Страничка для коллег. Методическая копилка. Методическая разработка по теме Транспорт специального назначения в соответствии с планированием учителя
материал

Гайдушенко Наталья Егоровна

Методическая разработка по теме:  "Транспорт специального назначения".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа»

Подробный конспект занятия

Организационная информация

Тема занятия

"Транспорт специального назначения"

Занятие

Коррекционно-развивающее

Год обучения

1-4 (дети с РАС)

Автор занятия (ФИО, должность)

Гайдушенко Наталья Егоровна, учитель-дефектолог

Образовательное учреждение

Казенное учреждение «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа»

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Город/поселение

г. Нижневартовск

Методическая информация

Тип занятия

Комбинированное:

Коррекция психических процессов и изучение нового учебного материала

Цели занятия

Коррекция и развитие познавательных возможностей на основе изучения учебного материала.

Формирование учебных навыков.

Задачи занятия

(коррекционные, развивающие, воспитательные)

Коррекция зрительно-слухового и фонематического восприятия, памяти на линейный ряд;

Развитие мыслительных операций: обобщения, классификация и сравнение, установление причинно-следственных связей;

Коррекция нарушений письменной речи: составление предложения из данных слов, используя предлоги;

Развитие орфографической зоркости: умение находить и исправлять допущенные в словах ошибки;

Совершенствование умения выполнять учебную задачу;

Расширение и закрепление представлений о транспорте специального назначения, номерах телефонов их вызова;  

Развитие речевой активности;

Формирование учебных навыков:

Вставка пропущенных букв в слова;

Закрепление основного правила предложения;

Выделение главной мысли в предложении и тексте;

Установление границ предложения;

Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, инициативности, ответственности;

Формирование норм социального поведения.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Специальные методы и приемы:

На занятии используются педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающегося:

- проблемное обучение;

- личностно-ориентированное обучение;

- здоровьесберегающие технологии;

- информационные технологии обучения;

- технология уровневой дифференциации;

- технология индивидуализации обучения;

Структурирование пространства школы (Программа TEACCH). Методы и приемы:

Изымание из окружающей среды раздражающих и опасных предметов;

Создание ритуализма;

Соблюдение строгой последовательности действий;

Создание упорядоченной окружающей среды.

АВА – прикладной поведенческий анализ поведения. Методы и приемы:

Использование системы подкреплений;

Жестовая подсказка;

Визуальная подсказка;

Вербальная подсказка;

Время реализации занятия

40 минут

Необходимое оборудование и материалы

Визуальная поддержка;

Набор картинок с изображением транспорта по группам: пассажирский, грузовой, транспорт специального назначения;

Надписи обобщающих понятий транспорта: «Это пассажирский транспорт», «Это грузовой транспорт», «Это специальный транспорт», «Это наземный транспорт», «Это водный транспорт», «Это воздушный транспорт»;

Карточка № 1 со словами с пропущенными буквами;

Карточка № 2 с деформированными предложениями;

Карточка № 3 с текстом для установления границ предложения.

Презентация в приложении Microsoft PowerPoint: 18 слайдов для изучения нового материала и закрепления по теме.

Слайды 4, 6-18 – с тестовыми заданиями. Необходимо выбирать правильный ответ из предоставленных и нажимать левой клавишей компьютерной мыши.

Список учебной и дополнительной литературы

  Литература:

1.  Шорыгина о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. - М.:ТЦ Сфера, 2009.

2.  Основы безопасности жизнедеятельности. / – Волгоград: Учитель, 2004.

Ход и содержание занятия,

деятельность педагога и ученика

I. Организационный момент:

   

1. Определение даты

2. Ознакомление с этапами занятия

- Здравствуй, Саша.

- Сегодня мы с тобой не одни – у нас гости. Давай предложим гостям тоже быть учениками. Мы гостям дадим такие же задания, как и у тебя.

- Определи сегодняшнюю дату. Сегодня:

Вторник, 18 декабря, 2018 год – выложи.

- Посмотри, какие задания будут на занятии.

Выложить на планшете этапы задания.

- Посмотри, динамическая пауза будет вовремя заданий на ПК. 

II. Развитие познавательных процессов:

1.Классификация и обобщение, обозначение группы предметов понятием

2.Предупреждение дислексии: развитие памяти на линейный ряд

- Рассмотри изображения и разложи весь транспорт по группам.

- Подбери нужные предложения (обобщающие понятия).

- Выбери название для всего этого транспорта (водный, воздушный, наземный).

- Скажи, а можно весь этот транспорт назвать «наземным»? Почему нельзя? (мешают картинки: самолет, пароход, метро).

- Убери их. А теперь можно назвать «наземным»?

- Запомни ряд картинок. Отвернись, а я их перемешаю.

- Что изменилось?

III. Повторение пройденного:

Карточка № 1 (словарные слова)

Развитие орфографической зоркости: умение находить и исправлять допущенные в словах ошибки;

- Вставь пропущенные буквы в слова.

- Прочитай.

Собрать карточки у гостей: на одной работе допущена ошибка в слове. Ученик должен ее найти.

- Посмотри, а на этой карточке все слова правильно написаны?

- Исправь ошибки.

IV. Введение в тему занятия

1.Разложить картинки с изображением спец.тра-та и их названия.

2.Включение презентации:

слайд № 2-титул,

слайд № 3-изображения спец. транспорта

Слайд № 4- тестовый: убрать неправильные ответы

3.Убрать из картинок лишние.

4.Слайд № 5 – изображение трех машин: пожарная, скорая помощь, полиция.

5.Слайд № 6

6.Слайды №№ 7-12

- Прочитай еще раз последнее слово (пожар).

- Скажи, а машина, которая едет на пожар как называется? – какая она? (если ребенок не догадывается, положить рядом картинку с пожарной машиной).

- Мы можем пожарную машину отнести к пассажирскому транспорту?

- Почему?

- «Пожарная» машина относится к транспорту специального назначения.

- К специальному транспорту относятся следующие машины: пожарная, скорая помощь, мусоровоз, полиция, аварийная служба, МЧС (спасатели).

- Ты что-то знаешь об этом транспорте?

После рассказа ученика, обобщить весь материал о транспорте.

- Специальный транспорт – нужен для очень ответственной работы. Эти машины приходят к нам на помощь в ОСОБЫХ – экстренных ситуациях. Их вызывают по телефону, если человек в опасности и ему требуется срочная помощь.

- У этих машин есть отличительная особенность – мигалка.

- Ты знаешь для чего она нужна?

- Мы будем говорить пока только о трех машинах: пожарная, скорая помощь, полиция: у них есть мигалка и звуковая сирена.

- Так что общего у этих трех машин?

- Нужно запомнить номера телефонов, по которым звонить, чтобы их вызвать.

V. Формирование учебных навыков:

Карточка № 2 (Деформированное предложение)

Закрепление навыков чтения.

- Давай составим предложения о спец.транспорте.

- Для этого нужно вспомнить основное правило предложения: Предложение всегда начинается с большой буквы, в конце предложения ставится точка.

- Расставь все слова по местам.

- Прочитай своё предложение.

- О чем говорится в предложении?

- Саша, посмотри на предложения других учеников. Все правильно составили предложение. Прочитай их.

Динамическая пауза

1.Динамические упражнения для восстановления кровообращения в нижних конечностях, укрепления осанки.

2.Снятие мышечного напряжения глаз

- Саша, давай мы с тобой немножко поработаем нашими мышцами и отвлечемся:

Выдвинуть стул из-за парты. Сесть удобно, облокотиться на спинку стула, ноги вытянуть вперед.

- Подними ноги. Подержи их. Навесу покрути стопами, вытяни носки, направь их на себя, потряси, сильно сожми пальцы, расправь, потряси еще раз стопами. Сгибай ноги в коленях. Поставь ноги на пол.

- Как работают колеса у поезда?

(Ребенок облокотился на спинку стула. Плечи отведены назад. Руки попеременно работают вперед-назад).

- Запускаем двигатель самолета (Руки согнуты в локтях перед грудью, одна сверху, другая снизу. Совершаем круговые движения руками. Затем выпрямляем руки в стороны – крылья самолета).

- Посмотри: на точку на ПК – в левом углу комнаты – на ПК – в правом углу комнаты (несколько раз).

Карточка № 3 (Работа с текстом. Границы предложения)

- Это текст. Найди начало и конец предложений.

Ребенок читает первое предложение.

Когда ребенок сделает речевую паузу, сказать:

- Ты сделал паузу. Значит, ты правильно нашёл конец предложения.

- Теперь обозначь начало и конец предложения.

Работа проводится со всеми

предложениями.

- Прочитай весь текст. О чем говорится?

VII. Формирование норм социального поведения

1.Умение правильно реагировать в экстренной ситуации: соблюдать последовательность действий, вспомнить все необходимые данные

2.Развитие слуховой памяти

Выкладывается картинка «пожар».

- Что это?

- Какой номер телефона ты будешь набирать?

- Кто приедет?

Выкладывается картинка «человек ощущает боль».

Выкладывается картинка «действия хулиганов».

- Что необходимо сказать по телефону?

- А по какому адресу ты будешь вызывать спец.машину?

- Давай мы его с тобой выучим.

VI. Закрепление материала.

Классификация и обобщение, обозначение группы предметов одним понятием

Слайд № 13, 14, 15

Слайды №№ 16-18

- Посмотри на слайд и скажи, как называется этот вид транспорта?

- Какая машина не подходит? Почему?

Закрепление материала дома

- Дома ты повтори свой адрес, напиши его на листочек, чтобы всегда мог прочитать, если забудешь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Транспорт спе - ци -аль- ного наз -на-че- ния

Слайд 4

Что общего у сп е ц и ального тра н спорта? У всех машин есть мигалка У всех машин есть полоски Все машины - грузовые

Слайд 5

01

Слайд 6

Что общего у этих машин? У всех машин есть мигалка и звуковая сирена У всех машин есть полоски Все машины всегда едут быстро

Слайд 7

Покажи, где полицейская машина ПОЛИЦИЯ

Слайд 8

По какому номеру звонить в полицию? 03 01 02

Слайд 9

Покажи, где машина «Скорая помощь» СКОРАЯ ПОМОЩЬ

Слайд 10

По какому номеру звонить в скорую помощь? 03 01 02

Слайд 11

Покажи, где « Пожарная» машина ПОЖАРНАЯ 01

Слайд 12

По какому номеру звонить в пожарную? 03 01 02

Слайд 13

Как называется этот вид транспорта? Па сс аж и рский Груз о вой Сп е ц и альный Это па сс аж и рский тра н спорт.

Слайд 14

Как называется этот вид транспорта? Па сс аж и рский Груз о вой Сп е ц и альный Это груз о вой тра н спорт.

Слайд 15

Как называется этот вид транспорта? Па сс аж и рский Груз о вой Сп е ц и альный Это сп е ц и альный тра н спорт.

Слайд 16

Какая машина не подходит? Это сп е ц и альный тра н спорт.

Слайд 17

Какая машина не подходит? Это сп е ц и альный тра н спорт.

Слайд 18

Какая машина не подходит? Это сп е ц и альный тра н спорт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Путешествие в страну геометрию»

Цель: Обобщение знаний детей о геометрических фигурах..задачи:- закрепить знание геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник.)- закрепить названия основных цветов: желтый...

Страничка для коллег. Методическая копилка.

Уважаемые педагоги! Буду рада, если мои разработки по организации работы с учащимися с РАС Вам помогут!...

Страничка для коллег. Методическая копилка. Методическая разработка бинарного урока.

Уважаемые педагоги!Буду рада, если мои разработки по организации работы с учащимися с РАС Вам помогут! Методическая разработка бинарного урока технологии, 2 класс.Материалы прошли Общественно-про...

Страничка для коллег. Методический и наглядный материал для проведения классных часов "Формирование толерантного отношения к людям с РАС"

Уважаемые коллеги!Данный материал поможет Вам рассказать Вашим ученикам о людях с аутизмом...

Методическая разработка по теме "Древняя Русь - страна городов", презентация.

Окружающий мир "Древняя Русь - страна городов". 4 класс. Образовательная программа "«Школа 2100»...

методическая разработка " Городской общественный транспорт. Правила поведения в общественном транспорте."

Это мероприятие предназначено для прведения внеклассных занятий по ПДД, для обучающихся 2 класса....