Применение техники сторителлинг на уроках ОПК как средство формирования коммуникативной компетенции.
статья (4 класс) на тему

Попова Елена Михайловна

С помощь технологии сторителинга формируется коммуникативная компетенция,  обучение через общение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сторителлинг на уроках ОПК23.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Применение техники сторителлинг на уроках ОПК как средство формирования коммуникативной компетенции

Учитель ОРКСЭ  МБОУ

 «Суховская СОШ №3» Тасеевского района

Красноярского края Попова Е. М.

Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности через  формирование универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные).  Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных учебных  действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий осуществляется через коммуникативную направленность обучения (обучение общению с помощью общения).

Коммуникативные  умения формируются посредством  приобретения опыта коллективного взаимодействия,  формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль обучающегося.  В ситуациях коллективного взаимодействия, которые сопутствуют решению проблемных и творческих задач, формируется способность оценивать правильность выбора вербальных и невербальных средств, соблюдать правила речевого этикета и устного общения. Дети учатся слышать партнера, реагировать на его реплики, учатся правилам общения с младшими, ровесниками, взрослыми.  

Современность диктует нам новые подходы к образованию и воспитанию подрастающего поколения. И сегодня вспоминается древняя практика такого воспитания через поучительные рассказы, легенды, мифы, истории. Притчи Иисуса Христа — изложенные в Евангелиях назидательные истории, яркий пример такой практики.

         С помощью   цифровой технологии    сторителлинга,    можно мотивировать школьников к интенсивной учебе, сформировать у них представление о нравственности, этике. Данная техника предоставляет уникальные возможности, как для учителя, так и для ученика, так как может помочь в достижении обеих основных целей  в процессе обучения на ступени начального общего образования: в развитии личности младшего школьника и формировании его коммуникативной компетенции.

Сторителлинг — фантастически эффективное  рассказывание историй! Под историями могут пониматься сказки, притчи, мифы, рассказы о реальных или выдуманных героях и событиях, даже анекдоты.      

С древних времен в истории человечества рассказывание историй, выдуманных и невыдуманных, как в устной, так и в письменной форме, помогало передавать достижения поколений, колорит  культуры и семейные традиции. Сторителлинг — древнейший способ человеческого общения. Магические слова «Однажды произошел такой случай…» заставляют замирать как детей, так и взрослых, потому что открывают двери в новый мир: мир, где все возможно.  Особенно важные истории для детей — это истории из повседневной жизни. Такие истории более понятны. Рассказывайте такие истории, которые найдут свое продолжение за пределами класса, такие, которые захочется рассказать друзьям или родителям. (Wright, 1995). Основные функции техники «Сторителлинга».

- Мотивационная. Это инструмент убеждения учащихся, позволяющий воодушевить их, вдохновить на проявление  инициативы в  учебном процессе и т. п.

- Объединяющая. Истории служат инструментом развития  дружеских, коллективных. взаимоотношений в классе, группе  обучающихся.

- Коммуникативная. Истории способны повысить эффективность общения на разных уровнях.

- Инструмент воздействия. Сторителлинг  расширяет арсенал средств мотивации учащихся, укрепляет уверенность в себе.

- Утилитарная. В ряде случаев это самый простой способ донести до других содержание поставленной перед ними  задачи  или проблемы.

Пример использования сторителлинга на уроках ОПК: организовать работу в парах или группах по изучению притчи, работы с текстом. Для понимания всей глубины содержания притчи важно понять значимость каждого персонажа. Этому способствует переделывание произведения, когда намеренно убирается один из героев или изменяется его характер, или, изменив сюжет истории, учащиеся понимают всю важность каждого слова притчи. Можно додумать дальнейшую судьбу героя, основываясь на его характере, можно использовать предложенные сценарии для создания удивительной истории, которая сделает ваш урок продуктивным. 

        Сценарии для созданий историй много, вот некоторые из них:

Сценарий  Перерождение (без знания герой попадает в трудную ситуацию и как только знания появляются, герой спасен).

Сценарий: Решая сложную задачу (как знание чего-либо помогает найти выход из самой сложной ситуации).

Сценарий: Переосмысление события (переосмысление поступков известных героев или ситуации)

Сценарий: Из грязи в князи, или Синдром Золушки (герой превращается из Золушки в прекрасную принцессу)

Сценарий: Волшебный помощник (Он выполнит любое твое пожелание – только попроси.)  Сценарий :Один день из жизни (расскажите об одном дне из жизни вашего героя)

Рекомендации для создания историй

  1. Слушайте истории учеников с особым вниманием, покажите что их истории важны для вас. Это касается не только уроков.
  2. Используйте истории которые покажут разный ход мышления.разные культурные ценности и т.д. Делайте истории разнообразнее.
  3. Учите ребят узнавать и понимать друг друга через истории в повседневной жизни.
  4. Привлекайте детей к чтению и письму используя их жажду историй. Учите формулировать мысли в письме

Компоненты истории, пользующейся успехом.

        -Во-первых, истории происходят с персонажем. Нам нужен персонаж. Им может быть как человек, так и организация, и герои книг, и какие-либо понятия из области русского языка и других школьных предметов, но тогда о них надо рассказывать, как о чем-то одушевленном. Персонажем может быть любое одушевленное нашей фантазией существо.

        -Во-вторых, история — это обязательно перемены. Изменения. Причем изменения ценностные — то есть чтобы у персонажа в жизни появилось нечто важное, чего не было ранее. Пожалуй, это самое главное и необходимое качество истории. Без него повествование будет, а истории — нет.

        -В-третьих, история интересна лишь тогда, когда зритель может ей сопереживать, подсознательно представляя себя на месте персонажа. То есть изложение фактов - это еще не история. И абстрактная история тоже, в нашем случае, не история.

        -Далее, если событие происходило в реальности, для него очень важны формальные рамки, или «координаты» — когда оно происходило, как долго, где.

        -Материалом истории являются события. Общие слова могут быть лишь связующим цементом, но не содержанием. Рассказ, состоящий лишь из общих слов, — это цементная каша. Поиск фактов, событий, примеров — самое сложное, но и самое интересное занятие.

        Предлагаю вашему вниманию фрагмент  урока по ОПК по теме «Зачем творить добро?». Задания в группах: Придумать историю, где главные герои Добро и, используя все компоненты истории: изменения, когда происходила история, как долго, где, поиск фактов, событий, примеров.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1.«Применение техники сторителлинг на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции» Автор:  Шикуля Елена Николаевна учитель русского языка и литератур  МБОУ СОШ №3 станицы Крыловской  Краснодарского края  МО Крыловский район

2.Сайтstoruschool.ruPostedon05.09.2012adminPostedinдляпедагоговиродителей, СтатьиСторителлинг — душа и сердце образования.

3.Статья Нестеренко Олеси Викторовны Учителя математики и информатики МАОУ СОШ №45 г. Калининграда  «Сторителлинг, как метод обучения»

4.ТЕХНИКА  «СТОРИТЕЛЛИНГА» В ПРАКТИКЕ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА. Романова Лариса ВикторовнаПедагог – психолог, МОУ СШ №125г.Волгоград


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповой метод обучения младших школьников как средство формирования коммуникативных компетенций.

Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. Образовательный процесс получил в настоящее время новое направ...

Презентация "Технология КСО как средство формирования коммуникативных компетенций у младших школьников".

Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых....

Педагогический проект "Сочинение как средство формирования коммуникативных компетенций младших школьников"

Аттестационная работа , основана на опыте работы по УМК "Перспективная начальная школа"...

Игра как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка в начальных классах

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегр...

Технология игрового обучения как средство формирования коммуникативных компетенций на уроках иностранного языка в начальной и средней школе

Материал представляет опыт работы по формированию коммуникативных компетенций на уроках  английского языка в начальной и средней школе....

ВКР на тему "Игровые технологии как средство формирования коммуникативных компетенций у младших школьников"

Выпускная квалификационная работа на тему: "Игровые технологии как средство формирования коммуникативных компетенций у младших школьников"Работа состоит из следующих пунктов:ВведениеГлава I....