отгадаем загадки. (читает учитель, дети отгадывают)

Итог: Как можно одним словом назвать эти предметы? (школьные принадлежности)

Слайд 6. 

- Посмотрите внимательно и скажите, что здесь лишнее? (кукла)

Итог: Как можно одним словом назвать эти предметы? (школьные принадлежности)

Слайд 7.

- Посмотрите внимательно и скажите, что здесь лишнее? (книги)

Итог: Как можно назвать эти предметы одним словом? (игрушки)

4. Физминутка (проводит учитель, дети повторяют)

Утром все мы потянулись и друг другу улыбнулись.

В школу мы опять пошли, ручку, ранец принесли,

Чтоб учиться хорошо, а потом пойти в кино.

5. Закрепление. 

Слайд 8.

- Посмотрите и скажите, какие действия можно выполнять с этими игрушками? Например, мяч… что делают? - бросают, катают и т.д. (вызов детей)

Речевая игра «Что где находится?»

- Я буду класть предметы в определенные места, а вы скажите, куда я положила предмет. (ответы детей)

  • Тетрадь лежит … на чём? - на парте.
  • Ручка лежит ... в чём? – в пенале.
  • Машинка стоит…за чем? – за книгами.

Дидактическая игра: «Составь целое»

Инструкция: Я раздаю вам разрезные картинки, вы должны из нескольких частей создать одно целое. (дети собирают)

Дидактическая игра «Угадай по описанию»

Показываются реальные предметы и задаются по ним вопросы:

- Он тонкий, длинный, нужен для рисования. Что это? (карандаш)

- Для чего нужен этот предмет? (для рисования)

- Этот предмет игрушка или школьная принадлежность? (это – школьная принадлежность)

- Он круглый, резиновый, его бросают, кидают. Что это? (мяч)

- Для чего он нужен? (для игры)

- Этот предмет игрушка или школьная принадлежность? (это – игрушка)

Итог: что отгадывали? (загадки)

6. Итог урока.

- Чем отличаются игрушки от школьных принадлежностей? (игрушками дети играют, а школьные принадлежности нужны для занятий в школе)

- Как нужно относиться к этим школьным принадлежностям? (бережно)

7. Рефлексия «Цветок»

Вырос цветок на поляне

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам доброту и сияние.

Дружно дают под землёй корешки.

- Молодцы!  Все старались на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока во 2 классе по окружающему миру "Что такое Солнце?"

Урок во 2 классе по окружающему миру УМК "Гармония" способствует развитию личности учащихся на основе усвоения универсальных учебных действий....

Методическая разработка урока во 2 классе по окружающему миру «Водоемы»

Методическая разработка  урока   во 2 классе по окружающему миру " Водоемы" имеет своей целью знакомство детей с видами водоемов; научить различать части реки (исток,устье, русло, ...

Методическая разработка урока во 2 классе по окружающему миру «Водоемы»

Методическая разработка  урока   во 2 классе по окружающему миру " Водоемы" имеет своей целью знакомство детей с видами водоемов; научить различать части реки (исток,устье, русло, ...

Развитие диалогической и монологической речи у младших школьников на уроках и во внеурочное время в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Выступление на семинаре учителей - логопедов ГБС(К)ОУ школы-интерната №1 Vвида Краснодарского края с опытом работы по "Развитию диалогической  и монологической речи у младших школьников на уроках...

Методическая разработка урока в 3 классе по окружающему миру: "Москва - столица России"

Разработка содержит богатый материал к уроку "Окружающий мир " в 3 классе....

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с тяжелыми нарушениями речи

Программа соответствует требования ФГОС, содержит пояснительную записку, в которой отражены цели и задачи курса, место курса в учебном плане, содержание программы, требования к уровню подготовки учащи...