Методические аспекты воспитания и обучения детей с ОДА, РАС, ЭВС, нарушением интеллекта
консультация

Алина Андреевна Клюева

Методические  аспекты воспитания и обучения детей с  ОДА, РАС, ЭВС, нарушением интеллекта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Клюева Алина Андреевна Методические  аспекты воспитания и обучения детей с нарушениями зрения

Методы воспитания и обучения детей с нарушениями зрения имеют свою специфику. В тифлопедагогике используются как общие методы обучения, так и специальные, направленные на коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей. Необходимость применения общих и специальных методов определяется характером и спецификой познавательной деятельности детей. 1)Словесные методы обучения являются основными. К числу наиболее распространённых словесных методов обучения и получения информации относятся: беседа, рассказ педагога, чтение детей и взрослых, рассказывание, объяснение педагога.

Беседа – важное средство развития диалогической речи детей с нарушением зрения. Беседы проводятся в связи с разными видами работы: составлением рассказов по картинкам, обсуждением событий из жизни детей, чтением и др. Беседа также проводится в связи с играми, рисованием, организацией экскурсий, наблюдений. Целью проведения обобщающих бесед является систематизация знаний, их дальнейшее углубление

Традиционная беседа построена так, что педагог задаёт вопросы, а дети отвечают. Постепенно от детей требуются самостоятельные ответы, распространённость которых зависит от этапа обучения детей. Рассказ педагога предваряет чтение новых текстов, составление описания картины, сюжетное рисование и др. виды работы.

Как метод обучения чтение используется в тесной связи с наглядными и практическими методами.

Особенное важное место в воспитании и обучении детей с нарушениями зрения занимают 2)наглядные методы. Эти методы способствуют обогащению сенсорного опыта путём развития приёмов и способов восприятия, развития наблюдательности, формирования образов памяти. К числу наглядных методов обучения относятся наблюдения окружающих предметов и явлений, восприятие материализованных средств наглядности (натуральные предметы, макеты, муляжи, модели и т. п.).

http://krasaru.ru/uploads/posts/2010-04/1270513518_plohoe-zrenie-1.jpg

 Я считаю, что одним из основных методов воспитания и обучения детей с нарушениями зрения является наблюдение. 3)Метод наблюдений используется во всех формах воспитательной и образовательной работы с детьми: в повседневной жизни, на прогулках и экскурсиях, на занятиях, в играх, рисовании и других видах деятельности. В процессе наблюдений формируются основные представления и знания детей с нарушениями зрения об окружающем мире. Как правило проведение наблюдений с детьми раннего и дошкольного возраста связано с другими методами и приёмами: практически связанными с чувственным познанием предметов и их свойств в разных видах детской деятельности (ощупывание, обведение, восприятие вкуса, запаха и др. свойств), и словесными, так как наблюдения сопровождаются речевым общением педагога с детьми.

 Я считаю, что нужно учитывать тот факт, что дети с нарушением зрения воспринимают изображение в цветовом исполнении лучше, чем чёрно-белые, силуэтные и контурные. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создаёт у детей положительный эмоциональный настрой.

http://www.gazetaeao.ru/media/k2/items/src/136489d8a88cc29f581d6ee12a4b9773.jpg

Все эти методы по моему мнению облегчают жизнь таким деткам, увеличивают шансы на улучшение зрения, стимулируют зрительную реакцию, активизируют зрительные функции, создают у детей положительный эмоциональный настрой на дальнейшую работу, с помощью методов характеризуются основные знания об окружающем мире;

Клюева Алина Андреевна Методические аспекты воспитания и обучения детей с нарушениями ОДА.

Основной целью воспитательной и педагогической работы при нарушениях опорно-двигательного аппарата является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение максимально полной и социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду.

При нарушениях ОДА важно развитие скоординированной системы межанализаторных связей, опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора. 

Родители - важнейшие участники педагогической работы, организуемой с ребенком. Они отрабатывают, закрепляют навыки и умения у детей, сформированные специалистами. Это ускоряет процесс восстановления нарушенных функций.

Воспитательно-педагогическая работа реализуется в несколько этапов. Каждый этап имеет свои направления в работе. Среди основных этапов следует выделить:

- развитие игровой деятельности;

- развитие речевого общения с окружающими.

- развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического);

- формирование математических представлений;

- развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;

Я считаю что детям с нарушениями ОДА необходимо: Обеспечить максимально возможную для данного ребенка самостоятельность в бытовом и санитарно – гигиеническом обслуживании себя; Выработать положительное отношение к посильным видам труда, готовность к помощи в хозяйственно – бытовом труде в семье или специальном учреждении умение выполнять несложные виды этого труда;

Я считаю, что соответствующая трудовая подготовка умственно и физически отсталых детей должна дать возможность этим детям после окончания обучения в некоторой степени материально обеспечивать себя, жить в коллективе, по возможности

оциально адаптироваться в обществе.

Обязательно с ребенком нужно заниматься по наглядным пособиям, развивать все деятельности ребенка начиная с умственного заканчивая трудовым обучением;

Так же с ребенком нужно работать по методам наблюдения для того чтобы расширять его кругозор;

Словесными методами:

Метод рассказа  по картинке или по фильму, разговор с учителем(диалог), методом беседы.

Занятия ЛФК со специалистом и продолжать родителям дома.

 Нужна полная Лечебно-коррекционная работа.

Занятия на специальных тренажерах по назначенному курсу врача.

Клюева Алина Андреевна

Методические аспекты обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра

Наглядные средства – схемы, четкие плакаты, инструкции, и в особенности расписания позволяют ребенку с  РАС  лучше адаптироваться в окружающем пространстве, лучше ориентироваться как в помещении, так и в процессе учебной деятельности.

У ребенка с расстройством аутистического спектра с трудом формируется структура времени.

Именно для этой цели  служит создание расписания, которое должно иметь определённую последовательность и повторяемость. Тогда  картина мира в сознании ребёнка становится более упорядоченной, предсказуемой.

Учителю важно помнить, что весь учебный материал должен подкрепляться визуальным рядом, а так же выполнением практических заданий. Для обучения детей с расстройствами аутистического спектра очень хорошо подходит китайский принцип: «я слышу, и я забываю, я вижу, и я запоминаю, я делаю, и я понимаю».    

Применение наглядности и оправдано при преподнесении любого учебного материала.

  • используйте наглядное подкрепление при изучении новых слов и понятий;
  • сопровождайте тексты фотографиями и иллюстрациями;
  • используйте презентации при подаче знаний об окружающем;
  • соединяйте абстрактные понятия с образами и символами;
  • ребенку необходимо наглядно показывать, как одно понятие связано с другим.

Учеников с расстройством аутистического спектра необходимо специально обучать правилам социального поведения.

Я считаю, что Необходимо избегать перегрузок в учебе и общении у детей с нарушениями РАС, нужно развивать моторику рук с помощью массажа, тренажеров для письма, нужно развивать речь, нельзя кричать на детей они от этого еще больше начинают агрессировать, к каждому ребенку необходимо найти общий подход, больше заниматься с ребенком индивидуально, читать, писать, учить моральным и этническим нормам.

 Виды методов обучения у детей с РАС:

Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины

Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ). Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии;

Беседа. По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы .

Клюева Алина Андреевна Методические аспекты обучения и воспитания детей с ЭВС. При нарушении у ребенка эмоционально-волевой сферы наблюдается:

чрезмерная агрессивность или пассивность, плаксивость, «застревание» на определённой эмоции.

методы сказкотерапии и куклотерапии позволяют коррегировать нарушение ЭВС.. Их основным принципом является идентификация ребёнка с персонажем сказки или его любимой игрушкой в процессе игры. Ребёнок проецирует свою проблему на главного героя, игрушку и, в процессе игры, по сюжету разрешает их.

данной категории детей будут полезны любые релаксационные упражнения, чтобы избавиться от агрессии. Задача взрослого научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами, ролевая игра может стать выходом из агрессивного состояния. 

К основным методам ПК эмоциональных нарушений относятся методы, которые являются базисными в психодинамическом и поведенческом направлениях.

 Сюда входят:

игротерапия(способствует развитию самовыражения ребенка;

снимает имеющийся у ребенка эмоциональный дискомфорт;

формирует саморегулирующие процессы.)

арт-терапия( в коррекции страхов у детей, с помощью рисунков )

психоанализ(Развить чувство внутреннего контроля. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах)

поведенческий тренинг ( развивает правильное поведение, релаксации, убирает агрессии)

Я считаю, что детям с нарушениями эмоционально волевой сферы, необходимо прежде всего забота родителей, нужно при агрессивной реакции на что-то приласкать ребенка, обнять, чтобы он почувствовал что его ценят и любят, обязательно нужны релаксационные упражнения под музыку , но нужно следить за тем чтобы ребенок не раздражался от музыки, так же с ребенком нужно заниматься  различными методами обучения, такими как: беседа, разговор на тему просмотренного фильма или картины, занятия должны проходить в спокойной атмосфере, доброжелательной к ребенку.

При ознакомлении с окружающим миром нужно использовать дидактические , наглядные материалы, муляжи, так же с помощью наблюдения ребенок познает окружающий мир, замечает происходящие изменения, устанавливает причины изменения. Я считаю, что нарушения эмоционально                                               волевой сферы можно коррегировать если следовать точной инструкции специалистов, но без родительской помощи ничего не получится, т.к только мама и папа могут успокоить своего ребенка и мотивировать его к

учебе. 

Клюева Алина Андреевна

Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта

Игра и ее новое средство - компьютерная программа 

а) Развивающие игры для младших школьников:

простые текстовые редакторы для ввода, редактирования, хранения и печати текста; «музыкальные редакторы»

б) Обучающие игры:

 в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач.

в) Игры-эксперименты:

цель игры и правила игры не заданы явно - скрыты в сюжете игры или способе управления ею

г) Игры-забавы:

Оригинальные компьютерные игры для учащихся с ограниченными возможностями

«Ромашка» - игра для отработки навыка устного счета;

«Словарные слова» - игра для закрепления правописания словарных слов и пополнения словарного запаса;

«Правильный ответ» - игра для тестирования по различным предметам, где перечень ответов представлен в текстовом виде;

«Подпиши конверт» - игра для отработки навыка заполнения деловых бумаг;

Я считаю, что в обучении и воспитании детей с нарушениями интеллекта очень важен подражательный момент, Через целенаправленно организованное подражание действиям взрослого дети овладевают окружающим их предметным миром. нужно обязательно создать оптимальные  условия для обучения каждого ученика.

При переходе к работе по речевой инструкции для детей важно усвоить «ключевые слова», которыми определяется выбор объекта или направление действий с ним, а также понимание указательных жестов и мобилизация прошлого опыта ребенка.

Взаимодействуют три основные формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Они образуют тот единый процесс познания реального мира, в котором в различные моменты может преобладать то одна, то другая форма мышления.

Система формирования дочисловых количественных представленийосновывается на формировании четкого взаимодействия всех анализаторов: зрительного, слухового, тактильного, речедвигательного и речеслухового, развитии восприятия и сенсорных действий. 

процесс обучения дошкольников с нарушением интеллекта решению арифметических задачтакже рассматривается как сложная мыслительная деятельность, в которой умственные действия формируются на основе интериоризации внешних предметных действий. При этом возникающие внутренние мыслительные процессы являются производными от внешней предметной деятельности.

Третий этап обучения посвящен составлению арифметических задач по предметам, объемным и плоскостным моделям, последовательным и симультанным картинкам. 

этап формирования ориентировочных основ изобразительной деятельности;

Развитие речи и формирование коммуникативных способностейу детей происходит во всех видах детской деятельности, в повседневной жизни в процессе общения с членами семьи, а также на специальных занятиях по развитию речи.

Дети с нарушением интеллекта очень способные если с ними правильно заниматься, и не бросать обучение на пол пути.