Организация проектной деятельности в начальной школе.
статья на тему

БУКРЕЕВА СВЕТЛАНА ГЕОРГИЕВНА

Сейчас, в условиях внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов, необходимо умело сочетать учебную деятельность, где формируются основные базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, исследовательской, связанной с развитием у ребенка индивидуальных способностей, обучающихся и их познавательной активностью. На ряду разных современных технологий, не маловажную роль занимает проектная деятельность.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности в начальной школе.

Автор: Букреева Светлана Георгиевна

Организация: МБОУ СОШ 102, г. Воронеж

                                                                                      Важно не просто накормить голодного рыбой,                                          главное — научить его ловить ее.

                                                                                            Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз, а если научите ловить, то накормите на всю жизнь!

   В настоящее время интерес детей к обучению значительно снизился и одна из главных задач педагога повысить интерес к обучению, заинтересовать ребят. И тогда возникает вопрос. А как повысить интерес к обучению у детей, увеличить их активность на уроках? Как помочь ребенку найти свое место в обществе, достичь значимости в какой – либо сфере деятельности? Все эти проблемы уже давно стали приоритетными в современной школе, ведь одна из задач школы является создание условий для развития социально – активной личности.

   Сейчас, в условиях внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов, необходимо умело сочетать учебную деятельность, где формируются основные базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, исследовательской, связанной с развитием у ребенка индивидуальных способностей, обучающихся и их познавательной активностью. На ряду разных современных технологий, не маловажную роль занимает проектная деятельность.

     Так что же такое проект и проектная деятельность?  Под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Проектно – исследовательская деятельность – это совместная учебно – познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Благодаря вовлечению учащегося в исследовательскую работу, педагог решает немало важную задачу – формирование универсальных учебных действий.  С точки зрения школьника проект – это возможность делать, что-то интересное и увлекательное самостоятельно, работая в группе или индивидуально при этом максимально используя все свои возможности.

     На протяжении 5 лет в своей работе я очень активно использую проектный метод. Для учителя и ребенка работа над проектом – это работа творческая, где учитель и его ученики являются творцами своего дела. Работая над проектом, я учу детей думать, анализировать, выдвигать гипотезы, пользоваться различными источниками, выбирать главное, находить творческие решения любых задач.

   Проектная и исследовательская работа одна из самых интересных видов деятельности для учащихся начальной школы, которая позволяет им максимально использовать свои возможности, позволяет им проявить себя как творческая личность, попробовать сои силы, применить полученные знания и показать достигнутый результат. Для получения наибольшего результата желательно, чтобы все проекты были яркими и наглядными.

      При работе над проектом я всегда стараюсь учитывать психолого - физиологические особенности учащихся начальной школы. А так ка у учащихся младшего школьного возраста преобладает наглядно – образное мышление, то чаще всего дети проявляют интерес к окружающему миру, который подталкивает ребят к выбору темы над проектом.

       Проделывая определенную работу в подготовке проекта, важно, чтобы дети ощутили потребность в проделанной работе. Что бы каждый из участников проекта внес посильный вклад в работу и выступал одновременно и организатором, и исполнителем экспериментов и исследований.

      Я считаю, что включать школьников в проектную деятельность следует уде с первого класса, ведь даже самые маленькие школьники могут самостоятельно осуществлять проектную деятельность.

       В начальной школе можно выделить несколько видов учебных исследований:

- по месту проведения; (урочные и внеурочные)

- по виду деятельности (исследовательская, проектная, научная, творческая, информационная и т.д.)

- по количеству учащихся принимающих участие в проекте (индивидуальные, групповые, коллективные)

- по теме (предметные, межпредметные, свободные)

- по продолжительности (краткосрочные, долгосрочные)

      В течении года, учащиеся моего класса выступают в различных научно- исследовательских конференциях разного уровня.

     Как же я организую свою работу над проектом?

     Всю работу я делю на несколько этапов. Первый этап – это выбор темы. На этом этапе мы определяем тему проекта (она должна быть интересна ребенку), ставим перед собой цели и задачи. Дальше определяем актуальность исследования, выдвигаем гипотезы и выбираем методы работы.

     На втором этапе мы с ребятами начинаем работать над сбором информации. В качестве источников информации дети могут использовать книги, библиотеки, энциклопедии, интернет ресурсы, посещение музеев, различных вузов, родителей и т.д. Очень нравится детям проводить анкетирования среди учащихся своего класса, а также учащихся начальной школы. В дальнейшем вся собранная информация изучается анализируется и систематизируется.

     Третий этап самый интересный, где дети проводят различные опыты, формулируют выводы, выбирают способы представления своей работы. Это могут быть доклады, сообщения презентации, поделки и т.д.

     Вот уже несколько лет мои ученики принимают участие не только в учебных проектах, но и являются активными участниками и победителями школьных, районных, городских и региональных научно – практических и исследовательских конференций младших школьников.

    Одним из условия, необходимым для успешной работы над проектом, особенно в младшем школьном возрасте, является помощь со стороны родителей. Чтобы организовать работу над проектом глубже и шире, необходимо участие не только учеников и учителя, но и их родителей. Включение родителей в работу над проектом обусловлено несколькими причинами: во-первых, так в силу своих возрастных особенностей учащиеся не всегда способны быть абсолютно самостоятельными на всех этапах выполнения проекта и многие из них испытывают трудности в оформительских и технических вопросах. Во-вторых, объединение в совместный творческий процесс детей, а также их родителей особенно важно в ситуации дефицита внутрисемейного общения. В-третьих, существует разновидность семейных проектов, где участие родителей просто необходимо. Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности детей – сотрудничество, содействие, партнёрство с собственным ребёнком.

     Мои дети и родители – активные участники проектной деятельности, принимают живое и непосредственное участие на всех этапах деятельности.

     Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, но при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом. Помощь родителей заключается в сборе информации, ее обработке и в оформлении презентации.

    В заключении хочу сказать, что метод проектов можно и нужно применять в начальной школе. Поскольку мы, учителя начальных классов, закладываем "фундамент" всего дальнейшего обучения.  И я, работая с проектами на практике убедилась в положительных сторонах данного метода обучения. С уверенностью могу сказать, что метод проектов как современная педагогическая технология вполне себя оправдывает, позволяет реализовать творческое сотрудничество учителя и ученика и родителя.

Использование метода проектов в работе способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

Список литературы.

  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000г.
  2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005г. № 9.
  3. Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. - 1998г.
  4. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000г,
  5. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
  6. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).

В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...

Организация проектной деятельности в начальной школе

Одной из актуальных педагогических проблем в начальной школе остается проблема внедрения в школьную образовательную практику «метода проектов», проектной деятельности. Методу проектов принадлежит сего...

Организация проектной деятельности в начальной школе с использованием информационно-коммуникативных технологий (Из опыта работы)

В статье на примере работы над проектом показана этапность организациипроектной деятельности в начальной школе.   Ключевые слова: РЕФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПТВОРЧЕСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНА...

Выступление на педагогическом совете «Организация проектной деятельности в начальной школе»

В данном выступлении представлены практические материалы по организации проектной деятельности младших школьников...

Публичный отчет перед общественностью из опыта работы на тему "Организация проектной деятельности в начальной школе"

Материал из опыта работы по теме "Организация проектной деятельности в начальной школе". Приведены примеры проектов, над которыми работали мои ученики....

Методические рекомендации "Организация проектной деятельности в начальной школе как средство реализации развивающих идей ФГОС "

Проектная деятельность в начальной школе  в настоящее время является актуальной. В  работе с младшими школьниками я считаю её  альтернативой  игровой деятельности. Вместо усвоения ...

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...