Главные вкладки

    Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми
    материал на тему

    Патлина Надежда Леонидовна

    Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabota_so_slabouspevayushchimi_detmi.doc74.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАБОТА СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ   И НЕУСПЕВАЮЩИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ НА УРОКЕ

    1. Цели:

    1) Выполнение Закона «Об образовании».

    2) Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.

    2. Задачи:

    1) Создать условия для успешного усвоения учебных программ обучающимися.

    2) Выбрать те педагогические технологии для организации учебного процесса, которые позволят повысить мотивацию у слабоуспевающих учеников.

    3) Изучить особенности слабоуспевающих обучающихся,  причины их отставания в учебе и слабой мотивации.

    4) Формировать ответственное отношение обучающихся к учебному труду.

    5) Сохранять и укреплять здоровье учеников.

    Причины, вызывающие школьную неуспеваемость:

    • неблагоприятная наследственность;
    • нарушения нервной деятельности;
    • общая неспособность к интеллектуальному труду;
    • физическая ослабленность;
    • школьная незрелость;
    • педагогическая запущенность;
    • недостаточное развитие речи;
    • боязнь школы, учителей;
    • инфантилизм (т. е. детскость)
    • астеническое состояние;
    • снижение зрения;
    • гиподинамия;
    • социум;
    • миграции (учащиеся, не владеющие русским языком или владеющие им не в полном объёме);
    • социально-экономическая ситуация, которая снизила материальный уровень жизни людей (родители вынуждены, кроме основной работы, подрабатывать на другой - ребёнок предоставлен сам себе).

    Причины и характер проявления неуспеваемости

    Причины неуспеваемости

    Характер проявления

    Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют:

    - обстоятельства жизни ребёнка в семье;

    - взаимоотношения с окружающими взрослыми

    Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости.

    Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствие заинтересованности в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные). 

     Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания взрослыми.

     Интеллектуально пассивные учащиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики  интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение.

    При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремления его понять и осмыслить.

    Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа.

    Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении.

     Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приёмами её выполнения.

    Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правила, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работы в медленном темпе.

    Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду:

    - пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные учащиеся); - неправильная организация учебной деятельности ОУ. 

    Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание.

    Небрежность и недобросовенность в выполнении учебных обязанностей.

    Невыполненные или частично выполненные домашние задания.

    Неаккуратное обращение с учебными пособиями.

    Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей. 

    Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их  приобретении, остаются мёртвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности.

    Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

    Этапы урока

    Виды помощи в учении

    Контроль подготовленности учащихся

    Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

    Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

    Предложение учащимся примерного плана ответа.

    Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

    Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

    Изложение нового материала

    Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

    Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.

    Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

    Самостоятельная работа учащихся на уроке

    Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

    Напоминание приема и способа выполнения задания.

    Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

    Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

    Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

    Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

    Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

    Организация самостоятельной работы вне класса

    Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

    Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

    Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

    Профилактика неуспеваемости

    Этапы урока

    Акценты в обучении

    Контроль подготовленности учащихся

    Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания

    Изложение нового материала

    Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал

    Самостоятельная работа обучающихся на уроке

    Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль.

    Организация самостоятельной работы вне класса

    Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

    План работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися

     

    Мероприятия

    Срок

    1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

     Цель:

    определение фактического уровня знаний детей;

    выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

    Сентябрь

        2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: психологом, врачом, логопедом и обязательно с самим ребенком.

    Сентябрь

    3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. Дальнейшая его корректировка.

    Сентябрь (далее корректировать по мере необходимости)

    4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий.

    В течение учебного года

    5. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса.

    В течение учебного года

    6. Организация индивидуальной работы со слабым учеником.

    В течение учебного года

            

    Индивидуальный план работы  по ликвидации пробелов в знаниях

    Проблема

    Коррекционная работа. Виды деятельности

    Предполагаемый результат

    Слабо развита мелкая моторика рук.

    - физминутки на каждом уроке (специальные упражнения);

    - игры с мячом на уроках;

    - ручной труд (лепка, конструирование, рисование, штриховка и т.д.)

    -  графические диктанты

    - правильное положение тетради при письме;

    - наклон букв;

    - высота букв;

    - улучшить написание и соединение некоторых букв

    Отсутствие наглядно-образного мышления.

    - занятия с психологом;

    - курс «Мир логики»;

    - работа по наглядному образцу;

    -спец. задания:

     1) назвать геометрические фигуры, из которых составлен домик;

     2) на какие части разбит прямоугольник?

     3) соедини стрелкой изображение и название соответствующих фигур и т. д.

    - составлять краткую запись к задаче

    Низкий уровень фразовой речи.

    - жужжащее чтение;

    - работа по учебно-методическому комплекту «Работа с текстом» (на уроках чтения и окр. миру);

    - восстановление деформированных предложений

    - полные ответы на вопросы;

    - восстанавливать деформированные предложения

    Недостаток внимания и усидчивости

    - занятия с психологом;

    - работа по таблице Шульте;

    - запоминание картинки, группы слов ( на «Мире логики»);

    - найти отличия;

    - найти и вычеркнуть из текста определённые буквы (менять буквы, по-разному зачеркивать) – не более 5 минут.

    - своевременно переключаться с одного вида деятельности на другой

    Памятка
    "Психотерапия неуспеваемости"

    1. "Не бить лежачего" // Оценку своих знаний обучающийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

    2. Не более одного недостатка в минуту // Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.

    3. "За двумя зайцами погонишься…" // Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.

    4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение // Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.

    5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами // Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

    6. Не скупитесь на похвалу // Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.

    7. Техника оценочной безопасности // Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать".

    8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели // Не искушайте его невыполнимыми целями.

    9. Учащийся не объект, а соучастник оценки // Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки "на правила", своевременное выполнение задания.

    10. Сравнивайте достижения // Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    план работы со слабоуспевающими детьми

    предлагаю свой план работы со слабоуспевающими детьми...

    Работа со слабоуспевающими детьми

    Актуальная проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.Для этого, впрочем, как всегда с учётом нашей профессии, необходимо ответить как минимум на три...

    Программа работы со слабоуспевающими детьми

    Рабочая программа педагога по работе со слабоуспевающими обучающимися....

    Приёмы работы со слабоуспевающими детьми с применением здоровьесберегающих технологий.

    Статья содержит рекомендации учителя-логопеда по применению здоровьесберегающих технологий в учебном процессе для улучшения усвоения материала слабоуспевающими учащимися по родному языку в образовател...

    Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми

    Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми...

    Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми

    Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми...