Главные вкладки

    Дополнительная программа для учащихся начальных классов "Азбука здорового питания"
    рабочая программа

    Бережная Татьяна Борисовна

    За последние годы жизнь очень изменилась. А дети по-прежнему мечтают о радостной школе, а мы мечтаем, чтобы дети были, прежде всего, здоровы.

    Одной из главных задач воспитания мы считаем  сохранение физического, психического здоровья подрастающего поколения. Благополучие человека зависит от душевного и телесного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведёт человек. Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. И учить вести здоровый образ жизни надо начинать в детстве. Реализация программы «Азбука здорового питания» в начальной школе является удачным тому примером.

     Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей: нежелание ребёнка завтракать перед школой, есть горячий завтрак – кашу, привычка есть в сухомятку, нежелание есть супы, овощи, молочные продукты, рыбу. Несмотря на это, далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности питания. Наша программа поможет детям задуматься о своём здоровье, питании и правильно реализовать это в жизни.

              Необходимость данной программы вызвана тем, что отсутствие культуры питания у детей ведёт к ухудшению их здоровья. У детей возникают: повышенная утомляемость, авитаминоз, заболевания пищеварительного тракта, йододефицит, избыточный вес.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon programma_azbuka_zdorovogo_pitaniya.zip20.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №12» г. Воркуты

    Азбука здорового питания

    (дополнительная программа для учащихся начальных классов)

                                                             Авторы:

                                                                              Бережная Татьяна Борисовна,

                                                                              учитель начальных классов;

           Попова Владлена Владиславовна,

                                                                              педагог дополнительного образования

    Воркута 2013

    Оглавление

    Введение…………………………………………………………………...3

    Основная часть…………………………………………………………..5

    Организационно-педагогические основы обучения….. 5                    

                         Тематическое планирование……………………………..7

               Ожидаемые результаты………………………………….9

    Заключение……………………………………………………………….10

    Список  литературы……………………………………………………11

    Приложение……………………………………………………………..12

    Введение

    За последние годы жизнь очень изменилась. А дети по-прежнему мечтают о радостной школе, а мы мечтаем, чтобы дети были, прежде всего, здоровы.

    Одной из главных задач воспитания мы считаем  сохранение физического, психического здоровья подрастающего поколения. Благополучие человека зависит от душевного и телесного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведёт человек. Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. И учить вести здоровый образ жизни надо начинать в детстве. Реализация программы «Азбука здорового питания» в начальной школе является удачным тому примером.

     Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей: нежелание ребёнка завтракать перед школой, есть горячий завтрак – кашу, привычка есть в сухомятку, нежелание есть супы, овощи, молочные продукты, рыбу. Несмотря на это, далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности питания. Наша программа поможет детям задуматься о своём здоровье, питании и правильно реализовать это в жизни.

               Необходимость данной программы вызвана тем, что отсутствие культуры питания у детей ведёт к ухудшению их здоровья. У детей возникают: повышенная утомляемость, авитаминоз, заболевания пищеварительного тракта, йододефицит, избыточный вес.

               Неконтролируемый поток рекламы (чипсов, газированных напитков, шоколадных батончиков, всевозможных конфет) формирует неправильный стереотип питания у детей. Семейные традиции зачастую тоже дают неправильное представление о питании, это приводит к дисбалансу в организме. Следовательно, формировать правильное представление о питании необходимо начинать у детей младшего школьного возраста.

               В увлекательной игровой форме дети должны знакомиться с гигиеной питания, узнавать о полезных и вредных продуктах, о совместимости и несовместимости продуктов между собой, получать представления о правилах этикета.   Данная программа предусматривает пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний  об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.

    Цель программы: формирование у детей  основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

    Задачи:

    - развитие  представления детей  о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей,

    -  формирование готовности заботиться и укреплять здоровье;

    - расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и

      укрепление   здоровья, формирование готовности выполнять эти правила;

    - развитие навыков правильного питания как составной части здорового образа

       жизни;

    - пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и

      здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа.

    - развитие представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание

      того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры

       личности.

    - развитие кругозора, интереса к познавательной деятельности, самостоятельности, самоконтроля, коммуникативности,  творческих способностей.

             В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие  непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.  

    Основная часть

    Организационно-педагогические основы обучения

    Содержание  программы, а также используемые формы  и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.

             Данная система занятий   предполагает активное  участие и  максимальное вовлечение детей начальных классов  в  поисковую работу, в  отработку знаний,  навыков в определении продуктов правильного питания,  понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей  своего региона.

             Преимущество программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер,  актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. Данный курс может быть реализован в рамках внеурочной деятельности в форме:

    • праздников;
    • бесед;
    • часов общения;
    • походов-экскурсий;
    • в рамках проектной деятельности;
    • конкурсов  рисунков и плакатов на тему правильного питания и здорового образа жизни;
    • выпуска газет, информационных буклетов.

    Выполнение программы рассчитано на 1 год обучения, 1 занятие в неделю.

    Программа состоит из 3-х разделов:

    № п⁄п

    Раздел

    1

    Гигиена питания

    2

    Этикет

    3

    Азбука питания

    Гигиена питания (2 ч)

     Вводное занятие «Здоровье – это здорово!».  Гигиена школьника

    Этикет (2 ч)

             Правила поведения в столовой (Приложение 1).  Как правильно вести себя за столом.

    Азбука питания (30 ч)

             Если хочется пить (немного о воде). Мероприятие «Праздник воды» (Приложение 2).  Напитки: чай, морсы, компоты, соки.  В гостях у самовара (Приложение 3). Неполезные продукты: напитки. Молоко - пища или напиток? Молочные продукты. Хлеб всему голова. Плох обед, если хлеба нет. Экскурсия на  Воркутинский хлебокомбинат (Приложение 4). Конкурс проектов «Маленький исследователь» (Приложение 5). Мясо и рыба. Блюда из зерна. Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. Праздник «Кашки-вкусняшки» (Приложение 6). Из чего состоит наша пища. Овощи. «Чипполино и его друзья». Ягоды и фрукты – самые витаминные продукты (Приложение 7- 9). Ягоды нашего края. Ягодный КВН (Приложение 10). Вкусные и полезные угощения: мед, варенье, шоколад, мороженое. Мероприятие «День варенья» (Приложение 11). Конкурс проектов «Маленький исследователь» (Приложение 12).

             Всё ли полезно, что в рот полезло. Вредные и полезные привычки в питании. Сладости – вред или польза? Неполезные продукты: чипсы, сухарики. Всегда ли нужно верить рекламе?  

    Блюда разных народов. Здоровая пища для всей семьи. Вкусные традиции моей семьи. Конкурс проектов «Маленький исследователь». Правильное питание – залог здоровья.

    Тематическое планирование

    п/п

    урока

    Тема

    Гигиена питания (2 часа)

    1

    1

    Вводное занятие «Здоровье – это здорово!»

    2

    2

    Гигиена школьника

    Этикет (2 часа)

    3

    1

    Правила поведения в столовой.  

    4

    2

    Как правильно вести себя за столом.

    Азбука питания (30 часов)

    5

    1

    Если хочется пить (немного о воде).

    6

    2

    Мероприятие «Праздник воды».

    7

    3

    Напитки: чай, морсы, компоты, соки.  

    8

    4

    В гостях у самовара.

    9

    5

    Неполезные продукты: напитки.

    10

    6

    Молоко - пища или напиток?

    11

    7

    Молочные продукты.

    12

    8

    Хлеб всему голова. Плох обед, если хлеба нет.

    13

    9

    Экскурсия на  Воркутинский хлебокомбинат.

    14

    10

    Конкурс проектов «Маленький исследователь».

    15

    11

    Мясо и рыба.

    16

    12

    Блюда из зерна. Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее.

    17

    13

    Праздник «Кашки-вкусняшки».

    18

    14

    Из чего состоит наша пища.

    19

    15

    Овощи. «Чипполино и его друзья».

    20

    16

    Ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.

    21

    17

    Ягоды нашего края.

    22

    18

    Ягодный КВН.

    23

    19

    Вкусные и полезные угощения: мед, варенье, шоколад, мороженое.

    24

    20

    Мероприятие «День варенья».

    25

    21

    Конкурс проектов «Маленький исследователь».

    26

    22

    Всё ли полезно, что в рот полезло.

    27

    23

    Вредные и полезные привычки в питании.

    28

    24

    Сладости – вред или польза?

    29

    25

    Неполезные продукты: чипсы, сухарики.

    30

    26

    Всегда ли нужно верить рекламе?  

    31

    27

    Блюда разных народов.

    32

    28

    Здоровая пища для всей семьи. Вкусные традиции моей семьи.

    33

    29

    Конкурс проектов «Маленький исследователь».

    34

    30

    Правильное питание – залог здоровья.

    Ожидаемые результаты

       Знания, умения, навыки, которые формирует данная программа у младших школьников:

    • знание детей о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены питания;
    • знания детей об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;
    • умение определять полезные продукты питания;
    • умение самостоятельно выбирать продукты, в которых содержится наибольшее количество питательных веществ и витаминов;
    • навыки, связанные с этикетом в области питания;
    • навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни.

    Проверка усвоения программы проводится в форме выполнения творческих заданий.

            Таким образом, такое содержание программы по формированию у детей основ культуры питания позволит подвести детей к пониманию того, что одной составляющей здорового образа жизни является правильное питание.

    Заключение

             Необходимость обратить внимание на здоровое питание школьника обусловлена рядом объективных причин:

    • фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к питанию и своему здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;
    • в этом же возрасте закладываются и основы здорового питания, как система норм и правил, усваиваемых ребенком в специально проецируемой деятельности.

    Вопросы организации школьного питания в последние годы вызывают повышенный интерес. Их решению посвящена программа «Азбука здорового питания». 

    В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие  непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.  

    Разумеется, ответственность за здоровое питание  ребенка лежит не только на учителе, но, говоря по справедливости, и на всем его ближайшем окружении.

    Список литературы

    1. Бабина Н.В. Секреты этикета. – Смоленск: Русич, 2001
    2. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
    3. Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: АСТ, 1998
    4. Журавлев А. Где живу я отгадай. – Сыктывкар: ООО Титул, 2009
    5. Зайцев Г., Зайцев А. Твоё здоровье. – С-Пб., 1997
    6. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 13 , 1- 15 июля/ 2005. С. 16-28
    7. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15 , 1- 15 августа/ 2004. С. 5-8
    8. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15 , 1- 15 августа/ 2005. С. 5-47
    9. Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987
    10. Красная Книга Воркутинского райна. – Сыктывкар
    11. Листопад  А.П. Азбука живой тундры. – Сыктывкар, 2007
    12. Листопад  А.П. Мой край и я… – Сыктывкар, 2007
    13. Мартынов С.М. Овощи+фрукты+ягоды=здоровье. – М.: Просвещение, 1993
    14. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы. – М.: ВАКО, 2004
    15. Раковская Н. Будем знакомы: я – молоко! – М.: Детская литература, 1971
    16. Шалаева Г.П. Большая книга правил поведения для воспитанных детей. – М.: Эксмо, 2008
    17. Шоколадная книга /Пер. с англ.Н.Иншаковой. – М.:Эксмо, 2011


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа для учащихся начальной школы "Разговор о правильном питании"

    Данная программа для учащихся начальной школы. Для 1-3 класса даны темы для занятий кружка, для 4 класса - темы по спецкурсу (1 час в неделю), занятий кружка (2 часа в неделю)....

    Проект в начальной школе "Здоровое питание"

    Проектная работа учеников 3 класса с последующим выступлением перед младшими учащимися.Прописаны цели, задачи в соответствии с ФГОС , матрица проекта, план взаимодействия с учениками, в приложении кар...

    рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Здоровей-ка"

    Программа разработана для учащихся начальной школы и расчитана на четыре года. Программа включает вопросы не только физического, но и духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вече...

    Рабочая программа дополнительного образования для учащихся начальной школы "Я и компьютер"

    Программа дополнительного образования для учащихся начальной школы...

    Программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок» Спортивно-оздоровительное направление

    Основные направления реализации программы:  –    организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;– организация и проведение разнообразных мероп...

    Общешкольное мероприятие в начальных классах "Здоровое питание"

    В этом разделе вы можете найти материал внеклассного мероприятия на тему "Здоровое питание". Праздник очень интересный  и полезен для воспитания любви к здоровому обрвзу жизни....

    Спортивно-игровая программа для учащихся начальной школы"Здоровье-это здорово"

    Спортивно-игровая программа для начальной школы "Здоровье-это здорово" даёт начальные представления о том, что вредно , и что полезно для нашего здоровья. Направлена на привлечение внимания ...