Главные вкладки

    Статья на тему:
    Диагностический инструментарий оценки достижения учащихся на ступени начального общего образования

    Левашова Ольга Петровна

    Отслеживание развития и формирования УУД дает педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребенка.

    Профессиональные навыки работы с мониторингом – это  развитие самого педагога, его мастерства.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Диагностический инструментарий оценки достижения учащихся на ступени начального общего образования

     В последние годы особую остроту приобретает задача повышения качества образования. Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что существует прямая зависимость между качеством образования и устойчивым, динамичным развитием общества.

     Поэтому перед образованием стоит грандиозная задача – подготовить ребенка к жизни в демократически развитом и социально устойчивом обществе, готового работать в условиях высокотехнологического производства, с активной гражданской позицией. И школа является важным элементом в этом процессе. Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет  именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чем заключается роль современной начальной школы? Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. 

    Начальная школа не первый год реализует Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения,  в котором устанавливаются требования к достижению метапредметных результатов.    Так давайте разберемся, что же такое метапредметные УУД.

       Если посмотреть  этимологию слова, то  мета (от греч. meta – после, за, через) первая составная часть сложных слов, обозначающая следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, превращение.

    Именно метапредметные результаты являются теми мостами, которые связывают все предметы, помогают преодолеть горы знаний.. Метапредметные УУД разделены на три группы: познавательные, регулятивные и коммуникативные.

    Развитие УУД в начальной школе – это процесс, проходящий в три основных этапа:

    1. Выполнение по образцу, содержащему способ действия («Представление»)

    На этом этапе ученик в большинстве случаев не готов самостоятельно различать существенные и несущественные стороны выполняемого задания, может выполнить его только с опорой на образец на конкретном предметном материале. Например, неоднократно выполнив на уроке вместе с учителем сравнение объектов по цвету, размеру или форме, ребёнок может самостоятельно выполнить сравнение по тем же критериям на подобном материале в рамках той же предметной области.

    1. Осуществление способа действия при выполнении учебной задачи («Способ»)

    Ученик ориентируется на назначение и существенные понятия способа действия. Он знает, как называется этот способ действий, выполняет определённую последовательность действий, приводящую к нужному результату, может описать эту последовательность словами, не опираясь на конкретный материал.

    Например, ребёнок знает, что при сравнении он должен ответить себе на следующие вопросы:

    1. Зачем мне необходимо сравнивать эти предметы? (Цель и объекты сравнения)
    2. По каким признакам я их сравниваю? (Выделение признаков сравнения)
    3. Есть ли сходства по этим признакам? Есть ли различия по этим признакам у этих предметов? (Сопоставление)
    4. Что я узнал, сравнивая объекты? (Вывод)
    1. применение необходимого способа действия в контексте учебной задачи («Овладение УУД»)

    Ученик готов сознательно выбирать и применять тот или иной способ, ориентируясь на цель и условия учебной деятельности, этап её реализации, а так же выстраивает саму деятельность, поскольку владеет представлениями о её структуре и имеет опыт самостоятельного построения отдельных этапов деятельности.

    В первом классе число показателей в мониторинге УУД - 8, во 2 классе -16, а 3-4 классе 34 показателя. Повышенный уровень сформированности преобладает в 3-4 классе.

    При целенаправленной работе по достижению новых результатов возникает необходимость в измерениях, отслеживании процесса формирования УУД, то есть перед учителем встает задача: как же метапредметные результаты оценивать?

    Невозможно измерить новые результаты старыми методами, такие как контрольные и проверочные работы. Ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ. Для того, чтобы проверить как сформированы УУД можно использовать разный инструментарий, но наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является диагностика.

    Диагностика  – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные  условия для достижения качественного образовательного результата.

     Все методы, формы, инструменты оценки описаны в Программе формирования УУД основной образовательной программы каждой школы. На основе этой программы составляются программа мониторинга учителя.

    При этом руководствуясь  методическим пособием  под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные  действия  в  начальной  школе».  В  программе мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий прописаны цели, задачи, описана система критериев и показателей уровня сформированности УУД, методы сбора информации, а также  возрастные особенности развития универсальных учебных действий у младших школьников. Далее по каждому УУД  формируется  карта, в которой прописаны виды диагностики, рекомендации и нормативные показатели.

    Основная идея проведения мониторинга заключается в том, чтобы обеспечить управление формированием и развитием индивидуальности школьников в процессе обучения. Сделать этот процесс не стихийным, а целенаправленным и обоснованным.

    На сегодняшний день предложена масса диагностических методик. Перед учителем стоит теперь другая задача, – какие методики использовать в своей работе, и чтобы выбранные методики были достоверны, занимали минимум времени в проведении и обработке результатов, а также учитывалась возможность массового проведения данных методик.

    Хочу предложить вам ряд методик для мониторинга и диагностики УУД:

    Диагностика личностных УУД:

    • Лесенка» (1- 4 класс).
    •  Оценка школьной мотивации (1-2 класс).
    •  Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева) (3 - 4 класс.)
    •  «Что такое хорошо и что такое плохо» (1-2 класс).
    •  «Незаконченные предложения» (3-4 класс).

    Регулятивные УУД.

    •  «Рисование по точкам» (1 класс)
    • «Корректурная проба» (2- 4 классы)

    Познавательные УУД

    • «Найди отличия» - сравнение картинок (1 класс).
    • Выделение существенных признаков (2 класс).
    • Логические закономерности (3 класс).
    • Исследование словесно - логического мышления (4 класс).

    Коммуникативные УУД

    • Узор под диктовку.
    • «Рукавички».
    • «Левая и правая стороны»
    • «Совместная сортировка»
    • «Дорога к дому»
    • «Кто прав?».

    Для примера разберем наглядно методики диагностики регулятивных УУД

    Методика "Рисование по точкам"

    Цель: уровень ориентировки на заданную систему требований, на сколько может сознательно контролировать свои действия.

    Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность

    Возраст: 6,5 -8 лет

    Форма (ситуация оценивания): фронтальная письменная работа.

    Методика включает 6 задач, каждая из которых помещается на отдельном листе специальной книжечки, выдаваемой испытуемому. Образцами в задачах № 1 и 5 служат неправильные треугольники, в задаче № 2 - неправильная трапеция, в задаче № 3 - ромб, в задаче № 4 - квадрат и в задаче № 5 - четырехлучевая звезда.

    Обследование можно проводить как фронтально, так и индивидуально.

    Учитель зачитывает инструкцию, в которой сказано, что нужно соединить справа точки так, чтобы получился такой же рисунок. При этом отмечает, что соединять необходимо точки разного цвета, т.е, например красную с красной нельзя или зеленую с зеленой.

    Интерпретация результатов:

    33-40 баллов (5-6 задач) - высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.

    19-32 балла (3-4 задачи) - ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности.

    Менее 19 баллов (2 и менее задачи) - чрезвычайно низкий уровень регуляции действий, постоянно нарушает заданную систему требований, предложенную взрослым.

    Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант).

    Цель: для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.

    Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность

    Возраст: 8- 10 лет

    Форма (ситуация оценивания): фронтальная письменная работа

    Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации – по количеству сделанных ошибок.

    Норма объема внимания для детей 6-7 лет – 400 знаков и выше, концентрации – 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет – 600 знаков и выше, концентрации – 5 ошибок и менее.

    Время работы – 5 минут.

    Инструкция: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые.
    Работать надо быстро и точно.

    Таким образом, был представлен минимальный пакет эффективных методик для диагностики УУД в начальной школе.

    Данные методики интересны для детей, многие носят игровой характер. Детям не скучно их выполнять.

    В целом данная система показателей позволяет учителю не только отслеживать процесс достижения каждым учеником метапредметных образовательных результатов начальной школы, но и анализировать динамику этого процесса. Данные мониторинга помогут оценить успешность работы за прошедший период и поставить задачи работы с учащимися на предстоящий год.

    Но возникает другой вопрос, каким образом интерпретировать, хранить и использовать в работе полученный результат. Хорошим подспорьем стала  компьютерная программа «Exsel», в которой легко работать с данными, обрабатывать результаты, делать свод по каждому ученику и классу, причем с диаграммами и графиками.

    Таким образом, ежегодное отслеживание развития и формирования УУД дает педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребенка.

    Профессиональные навыки работы с мониторингом – это  развитие самого педагога, его мастерства.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Диагностическое исследование уровня духовно -нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования

    Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся планируется с опорой на психо-педагогические исследования развития нравственных качеств личности младшего школьника. В данной статье предлагаются...

    Педагогический проект «Создание программы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования военно-патриотического направления»

    В данной работе представлен педагогический проект по теме: «Создание программы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования военно-патриотического направления» и материал ...

    Внеурочная деятельность учащихся на ступени начального общего образования

    доклад об организации внеурочной деятельности в начальной школе...

    Статья на тему: "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"

    Данная статья раскрывает опыт моей работы по формированию навыков исследовательской деятельности учащихся....

    «Формы контрольно-измерительных материалов для оценки достижения планируемых образовательных результатов начального общего образования»

    Aктуальной формой контроля результатов обучения являются комплексные работы, позволяющие на основе одного текста не только определить понимание прочитанного и предметные знания по математике, русскому...

    ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ И УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ И УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ...