Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная математика»
методическая разработка (1 класс)

Чамрова Татьяна Васильевна

Программа кружка для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zanimatelenaya_matematikano_1_3.docx152.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №7  г. Павлово

Утверждена

приказом директора

МБОУ СШ №7 г. Павлово

Михалкиной М.Н.

№___      от  ___________________ г.

Принята

на заседании педагогического совета протокол № ___ от ______________ г.

        

        

        

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

 «Занимательная математика»

Возраст детей: 7 – 8 лет

Срок реализации программы – 1 год.      

Автор-составитель программы:

Чамрова Т. В

Павлово, 2019

Пояснительная записка

  Знание математики нужно учащимся практически  всегда: и на уроке, и в жизни.  Вызвать интерес к изучаемому предмету можно во внеурочной деятельности. Развитие математического мышления, которое способствует обеспечению таких условий в образовательном процессе, когда полученные знания становятся инструментом решения творческих, теоретических и практических задач и инструментом формирования у ребенка потребности и способности к саморазвитию, поможет программа «Занимательная математика».

 Рабочая программа «Занимательная математика» составлена на основе педагогического опыта  и материалов  с учетом  нормативно- правовой  базы дополнительного образования:

1.        Федеральный закон от 29 декабря 2012 года  №273-Ф3 "Об образовании в Российской   Федерации "

2.        Концепция развития дополнительного   образования детей  (утверждена
распоряжением Правительства Российской   Федерации от 4 сентября 2014 г.  № 1726-р)

3.        Порядок организации и осуществления  образовательной  деятельности по дополнительным общеобразовательным программам  (утвержден Приказом Министерства образования и науки  Российской Федерации (МинобрнаукиРоссии) от 29 августа 2013 г. № 1008.

4.СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Постановление главного санитарного врача РФ от 04.07.14г)

5. Устав МБОУ СШ №7 г. Павлово.

Программа имеет интеллектуальную направленность. Она комплексная и интегрированная по своему содержанию.

Актуальность программы

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Новизнаданной рабочей программы определяется созданием на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Отличительные особенности программы.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2.В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются педагогом в рамках внутренней системы оценки.

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

Цель  программы: создание педагогических условий для расширения математического кругозора и эрудиции учащихся.

Задачи:

1) обучить элементам логической и алгоритмической грамотности, коммуникативным умениям младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения;

2) развивать математические способности учащихся,  развивать наблюдательность, геометрическую зоркость, умение анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески.

Адресат программы.

Программа рассчитана на детей 7-8 лет. Дети занимаются в группах с количеством детей по 15 человек.

Объем программы. Режим занятий

Занятия проводятся один час в неделю – 33 часа в год.

Формы организации занятий

Одно из главных условий успеха обучения и развития  математических способностей учащихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях.

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная.

Формы  занятий младших школьников     очень разнообразны:

  • тематические занятия,
  • игровые уроки,
  • конкурсы,
  • викторины,
  • соревнования.

Используются нетрадиционные и традиционные формы:

  • игры-путешествия,  
  • экскурсии по сбору числового материала,  
  • задачи на основе статистических данных по городу,
  • сказки на математические темы,
  • конкурсы газет,
  • плакатов.  

Совместно с родителями разрабатываются сборники числового материала

Методы

На занятиях  используются различные методы обучения:

  1. Для приобретения умений и навыков - источниковые методы, такие как словесный, наглядный, практический.
  2. Для достижения уровня усвоения – прогностические, такие как проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
  3. Для систематизации и структурирования навыков, умений, для развития познавательной сферы - индуктивный или дедуктивный методы обучения (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, метод аналогий)
  4. Для реализации личностно-ориентированного подхода – дифференцированный.

Ожидаемые результаты реализации программы

Врезультатеизученияданногокурса в1-омклассеобучающиеся получатвозможность формирования:

 Личностных результатов:

  • Определятьи высказывать под руководствомпедагога самыепростые общиедля всех людейправила поведенияпри сотрудничестве (этические нормы)
  • Впредложенных педагогом ситуацияхобщения и сотрудничества, опираясь наобщие для всех простыеправила поведения,делатьвыбор, при поддержке другихучастниковгруппыи педагога, какпоступить.

Метапредметных результатов:

Регулятивные  УУД:

  • Определятьи формулироватьцельдеятельности  с помощьюучителя.
  • Проговариватьпоследовательностьдействий.
  • Учиться высказыватьсвоё предположение(версию)наосновеработыс иллюстрациейрабочейтетради.
  • Учитьсяработать попредложенномуучителем плану.
  • Учитьсяотличатьверно выполненноезаданиеотневерного.
  • Учиться совместносучителеми другимиучениками давать эмоциональнуюоценкудеятельности товарищей.

ПознавательныеУУД:

  • Ориентироваться всвоей системе знаний:отличатьновоеотуже известногоспомощьюучителя.
  • Делатьпредварительныйотбористочников информации: ориентироватьсявучебнике (наразвороте,воглавлении, всловаре).
  • Добывать новые знания:находитьответынавопросы,используя учебник, свой жизненныйопыти информацию, полученнуюотучителя.
  • Перерабатывать полученную информацию:делатьвыводы врезультате совместнойработывсего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию:сравниватьигруппировать такиематематические объекты,как числа,числовые выражения,равенства,неравенства, плоские геометрическиефигуры;
  • Преобразовыватьинформациюизоднойформы вдругую:составлять математическиеребусыи задачинаосновепростейшихматематическихмоделей (предметных,рисунков,схематическихрисунков,схем);

Находитьиформулироватьрешение задачиспомощьюпростейших моделей (предметных,рисунков,схематическихрисунков,схем).

КоммуникативныеУУД:

  • Донести своюпозицию до других:оформлять своюмысльвустной и  письменнойречи (на уровне одногопредложенияили небольшоготекста).
  • Слушатьи понимать речьдругих.
  • Читатьи пересказыватьтекст  задачи.
  • Совместно договариватьсяоправилахобщения иповедениявшколеи следоватьим.
  • Учиться выполнятьразличные роли вгруппе(лидера,исполнителя, критика).

Предметныхрезультатов:

Учащиеся узнают:

  • новые способы решения математических заданий;
  • способы моделирования геометрических фигур;
  • основные базовые знания по математике, её ключевые понятия;
  • способы решения задач различного уровня сложности учащимися;
  • виды олимпиадных заданий.

Учащиеся научатся:

  • пользоваться математической терминологией;
  • находить нужную информацию в дополнительных источниках.

Выявление недостатков, ошибок и успехов в ходе работы учащихся по программе происходит в виде промежуточной аттестации 4 раза в год в конце каждой четверти.

Промежуточная аттестация осуществляется с фиксацией результатов в журнале учета рабочего времени и в протоколе.

Учебный план  2019-2020г.«Занимательная математика»

п/п

Название дисциплин

Количество часов

Форма аттестации

Всего

Теория

Практика

1

 Знаки и символы

5

1

4

 Зачет

2

Математика – это интересно

9

1

8

3

Веселая геометрия

2

1

1

4

Сложение и вычитание в пределах 10

7

1

6

5

Спичечный конструктор

2

1

1

6

Занимательные игры

4

1

3

7

Танграм

2

1

1

8

Обобщение

2

1

1

Итого

34

7

26

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы « Занимательная математика»

на 2019-2020 год обучения

Комплектование групп  проводится с 1   сентября. Продолжительность учебного года-33 учебных недель. Занятия начинаются 1 сентября и продолжаются до 31 мая. Каникулы: зимние-с  27  декабря по 8 января; дополнительные каникулы для первого класса – с 24 февраля по 1 марта; летние-с 01 июня по 31 августа.  В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с планом работы педагога и планом мероприятий Учреждения.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Всего часов по программе

04.09.19

11.09.19

18.09.19

25.09.19

02.10.19

09.10.19

16.10.19

23.10.19

30.10.19

06.11.19

13.11.19

20.11.19

27.11.19

04.12.19

11.12.19

18.12.19

25.12.19

01.01.20

08.01.20

15.01.20

22.01.20

29.01.20

05.02.20

12.02.20

19.02.20

26.02.20

04.03.20

11.03.20

18.03.20

25.03.20

01.04.20

08.04.20

15.04.20

22.04.20

29.04.20

06.05.20

13.05.20

20.05.20

27.05.20

Теория

Практика

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

7

26

Условные обозначения:

красный

Промежуточная аттестация

желтый

Ведение занятий по расписанию

зеленый

Каникулярный период

синий

Праздничные дни

Рабочая программа внеурочнойдеятельности «Занимательная математика»

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Теория

Практика

Всего

Теор.

Практ.

  1. «Знаки и символы» - 5 часов

1

Вводное занятие.

1

1

Знакомство со знаками и символами , существующими в математике

Игры «Лестница-чудесница», «Грибы», «Светофор

2

Игры «Угадай цифру», «Назови число», «Золотой ключик».

1

1

Соотношение  числа и множества

Упражнения в построении числового ряда.

3

Игры «Строим дома», «Вкусное мороженое», «Зонтики»

1

1

 Движение по числовому лучу.

Упражнения на увеличение  и уменьшение заданного числа.

4

Игры «Китайские фонарики», «Мячики»

1

1

Счёт по порядку двойками; восприятие цифровой информации

5

Игра «Путешествие на Луну»

1

1

Игры с числами

2. «Математика- это интересно»– 9часов

1

Числовые задания.

1

1

Знакомство, какие действия можно производить с числом

Соотносить конкретный объект к заданной группе, выделение из общего понятия единичное.

2

Задания на обобщение

1

1

Понятие общего и единичного

Выделение общего

3

Вспомни и сосчитай!

1

1

Движение по числовому  лучу.

 Практические упражнения на числовом луче.

4

Арифметические задачи

1

1

Понятие арифметической задачи

Решение задач.

5

Задачи – ловушки

1

1

 Понятие «  математическая ловушка»

Решение задач с недостающими данными

6

Логические задачи

1

1

Как построена  логическая задача

Решение задач на логику.

7

Задачи для самых умных

1

1

Алгоритм решения задачи

Решение задач  повышенной сложности

8

Учимся отгадывать математические ребусы

1

1

Алгоритм отгадывания ребусов

Отгадывание математических ребусов; работа в парах

9

Сочиняем ребусы

1

1

Как составить ребус

Составление математических ребусов; работа в парах

  1. «Веселая геометрия» - 2часа

1

Игра «Петрушка», «Кто где живет?», «Повторяй за мной».

1

1

Знакомство с геометрическими фигурами

2

«Угадай сказки Буратино»

1

1

Преобразование геометрических фигур

4. «Сложение и вычитание в пределах 10» - 7часов

1

Игры  с числами.

1

1

Алгоритм выполнения действий

Решаем  числовые цепочки«Составим поезд», «Молчанка», «Маятник»

2

Арифметический бег по числовому ряду

1

1

Алгоритм вычислений в 2 действия

Решаем числовые выражения в 2 действия при помощи числового луча. Игра «День и ночь»

3

Математическая рыбалка

1

1

Решение  примеров и задач

4

Лучший летчик

1

1

Понятие кругового примера

Решение круговых примеров

5

Самый быстрый почтальон

1

1

Повторение, как выполнить решение на числовом луче.

Решение примеров и задач

6

Занимательные квадраты

1

1

Понятие  числового квадрата

 Решение занимательных квадратов

7

Математический лабиринт

1

1

Понятие математического лабиринта

Решение  математических лабиринтов

5. «Спичечный конструктор» - 2часа

1

Веселые палочки

1

1

Понятие  «Спичечный конструктор»

2

Веселые палочки

1

1

Повторение. Как работать со спичечным конструктором

Построение конструкции по заданному образцу, перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Работа в парах

6.«Занимательные игры» - 4часа

1

Морской бой

1

1

Алгоритм игры

Ориентация в пространстве; знакомство с играми разных народов; работа в парах

2

Уголки

1

1

Алгоритм игры

Ориентация в пространстве; знакомство с играми разных народов; работа в парах

3

Уголки

1

1

Повторение алгоритма игры

Ориентация в пространстве; знакомство с играми разных народов; работа в парах

4

Поддавки

1

1

 Как играют в игру.

Ориентация в пространстве; знакомство с играми разных народов; работа в парах

7. «Танграм»- 2 часа

1

Зайчик

1

1

Знакомство с понятием «Танграм», историей ее возникновения.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения на части.

2

Котенок

1

1

Знакомство с техникой работы

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения на части.

8. «Обобщение» - 2 часа

1

Математические фокусы

1

1

Знакомство с   выполнением математических  фокусов

Решение математических ребусов

2

МиниПроект «Математика вокруг нас»

1

1

 Как  выполнить проект

Защита проекта

Итого

33

7

26

 

Формы и периодичность текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль результативности деятельности по программе осуществляется в форме выполнения  учащимися контрольной работы, где выявляется уровень их практической подготовки,  наблюдения за деятельностью учащихся,  самоанализа и анализа  выполняемых ими работ.

Текущий контроль осуществляется с фиксацией результатов в журнале учета рабочего времени на основании следующих критериев:

«зачет» - учащийся овладел 50-100 %  знаний,умений,навыков, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием, выполняет практические задания.

«незачет»- учащийся овладел менее чем 50 % знаний, умений, навыков, как правило, избегает употреблять специальные термины, испытывает серьезные затруднения в выполнении заданий.

Промежуточная аттестация по результатам освоения материала дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проводится в форме выполнения заданий  по любому из восьми разделов  – практическая и теоретическая части.

Тестовые задания промежуточной аттестации внеурочнойдеятельности  «Занимательная математика»

Цель: выявить теоретические знания в соответствии с программными требованиями.

Тест на усвоение программы.

  1. Расставь по порядку числа:

1  8   2   9   3   10   5  4   7  6

  1. Поставь между числами знаки «>» , «<», «=».

2….1                 4 …7                 5 …5               8…2            3….6

  1. Фигура по клеточкам.

  1. Нарисуйте каждому мишке шарик в правой руке.

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=171440617-27-72&n=21http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=236531299-35-72&n=21http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=566748937-71-72&n=21

  1. Раздели эти предметы на несколько групп. Обведи группы карандашами разного цвета.

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=139083899-25-72&n=21http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=417346558-50-72&n=21http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=285979495-06-72&n=21http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=676946500-23-72&n=21

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=103419013-12-72&n=21http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=80221658-10-72&n=21http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=153797255-40-72&n=21http://school.xvatit.com/images/thumb/7/71/T20zm4.jpeg/618px-T20zm4.jpeg

6. Из-за куста торчат 8 ушек. Там сидят зайчики. Сколько зайчиков сидит за кустом?

  1. 4
  2. 3
  3. 2
  4. 8

7.  2 автобуса ехало в город. По дороге они встретили 3 грузовика. Сколько машин ехало в город?

  1. 2
  2. 5
  3. 3
  4. нисколько

8.  На воде - две уточки,

Во дворе - две курочки, 

Два гуся- в пруду, 

Один индюк в саду.

Сколько птиц всего в саду? Считайте!

  1. 6
  2. 8
  3. 4
  4. 7

9. Дружно муравьи живут

И без дела не снуют.

Три несут травинку,

Три несут былинку,

Три несут иголки.

Сколько их под ёлкой?

  1. 10
  2. 9
  3. 7
  4. 8 

ТЕСТ

«Сложение и вычитание чисел в пределах»

1. Подчеркни правильный ответ на вопрос: “Что служит для счета предметов?”

а) цифры

б) числа

2.Среди данных чисел подчеркни наименьшее число.

8,  5,  2,  6,  9,  10

3. Среди данных чисел подчеркни наибольшее число.

4,  2,  3,  1,  7,  5

4. Подчеркни выражения, в которых выполняется сложение.

3 + 6          7 – 1          2 + 0                9 + 1 = 10

5. Зачеркни выражения, в которых не выполняется сложение.

7 – 1 = 6          2 + 1 = 3          4 + 3 = 7          8 – 4          2 + 2 = 4

6. В данных выражениях обведи кружочком второе слагаемое.

4 - 2 = 2          3 + 3 = 6          2 + 4 = 6          8 – 8 = 0

7. В данных выражениях обведи сумму чисел.

5 + 5          3 + 2          8 – 5          2 + 1 = 3          8 = 8

8. Подчеркни правильный ответ на вопрос: “Изменится ли сумма от перестановки слагаемых?”

а) да                                    б) нет

9. Соедини линиями примеры с одинаковыми ответами.

2 + 3             5 + 1             4 + 3              6 + 2        

1 + 5             3 + 4             3 + 2              2 + 7

10.Вставь пропущенное число.

3 + 5 = 8          6 + 3 = 9          7 + 1 = 8

5 +…= 8          3 +…= 9          1 + 7 =…

11.Подчеркни выражения, в которых выполняется вычитание.

4 – 1 = 3          5 – 2          6 + 3          8 – 1 = 7          4 + 3

12.В данных выражениях обведи кружочком вычитаемое.

6 – 1 = 5          3 + 1 = 4          2 + 2 = 4          3 – 3 = 0

13.В данных выражениях обведи кружочком уменьшаемое.

7 – 5 = 2          3 – 0 = 3          1 + 4 = 5          8 – 2 = 6

14.Найди и подчеркни решение, с помощью которого можно ответить на вопрос.

а) На сколько 5 больше 3?               5 + 3          5 – 3

б) На сколько 2 меньше 6?              6 – 2          2 + 6      

Критерии оценки уровня теоретической подготовки:

Текущий контроль осуществляется с фиксацией результатов в журнале учета рабочего времени на основании следующих критериев:

«зачет» - учащийся овладел решением 50-100 % заданий, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием, выполняет практические задания.

«незачет»- учащийся овладел  решением менее чем 50 % заданий, как правило, избегает употреблять специальные термины, испытывает серьезные затруднения в выполнении заданий практического характера.

Критерии оценки уровня практической подготовки:

- высокий уровень (8-10 баллов)- (В)- учащийся овладел на 80-100% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания;

- средний уровень (5-8 баллов)-(С)- объем усвоенных умений и навыков составляет 50-80 %; работает с помощью педагога, в основном, выполняет задания на основе образца.

- низкий уровень (1-4 балла)-(Н)- учащийся овладел менее чем на 50% умений и навыков, предусмотренных программой; испытывает серьезные затруднения при работе, в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога.

- не прошел промежуточную аттестацию (0,5%)- объем умений и навыков составляет менее 10%.

Результаты промежуточной аттестации оформляются протоколом и фиксируются в журнале учета рабочего времени педагога дополнительного образования  в разделе«аттестация обучающихся».Педагог отмечает результат  освоения программы учащимся по уровням В, С и Н.

Календарно – тематический план.

М-ц

Форма занятия

часы

Тема занятия

сентябрь

1.

Комбинированное

1

Вводное занятие.

2.

Комбинированное

1

Игры «Угадай цифру», «Назови число», «Золотой ключик».

3.

Комбинированное

1

 Игры с числами. Игры «Строим дома», «Вкусное мороженое», «Зонтики»

4.

Комбинированное

1

Игры «Китайские фонарики», «Мячики»

октябрь

5.

Комбинированное

1

 Игры с числами. Игра «Путешествие на Луну»

6.

Комбинированное

1

Числовые задания.

7.

Комбинированное

1

Задания на обобщение

8.

Комбинированное

1

Вспомни и сосчитай! (промежуточная аттестация)

9.

Комбинированное

1

Арифметические задачи

ноябрь

10.

Комбинированное

1

Задачи – ловушки

11.

Комбинированное

1

Логические задачи

12.

Комбинированное

1

Задачи для самых умных

декабрь

13.

Комбинированное

1

Учимся отгадывать математические ребусы

14.

Комбинированное

1

Сочиняем ребусы

15.

Комбинированное

1

  Геометрия вокруг нас.Игра «Петрушка», «Кто где живет?», «Повторяй за мной».

16.

Комбинированное

1

Геометрия вокруг нас «Угадай сказки Буратино» (промежуточная аттестация)

январь

17.

Комбинированное

1

Игры  с числами.

18.

Комбинированное

1

Арифметический бег по числовому ряду

19.

Комбинированное

1

Математическая рыбалка

20.

Комбинированное

1

Лучший летчик

февраль

21.

Комбинированное

1

Самый быстрый почтальон

22.

Комбинированное

1

Занимательные квадраты

23.

Комбинированное

1

Математический лабиринт

март

24.

Комбинированное

1

Веселые палочки

25.

Комбинированное

1

Веселые палочки (промежуточная аттестация)

26.

Комбинированное

1

 Игра «Морской бой»

27.

Комбинированное

1

Игра «Уголки»

апрель

27.

Комбинированное

1

Игра «Уголки»

29.

Комбинированное

1

 Игра «Поддавки»

30.

Комбинированное

1

Танграм «Зайчик»

31.

Комбинированное

1

Танграм «Котенок»

май

32.

Комбинированное

1

Математические фокусы

33.

Комбинированное

1

Мини-Проект «Математика вокруг нас»(промежуточная аттестация)

итого

33

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы

 «Занимательная математика»

Название разделов

Форма занятий

Приемы и методы

Дидактический

материал

Материально-техническое

оснащение

Формы контроля

1.

«Знаки и символы»

Практическое занятие с диалогом, обсуждение, технические упражнения

Репродуктивный

Объяснение сложных моментов.

словесные методы, практические творческие упражнения. Рассказ, беседа  педагога

Компьютерная презентация, наглядные пособия

Классная доска,

Компьютер, мультимедийное оборудование.

.

Опрос, наблюдение, анализ работ учителем, самоанализ,

Аттестационная работа в конце года

2.

 «Математика – это интересно»

.Практическое занятие –игровой  урок, технические упражнения

Демонстрация этапов выполнения  работы. Объяснение сложных моментов.

словесные методы, практические творческие упражнения.

Компьютерная презентация, числовой луч. Тетради учащихся

Классная доска,

Компьютер, мультимедийное оборудование.

Опрос, наблюдение, анализ работ учителем, самоанализ, Аттестационная работа в конце года

3.

«Веселая геометрия»

Рассказ, беседа  педагога.

Практическое занятие с диалогом, обсуждение, технические упражнения

Демонстрация этапов выполнения  работы. Объяснение сложных моментов.

словесные методы, практические творческие упражнения.

Разработки учителя,  компьютерная презентация, раздаточный материал, наглядные пособия

Классная доска,

Компьютер, мультимедийное оборудование.

Анализ работ учителем, самоанализ, просмотр.

Аттестационная работа в конце года

4.

«Сложение и вычитание в пределах 10»

Практическое занятие с диалогом, обсуждение, технические упражнения

Объяснение сложных моментов.

словесные методы, практические творческие упражнения.

 Тетради учащихся, разработки,  компьютерная презентация, раздаточныйматериал, наглядные пособия

Классная доска,

Компьютер, мультимедийное оборудование.

Числовой луч

Викторина.

Составление ребусов,

математических загадок,

задач.

Аттестационная работа в конце года

5

«Спичечный конструктор»

Игровой урок, Практическое занятие с диалогом

Рассказ, беседа  педагога

Тетради учащихся, разработки,  компьютерная презентация.

 Счётные палочки

Классная доска,

Компьютер, мультимедийное оборудование. Счётные палочки

Выполнение задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.

Решать текстовые задачи

6

«Занимательные игры»

Тематическое занятие,

конкурс,

Беседа.  частично- поисковый  метод

Тетради учащихся, разработки,  компьютерная презентация, раздаточныйматериал,

Классная доска,

Компьютер, мультимедийное оборудование

 Образовательная платформа «Учи.ру»

Викторина.

Составление ребусов,

математических загадок,

задач

7

«Танграм»

Тематическое занятие

Беседа.  частично- поисковый  метод

Тетради учащихся, разработки,  компьютерная презентация. Модели

  квадратов

Классная доска,

Компьютер, мультимедийное оборудование

Анализ работ учителем, самоанализ

8

«Обобщение»

Викторина,

соревнования

Практические творческие упражнения.

Тетради учащихся, разработки,  компьютерная презентация

Классная доска,

Компьютер, мультимедийное оборудование

Анализ работ учителем, самоанализ

                

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

  1. Кабинеты, имеющие  естественное и искусственное освещение, согласно СанПин  для учреждений дополнительного образования.
  2. Доска
  3.  Раздаточный материал
  4.  Счётные палочки
  5. Компьютерное оборудование, монитор
  6.  Числовой луч

Материалы и инструменты

  1.  Тетради
  2. Карандаши
  3. Ручки
  4.  Линейки
  5. Ластики
  6. Счётные палочки

Список литературы.

1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

2.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

3.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

4.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

5.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

6.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

7.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

8.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

9.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

Информационно-коммуникативные средства:

  1. http:// school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых ресурсов)
  2. http://www.openclass.ru/node/234008 (Сетевое сообщество учителей «Открытый класс», коллекция ЭОР для 1-2 классов)
  3. http://nachalka.info/demo?did=10013028//d=1005521 (Уроки для начальной школы от «Кирилла и Мефодия»)
  4. http://nachalka.school-club.ru/about/133/  (Презентации для начальной школы от «Кирила и Мефодия»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная информатика".

Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Секреты математики»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Секреты математики»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательный русский язык»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательный русский язык»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»

Дополнительная образовательная программа «Занимательная грамматика»   рассчитана  на учащихся  7-8 лет  и ориентирована на развитие познавательной активности, само...

Методическая разработка Использование приема по развитию навыков составления вопросов при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Олимпиадная математика»

В методической разработке раскрыт один из приёмов технологии развития критического мышления - приём по развитию навыков составления вопросов, используемый на занятии по программе "олимпиадная мат...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная математика"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная математика"...