Программа по социализации обучающихся учителя начальных классов Бурченковой Любови Александровны
рабочая программа

Бурченкова Любовь Александровна

Курс программы по социальному проектированию рассчитан на 4 года. На освоение программы отводится 34 часа в год. Социальное проектирование - технология социального воспитания. Данная программа реализуется через внеурочную деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наименование программы: «Мир вокруг меня» (социальное проектирование).

Данная программа разработана в рамках социального направления внеурочной деятельности

Основной разработчик программы: Бурченкова Любовь Александровна, учитель начальных классов  МБОУ «СОШ №6» г. Сафоново Смоленская область

Основные исполнители программы: классный руководитель, классный и родительский коллективы.

Цель программы:

создание условий для социальных проб личности.

Задачи программы:

  • Организовать совместное творчество на основе совместной распределенной деятельности как на уроке, так и вне его.
  • Развивать рефлексивное мышление ученика.
  • Создавать реальный социальный «продукт».
  • Содействовать гармоничному развитию личности школьника.
  • Способствовать социальному воспитанию учащихся.
  • Воспитание у детей толерантности.
  • Повышать степень самостоятельности, инициативности учащихся.
  • Развивать исследовательскую и творческую деятельность.

Принципы построения программы:

  • возрастная адекватность;
  • научная обоснованность;
  • практическая целесообразность;
  • динамическое развитие и системность;
  • необходимость и достаточность предоставляемой информации;
  • модульность структуры;
  • вовлечение в реализацию программы родителей учащихся;
  • социально – экономическая адекватность.

Формы и методы реализации программы:

Экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, школьные, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, самоанализ и самооценка, наблюдения.

Ожидаемые результаты:

В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки: 

1.Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2.Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса

6.Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

Сроки реализации: 4 года (1-4) класс.

Материально-технические ресурсы: спортивный зал, спортивная площадка, библиотека.

Информационные ресурсы: современная информационная техника (рабочее место учителя, локальная сеть и интернет).

Пояснительная записка

Актуальность программы

Внеурочная деятельность - это проявляемая вне уроков активность детей. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования учащихся младшего школьного возраста. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Актуальность проблемы рассматривается в Законе Российской Федерации «Об образовании», в котором подчеркивается «необходимость обеспечения самоопределения личности, создание условий для самореализации». В каждой личности ребенка заложено позитивное начало, предназначение которого направлять человека по пути его самореализации. Младший школьный возраст – это ступень личностного становления ребёнка, развития его способностей к взрослению, к ответственности за себя. Уже в начальной школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося, так как ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально- ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.

Проектная деятельность развивает обучающихся, дети учатся сами добывать знания, им интереснее самим узнавать что-то новое, чем получать готовые знания, и не менее увлекательно самим что-то создавать.

Формирование гражданско-нравственной позиции личности младшего школьника, на наш взгляд, лучше и успешнее всего реализуется через организацию и проведение социальных проектов. Ребенок с его рождения включается в две системы отношений: отношения со взрослыми и отношения с детьми (сверстниками, старшими и младшими). Эти системы сохраняются и в школе. Отношения с родителями переносятся на начальном этапе на взаимодействие с учителем. Сотрудничество со сверстниками повышает качество освоения знаний и даёт более высокие показания в развитии рефлексивного мышления ученика, умения оценивать свои возможности и отделять область знания от незнания, что чрезвычайно важно для становления у него мотивации развития. Такая деятельность является более продуктивной и помогает в плане социализации личности. Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся.

Проектирование можно отнести к метапредметным технологиям, в которых собраны полученные знания всех школьных предметов. Ребятам, в процессе обучения по программе, необходимы знания практически из всех областей: истории, русского языка, математики, окружающего мира, литературы. Потому что социальные проекты могут решать различные проблемы: от маленькой книжки для первоклассника до помощи пожилому человеку.

Курс программы «Мир вокруг меня» (социальное проектирование) в начальной школе рассчитан на четыре года обучения для 1-4 классов. На освоение программы отводится по 34 часа в год.

Данная программа реализуется через внеурочную деятельность.

Основные принципы, положенные в основу программы:

1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе - разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов.

2. Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся – одноклассников, родителей, знакомых.

3. Работа по проекту является исследовательской.

4. Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения. Овладевают необходимыми способами мышления и действий.

5. Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем   допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.

6. Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.

7. Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы.

8. Принцип обратной связи. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах.

9. Принцип успешности. И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет его отношение к окружающим людям, окружающему миру.

Виды социальных проектов:

1.     Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике); например, обустройство близлежащего двора.

2.    Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории); например, изучение влияния автомобилей на жизнь людей.

3.    Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации); например, проект «Выборы совета класса».

4.    Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);

5. Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.

6. Особая роль в организации социальной деятельности младших школьников отводится коллективным творческим делам (КТД). В основе идеи заботы - развитие нравственной позиции личности, социальной активности и внимания, потребности к изменению окружающего мира и саморазвитию.

Контроль образовательных результатов: результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур. Используется технология «Портфолио».

Участники программы: учащиеся класса, учащиеся других классов, педагоги, социальные работники, работники библиотек, музеев, родители.

Роль учителя:

-помогает ученикам в поиске нужных источников;

-сам является источником информации;

-координирует весь процесс;

-поощряет учеников;

-поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом. 

Правила успешности проектной деятельности:

-В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

-Команды не соревнуются.

-Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.

-Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

-Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров».

-Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Планируемые результаты

Планируемые результаты реализации программы ориентированы на достижение всех трёх уровней воспитательных результатов.

Результаты первого уровня:

-приобретение школьниками социальных знаний, знание социальных норм;

-понимание социальной реальности и повседневной жизни;

-знание правил конструктивной групповой работы;

-знание способов взаимодействия людей;

-знание способов самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Результаты второго уровня:

-формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества (природе, Отечеству, другим людям);

-формирование позитивных отношений школьника к социальной реальности в целом;

-стремление к коллективной творческой деятельности.

Результаты третьего уровня:

-получение детьми опыта самостоятельного общественно-полезного действия;

-развитие инициативы и самостоятельности младших школьников в решении посильных социально-значимых проблем;

-проектная компетентность (умение предвидеть позитивные результаты социальной деятельности);

-положительный опыт волонтерской деятельности;

-опыт самоорганизации и принятия на себя ответственности за других людей.

Этапы работы над проектом

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Погружение в проект

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи:

определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.

Помогает сформулировать:

•  проблему проекта;

•  сюжетную ситуацию;

•  цель и задачи.

Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.

Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует.

Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.

Формирует необходимые специфические умения и навыки.

Осуществляют вживание в ситуацию.

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

Получают дополнительную информацию.

Определяют свои потребности.

Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

Осуществляют:

•  анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

личностное присвоение проблемы.

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

2. Планирование деятельности

Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

Предлагает учащимся:

•  различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы;

•  распределить роли в группах;

•  спланировать деятельность по решению задач проекта;

•  продумать возможные формы презентации результатов проекта;

•  продумать критерии оценки результатов и процесса.

Формирует необходимые специфические умения и навыки.

Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.

Осуществляют:  

•  поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

разбивку на группы;

•  распределение ролей в группе;

•  планирование работы; 

•  выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

•  принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной  деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

3. Осуществление деятельности по решению проблемы

Цель – разработка проекта.

Задачи:

самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

4. Оформление результатов

Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

анализ и синтез данных;

формулирование выводов.

Наблюдает, советует, направляет процесс анализа.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Оформляют проект, изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

5. Презентация результатов

Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

подготовка презентационных материалов;

подготовка публичного выступления;

презентация проекта.

Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.

Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Выступает в качестве эксперта.

Принимает отчет:

•  обобщает и резюмирует полученные результаты;

•  подводит итоги обучения;

•  оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

•  акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

Выбирают (предлагают) форму презентации.

Готовят презентацию.

Продолжают оформлять портфолио.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

•  понимание проблемы, цели и задач;

•  умение планировать и осуществлять работу;

•  найденный способ решения проблемы;

•  рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.

Для того чтобы познакомить каждого ученика с «техникой» проведения проекта, понадобится несколько фронтальных занятий.

Подготовка к занятиям

Для проведения тренировочных занятий уместно использовать карточки с символичными изображениями этапов:

  •  выбрать тему;
  •  подумать;
  • спросить у другого человека;
  • получить информацию из книг; 
  • понаблюдать;
  • посмотреть по телевизору;
  • провести эксперимент;
  • обсудить в группе;
  • подведение итогов, оформление результатов;
  • представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта ;
  •  презентация проекта.

Пример работы над проектом «Память»

Актуальность проекта

Актуальным является идея сохранения воспоминаний о событиях Великой Отечественной войны для современного и будущего поколений, освещение судеб земляков, участников и свидетелей, героических и трагических страниц Великой Отечественной войны.

Цель проекта:

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание, повышение социальной активности и гражданской ответственности через непосредственное общение с ветеранами, передачу ими личных ощущений и жизненного опыта людей, прошедших войну;

Задача проекта: Организация социально-значимой общественной деятельности школьников.

Адресная направленность: Проект рассчитан для учащихся 3-4 классов, которые способны реализовать данную идею за 2014-2015 гг.

Социальные партнеры проекта.

В ходе подготовки и реализации проекта необходимы партнеры, в качестве которых выступают учитель, ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла.

Проект предполагает:

Проведение работы по выявлению проблем ветеранов, оказание посильной помощи, поздравление ветеранов.
Реализация программы позволит придать социальную значимость понятиям: национальная гордость, патриотизм, историческая память, гражданский долг.

Этапы реализации проекта

1 этап – проектный

  • Знакомство учащихся с идеями проекта.
  • Планирование работы.

2 этап – практический

  • Выявление проблем ветеранов.
  • Оказание помощи.
  • Поздравление ветеранов.

3 этап – рефлексивно-обобщающий

Рефлексивный классный час.

Финансирование. Спонсорская помощь родителей.

Смета расходов.

Рефлексия направлена на осознание пройденного пути и может осуществляться не только в конце проекта, но и на любом его этапе. Используется для выявления уровня осознания содержания выполненного. Одним из наиболее эффективных приемов является прием «незаконченное предложение», который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, актуализировать полученные ранее знания и социальный опыт:

  1. при работе над проектом я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось…
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…

Для того, чтобы закончить работу над проектом на положительной ноте, можно воспользоваться одним из вариантов упражнения «Комплимент», в котором учащиеся оценивают творческие работы друг друга. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д. Такой вариант дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Таким образом, результатом реализации программы курса «Мир вокруг меня» должна стать позитивная активность школьников, причём не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а «мы провели, решили, сделали»).

Литература

1. Баранова И.В. и др. Нравственные ценности. Развивающая программа для младших школьников. М., 2010

2. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2010.

3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2009.

4. Курамшина О.Н., Железкина А.М. Школа оптимизма: Внеклассные мероприятия, классные часы: 1-4 классы. М., ВАКО, 2011.

5. Лопатина А., Скрябцова М. Ступени мудрости: 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми младшего и среднего возраста. М., 2011.

Программа внеурочной деятельности:

«Мир вокруг меня»

(социальное проектирование).

1-4 классы

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир вокруг меня» разработана на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №6 г.Сафоново Смоленской области на 2016-2019 учебный год;

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, - утверждал Л.С.Выготский, - есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».

Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. Сюда относятся знания, необходимые человеку для успешной деятельности, знания общекультурного характера, а также набор социально-личностных качеств.

Необходимость создания курса «Мир вокруг меня» связана с ранним обучением жизненно важным навыкам, которые заложат основные знания и навыки безопасного поведения, здорового образа жизни, поспособствуют положительным межличностным отношениям и умению вести ответственность за свои действия, решать проблемы, критически мыслить, справляться с эмоциями и стрессом.

Программой предусмотрена тесная связь внеурочных занятий с обучением младших школьников различным учебным предметам и семейным воспитанием. Программа предполагает привлечение родителей и других членов семей учащихся к проведению праздников, коллективных дел, к подготовке детей к занятиям.

Курс «Мир вокруг меня» представляет систему занятий для детей в возрасте от 7 до 11 лет. Одно занятие в неделю во 1-4 классах.

Режим занятий:

Продолжительность занятий:  1 – 4 классы – 40 минут.

Виды деятельности: игровая, познавательная, творческая, общественно-полезная.

Цель программы: создание условий для социализации личности, становления гражданской идентичности младшего школьника через приобретение ими опыта в практической и социальной деятельности и применение приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Задачи программы:

  • Формирование нравственного сознания, чувств, поведения.
  • Становление у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих и национальных ценностей.
  • Формирование элементов правовой культуры учащихся на основе знакомства с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребёнка.
  • Формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни.
  • Сохранение психического и физического здоровья, обеспечение эмоционального благополучия детей.
  • Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способности к самопознанию, социальных умений.
  • Формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов.
  • Формирование опыта творческой деятельности и развитие креативности.
  • Формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер.
  • Формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

Ключевые педагогические принципы, идеи и подходы

В основу программы курса положены следующие принципы:

- принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учётом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения воспитанника;

- принцип гуманист0ической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребёнка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребёнка;

- принцип социальной адекватности воспитания, что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач;

- принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия.

Программа развивает идеи личностно ориентированного, развивающего образования в начальной школе, системно-деятельного подхода к построению учебно-воспитательного процесса, идей сотрудничества и социальной заботы.

Основные ценности программы: самоопределение, нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; забота о себе и близких; здоровье и безопасность; доброта, внимание к себе и другим людям.

Особенности форм работы

Содержание программы курса  реализуется через систему внеурочных занятий с детьми. Первое занятие по каждому разделу является вводным. В нём раскрываются общие понятия, которые затем будут конкретизированы на других занятиях четверти. Последнее занятие темы является обобщающим. Такое занятие проводится, как правило, в игровой форме, но могут быть использованы другие формы: устный журнал, путешествие и др. Целесообразно проводить обобщающее занятие совместно с родителями учащихся в форме детско-родительских праздников.

В 1 – 4 классах занятия проводятся с использованием мультимедийных ресурсов, дидактических материалов.

Внеурочные занятия в 1 – 4 классах включают в себя несколько обязательных компонентов: эмоциональное введение в тему занятия; информационная часть - чтение текстов, рассказ детей, работа над понятиями, рассказ учителя. Обмен информацией в группах, в парах; чтение художественных текстов учителем или детьми, их обсуждение; выполнение коммуникативных заданий.

Дополнительные формы работы по программе: игры, тренинги, экскурсии, праздники. По содержанию они тесно связаны с обязательной частью программы, но при этом связаны с другими направлениями внеурочной деятельности (познавательной, художественно-эстетической, краеведческой и др.)

Особое внимание в программе уделяется элементам исследовательской деятельности. Так в 1 классе детям предлагается выполнить мини-исследования, мини-проекты, связанные с поиском и анализом информации, которую они смогут получить из доступных источников, например, от других людей.

Предполагается также включение учащихся со 2 класса в проектную деятельность, в том числе участие в социальных проектах.

Формы и методы работы

Формы воспитательной работы:

  • познавательная беседа;
  • этическая беседа;
  • профилактическая беседа;
  • игры: ролевые, ситуационные;
  • упражнения и тренинги;
  • экскурсии;
  • тестирование
  • практическая работа.

Методы воспитания:

  • методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, метод примера);
  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
  • методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);
  • методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Планируемые результаты освоения программы

Опыт ценностных ориентаций. Личностные универсальные учебные действия.

Бережное, заботливое отношение к себе, к другим людям, к окружающему миру. Здоровье человека. Сознательное отношение к своему здоровью, культура правильного питания,

Бережное отношение к природе. Уважение к государству, его символам, законам, Конституции. Уважение к людям. Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ .

Дружба, взаимопонимание между народами. Уважение к культуре других народов. Умение соблюдать правила добрососедства. Толерантность как терпимость, доброжелательность, принятие человека таким, какой он есть. Уважение к народной мудрости, заключённой в сказках, пословицах, поговорках.

Представление о Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка. Осознание связи прошлого, настоящего и будущего. Бережное отношение к семье. Уважительное отношение к семейным традициям, обычаям. Любовь к родным и близким, умение её выражать. Осознание необходимости выбора будущей профессии, ценности труда. Умение находить радость в окружающем мире, общении с людьми, доставлять радость другим.

Осознание взаимосвязи человека и общества, важности свершения дел на пользу обществу. Стремление к взрослению. Ценность науки, знания. Бережное отношение к книге.

Знание основных моральных норм жизни в обществе. Умение видеть ценность и уникальность понимание чувств других людей. каждого человека. Культура поведения: умение вести себя культурно в школе, в семье, в общественных местах. Умение общаться со знакомыми и незнакомыми людьми. Развитие положительных качеств личности: доброты, отзывчивости, милосердия, бескорыстия, трудолюбия, сдержанности, вежливости, находчивости, целеустремлённости, справедливости, честности и др. Установка на здоровый образ жизни.

Опыт творческой деятельности. Коммуникативные, регулятивные и познавательные  универсальные учебные действия.

Умение общаться с учителем, со сверстниками и взрослыми людьми в учебной, игровой, трудовой деятельности; взаимодействовать с одноклассниками в процессе выполнения творческих заданий. Овладение навыками учебного сотрудничества. Умение быть доброжелательными и вежливыми в общении с родственниками, одноклассниками, соседями.

Умение учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. Умение достигать согласия, приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение адекватно использовать речевые средства в ситуациях общения. Умение пользоваться вежливыми словами (слова приветствия, благодарности, приглашения, извинения, прощения и др.) Умение высказывать свою точку зрения и воспринимать точку зрения другого человека, умение достигать согласия, приходить к общему решению в совместной деятельности, умение выполнять правила дружной работы и игры. Умение делать выбор модели поведения в конкретной ситуации.

Создание творческих работ. коллективных и индивидуальных проектов. Участие в творческих общеклассных играх, в народных играх. Сочинение сказок, загадок, рассказов по репродукциям картин, на основе информации, полученной в беседе с родственниками, из справочной литературы. Инсценировка отрывков из сказок, стихотворений. Разыгрывание кукольных спектаклей, ситуаций поведения. Отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов.

Умение пользоваться различными источниками информации, в том числе ресурсами библиотек и Интернетом; составлять развёрнутое сообщение на основе текстового и иллюстративного материала. Умение находить информацию иллюстративный материал в литературных источниках, справочной литературе, пользоваться словарями и энциклопедиями, оформлять результаты поисковой деятельности. Выполнение сравнения анализа, синтеза , классификации, обобщения. Самопознание, самоконтроль и самооценка поведения в конкретной ситуации.

Планируемые результаты

Выделяются три уровня планируемых результатов.

Первый уровень – приобретение младшими школьниками социальных знаний и представлений: о России как Родине, Отечестве, о своей малой родине, о культуре разных стран и народов, о правах человека, о правах ребёнка, о нравственных нормах и правилах культурного поведения в обществе, в школе, в семье.

Второй уровень – получение младшими школьниками опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), первоначальное становление патриотизма и гражданственности, способности к осознанию себя патриотом своей страны.

Третий уровень – получение младшими школьниками опыта культурного поведения, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, опыта социальной заботы о других людях и окружающей действительности, опыта творческой деятельности, становления у детей коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.

Содержание программы

Класс

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

1

Модуль «Мои обязанности и права»

Модуль «Азбука безопасности»

Модуль «Я и мы»

Модуль «Азбука здоровья»

2

Модуль «Мой безопасный дом»

Модуль «Азбука безопасности»

Модуль «Я и мы»

Модуль «Азбука здоровья»

3

Модуль

«Моя безопасность »

Модуль « Разговор о правильном питании»

Модуль «Мои обязанности и права»

Модуль

« Если нужна моя помощь»»

4

Модуль «Азбука экономиста»

Модуль « Азбука здоровья»

Модуль «Здоровье и безопасность»

Модуль «Я и мои друзья»

Календарно - тематическое планирование

1 класс (35 часов)

                № п/п

Тема урока

Кол-во час.

Форма занятия

Дата

план

Дата факт

1четверть

Модуль «Мои права и обязанности»- 7 часов

Задача: формирование представлений о поведении в школе, школьном укладе жизни.

1.

Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики.

1

Беседа

2.

Мои одноклассники. Наши школьные обязанности.

1

Занятие

3.

Школьные вещи – наши помощники.

1

Ролевая

игра

4.

Книги – наши друзья и помощники

1

Групповая  работа

5.

Мои учителя.

1

Беседа

6.

Школьные традиции.

1

Деловой практикум

7.

Итоговое занятие «»Мои права и обязанности»

1

Тренинг

2 четверть

Модуль «Азбука безопасности» - 9 часов

Задача: формирование ответственного и безопасного поведения на улице.

1.

Азбука безопасного поведения на улице

1

Беседа

2.

Умелый пешеход

1

Игра

3.

Как рождаются опасные ситуации на дороге.

1

Путешествие

4.

Мы пассажиры.

1

Заочная экскурсия

5.

Островок безопасности

1

Игра

«Марафон»

6.

Машины и пешеходы

1

Викторина

7.

Как разговаривает улица

1

Групповая работа

8.

Что значит быть ответственным?

1

Диспут

9.

Знай правила движения как таблицу умножения.

1

Брейн-ринг

3 четверть

Модуль «Я и мы» - 11 часов

Задача: Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств.

1.

2.

Азбука эмоций.

2

Беседа.

Групповая

 работа.

3.

Правила жизни.

1

Дискуссия

4.

Город вежливости.

1.

Ролевая игра

5.

Будь человеком.

1

Читательская конференция.

6.

Что такое чувства?

1

Игры-шутки

7.

Этюды на распознавание жестов и мимических средств выражения эмоционального состояния.

1

Диалог

8.

Час нравственного разговора «Что такое хорошо»

1

Беседа

9.

Давайте говорить друг другу комплименты

1

Утренник-игра

10.

Этюды для моделирования положительных черт характера.

1

Практикум

11.

Самооценка и взаимооценка, как способ познать себя и других

1

Тестирование

4 четверть

Модуль «Азбука здоровья» - 7 часов

Задача: формирование представлений о своем физическом "

1.

Азбука здоровья.

1

Беседа

2

Твой организм.

1

Урок-познание

3.

Режиму дня – мы друзья.

1

Ролевая игра

4.

Откуда берутся грязнули?

1

Групповая работа

5.

Как и чем мы питаемся?

1

Урок-путешествие

6.

Играй!

1

Подвижные игры

7.

Журнал здоровья

1

Живой журнал о здоровье

Календарно - тематическое планирование

2 класс (36 часов)

                № п/п

Тема урока

Кол-во час.

Форма занятия

Дата

план

Дата факт

1четверть

Модуль «Мой безопасный дом»- 7 часов

Задача: формирование навыков самозащиты, избегания ситуаций риска

1.

Наши помощники и враги

1

Беседа

2.

Огонь – друг и враг человека

1

Занятие

3.

Упражнения и игры на развитие быстроты принятия решений

1

Ролевая

игра

4.

Экстренные вызовы. Общие правила.

1

Групповая  работа

5.

Как не стать жертвой преступления?

1

Беседа

6.

Как принять правильное решение?

1

Деловой практикум

7.

Итоговое занятие «»Мой безопасный дом»

1

Тренинг

2 четверть

Модуль «Азбука безопасности» - 9 часов

Задача: формирование ответственного и безопасного поведения на улице.

1.

Азбука безопасного поведения на улице

1

Беседа

2.

Умелый пешеход

1

Игра

3.

Как рождаются опасные ситуации на дороге.

1

Путешествие

4.

Мы пассажиры.

1

Заочная экскурсия

5.

Островок безопасности

1

Игра

«Марафон»

6.

Машины и пешеходы

1

Викторина

7.

Как разговаривает улица

1

Групповая работа

8.

Что значит быть ответственным?

1

Диспут

9.

Знай правила движения как таблицу умножения.

1

Брейн-ринг

3 четверть

Модуль «Я и мы» - 11 ч

Задача: Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств.

1.

2.

Азбука эмоций.

2

Беседа.

Групповая

 работа.

3.

Правила жизни.

1

Дискуссия

4.

Город вежливости.

1.

Ролевая игра

5.

Будь человеком.

1

Читательская конференция.

6.

Что такое чувства?

1

Игры-шутки

7.

Этюды на распознавание жестов и мимических средств выражения эмоционального состояния.

1

Диалог

8.

Час нравственного разговора «Что такое хорошо»

1

Беседа

9.

Давайте говорить друг другу комплименты

1

Утренник-игра

10.

Этюды для моделирования положительных черт характера.

1

Практикум

11.

Самооценка и взаимооценка, как способ познать себя и других

1

Тестирование

4 четверть

Модуль «Азбука здоровья» - 7 часов

Задача: формирование представлений о своем физическом "

1.

Азбука здоровья.

1

Беседа

2

Твой организм.

1

Урок-познание

3.

Режиму дня – мы друзья.

1

Ролевая игра

4.

Откуда берутся грязнули?

1

Групповая работа

5.

Как и чем мы питаемся?

1

Урок-путешествие

6.

Играй!

1

Подвижные игры

7.

Журнал здоровья

1

Живой журнал о здоровье


3 класс

Календарно-тематическое планирование

(36 часов)

№п/п

Тема занятия

Кол.

час.

Форма занятия

Дата

план

Дата

факт

1четверть

Модуль «Моя безопасность» - 8 часов

Задача: формирование навыков самозащиты, избегания ситуаций риска

1.

Наши помощники и враги

1

Беседа

2.

Огонь – друг и враг человека. Упражнения и игры на развитие быстроты принятия решения

1

Занятие-открытие

3.

Юный друг природы

1

Природоохранная акция

4.

Экстренные вызовы. Общие правила.

1

Групповая работа

5.

Как не стать жертвой преступления?

1

Беседа

6.

Как принять правильное решение?

1

Практикум

7.

Итоговое занятие «Мой безопасный дом»

1

Игра -тренинг

8.

Азбука безопасного поведения на улице

1

Беседа

2 четверть

Модуль «Разговор о правильном питании» - 8 часов  (Занятия по тетради «Две недели в лагере здоровья»)

Задача: формирование у обучающихся навыков культуры питания, здорового образа жизни

1.

Разговор о правильном питании. Из чего состоит наша пища.

1

Групповая дискуссия.

2.

Здоровье в порядке - спасибо зарядке.

1

Исследование

3.

Закаляйся, если хочешь быть здоров

1

Ролевая игра.

4.

Как правильно питаться, если занимаешься спортом

1

Диспут.

5.

Где и как готовят пищу

1

Экскурсия

6.

Блюда из зерна

1

Заочная экскурсия

7.

Молоко и молочные продукт

1

Комплексное занятие

Комплексное занятие

8.

Вода и другие полезные напитки

1

Групповая дискуссия.

3 четверть

Всего 12 часов

Модуль «Мои обязанности и права» - 6 часов

Задача: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самопознания.

1.

Я – ребёнок, я – человек. Я – гражданин России.

1

Круглый стол

2.

Я и мои права.

1

КВН

3.

Сказка ложь, да в ней намёк. Выборы в Лесную думу.

1

Правовая игра

4.

Герои книг имеют право.

1

Конкурс

5.

Ответственность в семье и обществе

1

Деловая игра.

6.

Как надо относиться к природе и животным.

1

Природоохранная акция

Модуль « Продолжаем разговор о правильном питании» - 6 часов

(Занятия по тетради «Две недели в лагере здоровья»)

Задача: формирование у обучающихся навыков культуры питания, здорового образа жизни

7.

Что и как можно приготовить из рыбы

1

Комплексное занятие

8.

Дары моря.

1

Игра - путешествие

9.

Кулинарное путешествие по России

1

Праздник

10.

Спортивное путешествие по России

1

Спортивный праздник

11-12.

Олимпиада здоровья

2

Олимпиада

4 четверть

Модуль « Если нужна моя помощь» - 8 часов

Задача: формирование знаний, умений и навыков в оказании первой помощи.

1.

В стране здоровья.

1

Мини-проект

2.

Если из раны идёт кровь. Первая помощь при порезах, ссадинах, ушибах.

1

Практикум.

3.

Первая помощь при укусах.

1

Практикум.

4.

Первая помощь при термических ожогах.

1

Практикум.

5.

Средства индивидуальной защиты.

1

Деловая игра.

6.

Первая помощь в различных ситуациях.

1

Беседа. Ролевая игра.

7.

Что можно есть в походе

1

Комплексное занятие

8.

Заключительное занятие «Подари улыбку миру»

1

Праздник

Тематическое планирование, 4 класс

36 часов

п/п

Тема урока

Кол. час.

Форма занятия

Дата

План

Дата факт

1 четверть

Модуль «Азбука экономиста» - 8 часов

Задача: формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов.

1.

Что такое экономика?

1

Беседа

2.

Что значить экономить?

1

Практикум (решение задач)

3.

Без чего человеку не обойтись?

1

Дискуссия.

4.

Магазин.

1

Ролевая игра.

5

Потребность в образовании.

1

Дискуссия.

6.

Бюджет: доходы и расходы семьи.

1

Групповая работа.

7.

Может ли человек обеспечить себя сам?

1

Дискуссия.

8

Экономическое поле чудес.

1

Звёздный час.

2 четверть

Модуль «Азбука здоровья» - 8 часов

Задача: формирование знаний, умений и навыков в профилактике инфекционных заболеваний.

1.

Понятие об инфекционных заболеваниях

1

Беседа

2.

Коварный грипп.

1

Беседа.

3.

Чем опасна корь?

1

Беседа.

4.

Кишечные инфекционные заболевания.

1

Рассказ.

5.

Полезные привычки воспитывай с детства.

1

Практикум.

6.

Чистота и здоровье

1

Викторина

7.

«Наше здоровье»

1

КВН

8.

3 четверть Модуль «Здоровье и безопасность» - 11 часов

Задача: формирование ответственного и безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

1.

Что такое чрезвычайная ситуация?

1

Беседа.

2.

Стихийные бедствия.

1

Рассказ с элементами видеопоказа.

3-4.

Снежные опасности.

2

Групповая работа.

5.

Чрезвычайные ситуации природного характера.

1

Беседа. Просмотр видеофильма.

6.

Правила поведения и эвакуации при ЧС.

1

Сюжетная игра.

7.

Аварии на транспорте.

1

Беседа.

8.

Пожары и средства пожаротушения.

1

Ролевая игра.

9.

Город как источник опасности.

1

Путешествие.

10.

Я учусь думать и действовать.

1

Тренинг

11.

Что значит быть в ответе за себя и за других»

1

Диспут

4 четверть

Цикл «Я и мои друзья»- 8 часов

Задача: формирование у младших школьников ценностной ориентации, способности формулировать нравственные суждения

1.

Я творю свою жизнь

1

Диспут.

2.

А ты вежлив?

1

Диалог.

3.

«В стране хорошего тона»

1

Путешествие.

4.

Добро и зло.

1

Ролевая игра.

5.

«Дело в шляпе, или ещё раз о дружбе»

1

Игровая программа.

6.

Воспитание и воспитанность

1

Круглый стол.

7.

Мир человеческих отношений.

1

Ролевая игра.

8.

Я творю свою жизнь.

1

Диспут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ к учебному предмету «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ» Учителя начальных классов Осиповой Ольги Александровны

Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверс...

Рабочая программа УМК "Планета знаний" русский язык . МБОУ лицей №6 имени ак. Г.Н. Флерова. Учитель начальных классов Савельева Елизавета Александровна.

Рабочая программа УМК "Планета знаний" русский язык (расширенный уровень) . МБОУ лицей №6 имени ак. Г.Н. Флерова. Учитель начальных классов Савельева Елизавета Александровна....

Программа по самообразованию учителя начальных классов Бурченковой Любови Александровны

Программа по самообразованию помогает учителю распланировать и организовать свою работу....

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся учителя начальных классов Бурченковой Любови Александровны

Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логичес...

Отзыв о системе работы учителя начальных классов, Виноградовой Любови Александровны МОУ ИРМО «Мамоновской СОШ»

       Виноградова Любовь Александровна начала педагогическую деятельность в МОУ ИРМО «Мамоновской СОШ» в 2012 году. Она зарекомендовала себя хорошим педагогом, ...