отчет о программе программа взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов.
материал (1 класс)

Елена Александровна Макеева

Программа взаимодействия предусматривала  не только развитие речевых навыков первоклассников, но и повышение  их уровня успешности  обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vzaimodeystviya_uchitelya.docx342.26 КБ

Предварительный просмотр:

Программа взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов.

 Программа взаимодействия предусматривала не только развитие речевых навыков первоклассников, но и повышение  их уровня успешности  обучения в школе.

Педагоги совместно анализировали результаты обследования коррекционно-развивающей и образовательно-воспитательной деятельности детей, разрабатывали рекомендации родителям, проводили мастер-классы, консультации. Взаимная интеграция специалистов в работе с первоклассниками показала не только эффективность в преодолении имеющихся у детей речевых недостатков, но и повышение у детей уровня мотивации, усвоение программных знаний и умений. 

Такие уроки проходили в течение всего учебного года и строились в форме занимательной, увлекательной игры. Разнообразие форм и приёмов работы не только вызывало интерес у детей, но  и  повышало их уверенность в  своих силах.

Участниками такой работы стали и ребята, посещающие кружок  «Волшебный клубок»..  Они с большим желанием вязали для малышей дидактические пособия. Это и «Человечки-Звуковички», и «Слоговая Змейка», и пальчиковые куклы.

C:\Users\Елена\Desktop\Старый комп\красная флешка\Сайт Взаимодействие\IMG_5084.JPG

C:\Users\Елена\Desktop\Старый комп\красная флешка\Сайт Взаимодействие\IMG_5126.JPG

Результаты диагностики речевых недостатков у первоклассников

   

               

Базой для успешного овладения письмом и чтением являются достаточно сформированные у ребенка к концу дошкольного возраста основные компоненты устной речи: звукопроизношение, фонематические процессы, просодическая сторона речи, лексический запас и грамматический строй.

Программа состоит из нескольких частей:

Развитие фонематического слуха. Если к концу дошкольного детства фонетико-фонематическое недоразвитие речи не было сформировано или работа по развитию фонематических процессов проводилась в недостаточном объеме, то в начале обучения ребенка грамоте могут возникнуть серьезные проблемы, например, затруднения в формировании звукобуквенного анализа и синтеза.

Основная задача первого этапа коррекционной работы – сформировать у детей полноценные представления о звуковом составе слова. Работа по данной теме проводится на каждом занятии, включая особенно эффективные упражнения с использованием различных видов символики, шифровок.

Работа над слоговой структурой слова Причины возникновения нарушений чтения и письма у младших школьников часто связаны с недостаточным развитием речевой функции в целом или нарушением какой-либо отдельной стороны речи. Одним из таких отклонений может стать недоразвитие слоговой структуры слов. Этот дефект выражается в трудностях произношения слов сложного слогового характера: перестановка слогов, пропуски или добавление слогов, звуков.

Задача второго этапа – устранение нарушений слоговой структуры слова, воздействуя на все компоненты речевой системы. В основу работы положен принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К.Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Система работы – один тип слоговой структуры слова на первом логопедическом занятии изучается, на втором – закрепляется и отрабатывается.

 Формирование лексико-грамматического строя речи Уже на первом этапе работы включаются задания по формированию лексического запаса и грамматического строя языка. Работа над словом начинается с расширения и совершенствования словарного запаса учащихся. Слово рассматривается с точки зрения его лексического и грамматического значения. Затем целесообразно соединять слова-предметы и слова-признаки, слова-предметы и слова-действия в словосочетания, в простые нераспространенные предложения. Постепенно предложения “наращиваются” и анализируются.

Задача 3 части – формирование правильной речи. Дифференциация понятий “слово” и “предложение”.

Все упражнения носят характер наблюдения, сравнения, в результате чего дети овладевают способностью наблюдать, сравнивать, осмыслять и вводить изучаемые конструкции в собственную речь.

Учебно-тематический план занятий в рамках реализации программы взаимодействия учителя – логопеда и учителя начальных классов

Тема занятий

Кол-во часов

Цели

1

Введение. Узнавание неречевых звуков.

1

Развитие способности различать направление звуков; слухового внимания. Провести экспресс-диагностику по сформированности фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи.

2

Звуки и буквы.

1

Развитие компонентов речевой деятельности. совершенствование общей и артикуляторной моторики.

3

Различение слов, близких по звуковому составу.

1

Развитие внимания, памяти, фонематического слуха, просодической стороны речи. Учить давать полный ответ на поставленный вопрос.

4

Дифференциация слогов.

1

Научить различать оппозиционные слоги, развивать слуховую память, внимание.

5

Дифференциация фонем.

1

Учить различать фонемы родного языка, связывая с мелкой моторикой и кинезиологические упражнения. Совершенствование артикуляторной моторики.

6

Звуковой анализ.

2

Формирование и развитие элементарного звукового анализа. развитие слухового и зрительного внимания. совершенствование общей и мелкой моторики.

7

Гласные звуки и буквы.

1

Развитие восприятия, памяти и мышления. Развитие компонентов речевой деятельности. Формирование мотиваций обучения.

8

Двухсложные слова из открытых слогов.

 

Учить четко произносить двухсложные слова с повторяющимися слогами: при образовании и.сущ.мн.ч. и.п., р.п. Расширить и активизировать словарь.

9

Трехсложные слова из открытых слогов

1

Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа. Упражнять в слоговом синтезе. Расширять и активизировать словарный запас.

10

Односложные слова из закрытого слога. (Интегрированное логоритмическое занятие.)

1

Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа: мак, дом. Обучить звуковому анализу по Гальперину. развивать слуховое внимание.

11

Двухсложные слова с закрытым слогом.

1

Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа. Формировать навыки звукового синтеза. Расширять и активизировать словарный запас. Развивать мелкую моторику.

12

Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова. (Познавательная викторина по развитию речи, экологии Красноярского края.)

1

Учить четко произносить слова слоговой структуры слова 5-го типа; при образовании и.сущ. с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Учить составлять простое предложение.

13

Двухсложные слова из закрытых слогов.

1

Учить четко произносить слова слоговой структуры слова 6-го типа. Развивать слуховое внимание и логическое мышление. Расширять и активизировать словарный запас.

14

Трехсложные слова с закрытым слогом.

1

Учить четко произносить слова типа: голосок, кукует. Расширять и активизировать глагольный словарь.

15

Трехсложные слова со стечением согласных.

1

Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа, выделять заданный слог из слова. Развитие неречевых процессов.

16

Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.

1

Учить четко произносить слова типа: матрешка, тропинка. Развитие неречевых процессов.

17

Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова. (“Части тела” -лексическая тема)

1

Учить четко произносить слова типа: клад, град.

Расширять и активизировать словарный запас. Формирование мотивации обучения.

18

Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.

1

Развивать умение подбирать слова по заданной схеме слова, накопление в памяти слоговых образов. Развитие зрительной памяти.

19

Четырехсложные слова с двумя стечениями согласных. (“Зоопарк”, животные Красноярского края” – лексическая тема).

1

Учить четко произносить слова типа: кукуруза, детеныши. Учить составлять с данными слова простое нераспространенное предложение. Расширять и активизировать словарный запас.

20

Слова-предметы.

(“Предметы быта жителей тундры”)

1

Отработка представлений о живых и неживых предметах. Упражнять в словоизменении. Работать над составлением предложений.

21

Слова-признаки. (Деловая игра типа “Что? Где? Когда?”)

1

Уточнение понятий о словах-признаках. Отрабатывать умения составлять словосочетания, предложения.

22

Слова-действия.

1

Практическое овладение грамматическими категориями глагола. Расширение глагольного словаря.

23

Повторение и закрепление пройденного материала.

1

Провести экспресс-обследование по сформированности фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи.

24

Итоговый логопедический праздник

1

 

ИТОГО ЧАСОВ: 25 час.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в освоении младшими школьниками с нарушениями речи ООП НОО

Учитель начальных классов – это проводник детей в мире знаний, человек, который оказывает подавляющее влияние на ребенка, на его духовное и интеллектуальное развитие. Если рассматривать роль учителя н...

Взаимодействие учителя-логопеда с учителями начальных классов по предупреждению и устранению дисграфии у обучающихся

Выступление на МО начальных классов. В данном выступлении обобщается опыт работы учителя-логопеда первой категории по устранению дисграфии у обучающихся начальных классов.С каждым годом среди учащихся...

Взаимодействие в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов по устранению специфических ошибок при нарушении чтения и письма у младших школьников

Статья содержит описание взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов при работе с младшими школьниками. Приведены логопедические задания, которые можно применить на уроках русского язы...

Особенности письменной речи у детей с детским церебральным параличом - методы и приёмы коррекции. (Взаимодействие и интеграция методов и приёмов работы учителя-логопеда и учителя начальных классов.)

Представленные в этой статье методы и приемы являются плодом многолетнего совместного сотрудничества учитель-логопед, что позволяет наиболее успешно обучать детей с ДЦП...

Особенности взаимодействия учителя-логопеда с учителями начальных классов, педагогом-психологом, воспитателем группы продленного дня.

Проблема нарушений устной и письменной речи у детей начальной школы - одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем – средством ...

Взаимодействие учителя – логопеда и учителя начальных классов в вопросах развития речи обучающихся.

Учитель начальных классов для ребенка самый первый, самый важный после родителей человек. В начальной школе слово учителя для ребенка имеет  очень весомое значение. Роль учителя для ребенка с про...