Главные вкладки

    Учебный проект как средство развития исследовательских навыков лицеистов (тезисы конкурсной работы)
    материал (1, 2, 3, 4 класс)

    Радченко Галина Владимировна

       

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tezisy.doc19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учебный проект как средство развития исследовательских навыков лицеистов

    Радченко Галина Владимировна

    Научный руководитель к.п.н. Соколовская Ирина Николаевна

    ЛГУ им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

            Сегодня одной из важнейших задач, стоящих перед педагогом, является развитие исследовательских навыков учащихся. Наиболее успешен будет тот ученик, который не только владеет базовыми знаниями по учебным предметам, но и имеет высокий уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий. Такие требования являются не только формальными, прописанными в ФГОС, но так же именно исследовательские навыки и навыки проектной деятельности выступают ведущими требованиями при трудоустройстве и поступлении в высшую школу. Востребованность методики развития познавательных универсальных учебных действий и отсутствие детальных научных разработок по теме обуславливают актуальность работы.

            Первым этапом нашего исследования стало изучение психолого-педагогических источников, повествующих о методах развития исследовательских навыков у школьников. На данном этапе мы выяснили сущность и особенности подходов к понятию «исследовательские навыки», а так же отметили, что некоторые авторы (Н.В. Матяш, Н.Ю. Пахомова) предлагают для развития этих навыков использовать метод проектной деятельности. Изучив методическую литературу по реализации метода проектов в школе, мы пришли к следующим выводам: проектно-исследовательская деятельность способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и обучающихся, развития компетентности. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся является одним из методов личностноориентированного обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебной деятельности и приобщает к конкретным, жизненно важным проблемам.

            Следующим этапом работы стал констатирующий эксперимент. Исследование проводилось на базе МБОУ «Естественно-гуманитарный лицей №41». Ученикам лицея была предложена проектная задача, за ходом решения осуществлялось наблюдение, ключевые моменты фиксировались, так же ученики заполняли карты рефлексии. Мы получили следующие результаты:

            - Следует отметить, что данные карт рефлексии и наблюдения не расходились в существенных моментах, что означает умение учеников адекватно оценить себя и свою работу. 
            - Задача была решена в 100% случаев. Все группы справились с задачей. 
            - Ученики обеих возрастных групп в большинстве способны работать в команде над решением задачи, а так же умеют составлять четкий план действий, необходимых для решения задачи. (Планирование: совместное - 80%; единоличное - 10%; отсутствует - 10%)
            - Функции каждого члена группы были четко определены в каждой группе, однако выполнялись далеко не всеми в младшей возрастной групп (30% учащихся не выполняли функции в работе). Скорее всего, такой высокий процент обусловлен тем, что не все дети были готовы выполнять назначенные лидером функции. В старшей возрастной группе функции распределялись преимущественно "свободно" - каждый выбирал, что ему ближе, поэтому показатель по старшей группе существенно ниже - всего 5%. 
            - Для решения задачи 100% учащихся прибегли к поиску недостающей информации во внешних источниках - учебниках, в интернете, задавали вопросы кураторам групп и учителю, что значит что все ученики участвующие в нашем исследовании обладают навыком поиска и анализа информации.

            Основываясь на анализ наблюдений и карт рефлексии стоит отметить, что полученные результаты показали целесообразность использования метода проектов в формировании научно-исследовательских навыков, а так же помогли выявить особенности учебных проектов, способствующих этому.

    Проектная деятельность учащихся обусловлена познавательными мотивами и направлена на разрешение их познавательных проблем, создание качественно новых ценностей, важных для формирования таких качеств личности, как самостоятельность, активность, индивидуальность.

            Организация исследовательской деятельности сегодня – это мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в социуме, учит обучающихся принимать эффективные решения, планировать, анализировать и оценивать свою деятельность.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Митрясова Елена Владимировна, учитель начальных классов, МОУ «Гимназия №140», г. Омск, ХXI век – век интелл...

    Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков

    Проектная деятельность и ее организация в начальной школе....

    Доклад "Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков младших школьников"

    Особое место в формировании исследовательской культуры учащихся на уроках занимает метод проектов. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельнос...

    «Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников».

    «Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников». ...

    УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе сво...