Сборник активных приемов на уроках в начальной школе
методическая разработка

Усачёва Наталья Владимировна

Сборник

активных приемов

на уроках в начальной школе

Активные методы обучения (АМО) – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_aktivnyh_priemov_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Венгеровская средняя общеобразовательная школа №1

Сборник

активных приемов

на уроках в начальной школе

        Составитель:

учитель начальных классов,

Усачёва Наталья Владимировна

2019

Активные методы обучения (АМО) – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

АМО характеризуются высоким уровнем активности обучающихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога.

Прием «Свободный аукцион знаний».

Цель активного приема: формирование навыков самостоятельного поиска дополнительной информации по предложенной теме; умения выступать перед аудиторией; «проживание» ребёнком ситуации успеха.

Этап урока: обобщение и систематизация знаний

Конечный продукт: слушатели получают много интересной разнообразной информации, а выступающий – награду (диплом) за свою работу.

Описание приема: 

Заранее объявляется тема предстоящего занятия. Ребята собирают информацию об этой теме, дома готовясь к выступлению (достаточно просто рассказать о каком-то интересном факте или продемонстрировать иллюстрацию по теме со своим комментарием и т.п.).

На уроке учитель предлагает поделиться результатами поисков. Желающие выходят к доске и рассказывают. Одноклассники в это время слушают всех выступающих и оценивают их, например, по 10-бальной шкале, ставя оценку на отдельный лист.

После всех выступлений листы с баллами сдаются учителю, который подводит итоги, выдаются дипломы.

Прием «Выбери три слова». 

Цель активного приема: проследить за формированием навыка логического мышления и развитие этических чувств.

Конечный продукт: книга, газета, плакат, книжка-раскладушка по курсу.

Этап урока: обобщение и систематизация знаний

Описание приема:  обучающийся выбирает слова, объединенные общим смыслом (например, относятся к понятию «Добро» или «Честь»), прикрепляет на лист картона, а затем аргументирует свой выбор, приводя примеры.

Можно предложить это задание для пары, но тогда потребуется большее количество терминов.

Прием «Ковер идей». 

Цель активного приема: пользуясь этим методом, можно выявить проблемы, найти пути их решения, индивидуализировать действия и оценить их.

Конечный продукт: «Ковер разноцветный» на доске

Описание приема: проходит в три этапа.

Учащиеся делятся на 3-4 группы. вопрос, почему существует такая проблема. Каждая группа получает цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ученики отвечают на вопрос проблемы, например, почему трудно учиться в школе? Ответ группа записывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей».

Первый этап - понимание проблемы. Участникам предлагается ответить на

Второй этап - поиск решений. Что можно изменить? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги.

Третий этап - индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию.

Прием «Творческая мастерская». 

Цель активного приема: научить детей дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов. Бережно относиться к результатам чужого труда.

Конечный продукт: мини-проекты – книги, газеты, рисунки, фотовыставка и пр.

Описание приема: к уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, изготавливают блокноты, книги необычных форм.

Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в творческую мастерскую.

Прием «Крестословица»

Цель активного приема: приём позволяет осуществить терминологическое повторение материала. Развивает смекалку, память внимание.

Этап урока: Обобщение и систематизация знаний

Конечный продукт: Кроссворд

Описание приема: обучающиеся разбиваются на пары (объединяются учащиеся, сидящие за одной партой).        

Объявляется время (10 мин.). Первое слово записывается в середине листа по горизонтали, оно должно быть длинны (не менее 5 букв, причём каждая буква записывается в отдельной клетке).

Затем каждый по очереди пишет слово по теме, которое пересекается с предыдущими словами по горизонтали и (или) по вертикали (по типу кроссворда). При этом записываются очки по числу пересечений. Предположим, изучается тема «Имя прилагательное». Первый участник записывает по горизонтали слово «Прилагательное». Второй пишет по вертикали слово «признак», записывая себе одно очко, так как получилось одно пересечение. Первый участник пишет по вертикали слово «волнистая» и ставит себе одно очко. Второй участник записывает по вертикали другое слово и ставит себе одно очко, так как получается одно пересечение. Если получается 2 пересечения, тогда ученик ставит себе 2 очка.

Когда заканчивается время, подсчитываются очки, определяется победитель в паре и в классе.

 

Прием «Шпаргалки». 

Цель активного приема: усвоение содержания обучения и творческое овладение информацией

Этап урока: обобщение и систематизация знаний

Конечный продукт: шпаргалки

Описание приема: учащимся предлагается прочитать текст. Необходимо передать его содержание с помощью рисунков, условных обозначений или схем. Эти шпаргалки (подписанные) отдаются учителю. По желанию ученики подходят к учителю и извлекают шпаргалку. По этой шпаргалке нужно воспроизвести текст. Отмечаются лучшие шпаргалки и докладчики.

Прием «Ассоциации». 

Цель активного приема: формирование ценностного отношения к семье, своему роду, человечеству на основе изучения значения данных явлений в жизни личности, общества и государства

Конечный продукт: словарь понятий по теме

Описание приема: обучающиеся в группах выбирают только те понятия или иллюстрации, которые относятся к изучаемой теме, объясняют значение понятий и выражают личностное отношение к данным явлениям. Группы на основе карточек составляют словарь по теме.

Прием «Картинная галерея». 

Цель активного приема: вызвать у обучающихся учебную активность и учебную мотивацию в изучении предмета и темы занятия.

Конечный продукт: с помощью картинок, подготовленных самими ребятами, посредством размышления и обсуждения их на уроке, ребята самостоятельно приходят к осознанию новых терминов, понятий изучаемой темы.

Описание приема:

        1. Учитель задаёт задание, подобрать иллюстративный материал по следующей теме, которая планируется для изучения.

2. Учитель вывешивает на доске 4-5 картинок (фото), содержащие признаки основного понятия или явления.

3. Объединив учащихся в группы, он предлагает их представителям через некоторое время назвать признаки понятия, которые изображены на картинках.

4. После завершения работы в группах представители называют один признак, связанный с темой. Учитель записывает на доске, а ребята в тетрадь.

Прием «Лото». 

Цель активного приема: получить информацию об уровне усвоения учебного материала (понятий и определений).

Конечный продукт: составленное учащимся из отдельных фрагментов определение пройденного понятия.

Описание приема        :

1.Учитель на листе плотной бумаги или картона большими буквами записывает формулировку определения понятия, которое было изучено на прошлом уроке (можно отпечатать на компьютере).

2. Учитель разрезает заготовку так, чтобы на каждой части остались отдельные слова, которые нужно собрать ученику за определённое время. В игру можно ввести судью, который оценит и прокомментирует результат.

Прием «Дерево мудрости». 

Цель активного приема: привитие интереса к чтению и пониманию прочитанного через умение формулировать вопросы и задания.

Конечный продукт: дерево мудрости.

Описание приема:

        Сегодня мы с вами своими руками создадим древо мудрости. Сначала внимательно прочитайте, пожалуйста, текст.

(Учащимся дается время на чтение текста.)

Теперь каждый из вас должен написать записку. В ней нужно задать трудный вопрос по этому тексту.

(Учащиеся придумывают вопрос и записывают его на отдельный листочек.)

Пожалуйста, прикрепите листок скрепкой к «дереву».

Теперь каждый по очереди подойдет к дереву, снимет записку, прочитает вопрос вслух и постарается дать как можно более полный ответ на вопрос. Остальные оценивают и вопрос, и ответ.

Прием «Ромашка». 

Цель активного приема: этот прием дает возможность ответить слабым детям, адаптироваться и комфортно чувствовать себя в классном коллективе.

Конечный продукт: создание банка вопросов по теме, сформулированных обучающимися (в виде лепестков цветка ромашки)

Описание приема: на листиках ромашки готовятся учащимися несложные вопросы друг для друга по заданной теме, не требующие длительной подготовки, раздаются всем детям, 3 минуты на подготовку и ответ.

Активные методы обучения помогают:

развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика,

- учить учащихся самостоятельно добывать знания,

- развивать интерес к предмету,

- активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей:

- Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала;

- Развитие навыков активного слушания;

- Отработка изучаемого материала;

- Развитие навыков принятия решения;

- Эффективная проверка знаний, умений и навыков по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра, как средство познавательной активности на уроках в начальной школе».

Работать учителем в начальной школе очень сложно. Дети маленькие и быстро устают на уроках, а любой материал, даже самый простой им надо излагать в интересной и увлекательной форме. Для ре...

Развитие познавательной активности на уроках математики начальной школы.

В статье представлен материал о развитии познавательной активности на уроках математики начальной школы....

СБОРНИК ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ УРОКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Основополагающей мыслью, определившей визуальный образ создаваемой  карты урока для нашего образовательного учреждения, явилось понимание того, что необходима такая форма, которая предоставляет п...

Выступление на ШМО. Уроки в начальной школе. Особенности использования активных методов и форм на уроке в начальной школе.

Проблема активности личности в обученииПроблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элеме...

Сборник технологических карт уроков в начальной школе

СБОРНИК  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТУРОКОВ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

Тема: «Развитие критического мышления младших школьников через чтение и письмо как средство активизации познавательной активности на уроках в начальной школе »

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к образованию.    Школа должна готовить ребенка к жизни, формировать активную жизненную позицию....

«Облако слов» как средство познавательной активности на уроках в начальной школе

quot;Облако слов" отличное средство для развития познавательной активности на уроках в начальной школе....