"Что такое исследование?"
план-конспект урока (4 класс) на тему

Сафина Савия Батыровна

Главными задачи данного урока являются формирование у учащихся понятий "исследователь", "исследование", "проект", "исследовательская задача" и стойкой положительной мотивации к проектно-исследовательской деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_issledovanie_4_klass.docx27.21 КБ
Файл prilozhenie_1.docx814.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Что такое исследование?»

Класс: 4

Цель – формировать творческую способность и активность  учащихся

Задачи:

1) формировать у учащихся понятия: исследователь, исследование, проект, исследовательская задача;

2) формировать у учащихся стойкую положительную мотивацию к проектно-исследовательской деятельности;

3) развивать у учащихся коммуникативные и организаторские навыки, творческие способности и любознательность.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

  • учить наблюдать и делать самостоятельные выводы;
  • тренировать в анализе и сравнении объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • формировать навык подведения под понятие, определения понятия;
  • учить представлять информацию в разных формах.

Регулятивные УУД:

  • формировать умения высказывать своё предположение (гипотезу);
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • развивать рефлексивные умения;
  • тренировать умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • тренировать высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • учить детей работать в группе, учитывать мнение товарищей, слушать и слышать друг друга.

Личностные УУД:

  • развивать адекватную самооценку;
  • формировать уважительное отношение к чужому мнению;
  • воспитание познавательного интереса к учебному материалу.

Предметные УУД:

  • учащиеся  узнают, что такое исследование, в чём его особенность;
  • познакомившись с м/ф «Слонёнок» (по Р.Киплингу) сделают вывод, что всякое исследование начинается с вопроса;
  • узнают, что на основе исследований сделано много открытий и изобретений;
  • задумаются об ответственности человечества за свои изобретения, что не всякое изобретение может быть полезным;
  • проведут на себе эксперимент из занимательной физики;
  • знания и умения, полученные на этом занятии, учитель может использовать в повседневной практике.

Материалы для занятия.

  1. Индивидуальный рабочий лист «Что такое исследование?». (Приложение 1)
  2. Презентация к уроку «Что такое исследование?».

Ход урока

1.Орг.момент. Слайд 1.

- Занятия по проектной деятельности - это занятия для тех, кто любит мечтать и хочет научиться осуществлять свои замыслы, это занятия для любознательных школьников, которые хотят научиться понимать окружающий мир.

2. Сообщение темы и цели занятия

- Ребята, сегодня мы с вами узнаем, что такое исследование и какого человека можно назвать исследователем.

-Открываем тетради. Пишем сегодняшнее число и тему урока.

Тема урока: «Что такое исследование?»

  1. Изучение нового материала

-Слышали ли вы, что маленького ребенка называют иногда исследователем? (Да)

- А может ли кто-нибудь из вас провести исследование? (выслушивается мнение учащихся)

-Что же такое тогда исследование. 

  • Работа со словарями

- Если откроем толковый словарь русского языка.

Исследование – научный труд (Толковый словарь русского языка Ожегова)

-А если откроем словарь русских синонимов,

Исследовать - проверять, подвергать осмотру, усваивать, прощупать, разобрать, разработать, осмотреть, осматривать, изучить, постигать, расследовать, подвергнуть осмотру, разрабатывать, проработать, учитывать, обследовать, осваивать, прорабатывать, овладевать, анализировать, искать, испытывать, рассматривать (Словарь русских синонимов)

Вывод: Исследование в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование — научный метод (процесс) изучения чего-либо. Т.е. Исследование – это поиск истины, познание неизвестного, поиск неизвестного, один из видов познавательной деятельности человека.

-Запишите определение понятия в тетради.

 С новой строки с большой буквы пишем: Исследование – это поиск истины, познание неизвестного, поиск неизвестного, один из видов познавательной деятельности человека.

  • Работа в рабочих листах

Рабочий лист. Задание №1, слайд 3

- Изучите картинки (пещера первобытного человека, деревянный дом) и догадайтесь, что надо дорисовать.

(После фронтального обсуждения дети рисуют в пустом квадрате современный дом)

Задание №2, слайд 4

-Как называется дом крота? Посмотрите, какой была его нора тысячи лет назад. Нарисуйте жилище, которое строили кроты 200 лет назад, в наше время. Сравните, это с тем, как со временем менялось жилище человека. Какую особенность вы заметили?

-Жилище человека со временем изменяется, а жилище крота - нет.

  • Игра-аукцион «Дом, который построил сам» (слайд5)
  1. Разбейтесь на команды.
  2. Выберите одного «строителей»: соловей, муравей, человек, волк.
  3. Победит команда, назвавшая как можно больше типов жилища, которые этот «строитель» сам себе может соорудить.

Вывод: самый творческий  «строитель» - это человек. (слайд 6)

Существует разнообразные типы жилища человека: шалаш, вигвам, чум, яранга, юрта, типи, иглу, изба, землянка, шатёр, хижина, хата, пальясо, рондавель, дворец, пентхаус, келья, вилла, коттедж, гостиница, небоскрёб, крепость, дача, таунхаус, барак, лофт и т.п. (слайд 7)

Таким образом, только человеку дарованы возможности творческого поиска и изобретательства, и эти возможности надо учиться активно использовать, развивать.

  • Задание №3. Итоги игры «Дом, который построил сам». Какую особенность вы заметили?

Человек, в отличие от животных, наделён уникальной способностью творить, создавать новое, преобразовывать окружающий мир.

- На рабочем листе можно записать кратко: у каждого человека есть творческие способности.

Учитель. Оглянитесь вокруг. Что из окружающего мира создано природой, а что сделано руками человека? Заметьте, что каждый объект рукотворного мира появился не сам собой, а был когда-то кем-то впервые изобретён.

  • Задание № 4 (дети выполняют самостоятельно в парах).

Продолжи фразу.

Кроме разнообразных типов жилища человек изобрёл для себя и многое другое, например, …. (книги, посуда, телефон, …)

  • Слайд 8. Самые великие изобретения человечества.

Самым великим изобретениям человечества относятся: огонь, колесо, письменность, бумага, порох, телеграф, автомобиль, электрическая лампочка, пенициллин, парус, корабль.

-Послушайте историю происхождения огня.

«В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди только - только расселились на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей титан Прометей и нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав её в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, готовили еду, грелись, танцевали. Теперь люди жили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми. Огонь стал надежным помощником людей…..»

Мы знаем, что мир не стоит на месте, постоянно происходят открытия и изобретения в разных областях науки, медицины и техники. Какие научные открытия вам известны?

-Заполним в 4 задании вторую строчку о научных открытиях.

Изучая, исследуя окружающий мир, человечество сделало много научных открытий: … Земля - шар, Земля вращается вокруг Солнца, …

  • Слайд 9.

-Открытия и изобретения начинаются с исследования. Мы выяснили в начале урока, что исследование – это поиск новых знаний. А с чего начинается этот поиск? Посмотрим м/ф «Слонёнок» по сказке Р. Киплинга. Потом мне скажете с чего же начинается поиск новых знаний. (Слайд 10)

 Вывод: любое исследование начинается с вопроса. (Слайд 11)

-Пишем в тетрадях с новой строки с большой буквы: «Любое исследование начинается с вопроса».

  • Слайд 12.

Задание №5. В пустые клетки вписываются пропущенные слова: исследование начинается с ВОПРОСА, исследование – это ПОИСК ответа на вопрос, поиск новых ЗНАНИЙ.

Задание №6. Слайд 13.

-Кто может заниматься исследованием? (Человек и животные)

-Что интересует животных? (Опасно ли? Съедобно ли? Годится ли для жилья?) (Слайд 14)

-Зачем исследует человек? (Слайд 15)

Взрослые ищут истину и новые знания, которые ещё неизвестны человечеству.

Их цель – сделать открытие, а на его основе – изобретение, которое “улучшит” (?) нашу жизнь (и не только нашу).

-Вопрос: все ли изобретения улучшают нашу жизнь?

Ответ. Не все. Люди изобрели опасное оружие, наркотики, алкогольные напитки, … Даже некоторые полезные изобретения, могут вредить человеку, если ими неправильно пользоваться. (Например, с помощью компьютера у людей может формироваться компьютерная зависимость)

- Чью ещё жизнь пытаются улучшить люди с помощью своих изобретений? (Жизнь диких и домашних животных, растений, …).

-Зачем исследованием занимаются дети? (Слайд 16)

Дети ищут ответы на вопросы о том, как устроен этот мир, по каким законам он живёт. Цель их исследования - узнать, понять и освоить этот мир, чтобы успешно в нём жить.

- В повседневной жизни нам часто приходится многое исследовать: (Слайд 17)

  • Не заболел ли ребёнок?
  • Не слишком ли горячая или холодная вода для купания?
  • Свежие ли продукты?

Проблемный вопрос. Каким был бы окружающий мир, если бы люди не умели его исследовать? Слайд 18.

  • Задание №7. «Я – исследователь!». Занимательная физика. Слайд 19.

По закону равновесия, сидя на стуле в таком положении, как сидит человек, изображенный на рисунке, то есть, держа туловище отвесно, не наклоняя его и не пододвигая ног под сиденье невозможно подняться со стула.

-Если вам захотелось проверить этот эксперимент на себе, то почему? Какой вопрос у вас возник? (Почему это невозможно? Смогу ли я подняться со стула из такого положения?)

- Проведите эксперимент на себе. (Дети убеждаются, что выполнив все требования эксперимента, действительно, невозможно подняться со стула)

  1. Домашнее задание. Одно на выбор! (Слайд 20)
  1. Подготовить сообщение об одном из изобретений человечества.
  2. Рассказать об одном из своих исследований окружающего мира в раннем детстве «Когда я был маленьким ...». Рассказ можно дополнить рисунком или фотографией.
  3. Сфотографировать (или нарисовать) своего домашнего питомца, когда тот что-либо исследует.



Предварительный просмотр:

ЧТО ТАКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ?

1  Догадайтесь, что должно быть в пустом квадрате?  Дорисуйте.

 

2  Нарисуйте  жилище, которое строили кроты.

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\так-так.jpg

Какую особенность вы заметили? Почему так?


3 Игра-аукцион «Дом, который построил сам».  Какую особенность вы заметили?___________________________________________________________________________________________________________________

4 Продолжи фразу. 

Кроме разнообразных  типов  жилища  человек  изобрёл  для  себя и многое  другое, например, …

Изучая, исследуя окружающий мир, человечество сделало много научных открытий: …

5 Открытия и изобретения  начинаются с  исследования.  А исследование  начинается … с  чего?

       Исследование – это  ответа на вопрос, поиск новых .

6    Кто может заниматься исследованием?

7     «Я – исследователь!».  Занимательная физика.В таком положении невозможно подняться со стула

По закону равновесия,  сидя на стуле в таком положении,  как сидит человек, изображенный на рисунке, то есть, держа туловище отвесно, не наклоняя его  и не пододвигая ног под сиденье невозможно подняться со стула.

  1. Что вас заинтересовало в первую очередь?
  2. Проведите  эксперимент на себе.

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\значки домашнее задание.tif

Домашнее задание. Одно на выбор!

  • Подготовить сообщение об одном из изобретений человечества.

  • Рассказать об одном из  своих  исследований окружающего мира в раннем детстве «Когда я был маленьким ...». Рассказ можно дополнить рисунком или фотографией.

  • Сфотографировать (или нарисовать) своего домашнего питомца, когда тот что-либо исследует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....