Рабочая программа "Обучая, развиваем" (Программа работы с одаренными детьми в начальной школе)
рабочая программа

Зыликова Татьяна Викторовна

Программа рассчитана на 4 года. Работа с одарёнными детьми - важный момент в работе учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zylikova_rabota_s_odaryonnymi_detmi.docx32.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

Г. Сафонова Смоленской области

                      Программа «Обучая, развиваем»

(Программа работы с одаренными детьми в начальной школе)

                    Сроки реализации программы: 2017-2021 г.

 

Учитель начальных классов:

Зыликова Татьяна Викторовна

 


 Актуальность проблемы. 

Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми. Проблема выявления и развития у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей чрезвычайно актуальна для современного образования. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Пояснительная записка

Детский возраст — период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризуют формирование и зрелость самого явления одаренности. Их интенсивность или, напротив, остановка определяют динамику развития одаренности. Одаренных отличает высокая чувствительность во всем: они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени и науке, культуре, технике. Следовательно,  необходимо заботиться об организации системы воспитания и обучения одаренных для сохранения своего потенциала к поступательному развитию.

Цель программы — выявление и развитие способностей учащихся, обеспечение оптимальных условий реализации потенциала каждого младшего школьника.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи: 

  • знакомство с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;  - накопление литературы по данному вопросу;
  • знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;  - проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.
  • отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;  
  • предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем, через самостоятельную работу.  

Программа работы с одаренными детьми в начальной школе составлена на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Конвенции ООН о правах ребенка, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Национальной образовательной стратегии-инициативы «Наша новая школа», Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.

Реализация цели и задач программы основывается на следующих принципах:

  • Принцип природосообразности (Я.А. Коменский). Этот принцип подразумевает поддержку и развитие природных сил и задатков ребенка, сохранение и укрепление его здоровья.
  • Принцип «турникета» (Рензулли, Рейс, Смит). Данный принцип реализуется через осуществление непрерывного наблюдения за успехами детей.
  • Принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное. Реализация этого принципа является основным психологическим условием развития творческого потенциала школьников. Работа по развитию творческого потенциала должна вестись именно с эмоциональным содержанием
  • Принципы гуманистической психологии: безоценочность, принятие других, безопасность, поддержка.
  • Принципы развивающего обучения: проблемность, диалогичность, индивидуализация. Развивающее обучение — это обучение, содержание, методы и форма организации которого прямо ориентированы на закономерности развития. При всех существующих сегодня различиях разных подходов к развивающему обучению они в той или иной форме ориентированы на интеллектуальное развитие — на развитие мышления (эмпирического, теоретического, научного, творческого, диалектического и т.д.). Принцип проблемности заключается в том, что разрешение ребенком целого ряда проблемных ситуаций приводит к формированию умения распознавать и адекватно выражать свои собственные эмоциональные реакции и состояния. Принцип диалогичности проявляется в том, что разрешение какой-либо проблемной ситуации осуществляется в диалоге со взрослым. Принцип индивидуализации применительно к эмоциональным реакциям и состояниям означает, что принимаются все индивидуальные реакции ребенка и все формы их выражения и проявления.
  • Принцип дифференциации. (Этот принцип заключается в учете индивидуально-типологических особенностей личности в форме группирования учащихся и различного построения процесса обучения в выделенных группах. В дифференциации выделяются три основных компонента: 1) учет индивидуально-типологических особенностей личности; 2) группирование учащихся; 3) различное построение процесса обучения в выделенных группах. Если в процессе обучения присутствует только один из этих компонентов, это не дифференцированное обучение.

Программа работы по выявлению и развитию способностей у учащихся  начальных классах реализуется в течение четырех лет.

Педагогические методики:

  • Метод индивидуального подхода Е.И.Пассов, Г.А.Китайгородская,
  • Система методов проблемного обучения (номенклатура методов, предлагаемая М.Н. Скаткиным и И.Л. Лернером);
  • Метод проектов Л.С.Выготский,
  • Технология деятельностного метода (А.А.Леонтьев)
  • Личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С.Якименская

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа состоит из двух разделов: 1 раздел — «Диагностический», 2 раздел — «Развивающий».

1  раздел Диагностический

Задача. Выявление одаренных детей.

Осуществляется диагностика через наблюдение, тестирование, анкетирование и др. В диагностике одаренности должны участвовать не только психологи и педагоги, но и обязательно родители. На основе полученных результатов составляется банк данных по одаренным детям, проводятся консультации для учителей и родителей детей.

Диагностики: 

1.Методика диагностики мотивации учения. Автор:  Н.Г.Лусканова

2. Карта интересов для младших школьников

3.Методика диагностики одаренности младших школьников.  Автор – А.И.Савенков

Признаки детской одаренности

Интеллектуальная одаренность. Ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, проявляет выраженную и разностороннюю любознательность, часто с головой уходит в то или иное занятие, охотно и легко учится, выделяется умением хорошо излагать свои мысли, демонстрирует способности к практическому приложению знаний, знает многое, о чем его сверстники и не подозревают, проявляет исключительные способности к решению задач.

Академическая одаренность. Чтение: ребенок часто выбирает своим занятием чтение, использует богатый словарный запас и сложные синтаксические структуры; подолгу сохраняет внимание, когда ему читают; понимает и исключительно хорошо запоминает то, что ему читают; способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова; проявляет необыкновенный интерес к написанию имен, букв и слов; демонстрирует умение читать. Математика: ребенок проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений; демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков); с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания; разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег; часто применяет математические навыки и понятия в процессе занятий, не имеющих отношения к математике. Естествознание: ребенок внимателен к предметам и явлениям; проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации; может подолгу сохранять внимание к предметам, связанным с естествознанием и природой; часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов; проявляет большой интерес к естественно-научным опытам и экспериментам; демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абстрактные понятия.

Творческая одаренность. Ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу; демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей); часто делает все по-своему (независим, некомфортен); изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость); способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат; он склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх.

Художественная одаренность. Изобразительное искусство: ребенок проявляет очень большой интерес к визуальной информации; В мельчайших деталях запоминает увиденное; проводит много времени за рисованием или лепкой; весьма серьезно относится к споим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие; демонстрирует опережающую свой возраст умелость; оригинально использует средства художественной выразительности; экспериментирует с использованием традиционных материалов; осознанно строит композицию картин или рисунков; его произведения включают множество деталей; его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет; работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности. Музыка: ребенок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам; с удовольствием подпевает; определяет, какая из двух нот ниже или выше.

Спортивная одаренность. Ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; обладает хорошей зрительно-моторной координацией; любит движение (бег, прыжки, лазание); обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому); прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений (на бревне, трамплине); прекрасно владеет телом при маневрировании (стартуя, останавливаясь, целенаправленно меняя направление и т.п.); для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

Лидерская (организаторская) одаренность. Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям; другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям; в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе; имеет тенденцию руководить играми и занятиями других детей; с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми; генерирует идеи решения задач; в общении со сверстниками проявляет инициативу; принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные дня его возраста; другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.

                                2 раздел Развивающий

Задача. Развитие детской одаренности по разным направлениям: интеллектуальное, академическое, творческое, художественное, спортивно-оздоровительное, лидерское (организаторское).

Содержание. Отработка форм, методов, приемов работы с одаренными детьми. Проведение развивающих занятий с одаренными детьми. Разработка программ и планов индивидуальной работы с детьми.

Интеллектуальная одаренность и академическая одаренность развиваются при проведении индивидуальной и групповой работы с учащимися под руководством учителя на всех уроках в начальной школе; при проведении интеллектуальных марафонов, олимпиад, интеллектуальных игр, предметных недель. Во внеурочной работе — за счет участия детей в областных, всероссийских и международных интеллектуальных конкурсах; вовлечения детей в кружковую работу по интересам; привлечения к исследовательской деятельности.

Творческая одаренность и художественная одаренность развиваются при проведении целенаправленной работы на уроке через систему заданий и вопросов творческого характера; через участие детей в конкурсах детского творчества, в выставках, концертах, в творческих мастерских. Во внеурочной работе — за счет участия детей в областных, всероссийских и международных творческих конкурсах; вовлечения детей в кружковую работу по интересам; привлечения к проектной деятельности.

Психомоторная (спортивная) одаренность развивается на уроках физкультуры по индивидуальным планам работы с ребенком и через участие в спортивных соревнованиях по соответствующему профилю. Во внеурочной работе — за счет участия детей в областных, всероссийских и международных спортивных соревнованиях; вовлечения детей в спортивные секции по интересам.

Лидерская (организаторская) одаренность развивается на уроках при использовании коллективных способов обучения школьников; при распределении ролей в играх и общественных обязанностях. Во внеурочной работе — за счет включения в руководящую деятельность при выполнении коллективной работы.

Диагностические методики определения интеллектуальных и творческих способностей.

  • Методика для диагностики интеллектуальных  способностей Л.А. Ясюкова.
  • Диагностика «Тип темперамента и диагностика «Типы мышления» по Л.А.Сиротюк.
  • Определение уровня познавательной потребности  ребенка   (Юркевич B.C.)
  • Определение уровня проявления способностей ребенка  (Сизанов А.Н.)
  • Тест креативности Вильямса

Работа  с одаренными и способными  детьми в начальной школе (1-4 классы)  считается подготовительным этапом. 

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.  При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в изучении  предметов (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение). Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе урочная и внеурочная деятельность организуются как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся.

На подготовительном этапе происходит: 

  • формирование навыков научной организации труда
  • вовлечение в активные формы познавательной деятельности
  • формирование познавательного интереса
  • выявление способных учащихся

Урочная и внеурочная деятельность строиться таким образом, что обучающиеся проявляют свои возможности в самых разных сферах деятельности. 

Условия успешной работы с одаренными учащимися

  • Осознание важности этой работы учителем и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
  • Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
  • Признание учителем того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Формы работы с одаренными и способными детьми

  • Олимпиады;
  • Творческие выставки;
  • Групповые занятия с сильными обучающимися;
  • Проектная деятельность;
  • Предметный кружок;
  • Творческие мастерские;
  • Конкурсы различного уровня;
  • Внеурочная деятельность

Ожидаемые результаты 

  1. Формирование системы работы с одаренными и способными обучающимися;
  2. Формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;
  3. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы;
  4. Увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях;
  5. Повышение показателей успешности детей на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
  6.  Повышение качества образования.

 

План работы по выявлению и развитию способностей младших школьников.

 

№ п/п

Мероприятие

Сроки

Ожидаемый результат

1

Работа кружков  

«Занимательная математика»,  

«Секреты речи»

Занятия на учебном сайте : учи. ру

2ч в неделю в течение года

1 ч в неделю в течение года

индивидульно в течение года

Развитие интеллектуального творчества обучающихся, привлечение их к исследовательской и творческой деятельности

Увеличение количества учащихся, занятых во внеурочной деятельности

2

Олимпиады (школьные, муниципальные, региональные, всероссийские, международные)

в течение года

Увеличение числа участников и призовых мест в олимпиадах

3

Участие в конкурсах и выставках различного уровня

в течение года

Создание образовательной среды, способствующей познавательной активности обучающихся .

4

Участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях (играх, соревнованиях, походах, днях здоровья)

в течение года

Создание образовательной среды, способствующей  укреплению здоровья.

Увеличение количества учащихся, занятых во внеурочной деятельности.

5

Проведение диагностических работ, анкет, мониторингов, предусмотренных программой

в течение года

Выявление уровня развития способностей .

6

Изучение опыта работы учителей школы с одарѐнными детьми

в течение года

Расширение опыта работы с одарёнными и способными детьми

7.

Активное участие во внеклассных мероприятиях, различных творческих конкурсах

в течение года

Создание условий, способствующих творческой активности обучающихся

 

Литература:

  1. Омарова В.К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К. Омарова  // Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 22-28. - Библиогр.: с. 28.  
  2. Сатынская А.К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей / А. К.

Сатынская  

// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 29-33. - Библиогр.: с. 33.  

  1. Афанасьева В.Н.Дидактика для одаренных детей / В. Н. Афанасьева, Ж. П. Карамбаев  // Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 50-55. - Библиогр.: с. 55.  
  2. Антонова И.Г.Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними / И. Г. Антонова// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 46-51.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Данная проблема давно волнует меня. Хочу поделиться своим опытом с коллегами....

СТАТЬЯ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучай...

Направления работы с одаренными детьми в начальной школе

Переход к развивающей системе  образования с использованием различных инновационных технологий способен обеспечить саморазвитие личности одаренного ребёнка....

Статья «Методы и приемы работы с одаренными детьми в начальной школе»

Кто такой одаренный ребенок? Как заметить таких детей в начальной школе и помочь развитию их способностей....

Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"

Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...

Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе учителя начальных классов, Николаевой Татьяны Ивановны, учителя высшей квалификационной категории Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способност...

Работа с одаренными детьми в начальной школе /по материал из опыта работы/

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.Главная цель сейч...