Главные вкладки

    План самообразования
    материал на тему

    Патлина Надежда Леонидовна

    План самообразования 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon samoobrazovanie.doc52.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    План самообразования учителя начальных классов

    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

    Патлиной Надежды Леонидовны на 2018-2020 учебный год

    Тема: «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

    в условиях реализации ФГОС»

    Пояснительная записка

    С 1 сентября 2017 года я впервые приступила к реализации на практике ФГОС НОО для детей с ОВЗ в начальных классах.  Данный стандарт влечёт за собой пересмотр давно сложившейся системы работы начальной школы, когда принципиально меняются ориентиры в обучении и воспитании обучающихся с ОВЗ. Школа должна обеспечить ребёнка не знаниями, а подготовить его к жизни. Идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные. 

    Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. Основной задачей в области реализации права на образование детей с ОВЗ, является создание специальных условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей.   

    В нашей школе для младших школьников с ОВЗ созданы следующие условия для обучения, воспитания и развития: 

    • использование АООП НОО; 

    • применение современных образовательных технологий и методов обучения и воспитания;

    • использование бесплатных специальных учебников, учебных пособий;

    • использование специальных технических средств обучения для индивидуального пользования;

    • проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий;

    • оказание индивидуальной коррекционной работы с узкими специалистами: дефектологом, логопедом, педагогом - психологом, тифлопедагогом;

    • детям оказывается психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь;

    • организация кружков по интересам;

    • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, находятся на полном государственном обеспечении.

    • иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

    Принципиальным отличием нового подхода в обучении и воспитании детей от старого заключается в том, что новый стандарт предъявляет новые требования к результатам освоения начального образования.  Деятельность учителя ориентирована не только на овладение детьми предметных результатов, но и на формирование универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. 

    Для реализации стандарта я осуществляю обучение на основе авторской программы В.В.Воронковой «Программы для подготовительного класса и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» по ФГОС ОВЗ. Данный УМК представляет собой целостную модель начальной школы и имеет полное программно-методическое обеспечение. В процессе обучения я использую учебники и учебные пособия, электронные приложения, отвечающие требованиям ФГОС содержание, которых повышает учебную мотивацию младших школьников. Все классы в школе оснащены техническими средствами обучения: компьютером, мультимедийным проектором, имеется доступ в Интернет.

    Главными особенностями данной системы является приоритет духовно-нравственного развития и воспитания школьников, личностно ориентированный и системно-деятельностный характер обучения. Данный комплект УМК построен на таких принципах обучения, как учёт возрастных особенностей детей, постепенное наращивание трудностей, он доступен для обучающихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития.

    Основные вопросы, намечаемые для изучения:

              От меня, как от учителя требуется развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность в соответствии с требованиями современного общества, формировать жизненные компетенции школьника. 

    Для реализации познавательной и творческой активности школьников в учебном процессе я использую современные образовательные технологии, с которыми познакомилась на курсах повышения квалификации (личностно-ориентированная, игровые, технологии на основе активизации деятельности учащихся (проблемное обучение), технология уровневой дифференциации (работа с группой), компьютерные технологии, здоровьесберегающие). Данные технологии дают возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время.

           Внедрение этих технологий позволяет мне, как учителю:

    • отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;

    • развивать мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную деятельность;

    • воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.

    Чтобы пробудить познавательную потребность школьника, его интерес к решению той или иной задачи я использую следующие методы обучения

    1) по способу передачи информации: 

         - словесные методы;

         - практические методы.

    2) по характеру познавательной деятельности: 

         - частично-поисковый; 

         - метод проблемного изложения;

         - объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы.

    Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что в нашей школе созданы условия для реализации требований ФГОС НОО для детей с ОВЗ.

    Продолжая дальше хочется сказать, что достижение высоких результатов в обучении в 1 классе невозможно без сформированной базы ЗУН в дошкольный период. Согласно требованиям ФГОС дошкольного образования, вступившему в силу 1 января 2014 года, выпускник дошкольного учреждения при поступлении в школу должен обладать определенным набором качеств, среди которых можно выделить:

    • уверенность в собственных силах;

    • любознательность;

    • способность к волевым усилиям;

    • самостоятельность;

    • инициативность;

    • готовность отвечать за свои поступки;

    • доброжелательность;

    • уважительное отношение к семье и социуму.

    ФГОС дошкольного образования определил критерии, по которым определяется готовность ребенка к школе.

    Критерии готовности ребенка к школьному обучению:

    • физическая готовность – уровень развития всех систем организма, способный выдержать ежедневные учебные нагрузки без вреда для здоровья;

    • интеллектуальная готовность – умение сравнивать и обобщать, классифицировать и анализировать информацию, воспринимать речь и логически мыслить;

    • эмоциональная готовность – мотивация к обучению (ребенок хочет стать школьником не потому, что в школе он найдет новых друзей, с которыми можно будет поиграть (игровой мотив), а потому что на уроках он сможет узнать что-то новое и интересное; умение сосредоточиться, управление эмоциями.

    • социальная готовность – способность ребенка сотрудничать с другими людьми и проявлять внимание на протяжении 30-40 минут.

    При условии соответствия ребенка всем этим критериям его адаптация к новым условиям обучения в начальной школе проходит намного легче и безболезненнее.

             ФГОС предъявляет новые требования к структуре урока. В методике, в первую очередь, следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала. Поэтому в своей работе я стараюсь, чтобы моя ученица «открывала» новые знания, а не получали их в готовом виде, проявляла положительный интерес к процессу познания (личностные результаты), планировала решение учебной задачи под руководством учителя (регулятивные УУД), воспроизводила по памяти полученную информацию на предыдущих уроках (познавательные), составляла небольшие устные высказывания (коммуникативные). На рефлексивно-оценочном этапе проводила самооценку своего состояния, эмоций, результатов своей деятельности на уроке. На уроках стараюсь создать ситуацию успеха, не скупиться на поощрение и похвалу.

                    Работу над темой предполагается закончить в мае 2020 года.

    План индивидуального развития

    учителя начальных классов Патлиной Надежды Леонидовны на 2018-2020 гг.

     №

    План мероприятий

    Примерные сроки

    1.

    Изучение нормативных документов, регламентирующих учебно-воспитательный процесс.

    2018-2020гг.

    2.

    Изучение основных нормативных документов, связанных с ФГОС для детей с ОВЗ.

    2018-2020гг.

    3.

    Прохождение курсов профессиональной переподготовки.

    2018-2020гг.

    4.

    Изучение научно-педагогической литературы по теме самообразования.

    2018-2020гг.

    5.

    Изучение применения новых образовательных технологий в работе ведущих учителей школы, района, региона, страны в области обучения и воспитания.

    2018-2020гг.

    6.

    Участие в профессиональных встречах педагогического актива школ, района.

    2018-2020гг.

    Предполагаемый результат и форма его представления:

              Считаю, что главное в нашей работе с детьми с ОВЗ:

    - помочь детям максимально овладеть УУД исходя из зоны ближайшего развития;

    -усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать, что школьные занятия – это не получение, отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни;

    ктивизировать педагогическую деятельность по распространению педагогического опыта по данной проблеме;

    -обеспечить эффективное взаимодействие с родителями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    план самообразования

    представлен план работы над  методической темой " Обучение решению задач в начальной школе" и план самообразования...

    План самообразования учителя

    Самообразование по теме "приобщение учащихся к русской культуре"...

    План самообразования

    В плане  отражены основные направления самообразования,обозначены сроки и примерные источники самообразования....

    план самообразования

    формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельность...

    Индивидуальный план самообразования

    Индивидуальная тема самообразования: "Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников"...

    План самообразования учителя начальных классов

    План самообразования по повышению уровня качественной успеваемости учащихся, направленный на становление сознания и личности ученика в целом....

    план самообразования; план работы со слабыми и с одаренными детьми;

    Татар теле фәнен авыр үзләштерүче укучылар белән эшләү планы...