Главные вкладки

    План – конспект занятия внеурочной деятельности. Тема занятия: «Национальные костюмы шорцев и телеутов»
    план-конспект занятия (3, 4 класс) на тему

    В программу курса внеурочной деятельности «Народная кукла» (3 год обучения) включено занятие по теме «Национальные костюмы шорцев и телеутов» (РК). Цель занятия: 

    познакомить учащихся с материальной культурой коренных народов  Кемеровской области,  в частности с национальной одеждой шорцев и телеутов; формировать уважение к культуре местных народов. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 37

    имени Новикова Гаврила Гавриловича»

     План – конспект

    занятия внеурочной деятельности.

    Тема занятия:

    «Национальные костюмы

    шорцев и телеутов»

     (для учащихся начальной школы)

     

    Подготовила: Барашкова Ольга Анатольевна,

    учитель начальных классов

    Кемерово 2018 год

    План – конспект занятия внеурочной деятельности

    по программе «Народная кукла»

    3 год обучения

    Раздел 1. Русский народный костюм (РК)

    (для учащихся начальной школы)

    Тема занятия: «Национальные костюмы шорцев и телеутов»

    Цель:

    познакомить учащихся с материальной культурой коренных народов  Кемеровской области,  в частности с национальной одеждой шорцев и телеутов; формировать уважение к культуре местных народов.

    Задачи:

    Образовательная: познакомить учащихся с национальными костюмами шорцев и телеутов.

    Развивающая: развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь), творческую активность.

    Воспитательная: формировать уважительное отношение к культуре местных народов.

    Планируемые результаты:

    - формирование уважительного отношения к культуре народов, живущих по соседству;

    - расширение кругозора детей;

    - формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

    - формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников;

    - формирование умения организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность.

    Оборудование и материалы:

    Материалы для учащихся: бумага А 4, простой карандаш, акварельные карандаши.     

    Материалы и оборудование для учителя: проектор + компьютер + интерактивная доска, эскизы орнаментов, элементов костюмов шорцев и телеутов (Приложение 1).

    Ход занятия

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    1. Организационный момент (2 мин.)

    1. Проверка наличия учащихся.

    2. Сообщение темы занятия  «Национальные костюмы шорцев и телеутов».

    Отвечают, слушают.

    2. Теоретическая работа. (20 мин)

    Объяснение новой темы. Показ презентации.

    Историческая справка. Шорцы и телеуты – это древнейшие жители Кузнецкой земли. По своему происхождению они относятся к кочевым тюркоязычным племенам. В наше время они расселены по всей Западной Сибири. Основная часть проживает в Кемеровской области.  Шорцы – это лесные оседлые племена, ранее жившие изолированно друг от друга по долинам многочисленных горных рек и притоков. Они умелые охотники и рыболовы. Русские называли их кузнецкими татарами – за их умение плавить железо и изготавливать из него оружие, котлы, топоры и другие предметы. От них и пошло название нашего края – Кузнецкая земля.  Шорцы в основном проживают в Таштагольском районе и Горной Шории.

    Телеуты вели полукочевой образ жизни, занимались охотой, рыболовством и земледелием.  Телеуты проживают в Беловском и Гурьевском районах Кузбасса. По данным переписи населения 2010 года численность шорцев составляла 10672 человека, телеутов – 2520 человек. (Слайд № 2)

    Почему так важно изучать национальные костюмы? Национальная одежда  - это своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа. Национальный костюм является одним из элементов материальной культуры народа. Он отражает не только этническую принадлежность и географическую среду, но и уровень экономического развития, социальное и имущественное положение, религиозную принадлежность. Традиционная одежда шорцев и телеутов отличается простым кроем и сложным украшением костюма. Форма одежды складывалась веками. Жизнь в природных условиях требовала удобной одежды, которая не должна сковывать движения; суровый климат явился причиной многослойности костюмов. Крой  мужской и женской одежды почти одинаков.

    Основу традиционного гардероба составляют рубаха, штаны, распашная одежда (халаты разных видов).

    Традиционную народную одежду можно увидеть и сегодня – не только в музейных коллекциях, но и на национальных праздниках. 

    Давайте познакомимся подробнее с шорским национальным костюмом.

    Мужская и женская одежда почти одинакова, состояли из рубахи, штанов и халата с вышивкой у ворота, на отворотах рукавов и подоле. Нижнего белья шорцы не носили.

    Зимой надевали несколько халатов или шубы. Халаты носили постоянно.

    Одевали на охоту

    На домашнюю работу,

    На прогулку, в огород,

    И носили круглый год.

    Для детей шили такую же одежду, только меньших размеров.

    Женский традиционный костюм состоял из рубахи «кунёк», штанов «штан», короткого халата «кендырь». (Слайд № 3, 4) Рубаха была длиною до пят, застёгивалась на груди мелкими пуговицами. Штаны не имели разреза. У шорцев лёгкая верхняя одежда представлена коротким халатом кендырь,  именуемым так по названию растения, из волокон которого делали ткань. Халат украшали раковинами каури или разноцветной вышивкой. Женщины обязательно  носили платки. В узоре платков преобладали красный и жёлтый цвета. В праздничные дни надевают старинную шапку порук, отороченную мехом соболя.

    Если повседневная одежда отличалась простотой и целесообразностью, то праздничная одежда женщин была очень сложной, многосоставной, с обилием различных украшений.

    Будничные платья шили  из ситца, сатина, фланели, для праздничных платьев используют дорогие шелка, украшали  их однотонными полосками из другого материала.

    На ногах носили кожаные галоши «чарык» или сапоги «удук». (Слайд № 5)

    Очень популярными у шорок были украшения: серьги из стальной проволоки с бисером раковинами каури, тонкие кольца или медные перстни с камнями, ожерелья и накосники. При ходьбе украшения издавали своеобразный звон. Эти звенящие элементы призваны были отпугивать злых духов. (Слайд «№ 6) 

    Незамужние женщины и девушки заплетали волосы в 3-5-7 косичек с украшениями на концах. Замужние женщины имели две косы.

    Мужская одежда состояла из рубахи (кунёк), штанов (чембар, штан) и халата (шабур). (Слайд № 7,8)

    Мужская рубашка шилась  из той же хлопчатобумажной ткани, что и женские платья и халаты.

    Мужчины носили шапки «порук», зимой – меховые шапки.

     Обязательным элементом мужской одежды являлся кисет «нанчик».

    Южные шорцы делали одежду из кендыря (домотканый холст из волокон конопли или крапивы), северные – чаще из покупных тканей, зажиточные носили покупную одежду, зимой – овчинные шубы мехом внутрь, крытые материей.

    Непременным элементом костюма шорцев были пояса. На поясах вышивались простейшие орнаменты, которые состояли из полос, горизонтальных линий, зигзага, простых, треугольников, квадратов, ромбов, звезд, крестов, косых линий, кружков, овалов и др. (Слайд «№ 9)

    А теперь рассмотрим телеутский национальный костюм. (Слайд «№ 10)

    Одежда телеутов была приспособлена в прошлом к кочевому образу жизнии различалась в зависимости от социального положения.

    Одежда телеутов отличалась изысканностью. Она делилась на мужскую и женскую, по временам года, повседневную и праздничную.

    Одежда телеуток была и остаётся сейчас красивой. (Слайд № 11)

    Праздничные платья телеуток шились из очень красивых ярких тканей: атласа, шерсти, парчи, трикотажа с люрексом, китайского шёлка. Повседневные платья шили чаще всего из ситца. 

    Основой повседневной и праздничной одежды было длинное туникообразное платье «кунёк»  со стоячим воротником «тяга» и лёгкий приталенный халат с плетёным вручную поясом. (Слайд №12)

    Нижняя женская одежда состояла из рубахи и коротких штанов «чампар», которые одевались под платье.

    Поверх платья-рубахи «кунек» мог одеваться женский праздничный халат «чиймек» (Слайд №13) Главным украшением халата являлся прямоугольный воротник, к которому крепились кисти.

    Пояс «кур» - один из наиболее интересных предметов национальной одежды телеутов. Он служил человеку оберегом, защитой от враждебных сил. Длина пояса около 2,5 метров. Его оборачивали вокруг талии несколько раз. Пояс изготавливали из разноцветных ниток. Женщины носили пояс всегда. (Слайд №13) 

    В прохладную погоду женщины и мужчины носили сырмал. (Слайд №14) Сырмал - это демисезонное стеганое пальто. По длине сырмал был короче рубахи. Подпоясывают сырмал кушаком. Так же телеутские женщины носили красивые шубы - тон. Тон - это зимняя одежда из овчины, соболя, красной лисы, белки, отделанная по подолу, рукавам, бортам мехом выдры. Замужние женщины носили длинный шёлковый халат «очкор». 

    Телеутские женщины любили украшения. Самым распространённым украшением были серьги и украшения для волос. В косы вплетались ленты, ракушки, кольца, монеты. (Слайд №15)

    Головной убор телеуток был платок или шапка. (Слайд №15)

    Из обуви телеутские женщины носили кожаную обувь «чарык» на мягкой подошве, без каблуков. Обувь украшалась вышивкой. (Слайд №15)

    Мужская одежда состояла из длинной рубахи с длинными рукавами, штанов. (Слайд №16) Штаны на поясе стягивались шнурком. Поверх рубахи надевался халат «чекмень» из сукна. Халат опоясывался кушаком. Из верхней одежды мужчины носили шубу, обычно из овчины. Обувью служили остроносые кожаные сапоги на мягкой подошве.

    Итак, ребята, вы познакомились с национальной одеждой шорцев и телеутов.

    Давайте проанализируем, в чём сходство национальных костюмов этих народов?

    Сходство: наличие воротников, вышивка, пояса, платки, шапки, шубы, обувь.

    Учащиеся получают первоначальные знания, происходит осознание темы через слово учителя и  презентацию  «Национальные костюмы шорцев и телеутов ”.

    В конце рассказа учащиеся находят сходства и отличия в национальных костюмах.

    3. Физминутка (2 мин.)

    Учитель: А сейчас давайте чуть – чуть отдохнем.

    Текст физминутки повторяется два – три раза:

    Мы устали чуточку,

    Отдохнём минуточку.

    Поворот, наклон, прыжок,

    Улыбнись  давай, дружок.

    Ещё попрыгай: раз, 2, 3!

    На соседа посмотри,

    Руки вверх и тут же вниз

    И за парту вновь садись.

    Учащиеся выполняют движения за учителем.

    4. Практическая работа (15 мин.)

    Учитель: Сегодня мы будем рисовать эскизы национальных  костюмов  шорцев и телеутов. Можно нарисовать любой элемент костюма, который вы увидели в презентации. Например, халат или пояс, обязательно дополнить рисунок орнаментом. Цветовое решение эскиза выполнить акварельными карандашами.

    На доске учитель размещает эскизы элементов костюмов шорцев и телеутов.

    Во время практического задания педагог консультирует детей по композиционному и цветовому решению эскизов, указывая ошибки и способы их исправления.

    Практическое выполнение задания.

    Самостоятельная творческая работа учащихся.

    5. Анализ работы. Подведение итогов занятия.(5 мин.)

    А сейчас все эскизы выставляем, рассматриваем и обсуждаем, отмечаем понравившиеся.

    Ребята! У вас получились интересные эскизы элементов костюмов местных народов. Вы замечательно справились с заданием! Главное, вы получили  представление о том, как одевались представители местных народов. Молодцы! Надеюсь, что вам было интересно.

    А теперь наведите порядок на своих рабочих местах.

    Учащиеся рассматривают и оценивают все работы.

    После подведения итогов учащиеся приводят в порядок свои рабочие места.

    Список литературы

    1. Кимеева,Т.И. Одежда, обувь и украшения шорцев [Текст]/  Т.И. Кимеева, В.М. Кимеев// Шорский сборник. Историко - культурное и природное наследие Горной Шории. –Кемерово. Кузбассвузиздат, 1994.
    2. http://lik-kuzbassa.narod.ru/Shorcy-tradicii-obychai-obryady.htm. – Литература История Культура Кузбасса. Шорцы.
    3. http://www.etnic.ru/etnic/narod/shorcy.html. – Коренные народы Севера. Шорцы.
    4. http://nsfo.kemguki.ru/index.php/%D0%A8%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC
    5. http://www.gukmztp.ru/Kezek_odejda.html
    6. http://museum.kemsu.ru/pics/slovar/golen.htm 

    Приложение 1

    http://st4-fashiony.ru/pic/history/pic/42301/45.jpg

    Шорский халат «кендырь шабыр»

    http://st4-fashiony.ru/pic/history/pic/42301/13.jpg

    Телеутское женское платье


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеурочная деятельность. Тема занятия:"В гостях у Геометрии. Внутри и снаружи"

    Внеурочная деятельность по научно-познавательному направлению: "Занимательная математика". 1 класс.  Тема занятия "В гостях у Геометрии. Внутри и снаружи".Цели: развитие интереса к математике...

    Мир геометрии. (занятие по внеурочной деятельности) Тема: Куб

    Дать понятие об объемном теле - куб; сформировать навыки проектно - исследовательской деятельности, коммуникативные умения, умение группового взаимодействия;  развивать у учащихся понятия компози...

    Конспект занятия по внеурочной деятельности Тема: Моя малая родина.

    внеурочная деятельность по программе Мой край...

    Презентация к занятию по внеурочной деятельности. Тема: «Реки Семилукского района»

    Данная презентация  подготовлена для проведения занятия кружка "Азбука родного края". Материал презентации может быть использован как дополнительный к уроку Окружающего мира в 3 классе....

    Конспект занятия по внеурочной деятельности Тема: Аксаков С.Т. «Аленький цветочек» 2 класс

    Познакомить учащихся с произведением Аксаков С.Т. «Аленький цветочек», у совершенствовать навыки чтения и пересказа, развивать устную речь детей, обогащать словарный запас учащихся; Развиват...

    Технологическая карта внеурочной деятельности. Тема занятия: Бумажная пластика. 1 класс

    Обучение детей основам бумагопластики. Изготовление фигурок животных из салфеток....

    Занятие в тренинговом режиме по внеурочной деятельности. Тема: Хороша кашка, да мала чашка

    Цели, задачи:Обучающая: Познакомить учащихся с секретами русской кухни, с традициями старины.Развивающая: Предоставить возможность успешно сотрудничать в группе; умению высказывать свое мнение.Воспиты...