Программа по социализации обучающихся учителя начальных классов Бурченковой Любови Александровны
рабочая программа
Курс программы по социальному проектированию рассчитан на 4 года. На освоение программы отводится 34 часа в год. Социальное проектирование - технология социального воспитания. Данная программа реализуется через внеурочную деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по социальному проектированию | 84.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Наименование программы: «Мир вокруг меня» (социальное проектирование).
Данная программа разработана в рамках социального направления внеурочной деятельности
Основной разработчик программы: Бурченкова Любовь Александровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №6» г. Сафоново Смоленская область
Основные исполнители программы: классный руководитель, классный и родительский коллективы.
Цель программы:
создание условий для социальных проб личности.
Задачи программы:
- Организовать совместное творчество на основе совместной распределенной деятельности как на уроке, так и вне его.
- Развивать рефлексивное мышление ученика.
- Создавать реальный социальный «продукт».
- Содействовать гармоничному развитию личности школьника.
- Способствовать социальному воспитанию учащихся.
- Воспитание у детей толерантности.
- Повышать степень самостоятельности, инициативности учащихся.
- Развивать исследовательскую и творческую деятельность.
Принципы построения программы:
- возрастная адекватность;
- научная обоснованность;
- практическая целесообразность;
- динамическое развитие и системность;
- необходимость и достаточность предоставляемой информации;
- модульность структуры;
- вовлечение в реализацию программы родителей учащихся;
- социально – экономическая адекватность.
Формы и методы реализации программы:
Экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, школьные, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, самоанализ и самооценка, наблюдения.
Ожидаемые результаты:
В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:
1.Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2.Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3.Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса
6.Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Сроки реализации: 4 года (1-4) класс.
Материально-технические ресурсы: спортивный зал, спортивная площадка, библиотека.
Информационные ресурсы: современная информационная техника (рабочее место учителя, локальная сеть и интернет).
Пояснительная записка
Актуальность программы
Внеурочная деятельность - это проявляемая вне уроков активность детей. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования учащихся младшего школьного возраста. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Актуальность проблемы рассматривается в Законе Российской Федерации «Об образовании», в котором подчеркивается «необходимость обеспечения самоопределения личности, создание условий для самореализации». В каждой личности ребенка заложено позитивное начало, предназначение которого направлять человека по пути его самореализации. Младший школьный возраст – это ступень личностного становления ребёнка, развития его способностей к взрослению, к ответственности за себя. Уже в начальной школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося, так как ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально- ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.
Проектная деятельность развивает обучающихся, дети учатся сами добывать знания, им интереснее самим узнавать что-то новое, чем получать готовые знания, и не менее увлекательно самим что-то создавать.
Формирование гражданско-нравственной позиции личности младшего школьника, на наш взгляд, лучше и успешнее всего реализуется через организацию и проведение социальных проектов. Ребенок с его рождения включается в две системы отношений: отношения со взрослыми и отношения с детьми (сверстниками, старшими и младшими). Эти системы сохраняются и в школе. Отношения с родителями переносятся на начальном этапе на взаимодействие с учителем. Сотрудничество со сверстниками повышает качество освоения знаний и даёт более высокие показания в развитии рефлексивного мышления ученика, умения оценивать свои возможности и отделять область знания от незнания, что чрезвычайно важно для становления у него мотивации развития. Такая деятельность является более продуктивной и помогает в плане социализации личности. Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся.
Проектирование можно отнести к метапредметным технологиям, в которых собраны полученные знания всех школьных предметов. Ребятам, в процессе обучения по программе, необходимы знания практически из всех областей: истории, русского языка, математики, окружающего мира, литературы. Потому что социальные проекты могут решать различные проблемы: от маленькой книжки для первоклассника до помощи пожилому человеку.
Курс программы «Мир вокруг меня» (социальное проектирование) в начальной школе рассчитан на четыре года обучения для 1-4 классов. На освоение программы отводится по 34 часа в год.
Данная программа реализуется через внеурочную деятельность.
Основные принципы, положенные в основу программы:
1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе - разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов.
2. Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся – одноклассников, родителей, знакомых.
3. Работа по проекту является исследовательской.
4. Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения. Овладевают необходимыми способами мышления и действий.
5. Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.
6. Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.
7. Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы.
8. Принцип обратной связи. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах.
9. Принцип успешности. И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет его отношение к окружающим людям, окружающему миру.
Виды социальных проектов:
1. Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике); например, обустройство близлежащего двора.
2. Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории); например, изучение влияния автомобилей на жизнь людей.
3. Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации); например, проект «Выборы совета класса».
4. Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);
5. Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.
6. Особая роль в организации социальной деятельности младших школьников отводится коллективным творческим делам (КТД). В основе идеи заботы - развитие нравственной позиции личности, социальной активности и внимания, потребности к изменению окружающего мира и саморазвитию.
Контроль образовательных результатов: результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур. Используется технология «Портфолио».
Участники программы: учащиеся класса, учащиеся других классов, педагоги, социальные работники, работники библиотек, музеев, родители.
Роль учителя:
-помогает ученикам в поиске нужных источников;
-сам является источником информации;
-координирует весь процесс;
-поощряет учеников;
-поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Правила успешности проектной деятельности:
-В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
-Команды не соревнуются.
-Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.
-Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
-Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров».
-Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Планируемые результаты
Планируемые результаты реализации программы ориентированы на достижение всех трёх уровней воспитательных результатов.
Результаты первого уровня:
-приобретение школьниками социальных знаний, знание социальных норм;
-понимание социальной реальности и повседневной жизни;
-знание правил конструктивной групповой работы;
-знание способов взаимодействия людей;
-знание способов самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Результаты второго уровня:
-формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества (природе, Отечеству, другим людям);
-формирование позитивных отношений школьника к социальной реальности в целом;
-стремление к коллективной творческой деятельности.
Результаты третьего уровня:
-получение детьми опыта самостоятельного общественно-полезного действия;
-развитие инициативы и самостоятельности младших школьников в решении посильных социально-значимых проблем;
-проектная компетентность (умение предвидеть позитивные результаты социальной деятельности);
-положительный опыт волонтерской деятельности;
-опыт самоорганизации и принятия на себя ответственности за других людей.
Этапы работы над проектом
Цели и задачи
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Погружение в проект
Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.
Задачи:
– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;
– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.
Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.
Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.
Помогает сформулировать:
• проблему проекта;
• сюжетную ситуацию;
• цель и задачи.
Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.
Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.
Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует.
Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.
Формирует необходимые специфические умения и навыки.
Осуществляют вживание в ситуацию.
Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.
Получают дополнительную информацию.
Определяют свои потребности.
Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.
Осуществляют:
• анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;
• личностное присвоение проблемы.
Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.
2. Планирование деятельности
Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.
Задачи:
– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;
– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
– распределение задач (обязанностей) между членами группы.
Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).
Предлагает учащимся:
• различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы;
• распределить роли в группах;
• спланировать деятельность по решению задач проекта;
• продумать возможные формы презентации результатов проекта;
• продумать критерии оценки результатов и процесса.
Формирует необходимые специфические умения и навыки.
Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.
Осуществляют:
• поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;
• разбивку на группы;
• распределение ролей в группе;
• планирование работы;
• выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;
• принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.
Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.
Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.
3. Осуществление деятельности по решению проблемы
Цель – разработка проекта.
Задачи:
– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.
– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.
Контролирует соблюдение правил техники безопасности.
Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.
При необходимости консультируются с учителем (экспертом).
Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
4. Оформление результатов
Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.
Задачи:
– анализ и синтез данных;
– формулирование выводов.
Наблюдает, советует, направляет процесс анализа.
Помогает в обеспечении проекта.
Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.
Оформляют проект, изготавливают продукт.
Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.
Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.
5. Презентация результатов
Цель – демонстрация материалов, представление результатов.
Задачи:
– подготовка презентационных материалов;
– подготовка публичного выступления;
– презентация проекта.
Организует презентацию.
Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.
При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.
Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.
Выступает в качестве эксперта.
Принимает отчет:
• обобщает и резюмирует полученные результаты;
• подводит итоги обучения;
• оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;
• акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.
Выбирают (предлагают) форму презентации.
Готовят презентацию.
Продолжают оформлять портфолио.
При необходимости консультируются с учителем (экспертом).
Осуществляют защиту проекта.
Отвечают на вопросы слушателей.
Демонстрируют:
• понимание проблемы, цели и задач;
• умение планировать и осуществлять работу;
• найденный способ решения проблемы;
• рефлексию деятельности и результата.
Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.
Для того чтобы познакомить каждого ученика с «техникой» проведения проекта, понадобится несколько фронтальных занятий.
Подготовка к занятиям
Для проведения тренировочных занятий уместно использовать карточки с символичными изображениями этапов:
- выбрать тему;
- подумать;
- спросить у другого человека;
- получить информацию из книг;
- понаблюдать;
- посмотреть по телевизору;
- провести эксперимент;
- обсудить в группе;
- подведение итогов, оформление результатов;
- представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта ;
- презентация проекта.
Пример работы над проектом «Память»
Актуальность проекта
Актуальным является идея сохранения воспоминаний о событиях Великой Отечественной войны для современного и будущего поколений, освещение судеб земляков, участников и свидетелей, героических и трагических страниц Великой Отечественной войны.
Цель проекта:
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание, повышение социальной активности и гражданской ответственности через непосредственное общение с ветеранами, передачу ими личных ощущений и жизненного опыта людей, прошедших войну;
Задача проекта: Организация социально-значимой общественной деятельности школьников.
Адресная направленность: Проект рассчитан для учащихся 3-4 классов, которые способны реализовать данную идею за 2014-2015 гг.
Социальные партнеры проекта.
В ходе подготовки и реализации проекта необходимы партнеры, в качестве которых выступают учитель, ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла.
Проект предполагает:
Проведение работы по выявлению проблем ветеранов, оказание посильной помощи, поздравление ветеранов.
Реализация программы позволит придать социальную значимость понятиям: национальная гордость, патриотизм, историческая память, гражданский долг.
Этапы реализации проекта
1 этап – проектный
- Знакомство учащихся с идеями проекта.
- Планирование работы.
2 этап – практический
- Выявление проблем ветеранов.
- Оказание помощи.
- Поздравление ветеранов.
3 этап – рефлексивно-обобщающий
Рефлексивный классный час.
Финансирование. Спонсорская помощь родителей.
Смета расходов.
Рефлексия направлена на осознание пройденного пути и может осуществляться не только в конце проекта, но и на любом его этапе. Используется для выявления уровня осознания содержания выполненного. Одним из наиболее эффективных приемов является прием «незаконченное предложение», который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, актуализировать полученные ранее знания и социальный опыт:
- при работе над проектом я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось…
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
Для того, чтобы закончить работу над проектом на положительной ноте, можно воспользоваться одним из вариантов упражнения «Комплимент», в котором учащиеся оценивают творческие работы друг друга. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д. Такой вариант дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Таким образом, результатом реализации программы курса «Мир вокруг меня» должна стать позитивная активность школьников, причём не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а «мы провели, решили, сделали»).
Литература
1. Баранова И.В. и др. Нравственные ценности. Развивающая программа для младших школьников. М., 2010
2. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2010.
3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2009.
4. Курамшина О.Н., Железкина А.М. Школа оптимизма: Внеклассные мероприятия, классные часы: 1-4 классы. М., ВАКО, 2011.
5. Лопатина А., Скрябцова М. Ступени мудрости: 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми младшего и среднего возраста. М., 2011.
Программа внеурочной деятельности:
«Мир вокруг меня»
(социальное проектирование).
1-4 классы
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир вокруг меня» разработана на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №6 г.Сафоново Смоленской области на 2016-2019 учебный год;
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, - утверждал Л.С.Выготский, - есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».
Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. Сюда относятся знания, необходимые человеку для успешной деятельности, знания общекультурного характера, а также набор социально-личностных качеств.
Необходимость создания курса «Мир вокруг меня» связана с ранним обучением жизненно важным навыкам, которые заложат основные знания и навыки безопасного поведения, здорового образа жизни, поспособствуют положительным межличностным отношениям и умению вести ответственность за свои действия, решать проблемы, критически мыслить, справляться с эмоциями и стрессом.
Программой предусмотрена тесная связь внеурочных занятий с обучением младших школьников различным учебным предметам и семейным воспитанием. Программа предполагает привлечение родителей и других членов семей учащихся к проведению праздников, коллективных дел, к подготовке детей к занятиям.
Курс «Мир вокруг меня» представляет систему занятий для детей в возрасте от 7 до 11 лет. Одно занятие в неделю во 1-4 классах.
Режим занятий:
Продолжительность занятий: 1 – 4 классы – 40 минут.
Виды деятельности: игровая, познавательная, творческая, общественно-полезная.
Цель программы: создание условий для социализации личности, становления гражданской идентичности младшего школьника через приобретение ими опыта в практической и социальной деятельности и применение приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Задачи программы:
- Формирование нравственного сознания, чувств, поведения.
- Становление у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих и национальных ценностей.
- Формирование элементов правовой культуры учащихся на основе знакомства с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребёнка.
- Формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни.
- Сохранение психического и физического здоровья, обеспечение эмоционального благополучия детей.
- Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способности к самопознанию, социальных умений.
- Формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов.
- Формирование опыта творческой деятельности и развитие креативности.
- Формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер.
- Формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.
Ключевые педагогические принципы, идеи и подходы
В основу программы курса положены следующие принципы:
- принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учётом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения воспитанника;
- принцип гуманист0ической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребёнка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребёнка;
- принцип социальной адекватности воспитания, что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач;
- принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия.
Программа развивает идеи личностно ориентированного, развивающего образования в начальной школе, системно-деятельного подхода к построению учебно-воспитательного процесса, идей сотрудничества и социальной заботы.
Основные ценности программы: самоопределение, нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; забота о себе и близких; здоровье и безопасность; доброта, внимание к себе и другим людям.
Особенности форм работы
Содержание программы курса реализуется через систему внеурочных занятий с детьми. Первое занятие по каждому разделу является вводным. В нём раскрываются общие понятия, которые затем будут конкретизированы на других занятиях четверти. Последнее занятие темы является обобщающим. Такое занятие проводится, как правило, в игровой форме, но могут быть использованы другие формы: устный журнал, путешествие и др. Целесообразно проводить обобщающее занятие совместно с родителями учащихся в форме детско-родительских праздников.
В 1 – 4 классах занятия проводятся с использованием мультимедийных ресурсов, дидактических материалов.
Внеурочные занятия в 1 – 4 классах включают в себя несколько обязательных компонентов: эмоциональное введение в тему занятия; информационная часть - чтение текстов, рассказ детей, работа над понятиями, рассказ учителя. Обмен информацией в группах, в парах; чтение художественных текстов учителем или детьми, их обсуждение; выполнение коммуникативных заданий.
Дополнительные формы работы по программе: игры, тренинги, экскурсии, праздники. По содержанию они тесно связаны с обязательной частью программы, но при этом связаны с другими направлениями внеурочной деятельности (познавательной, художественно-эстетической, краеведческой и др.)
Особое внимание в программе уделяется элементам исследовательской деятельности. Так в 1 классе детям предлагается выполнить мини-исследования, мини-проекты, связанные с поиском и анализом информации, которую они смогут получить из доступных источников, например, от других людей.
Предполагается также включение учащихся со 2 класса в проектную деятельность, в том числе участие в социальных проектах.
Формы и методы работы
Формы воспитательной работы:
- познавательная беседа;
- этическая беседа;
- профилактическая беседа;
- игры: ролевые, ситуационные;
- упражнения и тренинги;
- экскурсии;
- тестирование
- практическая работа.
Методы воспитания:
- методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, метод примера);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);
- методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
Планируемые результаты освоения программы
Опыт ценностных ориентаций. Личностные универсальные учебные действия.
Бережное, заботливое отношение к себе, к другим людям, к окружающему миру. Здоровье человека. Сознательное отношение к своему здоровью, культура правильного питания,
Бережное отношение к природе. Уважение к государству, его символам, законам, Конституции. Уважение к людям. Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ .
Дружба, взаимопонимание между народами. Уважение к культуре других народов. Умение соблюдать правила добрососедства. Толерантность как терпимость, доброжелательность, принятие человека таким, какой он есть. Уважение к народной мудрости, заключённой в сказках, пословицах, поговорках.
Представление о Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка. Осознание связи прошлого, настоящего и будущего. Бережное отношение к семье. Уважительное отношение к семейным традициям, обычаям. Любовь к родным и близким, умение её выражать. Осознание необходимости выбора будущей профессии, ценности труда. Умение находить радость в окружающем мире, общении с людьми, доставлять радость другим.
Осознание взаимосвязи человека и общества, важности свершения дел на пользу обществу. Стремление к взрослению. Ценность науки, знания. Бережное отношение к книге.
Знание основных моральных норм жизни в обществе. Умение видеть ценность и уникальность понимание чувств других людей. каждого человека. Культура поведения: умение вести себя культурно в школе, в семье, в общественных местах. Умение общаться со знакомыми и незнакомыми людьми. Развитие положительных качеств личности: доброты, отзывчивости, милосердия, бескорыстия, трудолюбия, сдержанности, вежливости, находчивости, целеустремлённости, справедливости, честности и др. Установка на здоровый образ жизни.
Опыт творческой деятельности. Коммуникативные, регулятивные и познавательные универсальные учебные действия.
Умение общаться с учителем, со сверстниками и взрослыми людьми в учебной, игровой, трудовой деятельности; взаимодействовать с одноклассниками в процессе выполнения творческих заданий. Овладение навыками учебного сотрудничества. Умение быть доброжелательными и вежливыми в общении с родственниками, одноклассниками, соседями.
Умение учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. Умение достигать согласия, приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение адекватно использовать речевые средства в ситуациях общения. Умение пользоваться вежливыми словами (слова приветствия, благодарности, приглашения, извинения, прощения и др.) Умение высказывать свою точку зрения и воспринимать точку зрения другого человека, умение достигать согласия, приходить к общему решению в совместной деятельности, умение выполнять правила дружной работы и игры. Умение делать выбор модели поведения в конкретной ситуации.
Создание творческих работ. коллективных и индивидуальных проектов. Участие в творческих общеклассных играх, в народных играх. Сочинение сказок, загадок, рассказов по репродукциям картин, на основе информации, полученной в беседе с родственниками, из справочной литературы. Инсценировка отрывков из сказок, стихотворений. Разыгрывание кукольных спектаклей, ситуаций поведения. Отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов.
Умение пользоваться различными источниками информации, в том числе ресурсами библиотек и Интернетом; составлять развёрнутое сообщение на основе текстового и иллюстративного материала. Умение находить информацию иллюстративный материал в литературных источниках, справочной литературе, пользоваться словарями и энциклопедиями, оформлять результаты поисковой деятельности. Выполнение сравнения анализа, синтеза , классификации, обобщения. Самопознание, самоконтроль и самооценка поведения в конкретной ситуации.
Планируемые результаты
Выделяются три уровня планируемых результатов.
Первый уровень – приобретение младшими школьниками социальных знаний и представлений: о России как Родине, Отечестве, о своей малой родине, о культуре разных стран и народов, о правах человека, о правах ребёнка, о нравственных нормах и правилах культурного поведения в обществе, в школе, в семье.
Второй уровень – получение младшими школьниками опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), первоначальное становление патриотизма и гражданственности, способности к осознанию себя патриотом своей страны.
Третий уровень – получение младшими школьниками опыта культурного поведения, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, опыта социальной заботы о других людях и окружающей действительности, опыта творческой деятельности, становления у детей коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.
Содержание программы
Класс | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
1 | Модуль «Мои обязанности и права» | Модуль «Азбука безопасности» | Модуль «Я и мы» | Модуль «Азбука здоровья» |
2 | Модуль «Мой безопасный дом» | Модуль «Азбука безопасности» | Модуль «Я и мы» | Модуль «Азбука здоровья» |
3 | Модуль «Моя безопасность » | Модуль « Разговор о правильном питании» | Модуль «Мои обязанности и права» | Модуль « Если нужна моя помощь»» |
4 | Модуль «Азбука экономиста» | Модуль « Азбука здоровья» | Модуль «Здоровье и безопасность» | Модуль «Я и мои друзья» |
Календарно - тематическое планирование
1 класс (35 часов)
№ п/п | Тема урока | Кол-во час. | Форма занятия | Дата план | Дата факт | |
1четверть Модуль «Мои права и обязанности»- 7 часов Задача: формирование представлений о поведении в школе, школьном укладе жизни. | ||||||
1. | Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики. | 1 | Беседа | |||
2. | Мои одноклассники. Наши школьные обязанности. | 1 | Занятие | |||
3. | Школьные вещи – наши помощники. | 1 | Ролевая игра | |||
4. | Книги – наши друзья и помощники | 1 | Групповая работа | |||
5. | Мои учителя. | 1 | Беседа | |||
6. | Школьные традиции. | 1 | Деловой практикум | |||
7. | Итоговое занятие «»Мои права и обязанности» | 1 | Тренинг | |||
2 четверть Модуль «Азбука безопасности» - 9 часов Задача: формирование ответственного и безопасного поведения на улице. | ||||||
1. | Азбука безопасного поведения на улице | 1 | Беседа | |||
2. | Умелый пешеход | 1 | Игра | |||
3. | Как рождаются опасные ситуации на дороге. | 1 | Путешествие | |||
4. | Мы пассажиры. | 1 | Заочная экскурсия | |||
5. | Островок безопасности | 1 | Игра «Марафон» | |||
6. | Машины и пешеходы | 1 | Викторина | |||
7. | Как разговаривает улица | 1 | Групповая работа | |||
8. | Что значит быть ответственным? | 1 | Диспут | |||
9. | Знай правила движения как таблицу умножения. | 1 | Брейн-ринг | |||
3 четверть Модуль «Я и мы» - 11 часов Задача: Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств. | ||||||
1. 2. | Азбука эмоций. | 2 | Беседа. Групповая работа. | |||
3. | Правила жизни. | 1 | Дискуссия | |||
4. | Город вежливости. | 1. | Ролевая игра | |||
5. | Будь человеком. | 1 | Читательская конференция. | |||
6. | Что такое чувства? | 1 | Игры-шутки | |||
7. | Этюды на распознавание жестов и мимических средств выражения эмоционального состояния. | 1 | Диалог | |||
8. | Час нравственного разговора «Что такое хорошо» | 1 | Беседа | |||
9. | Давайте говорить друг другу комплименты | 1 | Утренник-игра | |||
10. | Этюды для моделирования положительных черт характера. | 1 | Практикум | |||
11. | Самооценка и взаимооценка, как способ познать себя и других | 1 | Тестирование | |||
4 четверть Модуль «Азбука здоровья» - 7 часов Задача: формирование представлений о своем физическом " | ||||||
1. | Азбука здоровья. | 1 | Беседа | |||
2 | Твой организм. | 1 | Урок-познание | |||
3. | Режиму дня – мы друзья. | 1 | Ролевая игра | |||
4. | Откуда берутся грязнули? | 1 | Групповая работа | |||
5. | Как и чем мы питаемся? | 1 | Урок-путешествие | |||
6. | Играй! | 1 | Подвижные игры | |||
7. | Журнал здоровья | 1 | Живой журнал о здоровье |
Календарно - тематическое планирование
2 класс (36 часов)
№ п/п | Тема урока | Кол-во час. | Форма занятия | Дата план | Дата факт | |
1четверть Модуль «Мой безопасный дом»- 7 часов Задача: формирование навыков самозащиты, избегания ситуаций риска | ||||||
1. | Наши помощники и враги | 1 | Беседа | |||
2. | Огонь – друг и враг человека | 1 | Занятие | |||
3. | Упражнения и игры на развитие быстроты принятия решений | 1 | Ролевая игра | |||
4. | Экстренные вызовы. Общие правила. | 1 | Групповая работа | |||
5. | Как не стать жертвой преступления? | 1 | Беседа | |||
6. | Как принять правильное решение? | 1 | Деловой практикум | |||
7. | Итоговое занятие «»Мой безопасный дом» | 1 | Тренинг | |||
2 четверть Модуль «Азбука безопасности» - 9 часов Задача: формирование ответственного и безопасного поведения на улице. | ||||||
1. | Азбука безопасного поведения на улице | 1 | Беседа | |||
2. | Умелый пешеход | 1 | Игра | |||
3. | Как рождаются опасные ситуации на дороге. | 1 | Путешествие | |||
4. | Мы пассажиры. | 1 | Заочная экскурсия | |||
5. | Островок безопасности | 1 | Игра «Марафон» | |||
6. | Машины и пешеходы | 1 | Викторина | |||
7. | Как разговаривает улица | 1 | Групповая работа | |||
8. | Что значит быть ответственным? | 1 | Диспут | |||
9. | Знай правила движения как таблицу умножения. | 1 | Брейн-ринг | |||
3 четверть Модуль «Я и мы» - 11 ч Задача: Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств. | ||||||
1. 2. | Азбука эмоций. | 2 | Беседа. Групповая работа. | |||
3. | Правила жизни. | 1 | Дискуссия | |||
4. | Город вежливости. | 1. | Ролевая игра | |||
5. | Будь человеком. | 1 | Читательская конференция. | |||
6. | Что такое чувства? | 1 | Игры-шутки | |||
7. | Этюды на распознавание жестов и мимических средств выражения эмоционального состояния. | 1 | Диалог | |||
8. | Час нравственного разговора «Что такое хорошо» | 1 | Беседа | |||
9. | Давайте говорить друг другу комплименты | 1 | Утренник-игра | |||
10. | Этюды для моделирования положительных черт характера. | 1 | Практикум | |||
11. | Самооценка и взаимооценка, как способ познать себя и других | 1 | Тестирование | |||
4 четверть Модуль «Азбука здоровья» - 7 часов Задача: формирование представлений о своем физическом " | ||||||
1. | Азбука здоровья. | 1 | Беседа | |||
2 | Твой организм. | 1 | Урок-познание | |||
3. | Режиму дня – мы друзья. | 1 | Ролевая игра | |||
4. | Откуда берутся грязнули? | 1 | Групповая работа | |||
5. | Как и чем мы питаемся? | 1 | Урок-путешествие | |||
6. | Играй! | 1 | Подвижные игры | |||
7. | Журнал здоровья | 1 | Живой журнал о здоровье |
3 класс
Календарно-тематическое планирование
(36 часов)
№п/п | Тема занятия | Кол. час. | Форма занятия | Дата план | Дата факт | |
1четверть Модуль «Моя безопасность» - 8 часов Задача: формирование навыков самозащиты, избегания ситуаций риска | ||||||
1. | Наши помощники и враги | 1 | Беседа | |||
2. | Огонь – друг и враг человека. Упражнения и игры на развитие быстроты принятия решения | 1 | Занятие-открытие | |||
3. | Юный друг природы | 1 | Природоохранная акция | |||
4. | Экстренные вызовы. Общие правила. | 1 | Групповая работа | |||
5. | Как не стать жертвой преступления? | 1 | Беседа | |||
6. | Как принять правильное решение? | 1 | Практикум | |||
7. | Итоговое занятие «Мой безопасный дом» | 1 | Игра -тренинг | |||
8. | Азбука безопасного поведения на улице | 1 | Беседа | |||
2 четверть Модуль «Разговор о правильном питании» - 8 часов (Занятия по тетради «Две недели в лагере здоровья») Задача: формирование у обучающихся навыков культуры питания, здорового образа жизни | ||||||
1. | Разговор о правильном питании. Из чего состоит наша пища. | 1 | Групповая дискуссия. | |||
2. | Здоровье в порядке - спасибо зарядке. | 1 | Исследование | |||
3. | Закаляйся, если хочешь быть здоров | 1 | Ролевая игра. | |||
4. | Как правильно питаться, если занимаешься спортом | 1 | Диспут. | |||
5. | Где и как готовят пищу | 1 | Экскурсия | |||
6. | Блюда из зерна | 1 | Заочная экскурсия | |||
7. | Молоко и молочные продукт | 1 | Комплексное занятие Комплексное занятие | |||
8. | Вода и другие полезные напитки | 1 | Групповая дискуссия. | |||
3 четверть Всего 12 часов Модуль «Мои обязанности и права» - 6 часов Задача: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самопознания. | ||||||
1. | Я – ребёнок, я – человек. Я – гражданин России. | 1 | Круглый стол | |||
2. | Я и мои права. | 1 | КВН | |||
3. | Сказка ложь, да в ней намёк. Выборы в Лесную думу. | 1 | Правовая игра | |||
4. | Герои книг имеют право. | 1 | Конкурс | |||
5. | Ответственность в семье и обществе | 1 | Деловая игра. | |||
6. | Как надо относиться к природе и животным. | 1 | Природоохранная акция | |||
Модуль « Продолжаем разговор о правильном питании» - 6 часов (Занятия по тетради «Две недели в лагере здоровья») Задача: формирование у обучающихся навыков культуры питания, здорового образа жизни | ||||||
7. | Что и как можно приготовить из рыбы | 1 | Комплексное занятие | |||
8. | Дары моря. | 1 | Игра - путешествие | |||
9. | Кулинарное путешествие по России | 1 | Праздник | |||
10. | Спортивное путешествие по России | 1 | Спортивный праздник | |||
11-12. | Олимпиада здоровья | 2 | Олимпиада | |||
4 четверть Модуль « Если нужна моя помощь» - 8 часов Задача: формирование знаний, умений и навыков в оказании первой помощи. | ||||||
1. | В стране здоровья. | 1 | Мини-проект | |||
2. | Если из раны идёт кровь. Первая помощь при порезах, ссадинах, ушибах. | 1 | Практикум. | |||
3. | Первая помощь при укусах. | 1 | Практикум. | |||
4. | Первая помощь при термических ожогах. | 1 | Практикум. | |||
5. | Средства индивидуальной защиты. | 1 | Деловая игра. | |||
6. | Первая помощь в различных ситуациях. | 1 | Беседа. Ролевая игра. | |||
7. | Что можно есть в походе | 1 | Комплексное занятие | |||
8. | Заключительное занятие «Подари улыбку миру» | 1 | Праздник |
Тематическое планирование, 4 класс
36 часов
№п/п | Тема урока | Кол. час. | Форма занятия | Дата План | Дата факт |
1 четверть Модуль «Азбука экономиста» - 8 часов Задача: формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов. | |||||
1. | Что такое экономика? | 1 | Беседа | ||
2. | Что значить экономить? | 1 | Практикум (решение задач) | ||
3. | Без чего человеку не обойтись? | 1 | Дискуссия. | ||
4. | Магазин. | 1 | Ролевая игра. | ||
5 | Потребность в образовании. | 1 | Дискуссия. | ||
6. | Бюджет: доходы и расходы семьи. | 1 | Групповая работа. | ||
7. | Может ли человек обеспечить себя сам? | 1 | Дискуссия. | ||
8 | Экономическое поле чудес. | 1 | Звёздный час. | ||
2 четверть Модуль «Азбука здоровья» - 8 часов Задача: формирование знаний, умений и навыков в профилактике инфекционных заболеваний. | |||||
1. | Понятие об инфекционных заболеваниях | 1 | Беседа | ||
2. | Коварный грипп. | 1 | Беседа. | ||
3. | Чем опасна корь? | 1 | Беседа. | ||
4. | Кишечные инфекционные заболевания. | 1 | Рассказ. | ||
5. | Полезные привычки воспитывай с детства. | 1 | Практикум. | ||
6. | Чистота и здоровье | 1 | Викторина | ||
7. | «Наше здоровье» | 1 | КВН | ||
8. | |||||
3 четверть Модуль «Здоровье и безопасность» - 11 часов Задача: формирование ответственного и безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. | |||||
1. | Что такое чрезвычайная ситуация? | 1 | Беседа. | ||
2. | Стихийные бедствия. | 1 | Рассказ с элементами видеопоказа. | ||
3-4. | Снежные опасности. | 2 | Групповая работа. | ||
5. | Чрезвычайные ситуации природного характера. | 1 | Беседа. Просмотр видеофильма. | ||
6. | Правила поведения и эвакуации при ЧС. | 1 | Сюжетная игра. | ||
7. | Аварии на транспорте. | 1 | Беседа. | ||
8. | Пожары и средства пожаротушения. | 1 | Ролевая игра. | ||
9. | Город как источник опасности. | 1 | Путешествие. | ||
10. | Я учусь думать и действовать. | 1 | Тренинг | ||
11. | Что значит быть в ответе за себя и за других» | 1 | Диспут | ||
4 четверть Цикл «Я и мои друзья»- 8 часов Задача: формирование у младших школьников ценностной ориентации, способности формулировать нравственные суждения | |||||
1. | Я творю свою жизнь | 1 | Диспут. | ||
2. | А ты вежлив? | 1 | Диалог. | ||
3. | «В стране хорошего тона» | 1 | Путешествие. | ||
4. | Добро и зло. | 1 | Ролевая игра. | ||
5. | «Дело в шляпе, или ещё раз о дружбе» | 1 | Игровая программа. | ||
6. | Воспитание и воспитанность | 1 | Круглый стол. | ||
7. | Мир человеческих отношений. | 1 | Ролевая игра. | ||
8. | Я творю свою жизнь. | 1 | Диспут. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ к учебному предмету «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ» Учителя начальных классов Осиповой Ольги Александровны
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверс...
Рабочая программа УМК "Планета знаний" русский язык . МБОУ лицей №6 имени ак. Г.Н. Флерова. Учитель начальных классов Савельева Елизавета Александровна.
Рабочая программа УМК "Планета знаний" русский язык (расширенный уровень) . МБОУ лицей №6 имени ак. Г.Н. Флерова. Учитель начальных классов Савельева Елизавета Александровна....
Программа по самообразованию учителя начальных классов Бурченковой Любови Александровны
Программа по самообразованию помогает учителю распланировать и организовать свою работу....
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся учителя начальных классов Бурченковой Любови Александровны
Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логичес...
Работа учителя начальных классов Бражниковой Людмилы Александровны МБОУ СОШ № 16 им. И. П. Федорова Выступление для учителей начальных классов.
Выступление содержит материал из опыта работы по подготовке учащихся к ВПР в 4 классе....
Отзыв о системе работы учителя начальных классов, Виноградовой Любови Александровны МОУ ИРМО «Мамоновской СОШ»
Виноградова Любовь Александровна начала педагогическую деятельность в МОУ ИРМО «Мамоновской СОШ» в 2012 году. Она зарекомендовала себя хорошим педагогом, ...