"Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в России"
статья

итоговая аттестационная работа по программе повышения квалификации "Инклюзивное  интегрированное образование детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ФГОС ДО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diplom.docx58.11 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая аттестационная работа по программе повышения квалификации

«Инклюзивное и интегрированное образование детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО»

Тема:

«Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в России»

                

Выполнила Слушатель

ФИО: Андрюшина

Людмила Михайловна

____________________        

            (подпись)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………...

3

1. Термин и понятие « Инклюзивное образование»………………………………………

3

2. Ситуация с инклюзивным образованием в России……………………………………..

4

3. Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования……...

7

4.Другие варианты обучения детей-инвалидов……………………………………………

10

5. Медицинский подход к инвалидности…………………………………………………..

11

5.1 Социальная модель инвалидности……………………………………………………..

11

5.2  Деятельность ДОУ в аспекте инклюзивного образования…………………………..

13

Заключение…………………………………………………………………………………..

16

Литература……………………………………………………………………………………

17

«Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами… Это люди, которым судьба послала сложные испытания… Только сочувствия мало, надо развивать возможности»

(Л.И. Швецова)

Введение

        Введение в человеческое сообщество детей с отклонениями - является основной задачей всей системы коррекционной помощи. Социальная интеграция понимается, как конечная цель специального инклюзивного обучения, направленного на включение индивидуума в жизнь общества. Образовательная же интеграция, являясь частью интеграции социальной, рассматривается, как процесс воспитания и обучения особых детей совместно с обычными.

           Интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения — это закономерный этап развития системы специального инклюзивного образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Такой подход к образованию неординарных детей вызван к жизни причинами различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ достигших определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства.

          Этап этот связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в  разных областях жизни, включая образование.

           По данным опроса ЮНЕСКО (1989 г.), установлено, что 3/4 стран (43 из 58 опрошенных) признают необходимость развития интегрированного обучения детей с особыми потребностями. Изучение проблем интеграции отнесено к приоритетным направлениям научных исследований в более чем половине всех стран, участвовавших в опросе.

Глава 1. Термин и понятие « Инклюзивное образование».

          Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями [3].

        Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями)

          В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями [1].

Восемь принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;  
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  4. Все люди нуждаются друг в друге;
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

        Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

                Глава 2.  инклюзивное образование в России: задачи, проблемы и перспективы

        Интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения — это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Такой подход к образованию неординарных детей вызван к жизни причинами различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ достигших определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства.

        Этап этот связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование.

        Интеграция — не новая для Российской Федерации проблема.  В массовых детских садах и школах России находится много детей с отклонениями в развитии. Эта категория детей крайне разнородна и «интегрирована» в среду нормально развивающихся сверстников по разным причинам [9].

   Интеграционные процессы приобрели признаки устойчивой тенденции в России в начале 90-х годов. Это связано с начавшимися в стране реформами политических институтов, с демократическими преобразованиями в обществе, с наметившимся в общественном сознании поворотом к признанию самоценности личности, ее гарантированного права на свободу выбора и самореализацию.

        Знакомство с зарубежными версиями интеграции, пришедшей на Запад 20 лет назад, сразу позволило увидеть ряд притягательных черт такого подхода к образованию детей с психофизическими нарушениями. Интеграция привлекла, прежде всего, родителей, имеющих проблемных детей, и именно они стали активно инициировать в начале 90—х гг. попытки обучения свои детей (с самыми различными отклонениями в развитии) в массовых детских садах и школах.

        Так в Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).

        Процесс интеграции в России имеют свои исторически и культурно обусловленные истоки, а потому нам не уйти от необходимости создания отечественной модели организации интегрированного обучения. Вобрав в себя критически осмысленный зарубежный опыт и экспериментальные данные отечественных исследований, мы должны развивать интеграцию, учитывая экономическое состояние, социальные процессы, степень зрелости демократических институтов, культурные и педагогические традиции, уровень нравственного развития общества, отношение к детям-инвалидам, закрепившееся в общественном сознании и т.д. Вместе с тем надо иметь в виду, что «российский фактор» — это не только тяжелые экономические или особые социокультурные условия, но и не имеющие западных аналогов научные разработки в дефектологии, в сущности логически связанные с проблемой интеграции. Речь идет, например, о уже существующих комплексных программах ранней (с первых месяцев жизни) психолого-педагогической коррекции, позволяющей вывести многих «проблемных» детей на такой уровень психофизического развития, который дает им возможность максимально рано влиться в нормальную общеобразовательную среду. Интеграция через раннюю коррекцию может стать первой, самой главной, ведущей идеей российской версии.

        В России препятствиями к интеграции выступают спад в экономике и нехватка финансовых средств; инертность государственных учреждений, заинтересованность администрации этих учреждений в сохранении сложившегося положения, унаследованный от прежних времен медикалистский подход к классификации особых потребностей, общая и профессиональная интолерантность [6, 4].

        Проблемы внедрения инклюзивного образования в России

        Число детей, официально получающих пособия по инвалидности, в стране резко возросло (1,3 от общего числа детей).

        Специальное образование, охватывающее учащихся с особыми потребностями - инвалидов, испытывает серьезные потрясения ввиду сокращения финансирования и структурных преобразований.

        Внедрение инклюзивного образования сталкивается не  только с трудностями организации так называемой "безбарьерной среды" (пандусов, одноэтажного дизайна школы, введения в штаты сурдопереводчиков, переоборудования мест общего пользования и т.п.), но и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования.

        Особую актуальность сегодня приобретают исследования общественного мнения о проблемах доступности высшего образования и способах их решения. Исследователи ставят задачу выяснить, каковы представления школьников, студентов, их родителей, учителей, работодателей, руководителей и преподавателей государственных и негосударственных вузов, работников государственных и негосударственных служб по трудоустройству о различиях в качестве высшего образования (в том числе бакалавриата, магистратуры, аспирантуры в государственных и негосударственных вузах) и в возможностях получения разного по качеству образования.

        Очевидно, что большинство школ и вузов не готовы к встрече с абитуриентами-инвалидами: нет ни обустроенной среды, ни специальных программ, рассчитанных на такое обучение. Ведь равные возможности образования совсем не исключают, а, наоборот, предполагают создание специальной образовательной среды для инвалидов (персональный наставник-помощник, специальные лифты и транспортеры во всех учебных учреждениях, специализированные клавиатуры для людей с нарушениями зрения или ограниченными возможностями физического здоровья). Лишь в некоторых вузах существуют центры по обучению студентов-инвалидов.

        Переход к инклюзивному образованию в отечественном контексте в принципе уже был предопределен тем, что Россия ратифицировала Конвенции ООН в области прав детей, прав инвалидов: Декларация прав ребенка (1959); Декларация о правах умственно-отсталых (1971); Декларация о правах инвалидов (1975); Конвенция о правах ребенка (1975). Но чтобы Россия стала цивилизованной страной с цивилизованным образованием, нужно не только принять закон о специальном образовании, или об образовании лиц с ограниченными возможностями, но и иметь благоприятное общественное мнение по данному вопросу, а также создать институциальные условия для реализации прав инвалидов. Система образования в современной России переживает глубокие изменения, различные учебные заведения трансформируются в результате правительственных реформ и под влиянием рыночной экономики. При этом на повестку дня выходят ценности социального включения, интеграции, хотя общественное мнение по этому вопросу далеко не однородно.

        С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные конференции (1995, 1998). 31 января 2001 года участники Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая была направлена в органы управления образования субъектов РФ Министерством образования РФ 16 апреля 2001 года. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья». Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ [18].

        Сегодня существуют различные формы содействия в получении высшего образования для различных социально-уязвимых групп населения: законодательное регулирование условий получения высшего образования, финансовая поддержка, информационное обеспечение, социальная реабилитация, позитивная дискриминация. Все эти формы находятся на разной ступени своего развития и обладают различной степенью эффективности. Законопроектом РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», который с 1996 года ждет своего принятия Президентом Российской Федерации, устанавливается возможность обучения детей-инвалидов в массовой школе, а в Докладе Государственного Совета РФ «Образовательная политика России на современном этапе» (2001) говорится уже о приоритете интегрированного (инклюзивного) образования детей-инвалидов: «Дети, имеющие проблемы со здоровьем (инвалиды), должны обеспечиваться государством медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства и только в исключительных случаях - в специальных школах-интернатах». Специальное образование, охватывающее учащихся с особыми потребностями, инвалидов, испытывает серьезные потрясения ввиду сокращения финансирования и структурных преобразований. Социальная роль таких учреждений, как школы-интернаты для детей с нарушениями развития, подвергается переоценке.

        По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 – 2009 гг. модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов Федерации: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях.

        Необходимо отметить, что в последнее время происходит сокращение обучающихся, воспитанников в школах – интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья. На начало 2005 г. их было 174 тысячи.

        Таким образом, за последнее десятилетие в системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья обозначились следующие тенденции, связанные как с внешними, так и с внутренними факторами влияния:

  1. Общий рост количества детей с отклонениями в развитии;
  2. Увеличение общего количества образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья;
  3. Сокращение контингента обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях;
  4. Незначительный рост доли обучающихся по интегрированной форме;
  5. Увеличение количества обучающихся в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школ для детей с нарушениями физического и умственного развития, с одновременным сокращением классов для детей с ЗПР.

Глава 3. Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования

        На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

        Закон Российской Федерации "Об образовании" закрепил в качестве принципа государственной политики "адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников" (п. З ст. 2 Закона).

        В этих же целях Закон установил государственные гарантии прав граждан с отклонением в развитии (с ограниченными возможностями здоровья) в области образования, закрепив в качестве основной гарантии обязанность государства создавать "гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов" (п. 6 ст.5 Закона).

        В соответствии с Законодательством дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование в общих классах и группах системы общего образования, по индивидуальной программе на дому, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. В России уже многие годы существует система специальных (коррекционных) образовательных учреждений. На сегодняшний день, действуют учреждения VIII видов. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для обучения детей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелым нарушением речи, эмоционально-волевой сферы и поведения и с умственной отсталостью.

        В соответствии с Законом РФ об образовании детям инвалидам, инвалидам I и II группы предоставляется льгота при приеме в средние специальные и высшие учебные заведения.

        В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов».

Руководящие принципы Конвенции. Есть восемь руководящих принципов, которые лежат в основе Конвенции и каждого из ее конкретных статей:

  1. Уважение достоинства, присущего человеческой личности, личная самостоятельность, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости лиц
  2. Недопущение дискриминации
  3. Полная и эффективная интеграция в общество
  4. Уважение различий и принятие инвалидов как части человеческого многообразия и гуманности
  5. Равенство возможностей
  6. Уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность
  7. Главная задача конвенции заключается в том, чтобы детально разработать права инвалидов и выработать пути их реализации.

        Цель настоящей Конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства. К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими (статья 1) [2].

        Страны, которые присоединились к Конвенции, должны сами заниматься разработкой и осуществлением политики, законов и административных мер для обеспечения прав, закрепленных в Конвенции и отмены законов, постановлений, обычаев, являющихся дискриминационными (статья 4).

        Страны должны признать, что все люди равны перед законом, в целях запрещения дискриминации по признаку инвалидности и гарантируют равную правовую защиту (статья 5).

        Дети-инвалиды должны иметь равные права, не должны быть разлучены со своими родителями против их воли, за исключением случаев, когда органы социальной защиты установят, что это отвечает наилучшим интересам ребенка, и ни в коем случае не должны быть отделены от своих родителей, на основании инвалидности ребенка или родителей (статья 23).

        Отвечая на фундаментальный вопрос о доступности физической среды (статья 9), Конвенция требует от стран мероприятий по выявлению и устранению препятствий и барьеров, а также обеспечить, чтобы лица с ограниченными возможностями могли получить доступ к транспорту, общественным помещениям и услугам, а также информационным и коммуникационным технологиям.

        Государства должны способствовать обеспечению равного доступа к начальному и среднему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни.  Образование должно осуществляться с применением соответствующих материалов, методов и форм общения.  Учащиеся, нуждающиеся в мерах поддержки и ученики со слепотой, глухотой и глухонемотой должны получать образование в наиболее подходящих формах общения с учителями, которые свободно владеют сурдопереводом и шрифтом Брайля.  Образование инвалидов должно способствовать их участию в жизни общества, сохранению их чувства достоинства и самоуважения и развитие их личности, способностей и творчества (статья 24).

        Комитет по правам инвалидов, в состав которой входят независимые эксперты, будет получать периодические доклады государств-участников о прогрессе, достигнутом в осуществлении Конвенции (статья 34 до 39).

        Ратификацию конвенции «О правах инвалидов» планируется провести до конца 2009 года.

        Мосгордума планирует до конца 2009 года принять законопроект «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в Москве», несмотря на отсутствие аналогичного федерального закона.

        В ближайшее время Мосгордума рассмотрит в первом чтении законопроект «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в Москве».

        Согласно проекту закона, число детей-инвалидов в инклюзивной школе будет ограничено – не более 10% на всю школу и не более трех человек – в одном классе (10% – это показатель, рекомендованный психологами). Прием детей-инвалидов в общеобразовательную школу должен быть на основе заключения медико-психологической и педагогической комиссии, то есть должно быть обязательно прописано, что он может учиться в общеобразовательной школе.

        Власти Москвы на содержание одного обучающегося, воспитанника государственных образовательных учреждений в 2009 году запланировали 63,1 тысяч рублей. Для сравнения в 2008 году на ученика средней общеобразовательной школы выделялось из бюджета 48,8 тысячи рублей.

        Эти средства предусмотрены только на затраты, связанные с образовательным процессом. На них запрещено покупать компьютерное оборудование, проводить текущий и капитальный ремонт, оплачивать коммунальные услуги или школьное питание, использовать для проведения общественно значимых мероприятий.

        Опыт показывает, что создание доступных школ и совместное обучение («включенное», или «инклюзивное» образование) способствует социальной адаптации инвалидов, их самостоятельности и независимости, а самое главное — изменяет общественное мнение к инвалидам, формирует отношение к ним как к полноценным людям, помогает «обычным» детям становиться более толерантными и научиться уважать другие личности [8].

Глава 4. Другие варианты обучения детей-инвалидов

        Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:

        Спецшколы и интернаты - образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Также на территории РФ существует система домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов. Однако де-юре такие дома-интернаты не являются образовательными учреждениями и не могут выдавать документ об образовании. В 2009 году для домов-интернатов начал разрабатываться специальный образовательный стандарт.

        Коррекционные классы общеобразовательных школ - форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

        Домашнее обучение - вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

        Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

        На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование - в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.

Глава 5. Медицинская и социальная модели детей-инвалидов

        До настоящего момента мы фокусировали внимание на особых образовательных потребностях детей с ограниченными возможностями, а также на законодательно закрепленных обязательствах школ и других образовательных учреждений. Однако главная задача состоит в том, чтобы сделать все школы и учреждения более дружелюбными по отношению к детям с ограниченными возможностями. Одно из главных направлений деятельности на этом пути - устранение всевозможных барьеров в образовании, основывается на социальном подходе к инвалидности. На сегодняшний день существует две модели инвалидности, часто применяемые на практике.

           Медицинская модель определяет инвалидность через наличие нарушений здоровья, имеющихся у ребенка. Основное направление деятельности в рамках медицинской модели - минимизация нарушений через медицинское вмешательство и терапию. В рамках социальной модели люди с инвалидностью - это тоже люди с нарушениями, однако они являются инвалидами из-за существующих в обществе физических, организационных или отношенческих барьеров, предрассудков и стереотипов. Социальная модель пропагандирует равноправие всех детей и предоставление всем равных возможностей при получении образования, следовательно, для устранения барьеров должны меняться школы и образовательные учреждения, обеспечивая равные права и возможности для всех.

            Ранее существовала и еще одна модель инвалидности, иногда характеризуемая как традиционный подход. В рамках такого подхода наличие инвалидности рассматривалось как некое «проклятье» или «наказание» инвалидов или их родителей, согрешивших или делающих что-то «не так, как нужно». Инвалидность рассматривалась как форма колдовства, магии или божественного проведения. Подобные идеи сегодня отражаются во многих стереотипах относительно людей с инвалидностью, которые проявляются в литературе, искусстве и средствах массовой информации.

5.1.Медицинский подход к инвалидности.

           В рамках медицинского подхода ребенок с инвалидностью - это проблема. В прошлом дети с ограниченными возможностями рассматривались исключительно через призму их нарушения, подвергались обязательному «лечению», институциализации и изоляции от остального общества. Иногда у таких детей даже отнималось их право на жизнь. Сегодня высокотехнологичные решения, лекарства и методы терапии носят куда более конструктивный характер, к примеру, слуховые аппараты для людей с нарушениями слуха.

           От детей с инвалидностью в рамках модели ожидается приспособление к существующей среде и обществу. Зачастую забывается о том, что у детей-инвалидов также есть их права человека, в частности права быть принятыми такими, какие они есть и право на получение дошкольного и школьного образования. Зачастую их пытаются интегрировать в существующую среду (не путать интеграцию и инклюзию). При такой «интеграции» проблема все еще рассматривается внутри ребенка, а не в школе или детском саду, который этот ребенок посещает.

           Если ребенок не может выполнять некое функциональное действие из-за своего нарушения, проблема вновь ищется не в том, как организованно это действие и как его лучше организовать, а в самом ребенке, который не может это действие произвести.

   Ребенок фактически вбрасывается в школу или учреждение, где тратится много сил и времени на адаптацию к существующей среде и обществу, чтобы позволить ему наравне с другими участвовать в жизни школы.

           В рамках инклюзивного подхода каждая школа или учреждение еще на этапе планирования своей деятельности, образовательных программ и т.д. учитывает ожидаемые возможные потребности всех учеников с их индивидуальными потребностями. Именно такого подхода требует от школ закон о дискриминации инвалидов и другие действующие законы.

           При применении медицинского подхода родители часто получают искаженную информацию от медицинских работников, докторов, социальных работников и психологов о реальных возможностях своего ребенка и о наиболее подходящем для него способе получения образования. Причем наиболее вероятная рекомендация состоит в обучении ребенка в специализированной школе, детском саду или обучении его на дому, и родители часто принимают такие рекомендации.

           Основой данного подхода является сложившаяся практика в медицине, в которой существует некое «нормальное» состояние, и любые отклонения рассматриваются как девиации или патологии. Это слабо соответствует реальности, когда некоторые нарушения фактически являются нормой. Тем не менее, из-за существующих общепринятых принципов каждый старается соответствовать «норме» и при возможности тщательно скрывать свои нарушения.

           Нарушения могут сокращать жизнь людей, которые их имеют, и могут ограничивать круг того, что эти люди могут делать. Нарушения могут причинять значительную боль и неудобство, но они не должны определять жизнь ребенка с инвалидностью. Мы застряли и зациклились на медицинской модели, если нарушения определяют дальнейшую жизнь ребёнка [5].

МЕДИЦИНСКАЯ МОДЕЛЬ

СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Ребенок несовершенен

Каждый ребенок ценен и принимается таким, какой он есть

Диагноз

Сильные стороны и потребности, определяемые самим ребенком и его окружением

Вешание ярлыков

Определение барьеров и решение проблем

Нарушение становится центром внимания

Проведение мероприятий, нацеленных на результат

Оценка потребностей, мониторинг, терапия нарушений

Доступность стандартных услуг с использованием дополнительных ресурсов

Сегрегация и предоставление отдельных, особых услуг

Подготовка и обучение родителей и специалистов

Ординарные потребности откладываются

«выращивание» отношений между людьми

Восстановление в случае более или менее нормального состояния, иначе сегрегация

Различия приветствуются и принимаются. Инклюзия каждого ребенка.

Общество остается неизменным

Сообщество развивается

 5.2. Социальная модель инвалидности.

            Социальная модель инвалидности рассматривает барьеры, существующие в обществе и не позволяющие ребенку наравне участвовать в его жизни, как основную причину, делающую ребенка инвалидом. Социальная модель основывается на абсолютно разных определениях нарушения и инвалидности.

           «Нарушение – это потеря или повреждение физической, ментальной или интеллектуальной функции на долгое время или навсегда» «Инвалидность – это потеря или ограничение возможностей нормальной жизни в обществе на равных с остальными его членами из-за физических или отношенческих барьеров» (DPI, 1981)

           Нарушения и серьезные заболевания существовали и будут существовать всегда, зачастую они доставляют массу неприятностей и затрудняют нормальную жизнедеятельность. Общественное движение за права инвалидов, организованное самими инвалидами и всеми, кто их поддерживает, основывалось на том, что инвалиды подавляются остальным обществом независимо от наличия того или иного нарушения. Они считают, что позиция по отношению к инвалидности и направленная на них дискриминация является заслугой общества. Это не имеет никакого отношения к наличию нарушений здоровья. Зачастую каждый человек с инвалидностью чувствует, как будто это его вина, что он выглядит не так, как все или чем-либо от всех отличается. Все отличия заключаются в том, что некоторые части тела или ум несколько ограничены в способностях. Это является нарушением. Однако ЭТО НЕ ДЕЛАЕТ ИЗ ИНВАЛИДОВ НЕЛЮДЕЙ. К сожалению, большинство людей не могут принять инвалидов такими, какие они есть. Это страх, невежество, незнание, предрассудки, стереотипы, барьеры и дискриминация одних делает других инвалидами.

           Понимание и принятие социального подхода к инвалидности позволяет повышать самооценку людей с инвалидностью и дает им второе дыхание в их борьбе за равные права и возможности. Этот процесс повышение самооценки и активности инвалидов должен начинаться с ранних лет. Родители, учителя, доктора и все остальные, кто общается с ребенком в раннем возрасте, должны понять и принять эту модель.

   Родители и учителя зачастую чувствуют себя неловко рядом с ребенком с ограниченными возможностями. Они, безусловно, получат много пользы от тренингов по пониманию инвалидности. Такие тренинга позволяют людям лучше понять проблемы инвалидности, чувствовать себя комфортно рядом с людьми с инвалидностью и проводятся также людьми с инвалидностью.

           Непомерное желание и концентрация на поиске способов излечить человека от его нарушений заставляет нас забывать и меньше ценить многообразие и непохожесть людей. Такой подход имеет огромное значение для системы образования, в особенности для начальных и средних школ. Предрассудки по отношению к людям с инвалидностью и, точно так же, к многим другим меньшинствам, не передаются по наследству. Они обретаются людьми после столкновения с безразличием, и предрассудками других людей. Следовательно, чтобы избавится от дискриминации, мы должны начать с нашей системы образования.

           Борьба за инклюзию абсолютно всех детей, включая детей с «глубокими» нарушениями в одну, единую для всех и одинаково доступную и приветливую систему образования невозможна до того, как все мы поймем различия в двух подходах к пониманию инвалидности – медицинском и социальном.

Глава 6. Деятельность ДОУ в аспекте инклюзивного образования

        Один из практических аспектов деятельности ДОУ, который требует особого внимания, заключается в оценке результата. При специальном воспитании и обучении обсуждение и оценка результата фокусируется на прогрессе отдельных воспитанников, в то время как достижения общего образования обычно выражаются количеством детей, достигших поставленной цели. Несмотря на то, что стандартная система оценок позволяет достаточно легко измерить уровень развития и степень усвоения материала, она оставляет без внимания эмоциональные и межкультурные навыки ребенка, которые важны при социальной адаптации. Многие педагоги и психологи пришли к выводу о необходимости разработки стандарта описания и оценки той пользы, которую получают все дети, и увлекательными способами. Эта модель может быть особенно полезна потому, что она посещающие дошкольные учреждения в аспектах причастности к обществу, развития межличностных отношений и уровня знаний и умений.

        Ведущие специалисты Службы раннего образования для детей с особыми образовательными потребностями,  в течение пяти лет исследовали влияние инклюзивного образования на развитие детей с различными формами инвалидности.

        Главной целью проекта было найти способ описания значимых итогов для всех детей в условиях инклюзивного обучения. Многие часы наблюдений за детьми во время занятий, разговоров с педагогами и родителями, бесед с типично развивающимися детьми привели к появлению схемы, которая оказалась полезной при описании результатов влияния инклюзивного образования. Схема состоит из трех взаимосвязанных областей:

  1. Причастность.
  2. Отношения.
  3. Знания/навыки.

        Обучение происходит в рамках определенной системы занятий, в которой упор делается на активном участии ребенка в процессе обучения разумными, культурно допустимыми отражает итоги, важные для педагогов и родителей, не будучи ограниченной рамками стандартной оценочной системы. Особое свойство этой модели заключается в том, что составляющие ее понятия одинаково применимы к детям с инвалидностью и без, и она может использоваться педагогами, как общего, так и особого образования. Для понимания схемы нужно уяснить, что подразумевается под терминами "причастность", "отношения" и "знания/навыки".

        Читая различные определения инклюзии, мы видим, что в каждом из них упор делается на приобщение к какой-либо группе и участии в совместных действиях с другими, то есть на причастность к жизни этой группы. Понятие причастности фокусируется на том, насколько ребенок принят и активен в группе, а также на его включенности в социальную структуру группы. Ребенок может приобщаться к жизни группы как через организованную (специальные занятия), так и через свободную (игры на детской площадке) деятельность. Косвенно причастность может быть оценена по шагам, сделанным для того, чтобы ребенок мог активно участвовать во всех мероприятиях (например, изменение правил игры, чтобы ребенок с инвалидностью имел дополнительную попытку). Обычные дети могут легко помочь своим сверстникам с инвалидностью стать нужными участниками жизни группы, часто без помощи взрослых. Уроки, которые получают типично развивающиеся дети, помогая ребятам с инвалидностью полноценно участвовать в образовательной и общественной деятельности, могут быть важнейшим положительным итогом существования инклюзивных образовательных учреждений. Среди них можно выделили следующие возможные результаты:

  1. Уменьшение боязни различий между детьми и одновременно большее спокойствие и понимание действительности;
  2. Рост социальной сознательности;
  3. Динамика развития самосознания и самооценки; проявление искренней заботы и дружбы.

        В то время, как понятие причастности охватывает взаимодействие ребенка с группой сверстников, в области отношений внимание уделяется связям с отдельными детьми. Цель изучения сферы отношений - в оценке более сложной системы взаимодействия. Понятие отношений охватывает широкий ряд моделей поведения и сложных межличностных взаимодействий. Ребенок может завязывать отношения в любом окружении, в котором он проводит время.

Отношения можно систематизировать:

  1. игровые/приятельские (например, дети, играющие вместе в свободное время);
  2. оказание помощи (ребенок, оказывающий поддержку сверстнику);
  3. принятие помощи (ребенок, получающий поддержку от товарища);
  4. групповые (двое детей, которые общаются, шагая рядом на прогулку, но, возможно, которые не стали бы контактировать в ситуации свободного выбора);
  5. конфликтные (спор детей о правилах игры или в попытке договориться об использовании одной вещи).

        Можно предположить, что дети, развитые в области отношений, могут взаимодействовать со многими ровесниками, и можно выделить множество положительных результатов для типично развивающихся детей в области отношений, в том числе: участие в различных социальных связях; большая терпимость и принятие как инвалидов, так и людей без инвалидности; большее желание помочь другим и принять помощь, когда это необходимо.

Знания/навыки - самый традиционный из трех параметров оценки значения инклюзивного образования и наиболее знакомый психологам и педагогам. При этом его легче всего измерить. Поэтому данное понятие не требует объяснений, в отличие от двух предыдущих.

        Важно заметить, что для того, чтобы быть успешными в обществе, дети должны приобретать определенные умения, однако, одни навыки и знания не могут составить надежную основу для получения желаемого результата. При планировании и оценке общеобразовательной программы воспитания и обучения для всех детей необходимо учитывать все три сферы - причастности, отношений и знаний/умений. В совокупности они дают цельную и важную для общества картину значимых результатов, достигаемых детьми в инклюзивных образовательных учреждениях, а оценка детей по этим трем параметрам поможет ДОУ доказать эффективность своей работы.

        Существование образовательных учреждений ":с установкой на инклюзию - самый эффективный способ борьбы с дискриминацией, формирования добрых отношений в :сообществах, построения общества, приемлемого для всех и обеспечения возможности всеобщего образования".

Инклюзивные образовательные учреждения создают идеальные условия для того, чтобы члены сообщества не только лучше понимали эти вопросы, но и приобщались к новой системе ценностей и взглядов для лучшего взаимодействия с окружающими, независимо от того, отличаются они или похожи [7].

Заключение

        Благодаря активному обсуждению проблемы обучения детей-инвалидов в России правительство РФ приняло ряд законов, положений о защите прав инвалидов и по улучшению их жизни, подписало Конвенцию ООН «О правах инвалидов», т. е. государство стало формировать законодательно-нормативную базу об улучшении жизни людей с ограниченными возможностями, в том числе и о специальном инклюзивном образовании, которое направленно на помощь детям-инвалидам адаптироваться в современных условиях жизни, кроме того введение данной формы образования должно изменить общественное мнение восприятия инвалидов как опасных, ограниченных, «лишних» людей.

        В Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской областях в качестве эксперимента в определенном количестве школах введена система инклюзивного образования. Количество областей вошедших в эксперимент ограниченно, в то же время детей-инвалидов большое количество по всей России, в том числе и в отдаленных районах, поселках, селах. Модель внедрения инклюзивного образования носит экспериментальный характер. С учетом того, что проблема образования детей-инвалидов обсуждается с 90-х годов, мы можем говорить о медленном внедрении данного вида образования, и одной из причин этого является недостаточное финансирование, выделения средств на переоборудования детских учреждений в соответствии с нуждами детей-инвалидов, переобучение педагогического состава, разработку методик и т.д. Все усилия по инклюзивному образованию основаны на правовой идеологии - если мы делаем это из жалости или благотворительности, мы не сможем получить нужные результаты. Все дети могут учиться - мы должны создать подходящие условия для их обучения;

        Есть много учреждений, которые работают в интересах детей со специальными нуждами, и они делают свою работу хорошо. Если методы инклюзивного образования разработаны относительно всей системы учреждений, тогда каждый ребенок найдет место для образования, и это место будет наилучшим местом для них, и в этом случае, образование в школе сочетается с проживанием в семье;

        По моему мнению, проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья государству следует уделять больше внимания, т. к. эти дети должны иметь равные права со здоровыми детьми, ведь среди них так же есть способные дети в учебе, талантливые, одаренные, но не способные «влиться» в общественную жизнь самостоятельно.

Список используемой литературы:

  1. Битов А.Л. "Особый ребенок исследования и опыт помощи" проблемы интеграции и социализации,– М.: Правда, 2000,С.254
  2. Зайцев Д.В. Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями// интернет ресурс информационно-аналитический портал SocPolitika.ru/ режим доступа http://www.socpolitika.ru/rus/conferences
  3. Иванова А.Е. Инвалидность населения // интернет ресурс Web-Атлас: «Окружающая среда и здоровье населения России»/ режим доступа http://www.sci.aha.ru/ATL/ra61a.htm
  4. Кузнецова Елена Москва обеспечит детям-инвалидам выбор условий обучения – Бунимович// интернет ресурс РИА Новости/ режим доступа http://www.rian.ru/edu_analysis/20090903/183486517.html
  5. Конвенция о правах инвалидов. Краткое изложение основных положений// интернет ресурс Портал для людей с ограниченными возможностями здоровья Dislife/ режим доступа http://www.dislife.ru/flow/theme/1000
  6. Малофеев Н.Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы// интернет ресурс технологическая школа № 1299/ режим доступа http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_iovrzpip
  7. Возможность инклюзивного (включённого) образования в интегративном классе общеобразовательной школы // режим доступа http://mamadirektor.
  8. Риезер Р., Котов В. "Медицинская и социальная модели инвалидности",- РОООИ "Перспектива", 2000.
  9. Романов Павел, Елена Ярская-Смирнова Образовательная интеграция детей-инвалидов// интернет ресурс книга  Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России/ режим доступа http://paralife.narod.ru/1sociology/politika_invalidnosti_2006/03_obrazovatelnaa.htm.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное обучение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе

Доклад на районом методическом объединении учителей начальных классов...

«Современные подходы к организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №349Ходоровской А. И.по вопросу«Современные подходы к организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» Тема выступления...

Инклюзивное образование.Обучения детей с ОВЗ.

Инклюзивное образование.Обучения детей с ОВЗ....

Выступление на региональном конкурсе « Открой себя!» 06.11.2019г. Мастер-класс «Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в рамках вос-питательного процесса общеобразовательного класса».

Выступление на региональном конкурсе « Открой себя!»   06.11.2019г.  Мастер-класс «Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в рамках воспитательного процесса общеобразовательн...

Особенности работы в условиях инклюзивного обучения детей с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы

    Одним из звеньев общей системы образования являются специальные образовательные школы коррекционной направленности. Содержание образования охватывает различные виды знаний, которы...