Главные вкладки

    Рабочая программа по предмету "Литературное чтение на родном языке" для русскоязычных детей 1 класс 2018-2019 учебный год
    рабочая программа (1 класс) по теме

    Бельская Светлана Геннадьевна

    Рабочая программа «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 1 класса на уровне начального общего образования.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа «Родная литература» для 1 класса на уровне начального общего образования разработана в соответствии с:

    1) Положением о рабочих программах МБОУ "СОШ №33" НМР РТ, утвержденным приказом от 31.08.2017 г., № 404;

    2) Учебным планом основного общего образования и календарным учебным графиком на 2017 – 2018 учебный год МБОУ "СОШ №33" НМР РТ;

            На основе:

    - Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

    - Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

    - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);

    Примерная программа (далее – программа) разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русская родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».

    Личностные, метапредметные  и предметные результаты освоения учебного предмета.

    Личностные результаты:

        – формирование  осознанности  роли речи в жизни людей;

        – формирование оценки  некоторых высказываний людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

         – овладение начальными навыками объяснения некоторых правил вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

    - формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;

    - формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    - воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

    - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

    - овладение начальными навыками адаптации в школе к школьному коллективу;

    - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

    - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возможность сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

    - наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

    Обучающийся получит возможность для формирования:

    - внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

    -  выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;

    - устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;

    - адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

    - положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

    - компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

    - морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

    - установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

    - осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

    - эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

    Метапредметные результаты:

    Регулятивные результаты:

     Обучающийся научится:

    - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

    - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

    - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

    - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

    - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

    - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

    - различать способ и результат действия;

    - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

    - преобразовывать практическую задачу в познавательную;

    - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

    - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

    - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

    - самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

    Познавательные:

     Обучающийся научится:

    - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

    - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

    - использовать знаково  символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для представления информации о книгах;

    - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

    - строить сообщения в устной и письменной форме;

    - ориентироваться в разнообразии способов решения проблем творческого и поискового характера;

    - основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

    - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

    - осуществлять синтез как составление целого из частей;

    - проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

    - устанавливать причинно  следственные связи в изучаемом круге явлений;

    - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

    - обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

    - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

    - устанавливать аналогии;

    - владеть рядом общих приёмов решения задач.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

    - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

    - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

    - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

    - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

    - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

    - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

    - строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;

    - произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

    Коммуникативные:

    Обучающийся научится:

    - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

    - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

    - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    - формулировать собственное мнение и позицию;

    - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

    - строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

    - задавать вопросы;

    - контролировать действия партнёра;

    - использовать речь для регуляции своего действия;

    - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

    - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

    - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

    - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

    - продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

    - с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

    - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

    - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

            Предметные результаты:

     Виды речевой и читательской деятельности

    Обучающийся научится:

    -воспринимать на слух различные виды текстов (художественные, научно-познавательные, учебные, справочные);

    -осознавать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, толковать их в соответствии с изучаемым материалом под руководством учителя;

    -читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать смысл прочитанного;

     -читать различные книги, осуществлять выбор книги для самостоятельного чтения по названию, оглавлению, обложке;

    -различать понятия добро и зло на основе прочитанных рассказов и сказок;

     -принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по их содержанию;

     -отвечать на вопрос: «Почему автор дал своему произведению такое название?»; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;

    -называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;

     -различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;

     -анализировать с помощью учителя (о каком предмете идёт речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;

     -читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    -читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

    -читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать настроение автора;

    -ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;

     -просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в рабочей тетради.

     -осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;

     -распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;

    - пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя.

    Творческая деятельность

    Обучающийся научится:

     -пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;

    -восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;

    -составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения. Обучающийся получит возможность научиться:

     -составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;

    -сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими группами, используя средства художественной выразительности.

    Литературоведческая пропедевтика

    Обучающийся научится:

    -различать малые фольклорные жанры (загадка, песенка, потешка) и большие фольклорные жанры (сказка);

    -отличать прозаический текст от поэтического;

     -находить различия между научно-познавательным и художественным текстом;

     -называть героев произведения, давать характеристику.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    -отгадывать загадки на основе выявления существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами;

     -находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);

    -использовать знания о рифме, особенностях стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки, юмористического произведения в своей творческой деятельности.

    Содержание учебного предмета

    1 класс

    Общение. Значение речи в жизни человека, общества.

    Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру.

    Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.

    Виды речевой деятельности.

    Слушание. Правила для слушающего.

    Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)

    Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.)

    Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.

    Текст. Речевые жанры.

    Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.

    Вывеска как информационный текст.

    Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).

    Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс

    Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс...

    Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс

    Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс...

    Рабочая программа. Курса "Литературное чтение на родном языке" для 3 класса с ЗПР 7.1

    Данная программа расчитана для учеников 3 класса с ЗПР варианта 7.1...

    Рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 1-4 классов на 2019-2023 уч.г.

    Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего ...

    Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 4 класса

    Рабочая   программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 4 класса...

    Рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 1-го класса.

    Рабочая программа  по предмету «Литературное чтение на родном языке» для 1 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего...