ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
материал по теме

Гудкова Марина Игоревна

Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения исследовательской работы в начальной школе.

Чтобы добиться  успеха в любой деятельности необходимо уметь  правильно и четко ее  организовывать. Смысл учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм. Опираясь на методику проведения детских исследований А.И.Савенкова , можно выделить следующие основные этапы исследовательской деятельности:

1.Выделение и постановка проблемы.  На данном этапе мы определяем актуальную тему исследования (через проблемную ситуацию, беседу , анкетирование, соц.опрос и т.д) и конкретную цель. Определить цель исследования – значит ответить на вопрос, зачем мы его проводим. Очень важно, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его практического применения.

2.Выработка гипотез и предположений. Гипотеза исследования – это предположение, догадка, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Обычно гипотеза начинается со слов предположим, допустим, возможно.

3.Поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов).Это непосредственно работа самого будущего исследователя под руководством учителя и при помощи консультантов (родители).

Важно помнить следующие моменты:
-планирование работы;

- работа с различными источниками информации (книги, средства массовой информации, справочный материал, энциклопедии, словари, материалы музеев, архивов, беседы со взрослыми людьми, фильмы, работа с данными компьютера).
        Новые федеральные образовательные стандарты предполагают, что ученик начальных классов должен черпать знания не только из общеобразовательных предметов, но и из произведений искусства, духовной культуры и фольклора России, истории и традиций страны, а также периодической литературы, публикаций, радио и телепередач.
        -опыты и эксперименты (Н-р,
1 класс«Лед – это замерзшая вода», «Тонкий лед опасен»,« Где прячутся листья зимой?» - длительный эксперимент, проводим совместно с учителем биологии, дети с помощью луп изучают почку дерева в разрезе. Опыт «Горячее и холодное» - опыт совместно с учителем химии.)
        - наблюдения (как способ получения ответов на вопросы) (Н-р, наблюдение за повадками домашних животных, за жизнью насекомых ; урок - экскурсия с целью наблюдения изменений в природе )
        -проведение анкет, опросов, интервью, и. т.д
Важно на этом этапе дать больше самостоятельности, чтобы ребенок мог почувствовать радость от самостоятельно сделанных открытий, понять их значимость.
4.Формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация). Структурирование полученного материала, анализ информации, формулировка выводов , оформление результатов .
5. Представление результатов исследовательской деятельности.Представить результат своей работы можно в разнообразных формах :
1.отчеты ( устные, письменные, с демонстрацией материалов, например в «Дневнике юного исследователя»);
2. презентации, фильмы, макеты, сборники и др.;
3. завершающий этап исследовательской работы – это защита. Свои работы дети представляют на школьных, районных, городских и областных конференциях ( на праздниках, выставках достижений)


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Список тем исследовательских работ в области начального образования.

1) «Почему вода на Земле не иссякает?»
2) «
Семь чудес России»
3)«
Почему извергаются вулканы?»
4)«
Почему морская вода соленая?»
5)«Почему появляются водопады?»
6)«
Обитатели водоёмов»
7)«
Кто такие змеи?»
8)«Почему батарейки нельзя выбрасывать?»
9)«Почему тигр полосатый?»
10)«О вершках и корешках, или почему ветви тянутся к солнцу, а корни в землю?»
11)«Маленькая история о моей большой семье»
12)«
Можно ли использовать растение одуванчик в пищу?»
13)«
Старинные денежные единицы»
14)м
Умеют ли животные считать?»
15)«
Что такое витамины?»
16)«
Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором?»
17)«
Каким воздухом мы дышим?»
18)«
Птицы двора нашей школым»
19)«
Мои четвероногие друзьям»
20)«
Спать или не спать? Вот в чем вопрос!»



Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения проекта в начальной школе.

Приступая к началу роботе над проектом, лучше ориентироваться на план, который обычно состоит из таких этапов:

  1. Определение проблемы. Здесь важно определить актуальную проблему для исследования, которая соответствовала бы возрасту, способностям и знаниям младших школьников, была интересна для детей.
  2. Определение цели и задач. Учитель помогает детям определить цели исследования, направить их на достижение результата.
  3. Подготовка и планирование. Здесь важно помочь ученику подобрать форму выполнения проекта в соответствии с тематикой, а также определить средства и методы организации деятельности. Важным является и определение, в течение какого времени будет выполняться проект. Если это проект групповой, то учитель должен составить инициативные (рабочие) группы учеников, которые будут совместно работать над проектом. Важно сориентировать учеников в поиске нужных материалов, помочь в обработке информации.
  4. Реализация проекта. Работа над проектом всегда начинается со сбора информации, анализа (обсуждения), выдвижения идей. Как только нужная информация будет собрана и проведены все экспериментальные работы, осуществляется оформление проекта. На этом этапе педагог должен оказывать консультационную помощь ученикам, учить их анализировать и обобщать факты, учить оформлению и презентации, при необходимости находить способы стимулирования их интереса к творческому процессу, развивать умственные способности. Необходимо также проверять промежуточные результаты проектной работы.
  5. Подведение итогов. Итогом проекта является презентация. Она может проходить в виде оформления стенгазет или стендов, выступления с докладом, подготовки отчёта или защиты проекта. Желательно — обсуждение, что вышло, а что нет, какие проблемы возникли при работе над проектом.

«Совет. Особое внимание уделите презентации результатов. Расскажите детям о том, как правильно выступать перед публикой».



Предварительный просмотр:

Список конкурсов, фестивалей проектов в начальной школе

Фестивали

Областной Фестиваль "Урал-MIX"

https://dm-centre.ru/art/ural-mix 

Областной фестиваль детского технического творчества "ТЕХНОFEST" 

https://dm-centre.ru/tehnika/technofest 

Областной фестиваль детских и юношеских театров моды «Булавка»

https://dm-centre.ru/bulavka 

Конкурсы

Областной Конкурс-Выставк фоторабот: «Живая память поколений – три поколения моей семьи на защите Родины"

https://dm-centre.ru/fotokonkurs-jivaya-pamyat-pokoleniy 

Областной конкурс изобразительного творчества «Дорогами добра»

https://dm-centre.ru/dorogami-dobra 

Проекты

Всероссийский конкурс детских исследовательских проектов «Первые шаги в науку»

http://integraciya.org/konkursy/pervye-shagi-v-nauke/ 

Всероссийский конкурс проектов для школьников и студентов «Проекториум»

http://obrazshkola.ru/?page_id=840 



Предварительный просмотр:

Список тем проектов по направлениям

Социальные

«Помоги птицам»

«Ёлочные игрушки»

«Ветеран живёт рядом»

«Защити красавицу лесную»

Творческие

«Кулинарный поединок»

«Волшебное тесто»

«Театр, театр, театр.»

«Весёлая азбука»

Информационные

«Планета Земля»

«Солнечное затмение»

«Профессии моих родителей»

«Дети Сталинграда»

Учебные

«Я и моя семья!»

«Новый год шагает по планете»

«Круговорот воды в природе»

«Изучение связей в живой и неживой природе»

Исследовательские

«Край мой»

«Моя родословная»

«Влияние чисел на судьбу человека»

«Профессия мечты»





Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы для учителя по организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.

  1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
  2. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117
  3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
  4. Кузнецова, С. И. Проектная деятельность как механизм развития детской одаренности // Управление качеством образования. – 2013. - № 7. – С. 80-84
  5. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. - с.-Петербург, 1996.
  6. Всествятский Б.В. Исследовательский подход к природе и жизни. М., 1926.
  7. Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  8. Савенков А.И. Я - исследователь. Учебник-тетрадь для младших школьников. – М., Изд. Федоров, 2005.
  9. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
  10. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...

ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....