Статья " Занятия туризмом как способ организации активного отдыха учащихся"
статья

Кайлова Наталья Харисовна

В статье "Занятия туризмом как способ организации активного отдыха учащихся" раскрываются  понятия: "активный отдых", "поход", "экскурсия" и   каким  образом Станция юных туристов Анжеро-Судженского городского округа организует активный отдых для своих воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-1.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

Анжеро- Судженского городского округа

«Станция Юных Туристов»

статья

Занятия туризмом как способ организации активного отдыха учащихся

         Автор:

                                               Кайлова Наталья Харисовна,

                                                               педагог дополнительного образования

2019

Занятия туризмом как способ организации активного отдыха учащихся

Отдых – это деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребёнка, поэтому необходимо учить детей распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом. Отдых можно подразделить на активный и пассивный. При пассивном отдыхе напряжение снимается общим мышечным расслаблением, рассматриванием красивых объектов, размышлениями, непринужденной беседой на тему, волнующую ребенка. Активный отдых включает в себя занятия гимнастикой, физкультурой, работу на участке, подвижные игры и т.д.

Ведь само понятие «активный отдых» подразумевает движение, а, как известно всем, движение – это жизнь и в первую очередь – здоровье. Существует великое множество видов активного отдыха для детей, выбор которого для вас может зависеть только от времени года.

Активный отдых - способ проведения свободного времени, разновидность хобби, в процессе которого отдыхающий занимается активными видами деятельности, требующими активной физической работы организма, работы мышц, всего тела.

К формам активного отдыха относят: физкультуру, спорт, физические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение, занятия туризмом.

Детский туризм - является одним из самых доступных и массовых форм активной деятельности.  Это не только отдых и  оздоровление для детей, но и средство их воспитания, но и одно из самых важных факторов познания окружающего мира.

Туризм  является наиболее традиционной и эффективной методикой, приобщающей всех учащихся к спорту и идеям сохранения здоровья и основам безопасности жизнедеятельности.

В туризме основными формами активного отдыха детей являются:

Поход - что мы понимаем под термином «поход»? Известные толковые словари (например, под редакцией С.И. Ожегова, Т.Ф. Ефремовой) определяют поход как «путешествие, переход, совместное движение группы лиц, организованного отряда с какой-нибудь определенной целью».

Поход - передвижение, переход  из одной местности в другую для выполнения какой-нибудь  задачи.

Поход – групповое или индивидуальное мероприятие, связанное с связанное с перемещением по некому маршруту в спортивных или познавательных целях.

Туристский поход - это путешествие с активным способом передвижения в отдалённые,  от места жительства, районы, осуществляемое с образовательной, оздоровительной, спортивной  исследовательской целью. По продолжительности различают походы однодневные, двухдневные (походы выходного дня без ночёвки, с ночёвкой) и многодневные.

Пешеходные походы также являются одной из форм активного отдыха. Они создают благоприятные условия для оздоровления детей, познание нового, воспитание любви к природе, дают заряд бодрости, хорошего настроения и оптимизма. Вырабатывают выдержку, настойчивость и выносливость. Каждый поход осуществляется по заранее подготовленному сценарию.  Важным средством обучения и воспитания детей, формирования у них чувства ответственности является выполнение ими обязанностей в туристической группе. Каждый участник похода должен быть занят полезным и посильным для него делом. Кроме получения важных жизненных навыков и значительного расширения кругозора, он многократно проходит этапы руководства и подчинения, получает ценнейшие навыки работы в коллективе и делового взаимодействия, непрерывно вступая в различные взаимоотношения с другими учащимися и с педагогами.

Путешествия  - это многодневные походы, проводимые обычно в каникулярное время. Походы и путешествия могут быть ближними и дальними, т.е. их маршруты проходить по территории родного края (ближние) или выходить за его пределы, проходить по другим областям и регионам страны (дальние).

Прогулка представляет собой передвижение на местности с познавательной, оздоровительной целью, с целью закаливания организма. В зависимости от времени года и подготовленности человека прогулки  могут быть пешие, лыжные, велосипедные, лодочные. Это самая простая и доступная кратковременная форма туризма.

Экскурсия  - коллективное посещение определённых объектов с познавательной  или научной целью. Экскурсия также преследует цель расширения кругозора, общего культурного развития человека.

Туристская экспедиция представляет собой организованное многодневное путешествие в малоисследованный район, который осуществляется со специальными исследовательскими целями.

На протяжении многих лет МБУ ДО «Станция юных туристов» реализуется программа организации летнего отдыха «Каникулы: туризм, спорт, здоровье». Каждый год наши воспитанники участвуют в походах и путешествиях  разных категорий и степеней сложности  в рамках данной программы. Организуются пешеходные походы первой, второй  категории сложности в район Кузнецкого Алатау и Западных Саян.

Учащиеся Станции юных туристов принимают активное участие в водных походах разных степеней и категорий сложности по рекам Золотой Китат, Кия, Томь, Кондома и Мрассу.

Также проводятся  туристские путешествия  первой, второй и третьей степеней сложности в различные районы  озера  Байкал и  Горного Алтая, с  посещением определённых экскурсионных объектов в  познавательных  целях.

В течении всего учебного года педагогами МБУ ДО «СЮТур» проводятся однодневные экскурсионные поездки в города Кемерово, Мариинск, Томск, на различные экскурсионные объекты и в театры. Ребята узнают много новой информации о  ботаническом саде, планетарии, кондитерской фабрике, истории Кемеровской области. Получают представление о работе музеев, редакции газеты, теле-радио центра и о многом другом.

В оздоровительных целях воспитанники совершают прогулки выходного дня, в зависимости от времени года. Зимой – это лыжные, а весной и осенью – пешие или велосипедные. Прогулка – это самая простая и доступная кратковременная форма туризма, которая помогает закаливать детский организм.

При проведении походов, экскурсий, прогулок каждый ребёнок учится ограничивать свои желания, ставить цель и достигать её, а после затраченных усилий – правильно и с пользой отдыхать. Например, составлять фото альбом о совершённом мероприятии, или готовить

Список использованных источников:

  1. Каргина,  З.А. Некоторые аспекты содержания и методики учебно-воспитательной работы с учащимися детского объединения дополнительного образования [Текст] /З.А. Каргина // Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодёжи. – 2006. - №6.-  С.18-22.
  2. Организация отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков [Текст]: сборник нормативных документов / авторы-сост.: И.А Свиридова, Т.Н. Семенкова, Т.М. Борискина и др.;под общей ред. Н.Э. Касаткиной, И.В. Карнаевой. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2006.-339с.
  3. Поломис, К. Дети в пионерском лагере: Прогулки. Походы. Экскурсии [Текст]  / Пер.с чеш. С.Д. Баранниковой; ил. З.Махитки. - М.: Профиздат,1990-144с: ил.
  4. Таран Ю. Социально-педагогическая деятельность детского оздоровительного лагеря [Текст] / Ю.Таран // Народное образование.– 2004.-№3.- С.22-23.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете по теме: «Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся в начальной школе».

Одним из требований деятельности учителя и условием эффективной организации учебного процесса является обеспечение полного усвоения знаний всеми ...

Доклад "Технология проблемного обучения — важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе"

Доклад на тему: "Технология проблемного обучения — важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе"...

Технология проблемного обучения — важный путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе

Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходится учить...

Здоровьесбережение в режиме и организации активного отдыха учащихся2-4 классов ГПД.

Здоровьесбережение  в режиме и организации активного отдыха учащихся2-4 классов  ГПД.В образовательном учреждении большое значение в обеспечении здоровья и воспитания школьников имеет продле...

Технология проблемного обучения - важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе

Технология проблемного обучения - это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их раз...

Родительское собрание " Организация летнего отдыха учащихся"

В данном файле представлен материал об организации летнего отдыха  обучающихся на базе ОУ, памятки для родителей  об охране жизни и здоровья детей в летний период....